Мудрый Юрист

Непрофессиональные участники рынка ценных бумаг как субъекты инвестиционной деятельности

"Когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на

ком-то другом лежит юридическая обязанность совершать или

не совершать, не препятствовать действиям носителя права.

Если лицо несет юридическую обязанность, значит, есть

другое лицо, которое обладает правом и может требовать

исполнения этой обязанности" <1>.

С.С.Алексеев

<1> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 66 - 72.

Ротко С.В., кандидат юридических наук, Председатель третейского суда при МОО "ВП ЮФО".

Исходя из общих начал теории права, С.С. Алексеев определяет правоотношение как связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. Именно правовое положение субъектов и определяет структуру любого правоотношения. Исключением не являются и отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг. Их структура вполне раскрывается через связь между субъектами (участниками) рынка ценных бумаг.

Заметим, что на рынке ценных бумаг складываются как товарно-денежные, так и управленческие отношения <2>.

<2> Данная классификация отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, характерна для предпринимательского права.

Субъектами товарно-денежных отношений являются профессиональные (юридические лица, занимающиеся определенными законом видами профессиональной деятельности) и непрофессиональные участники рынка ценных бумаг (непосредственно эмитенты и инвесторы).

Эмитентом признается юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими <3>.

<3> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в послед. ред. ФЗ от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ, ФЗ от 6 декабря 2007 г. N 336-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2007. N 50. Ст. 6249; Российская газета. 2007. 12 дек. N 278.

Как отмечается Р.М. Исеевым: "Эмитент с экономической точки зрения является потребителем особых товаров и услуг на рынке ценных бумаг. Именно он прежде всего определяет потребность и спрос на рынке капиталов, в том числе и на рынке ценных бумаг" <4>.

<4> Исеев Р.М. Участники рынка ценных бумаг: правовой статус // Банковское право. 2006. N 3.

Обращаясь к анализу приведенного легального определения "эмитента" на рынке ценных бумаг, можно заметить, что законодателем четко определен круг лиц, которые подпадают под данную категорию. Но возникает вопрос: возможно ли его использование применительно ко всему рынку ценных бумаг?

Не будем зря критиковать законодателя и сразу отметим, что законодательное понятие "эмитент" создано лишь применительно к эмиссионным ценным бумагам. Таким образом, нельзя говорить о том, что ошибочно невключение в качестве "эмитентов" физических лиц, имеющих право "выпускать" неэмиссионные ценные бумаги, например вексель или складское свидетельство <5>.

<5> В этом случае для физических лиц в контексте определения их правового статуса более точно обозначение их в качестве "лиц, выдавших неэмиссионную ценную бумагу".

Говоря о юридических лицах как эмитентах, можно отметить, что возможно проведение их классификации по различным основаниям: например, по критерию, основанному на их принадлежности к той или иной организационно-правовой форме, или же в зависимости от вида деятельности, присущего юридическому лицу, или же по признаку места их нахождения <6>.

<6> См.: Исеев Р.М. Указ. соч.

Нельзя не отметить, что именно эмитент вводит в гражданско-правовой оборот новую ценную бумагу. Эмитентом на рынке ценных бумаг выполняется роль первоначального продавца. До момента продажи ценных бумаг эмитент является их собственником и соответственно обладает всем комплексом прав в отношении ценных бумаг, из чего следует право эмитента требовать от других лиц устранения препятствий к осуществлению своих прав.

Следующим субъектом на рынке ценных бумаг выступает инвестор <7>. Обратим внимание, что термин "инвестор" постепенно вошел в употребление и применительно к рынку ценных бумаг, а не был создан специально для обозначения одного из участников данного рынка.

<7> Заметим, что возможность обозначения данного вида субъекта в качестве "инвестора" ставится под сомнение. См. об этом далее по тексту.

Изначально понятие "инвестор" в российском законодательстве появилось в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <8>. В соответствии с ч. 3 ст. 2 данного Закона инвестором признается субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.

<8> См.: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в послед. ред. ФЗ от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005; Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 167 (утратил силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ).

Примечательно, что практически аналогичное определение инвестора содержится в Конвенции о защите прав инвестора <9>. Согласно ст. 1 Конвенции инвестором является государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций.

<9> См.: Конвенция о защите прав инвестора, закл. в г. Москве 28 марта 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8 (об отказе Российской Федерации стать участницей данной Конвенции см. распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2007 г. N 166-рп).

На законодательном уровне инвестиционной деятельности уделено внимание в ряде нормативно-правовых актов: Федеральный закон N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <10>; Федеральный закон N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <11>; Федеральный закон N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <12>.

<10> См.: Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в послед. ред. ФЗ от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; 2007. N 50. Ст. 6247.
<11> См.: Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в послед. ред. ФЗ от 29 мая 2008 г. N 58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; Российская газета. 2008. 7 мая.
<12> См.: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в послед. ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1096; Российская газета. 2007. 31 июля.

Отметим, что данные Законы не содержат понятия "инвестор". В Федеральном законе N 39-ФЗ данное понятие раскрывается через понятия "инвестиции" и "инвестиционная деятельность". В соответствии со ст. 1 Закона под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Исходя из данных определений, Р.М. Исеевым предлагается понимать под "инвестором" в общем смысле "лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее средства в развитие рынка товаров, работ и услуг", а в качестве "инвестора на рынке ценных бумаг" определять "лицо, вкладывающее средства в ценные бумаги, в портфельные инвестиции" <13>.

<13> Исеев Р.М. Указ. соч.

По мнению же О.Г. Ломидзе, "инвестор на рынке ценных бумаг" представляет собой "субъект, вкладывающий деньги, иное имущество в ценные бумаги в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта" <14>.

<14> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под науч. ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. С. 495 (автор главы - О.Г. Ломидзе).

Таким образом, в результате рассмотрения правового статуса "инвестора на рынке ценных бумаг" нельзя не обратить внимания на небольшую некорректность употребления такого термина применительно к покупателям ценных бумаг. Само понятие "инвестор" является скорее экономическим, нежели правовым, поскольку не несет никакой правовой нагрузки <15>.

<15> См.: Сборник базовых лекций. Специализация "Финансовое право": Учеб. пособие / РГЭА. Ростов н/Д, 1999. С. 115 (автор главы - И.В. Рукавишникова).

Солидарны с И.В. Рукавишниковой <16>, что понятие "владелец" несет большую смысловую нагрузку применительно к характеристике правового статуса покупателя ценной бумаги, и приобретает, таким образом, универсальный характер.

<16> См.: Там же. С. 116 (автор главы - И.В. Рукавишникова).

Невольное подтверждение этому можно найти и в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) владельцем признается лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. Термин "владелец" употребляется и в ст. 147 ГК РФ.

Считаем возможным не согласиться с Р.М. Исеевым, что "понятие "владелец" используется в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с выпуском и обращением эмиссионных ценных бумаг, в то время как рынок ценных бумаг включает и иные ценные бумаги, а также объекты, не относящиеся собственно к ценным бумагам, хотя и тесно связанные с ними" <17>. Напротив же, понятие "владелец" носит универсальный характер и применимо не только к эмиссионным ценным бумагам, а понятие "инвестор", как вполне применимое к инвестиционным (эмиссионным) ценным бумагам, и даже, несмотря на его применимость к производным финансовым инструментам, отступает по отношению к некоторым неэмиссионным ценным бумагам. Оценить такую применимость могут сами читатели.

<17> Исеев Р.М. Указ. соч.

Резюмируя изложенное, более приемлемо обозначать рассмотренный субъект дефиницией "владелец", а понятие "инвестор" является наиболее удачным в рамках норм публичного права <18>, в основном и составляющих Федеральный закон N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; Федеральный закон N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; Федеральный закон N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

<18> Предупредим въедливых читателей, что данные разграничения понятий "инвестор" и "владелец" важны нам в рамках описания отношений между субъектами рынка ценных бумаг как участниками гражданско-правового оборота. Согласимся с А.В. Майфатом, что "инвестор является субъектом с особым правовым статусом. С одной стороны, он не является предпринимателем, но его статус отличается и от обычного субъекта гражданского оборота, поскольку он опосредованно участвует в предпринимательской деятельности организатора инвестирования и должен принимать на себя часть рисков, связанных с такой деятельностью" (см.: Майфат А.В. Инвестор: понятие, статус, деятельность // Современное право. 2005. N 10).