Мудрый Юрист

Защита прокурором конституционных прав граждан

Иванов Айдар Лазаревич, прокурор Алданского района Республики Саха (Якутия), кандидат юридических наук.

В статье автор поднимает вопрос о несбалансированности полномочий следователя и прокурора, обращает внимание на необходимость внесения изменений в ст. 37 УПК РФ.

Ключевые слова: прокурорский надзор, Конституция, права, свободы, органы следствия, баланс.

Protection of constitutional rights and freedoms of citizens by a public prosecutor

A.L. Ivanov

In his article the author arises the question of disbanance in the authority between the investigator and the Public prosecutor, draws attention to the necessity of making some changes in the article 37 of the Criminal Trial Code of the Russian Federation.

Key words: the supervision of the Public prosecutor, the Constitution, the rights, the freedoms, balance.

Изменения, внесенные в 2007 г. в УПК, привели к сужению полномочий прокурора по защите конституционных прав и свобод граждан, изменив соответствующим образом круг и содержание его полномочий по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Как показала практика, такой подход законодателя снизил возможность защиты прокурором конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Полномочия прокурора, регламентированные новой редакцией ч. 2 ст. 37 УПК, не позволяют решать все принципиально важные вопросы по рассматриваемой проблеме. До недавнего времени руководителями следственных органов затягивалось время рассмотрения требований прокурора об устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального законодательства вплоть до направления дела в суд. Поэтому в современных условиях российской действительности, характеризующихся серьезными нарушениями конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, был принят Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ, который установил пятисуточный срок рассмотрения руководителем следственного органа вышеупомянутых требований прокурора. Безусловно, указанное дополнение - действенный шаг на пути к обеспечению полноценной защиты прокурором конституционных прав и свобод. И все же требование прокурора не носит обязательного характера для органов предварительного следствия. Незаконный (необоснованный) отказ с их стороны в его удовлетворении фактически не влечет каких-либо серьезных юридических последствий для должностных лиц следственных органов. Установленная ч. 6 ст. 37 УПК процедура обжалования таких решений носит затяжной, сложный характер и мало используется на практике.

Значительное расширение сферы судебного контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан не умаляет значения прокурорского надзора, а лишь повышает ответственность за каждое принятое решение должностного лица, уполномоченного от имени государства вести уголовное преследование и обеспечивать надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Прокурорский надзор осуществляется постоянно и непрерывно, а суд вступает в дело по мере поступления конкретных жалоб либо материалов следственных или оперативных органов.

Безусловно, это не свидетельствует о превалирующем значении прокурорского надзора над судебным контролем, а подтверждает, что судебный контроль в силу объективных закономерностей его функционирования не может заменить собой прокурорский надзор. Каждая из этих государственных систем занимает самостоятельную нишу в правовом государстве. При этом цели их функционирования совпадают - обеспечение гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан.

Следует сказать и о правозащитном потенциале прокуратуры при реализации новой нормы УПК РФ, предусматривающей прекращение уголовного дела исключительно органами предварительного расследования. Имевшаяся до этого практика показывала, что прекращение уголовных дел прокурором - эффективное средство защиты конституционных свобод граждан от незаконного уголовного преследования. Органы прокуратуры на любой стадии предварительного следствия обеспечивали незамедлительное прекращение уголовного дела в отношении незаконно привлеченных к уголовной ответственности граждан. В действующей редакции ст. 37 УПК прокурор не может прекратить незаконное уголовное преследование не только в стадии предварительного расследования, но и в случаях поступления уголовного дела к нему на утверждение обвинительного заключения для направления его в суд. Большинство правоведов оценивают это как юридический нонсенс.

Принципиально важно для сохранения конституционных прав граждан в уголовном процессе соблюсти баланс полномочий между следователем и прокурором. Необходимо, с одной стороны, обеспечить полноценную процессуальную самостоятельность лица, проводящего расследование, а с другой - и не менее полноценно - его проведение законными способами и методами, с безусловным соблюдением прав всех участников процесса - подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и их адвокатов.

Самостоятельность следователей, руководителей следственных подразделений одновременно должна сопровождаться и качественным, эффективным прокурорским надзором за соблюдением законности их деятельности. Несоблюдение этого баланса может привести к доминированию ведомственно-следственных интересов, что нанесет ущерб конституционным правам граждан. Практика показывает, что руководители следственных органов не всегда заинтересованы в выявлении нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных следователями, особенно когда это касается конституционных прав граждан. Нередки случаи, когда прокурор не может проверить обоснованность жалобы участников уголовного процесса, так как следственные органы, пользуясь несовершенством законодательства, отказываются предоставлять на проверку материалы уголовного дела. Осуществление правозащитной функции нередко рассматривается руководителями следственных органов как помеха при реализации функции уголовного преследования.

Цель деятельности прокуратуры, осуществляющей от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью, не соблюдение интересов стороны или ведомства и не выигрыш дела, а соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Для этого были и должны оставаться за прокурором следующие полномочия: давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отстранять следователя от дальнейшего расследования; отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; продлевать срок предварительного расследования; прекращать уголовное дело за отсутствием состава либо события преступления на любой стадии досудебного производства; давать следователю обязательные к исполнению письменные указания, касающиеся соблюдения конституционных прав и свобод граждан.

Все указанные полномочия прокурора образуют неразрывное единство. Это сложный комплекс, каждый из элементов которого связан с другим и в целом предоставляет прокурору реальную возможность обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.