Мудрый Юрист

О некоторых вопросах исполнения обязанности по уплате налогов при реорганизации юридических лиц *

<*> Kostikova E.G. On certain issues of execution of obligation of payment taxes in reorganization of juridical persons.

Костикова Е.Г., доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия.

Статья посвящена вопросу исполнения обязанностей по уплате налогов при реорганизации. В частности, автором рассмотрен вопрос о порядке исполнения солидарных налоговых обязательств правопреемниками реорганизованного юридического лица. Автор указывает на пробелы в правовом регулировании этого порядка, которые надлежит устранить в целях защиты прав налогоплательщиков при реализации п. п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ.

Ключевые слова: налоговое обязательство, п. 7 ст. 50 НК РФ, п. 8 ст. 50 НК РФ, реорганизация, разделительный баланс, разделение, выделение, правопреемник, солидарная ответственность (обязательства).

The article is devoted to the issue of execution of obligation of payment of taxes in case of reorganization. In particular the author considers the issue of execution of joint and several tax obligations by legal successors of reorganized juridical person. The author draws attention to lacunas in legal regulation of this procedure which should be eliminated in order to protect the rights of tax-payers in realization of points 7 and 8 of article 50 of the Tax Code of the RF.

Key words: tax obligation, point 7 of article 50 of the Tax Code of the RF, point 8 of article 50 of the Tax Code of the RF, reorganization, separation balance sheet, joint and several responsibility (obligations).

В ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов исполняется правопреемником (правопреемниками) реорганизованного юридического лица с учетом следующих правил. Во-первых, обязанность по уплате налогов и сборов возлагается на правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли ему (им) известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения этой обязанности реорганизованным юридическим лицом. Во-вторых, правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям по уплате налогов и сборов. В-третьих, на правопреемника возлагается обязанность по уплате налоговых штрафов, наложенных на реорганизованное юридическое лицо, только до завершения реорганизации (п. 2 ст. 50 НК РФ). В-четвертых, сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная реорганизованным юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам, сборам, а также задолженности по пеням и штрафам. Подлежащая зачету сумма распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

Правопреемники реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов пользуются всеми правами и исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Эти правила являются общими независимо от форм реорганизации.

Помимо указанных правил законодатель предусмотрел и специальные правила, касающиеся исполнения этой обязанности правопреемниками, различающиеся в зависимости от того, в какой форме была произведена реорганизация - преобразование, слияние, присоединение, выделение или разделение.

Так, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

При слиянии нескольких юридических лиц обязанность по уплате налогов исполняется их правопреемником - юридическим лицом, возникшим в результате такого слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ).

При присоединении правопреемником присоединенного юридического лица признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

При выделении правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения обязанностей по уплате налогов не возникает (п. 8 ст. 50 НК РФ).

При разделении правопреемниками реорганизованного юридического лица являются юридические лица, возникшие в результате такого разделения. При этом доля участия каждого из них в исполнении обязанности предшественника по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (п. 6 ст. 50 НК РФ), т.е. в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)).

Хотелось бы обратить внимание, что правила правопреемства, установленные в ГК РФ и НК РФ, различаются (за исключением реорганизации в форме разделения): если гражданско-правовые обязанности всегда переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом либо разделительным балансом (ст. ст. 58, 59 ГК РФ), то в отношении правопреемства по налоговым обязательствам такой оговорки не содержится. Также в случае реорганизации в форме выделения если гражданско-правовые права и обязанности переходят к выделенному лицу в соответствии с разделительным балансом, то вот правопреемства в части исполнения обязанностей по уплате налогов не возникает.

Представляется, что тем самым государство защищает публичные интересы: не имеет значения, отражено ли в передаточном акте или разделительном балансе обязательство по уплате налога, сбора, пени или штрафа, правопреемник в любом случае при выявлении недоимки будет обязан уплатить налог (сбор), а также пени на сумму недоимки.

Такой подход обусловлен тем, что зачастую на момент реорганизации налоговая недоимка в бухгалтерском учете юридического лица - предшественника отсутствует, а следовательно, не может быть отражена в разделительном балансе или передаточном акте. Но впоследствии сумма неуплаченного налога может быть выявлена по результатам проведенной налоговой проверки исполнения налоговых обязательств в период хозяйственной деятельности организации-предшественника <1>.

<1> Об этом же говорится в п. 2 ст. 50 НК РФ: обязанность по уплате налогов и сборов возлагается на правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли ему (им) известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения этой обязанности реорганизованным юридическим лицом.

Такие проверки могут проводиться в отношении правопреемника после завершения процедуры реорганизации. Замечу, что норма, напрямую предусматривающая право налоговых органов на проведение таких проверок, в НК РФ не закреплена <2>, однако такое правомочие проверяющих следует из системного толкования прочих налоговых норм. В частности, такое правомочие налоговых органов корреспондирует с обязанностью правопреемника реорганизованного юридического лица уплачивать недоимку по налогам и сборам предшественника независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения этой обязанности реорганизованным юридическим лицом (ст. 50 НК РФ). Именно такого подхода придерживается правоприменительная практика, в том числе судебная. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 по делу N А82-4644/2007-14 <3> указано, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом, при этом нормы НК РФ не содержат запрет на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2275/2008(3239-А27-15) <4>.

<2> В НК РФ закреплено правило о проведении повторной выездной налоговой проверки организации-налогоплательщика, осуществляемой в связи с его реорганизацией (п. 11 ст. 89). Но в этой норме речь идет о проверке организации-предшественника, а не правопреемника.
<3> Определением ВАС РФ от 19.05.2008 N 5863/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора // СПС "КонсультантПлюс".
<4> СПС "КонсультантПлюс".

При реорганизации в форме разделения для защиты публичных интересов предусмотрен другой порядок: если разделительный баланс не позволяет определить долю участия каждого правопреемника реорганизованного юридического лица в исполнении его обязанностей по уплате налогов, а также если разделительный баланс исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица (п. 7 ст. 50 НК РФ). Замечу, что юридическая судьба налоговых обязательств реорганизованного юридического лица определяется арбитражным судом не только на основании разделительного баланса, но также и на основании иных документов, прилагаемых к балансу. На это указал ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 09.08.2007 N А33-4648/05-Ф02-5221/07 <5> со ссылкой на п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н <6>.

<5> СПС "КонсультантПлюс".
<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.10.2003. N 40.

Обращу внимание, что п. 3 ст. 60 ГК РФ, который ранее предусматривал аналогичные правила: "если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами", - изменен Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" <7>.

<7> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.

Таким образом, законодатель сохранил правовую возможность возложения солидарной ответственности при реорганизации на правопреемников только в публичных (налоговых) отношениях.

В аналогичном порядке подлежат защите публичные права и при реорганизации в форме выделения: по общему правилу правопреемства в части исполнения его налоговых обязательств не возникает, однако если в результате реорганизации реорганизованное лицо не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), при этом доказано, что реорганизация была направлена на неисполнение налоговых обязательств, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Таким образом, в указанных случаях организации, участвовавшие в реорганизации, решением суда могут быть признаны солидарными должниками, взыскание налоговой задолженности с которых производится в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 321 ГК РФ, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное. При этом кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1 ст. 323 ГК РФ). А согласно ст. 325 ГК РФ должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого (пп. 1 п. 2). Это общее правило, которое применяется в том случае, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками.

С учетом указанных правил представляется интересным вопрос о размере регрессных требований организации, исполнившей в полном размере солидарные налоговые обязательства перед бюджетом, к остальным должникам. Как указано выше, по общему правилу каждый из солидарных должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими. В действующем законодательстве, регулирующем порядок исполнения налоговых обязанностей при реорганизации юридических лиц, иное определение размера долей не предусмотрено. Вместе с тем общее правило не представляется справедливым, если в процессе реорганизации активы (имущество, права) между правопреемниками распределены не в равных долях. Размер долей в солидарном налоговом обязательстве каждого обязанного лица должен определяться с учетом распределения активов. Такой подход прослеживается в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2009 N Ф04-3889/2009(9794-А27-48) <8>, где также отмечено, что заключение соглашения о распределении обязательств в ином порядке противоречит ГК РФ. Также в учет может приниматься доля передаваемого правопреемнику уставного капитала (по сути, речь также идет о распределении имущества реорганизуемого юридического лица) <9>.

<8> СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Постановления ФАС Московского округа от 30.07.2007, 06.08.2007 по делу N КА-А41/7246-07.

В целях защиты прав налогоплательщиков при реализации п. п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ будет правильным законодательно определить специальные правила исполнения солидарных налоговых обязательств при реорганизации.

Также неурегулированным является вопрос о возложении налоговых обязательств на правопреемников "разделенного" юридического лица в случае выявления неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по исполненным сделкам: имеются в виду ситуации, когда организация-предшественник приобрела товар, затем продала его; НДС неправомерно приняла к налоговому вычету. Информация о таких сделках в разделительном балансе отсутствует, соответственно, определение правопреемника представляется затруднительным. Такая ситуация рассмотрена ФАС Центрального округа в Постановлении от 10.09.2004 по делу N А54-2182/03-С3-С4 <10>. В такой ситуации налоговому органу потребуется в порядке п. 7 ст. 50 НК РФ обратиться в суд в целях возложения на правопреемников солидарной ответственности.

<10> СПС "КонсультантПлюс".

С учетом изложенного очевидна необходимость совершенствования налогового законодательства с целью закрепления четкого порядка исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником реорганизованного юридического лица <11>. Такие изменения необходимы для установления баланса частных и публичных интересов.

<11> Такого же мнения придерживаются авторы Концепции развития законодательства о юридических лицах (проект) (редакционный материал) // Вестник гражданского права. 2009. N 2.