Мудрый Юрист

Права и свободы военнослужащих

Клейменов А.С., аспирант МГИУ, сотрудник ФСО, преподаватель ГОУ СПО СМТ г. Серпухова.

Права и свободы человека, закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, не зависят от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Они должны предоставляться каждому человеку и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Мы живем в правовом государстве. У всех граждан Российской Федерации есть права и свободы, закрепленные в главном законе страны - Конституции Российской Федерации. Мне хочется затронуть вопрос прав и свобод военнослужащих. Но могут ли военнослужащие пользоваться ими в полном объеме?

Рассмотрим основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, в разрезе с ФЗ "О статусе военнослужащих".

При прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих. В Вооруженных Силах и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с участием военных контингентов в вооруженных конфликтах, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья задач. В ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплены страховые гарантии военнослужащих и право на возмещение вреда. Данная статья Закона действует, хотя и не в полном объеме, иногда приходится добиваться справедливости в суде.

Право военнослужащих на достойный уровень жизни и получение обеспечивающего его вознаграждения за труд нарушается повсеместно. Денежное содержание военнослужащих не соответствует количеству и качеству затрачиваемого ими труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах. Нынешний уровень денежного содержания офицеров войскового звена до подполковника включительно не высок. Так, майор Управления МВД ВВ г. Москвы, имеющий за плечами 25 лет выслуги, прошедший командировки в горячие точки, получает ежемесячно менее 30 тыс. рублей, а работать приходится не по 8 часов в сутки, да и выходных в месяц положено только шесть (на деле их обычно не более четырех). Прекрасно понимаете, на эту зарплату невозможно жить, не считая "каждую копейку". Не по этой ли причине идет досрочное увольнение в запас младших офицеров?

Статья 34 Конституции РФ гарантирует "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". У военнослужащих данного права нет, как нет данного права и у судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов и т.д. Это запрещено в ч. 7 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих". Кроме того, что военнослужащий не вправе "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями", он еще и не имеет права "заниматься другой оплачиваемой деятельностью", правда, в статью была внесена поправка "за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности".

Хотя в настоящее время военнослужащему и разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, но на это нужно получить разрешение командира части, а командиры такое разрешение дают неохотно. При этом данная деятельность не должна оплачиваться за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, можно оставить под вопросом и ст. 37, где говорится, что "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду".

Особенно тяжело такие ограничения прав ударяли по семьям военнослужащих в годы перестройки. Зарплата военнослужащим выплачивалась с задержкой на пару месяцев, да и то выдавали лишь какую-то ее часть. А во многих семьях это был единственный источник дохода, ведь часто у военнослужащих супруги не работали (не всегда можно найти работу в маленьком городке, а иногда и детей пристроить некуда) или работали в воинских частях. Гражданское население могло найти хоть какую-то работу, чтобы прокормить семью, а господа военные - нет. Очень тяжело было смотреть на здоровых, сильных мужчин, которые не могли прокормить свои семьи.

В ст. 40 Конституции сказано, что "каждый имеет право на жилище". С этим правом на бумаге все в полном порядке. В ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" четко сказано: "Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение".

На данный момент существуют две проблемы: предоставление служебного жилья по прибытии на новое место службы и предоставление постоянного жилья при увольнении со службы по выслуге лет или по состоянию здоровья.

По закону по прибытии к новому месту службы военнослужащему и членам его семьи должно быть предоставлено служебное жилое помещение не позднее трехмесячного срока со дня прибытия. Что же мы имеем на деле?

Без особых проблем обстоят дела только в дальних гарнизонах, где служебное жилье передается из рук в руки. Ведь там служит определенное число военнослужащих, приватизация жилья там запрещена, поэтому жилье сдается при отбытии военнослужащего. Хотя обычно в таких гарнизонах качество жилья оставляет желать лучшего.

А вот в более крупных населенных пунктах дела обстоят намного хуже. Очень часто приходится военнослужащим и их семьям ютиться в общежитиях. И отлично, если это общежитие квартирного, а не казарменного типа. Комнатка в 12 - 14 кв. м на 4 человека, общая кухня, общий санузел (если он вообще есть в этом здании и не надо бегать на улицу), а о душе и говорить не приходится. И это общежитие находится не где-то далеко, оно находится в Москве. В общежитии гнилые полы, обваливается штукатурка. А люди вынуждены жить в таких условиях и исправно нести нелегкую военную службу. В таких условиях в столице живут не только молодые лейтенанты, но полковники!

В законе также сказано, что воинские части, при отсутствии жилых помещений, ежемесячно (!) выплачивают военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и в размерах (!), которые определяются Правительством РФ. Вот только проблема возникает с ежемесячной выплатой: то деньги на счет не поступили, то поступили, но в меньшем количестве, то еще чего-нибудь случилось с этими злополучными денежными средствами. А платить за квартиру нужно ежемесячно и, желательно, на месяц вперед. И как здесь быть? Приходится урезать семейный бюджет, который и без того у военнослужащих не очень большой. Существует и другая проблема. А проблема в тех самых размерах. Ведь денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений согласно Постановлению Правительства РФ очень уж смехотворная: в г. Москве и Санкт-Петербурге - 1500 руб., в других городах и районных центрах - 1200 руб., в прочих населенных пунктах - 900 рублей в месяц. Очень хочется узнать "что?" и "где?" можно снять за эти деньги?

Условия предоставления жилья в трехмесячный срок также не соблюдается. Зачастую военнослужащим приходится жить в рабочих кабинетах по полгода, а семьи в это время ютятся у родственников. Даже регистрация в паспортном столе не всегда ставится в этот срок. А ведь без нее не принимают ни в одном медицинском учреждении, нельзя определить ребенка в садик, школу, устроиться на работу супруге!

При увольнении с военной службы военнослужащие, прослужившие 20 и более лет, по достижении ими предельного возраста или по состоянию здоровья должны быть обеспечены постоянным жильем. Кроме того, они даже не могут быть исключены из списков состава части (т.е. будут находиться за штатом) до получения этого жилья. Вот и ждут они жилье! Многие уже более пяти лет! А жилья все нет и нет...

Хотя в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны РФ (2000 г.), черным по белому написано: "Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди..." Несмотря на это, многие офицеры ждут положенного им жилья, имея на руках даже решение суда, в котором четко сказано "обеспечить жильем в установленные законодательством сроки", уже несколько лет! Находясь за штатом, они получают минимальное денежное довольствие, не имеют нормальных возможностей устроиться на работу. Это ли не нарушение прав человека!

Конституция РФ гарантирует "охрану здоровья и медицинскую помощь" (ст. 41). Военнослужащие получают бесплатную медицинскую помощь, но в основном это медико-санитарные части при воинских частях. Но только вот незадача, главный врач подчинен командиру части. Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями: обращается в медсанчасть офицер с высокой температурой и кашлем, диагноз ставится правильный - ОРЗ. По логике, нужно данному офицеру дать больничный на несколько дней, чтобы он вылечился, да и других не заразил. Но не так это просто. Военнослужащий должен подать рапорт командиру части с просьбой разрешить проходить лечение амбулаторно. А командир (то ли из-за плохого настроения, то ли действительно работать некому) отказывает. Таким образом, с температурой и кашлем офицеру приходится ходить на работу, ездить в командировки. А затем попадает данный офицер с двусторонним воспалением легких в больницу, где врачи (уже гражданские) долго возмущаются, как так можно запустить болезнь. Да и выписывают военные медики, зачастую не долечив. Ведь службу нести надо!!!

В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ говорится, что "каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации". В среде военнослужащих и их семей все дело обстоит иначе. Так, проживая в военном городке, близ охраняемого военного объекта, ни военнослужащие, ни члены их семей не могут выехать за пределы Российской Федерации даже в туристическую поездку, не говоря уже о поездках по приглашению знакомых (гражданское население, даже работая на секретных предприятиях, этим правом пользуется в полном объеме). Выехав на новое место жительства из таких городков, взрослое население семей военных дает "подписку о невыезде" за пределы РФ в течение пяти лет. Данный срок не зависит от того, имел ли ты доступ к какой-либо секретной информации или нет.

В ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 6) прописано, что военнослужащие могут выезжать за пределы Российской Федерации, но разрешение на выезд дается министром обороны РФ и согласовывается с соответствующими органами Федеральной службы безопасности РФ.

С одной стороны, государство пытается себя обезопасить, а с другой - жизнь проходит, и военные тоже люди, которые хотят посмотреть мир не по телевизору.

В настоящее время устраняется ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, преследующих политические цели. Запрет введен на участие в указанных мероприятиях, проводимых на территории воинской части (п. 3 ст. 7).

В ст. 30 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Полностью согласна с тем, что в России не допускается создание и деятельность политических партий и движений в органах прокуратуры, в органах милиции, в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях и органах, в таможенных органах. Но нет запрета на создание профессиональных союзов. Как обстоит дело с профсоюзами у военнослужащих?

В настоящее время дело обстоит так: согласно ст. 9 ФЗ "О статусе военнослужащих" "военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности", но в этой же статье написано, что "создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральными законами". На данный момент создание профессиональных союзов в целях защиты профессиональных, социально-экономических и иных прав и законных интересов военнослужащих допускается исключительно в системе органов федеральной фельдъегерской связи (Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи"). Кроме этого, единого законодательного акта, регулирующего вопросы создания и деятельности профессиональных союзов, не существует.

Внесенный в Государственную Думу РФ проект Федерального закона "О профессиональных союзах военнослужащих", направленный на реализацию гражданами РФ, проходящими военную службу, конституционного права на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов и регулирующий, по мнению его разработчиков, порядок создания и деятельности профессиональных союзов военнослужащих, был снят с рассмотрения.

Таким образом, у нас в стране военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и другими федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы и гарантии, которые должны компенсировать некоторые неудобства.

Несмотря на принимаемые государством меры, военнослужащие и члены их семей продолжают оставаться одной из наименее обеспеченных в социальном плане групп населения, их материальное положение остается низким.

Хочется верить, что когда-нибудь все недоразумения улягутся, и проблема защищенности и благосостояния военнослужащих и членов их семей будет снята. И все, что прописано в законодательстве, будет выполняться в действительности. Господа законодатели повернутся лицом к военным и будут принимать законы, способствующие укреплению статуса военнослужащего. Ведь именно в их руках находится мощь государства, его боевая сила.

Но сейчас это представляется лишь розовой мечтой, а отстаивать свои нарушенные права и свободы военнослужащим приходится самостоятельно. Гражданские юристы неохотно берутся за данные дела, ведь военное право несколько отличается от гражданского, имеет свои особенности.

Для решения этой проблемы мне кажется правильным единственный выход. Это создание консультаций военных юристов. Специалисты в данных консультациях должны хорошо ориентироваться в военном праве, быть действительно независимы от вышестоящего командования (т.е. не должны состоять на службе в какой-либо войсковой части, военной прокуратуре или военном суде), работать по невысоким тарифам. Может, тогда, ощущая свою защищенность, военнослужащие будут гордиться своей профессией, которой многие из них посвятили лучшие годы своей жизни!

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
  3. Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80.