Мудрый Юрист

Противодействие транснациональному незаконному обороту оружия: состояние и проблемы *

<*> Suharenko A.N. Combating transnational illegal sales of arms: condition and problems.

Сухаренко А.Н., старший преподаватель Приморского института государственного и муниципального управления.

Статья посвящена проблемным вопросам противодействия обороту оружия на транснациональном уровне. Незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ остается одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Одним из источников поступления оружия в криминальную среду является его контрабандный ввоз из-за рубежа. С использованием статистики и опубликованных материалов в работе прослежены основные пути движения незаконных каналов оружия.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, преступление, огнестрельное оружие, боеприпасы, транснациональная преступность.

The article deals with problems of combating sales of arms on the transnational level. Illegal sales of arms, weapons and explosive materials remains one of the most profitable types of criminal activities. One of the sources of criminal acquisition of arms is their smuggling from abroad. Using statistics and published materials. The author traces the main channels of illegal acquisition of arms.

Key words: illegal sales of arms, crime, fire-arms, weapons, transnational crime.

В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, деятельность транснациональных преступных организаций, связанная с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, является одним из основных источников угроз национальной безопасности <1>.

<1> Российская газета. 2009. 19 мая.

Несмотря на диверсификацию организованной преступности, незаконный оборот оружия остается одним из высокодоходных видов преступной деятельности. Динамику данного явления можно проиллюстрировать следующими данными: если в 1991 г. в федеральном розыске значилась 951 единица утраченного или похищенного оружия, то в 2008 г. - уже более 215,3 тыс. единиц, из которых 69,6 тыс. - нарезного <2>.

<2> Данные ДепУР МВД России.

Существующая система незаконного оборота оружия, безусловно, стимулирует рост вооруженности преступных формирований <3>, что, в свою очередь, неизбежно приводит к обострению криминальной ситуации. За последние семь лет было зарегистрировано более 3,2 тыс. преступлений, совершенных участниками ОПФ с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ <4>. Как правило, оружие применялось для совершения тяжких преступлений против личности или собственности. За указанный период ими совершено свыше 1,1 тыс. убийств, из них 63 - по найму. И это только то, что было официально зарегистрировано.

<3> За период с 1997 по 2007 г. у участников ОПФ было изъято 9,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4,9 тыс. - нарезного, 407 тыс. боеприпасов, 80 тонн взрывчатых веществ и 8,1 тыс. взрывных устройств. В свою очередь, за 2008 - 2009 гг. было изъято 456 единиц огнестрельного оружия, в том числе 298 - нарезного, 18,1 тыс. боеприпасов, 36 кг взрывчатых веществ и 238 взрывных устройств.
<4> См.: Ф. 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2003 - 2009 гг.

Одним из источников поступления оружия в криминальную среду является его контрабандный ввоз из-за рубежа. Основные контрабандные каналы проходят через северо-западные и южные рубежи России. Для перемещения оружия через границу используется автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, что обусловлено наличием в них большого количества труднодоступных мест для его сокрытия и сложностями в проведении таможенного досмотра (ограниченные сроки, отсутствие спецтехники и т.д.). За последние пять лет таможенными органами РФ изъято 320 единиц огнестрельного оружия, более 10 тонн взрывчатых веществ и 42 взрывных устройства <5>. В свою очередь, в 2008 г. пограничные органы РФ изъяли 197 единиц огнестрельного оружия (+ 43%) и 24,4 тыс. шт. различных боеприпасов (+ 40%) <6>.

<5> См.: Пресс-релиз ФТС России "Российской таможне - 15 лет". 2006. 24 окт.
<6> См.: Куликов В. ФСБ просветит границу // Российская газета. 2009. 28 мая.

Согласно данным ГИАЦ МВД России, уже к началу 2005 г. на централизованном учете состояло 28,4 тыс. единиц огнестрельного оружия иностранного производства, из них более 12 тыс. - нарезного. В основном это стрелковое оружие, произведенное в ФРГ, Чехии, Италии, Бельгии, КНР и бывшей Югославии. Больше всего такого оружия было изъято в Москве и Санкт-Петербурге, Республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Московской, Омской, Орловской и Самарской областях <7>.

<7> См.: Сас И. Войска вооружают криминал // Независимая газета. 2005. 28 янв.

Вместе с тем иностранное оружие не получило широкого хождения <8> ввиду насыщенности "черного рынка" огнестрельным оружием и боеприпасами отечественного производства. Треть всего разыскиваемого, похищенного и утраченного оружия приходится на государственные военизированные организации, и в первую очередь на Минобороны РФ <9>. Причем связано это не столько с участием в боевых действиях, ненадлежащим уровнем охраны складов и арсеналов, сколько с высоким уровнем коррупции в вооруженных силах <10>.

<8> Практика показывает, что иностранное оружие используется для совершения так называемых заказных убийств. Причем не столько из-за своей высокой эффективности, сколько с целью затруднить деятельность правоохранительных органов по установлению его происхождения.
<9> Данные ДепУР МВД России.
<10> См.: Савкин А. Контроль за оборотом оружия в Вооруженных Силах РФ // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней. М., 2006.

Другим не менее значимым источником поступления оружия в криминальную среду остаются регионы с межнациональными вооруженными конфликтами, особенно Северный Кавказ и Закавказье. Достаточно сказать, что за 2003 - 2009 гг. на территории Северо-Кавказского региона было ликвидировано более 9,7 тыс. баз и тайников с оружием и боеприпасами. В результате изъято свыше 9,5 тыс. единиц стрелкового оружия, 20 ПЗРК, 252 огнемета, более 5 тыс. гранатометов и свыше 54,5 тыс. выстрелов к ним, около 20 тонн взрывчатых веществ и 3,5 млн. шт. боеприпасов <11>.

<11> См.: Пресс-релиз "Итоги деятельности МВД России по руководству оперативным штабом в Чеченской Республике и Объединенной группировкой войск (сил) по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона". 2009. 7 окт.

Анализ данных Национального антитеррористического комитета (НАК) свидетельствует о том, что основные каналы поставок оружия в РФ проходят через территорию Абхазии и Южной Осетии. За последнее время органами безопасности пресечена деятельность организованных преступных групп, пытавшихся доставить оттуда более 170 единиц стрелкового оружия <12>.

<12> См.: Денисов В. "Перекрыть кислород" бандподполью // Красная звезда. 2009. 17 июня.

Рис. 1. Каналы контрабандных поставок оружия на территорию России Рисунок не приводится.

В свою очередь, различные виды российского вооружения и военной техники (ВВТ) незаконно поставляются в зоны конфликтов на Балканах, Ближнем Востоке и в Западной Африке. Причем зачастую речь идет о так называемых серых поставках, осуществляемых частными компаниями, связанными с ОПФ, под прикрытием коррумпированных должностных лиц из спецслужб. Для того чтобы скрыть конечный пункт назначения ВВТ, ими обычно используются фиктивные сопроводительные документы и компании, расположенные в сопредельных государствах <13>.

<13> См.: Шварев А. Неорганизованная преступность // Время новостей. 2002. 4 нояб.; Смирнов А. "Черная дыра" северной границы // Новые известия. 2006. 1 июня; Farah D. The merchant of death // Foreign Policy. 2006. 1 November.

Типичная схема незаконных поставок оружия за рубеж выглядит следующим образом:

Рис. 2. Схема контрабандных поставок оружия, использовавшаяся В. Бутом Рисунок не приводится.

О масштабах данной проблемы наглядно свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым только за период с 2004 г. и 6 мес. 2008 г. таможенными органами было возбуждено 45 уголовных дел о контрабанде более 23,4 тыс. предметов вооружения и военной техники <14>.

<14> См.: Хастинов Э. Уголовное преследование по делам о контрабанде вооружения и военной техники: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Таблица 1 <15>. Уголовные дела против граждан РФ за контрабанду ВВТ <*>

<15> URL: http:// www.ntvsport.ru/ world/ 19sep2003/ trial_print.html. См.: Рубникович О. Четвертый лишний // Коммерсантъ. 2007. 17 июля; Такташев Р. Виктора Бута объявили заговорщиком // Газета. 2008. 8 мая.
<*> В таблице представлены лишь те дела, информация о которых была обнародована.
 Год 
 Страна
 Статус                
 Фабула         
 Решение       
2003 
 ФРГ   
 А. Дударев/Андерсон,  
директор компании
"Defence Project
International
Military Supplies
Inc."
 контрабанда 40 
ПТУРСов, 200
тыс. ручных
гранат и 3 тыс.
гранатометов в
Иорданию
 3 года тюрьмы 
2004 
Украина
О. Орлов, Е. Шиленко - 
предприниматели
 контрабанда РЛС
П-14Ф в Эритрею
и 12 крылатых
ракет Х-55
в Иран и Китай
 погиб в СИЗО  
не принято
2008 
 США   
 В. Бут,               
владелец
авиакомпаний
"San Air" и
"Centrafrican
Airlines"
сговор с целью  
продажи 100 ПЗРК
"Игла"
колумбийской
леворадикальной
организации FARC
 не принято    

Растущий спрос на ВВТ отечественного производства обусловлен тем, что большинство ее образцов приспособлено к использованию в неблагоприятных климатических условиях, имеет несложную конструкцию и гораздо дешевле иностранных аналогов.

По разным оценкам, объем продаж "серого" рынка ВВТ составляет 5 - 10% от легального экспорта <16>. На первый взгляд это немного. Однако существование такого рынка не только дискредитирует легальных поставщиков вооружений, препятствует урегулированию конфликтов и реинтеграции их участников в мирную жизнь, но и способствует поддержанию реакционных политических режимов и террористических организаций.

<16> См.: "Серый" рынок оружия оценивается в 1 - 2 млрд. долл. США // Известия. 2005. 17 марта.

Несмотря на всевозможные спекуляции, тезис о причастности российских ОПФ к хищению или контрабанде ядерных материалов, пригодных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ), не имеет под собой фактических оснований <17>. Полностью исключают возможность хищения ядерных боеприпасов также представители Минобороны и Главного командования внутренних войск МВД России <18>.

<17> См.: Сухаренко А. Роль российской организованной преступности в утечке ядерных материалов // Преступность и коррупция: современные российские реалии. Саратов, 2003. С. 111 - 118.
<18> См.: Гольц А. Зубы дракона // Еженедельный журнал. 2002. N 2; Противодействие ядерному и радиологическому терроризму. М., 2007. С. 22, 58 - 59.

Наиболее реальную угрозу представляет хищение радиоактивных веществ для создания так называемой грязной бомбы. Отсутствие должного контроля за источниками ионизирующего излучения, широко распространенными в медицине, промышленности и различной контрольно-измерительной аппаратуре, привело к тому, что многие из них были утеряны (похищены) и их настоящее местонахождение неизвестно. За последние 10 лет было зарегистрировано 37 случаев хищений либо вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ <19>, которые вполне могли оказаться в распоряжении заинтересованных криминальных структур.

<19> См.: Ф. 1-Г ГИАЦ МВД России за 2000 - 2009 гг. При этом в 2008 - 2009 гг. не было ни одного такого факта.

Специфика самого предмета преступных посягательств и сложная структура оборота оружия обусловливают достаточно высокий уровень организации преступной деятельности в данной сфере. За последние семь лет было зарегистрировано более 6,4 тыс. преступлений, совершенных участниками ОПФ в данной сфере <20>. Однако, как показывает судебная практика, к уголовной ответственности в основном привлекаются лица, не принадлежавшие к ОПФ, и, как правило, за незаконное ношение (хранение) оружия. Удельный вес участников ОПФ составляет около 2% от общего числа выявленных лиц по данной категории преступлений. По нашему мнению, такое соотношение объясняется наличием разветвленной сети посредников и системы мер безопасности при осуществлении незаконных операций с оружием, что обеспечивает им высокую латентность.

<20> См.: Ф. 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2003 - 2009 гг.

В целях обеспечения эффективного предупреждения и пресечения преступлений, связанных с оружием, было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (2008 г.). Стороны договорились о сотрудничестве по следующим направлениям: совершенствование правовой базы и содействие гармонизации законодательства в данной сфере; выработка согласованной стратегии и совместных мер, координация и совершенствование механизмов взаимодействия компетентных органов; создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах и участниках, причастных к указанной деятельности; проведение совместных и/или согласованных мероприятий по пресечению незаконного изготовления и оборота оружия; взаимодействие в международных организациях и форумах по этим вопросам. Для этого они будут обмениваться информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах и организациях; новых методах применения оружия; местах незаконного изготовления оружия; новых незаконных способах переделки огнестрельного оружия и боеприпасов для повышения их поражающих свойств; выявленных правонарушениях, которые могут способствовать совершению преступлений в сфере изготовления и оборота оружия и т.д. В целях пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным изготовлением и оборотом оружия, стороны будут использовать метод контролируемой поставки. Предметное сотрудничество будет осуществляться на основании запроса об оказании содействия <21>.

<21> Соглашение пока не ратифицировано Россией.

Вместе с тем главной задачей всех правоохранительных органов РФ остается ликвидация ведомственной разобщенности и консолидация усилий по выявлению и перекрытию каналов контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся их незаконным оборотом. Кроме того, необходимо совершенствовать международно-правовое сотрудничество в данной сфере. В частности, следует рассмотреть вопрос о присоединении России к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) <22>.

<22> Россия ратифицировала Конвенцию ООН Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. Протокол был принят Генеральной Ассамблеей 31 мая 2001 г. Резолюцией 55/255 и вступил в силу в июле 2005 г. Его целями являются: содействие процессу налаживания международного сотрудничества, создание для этого соответствующих условий и укрепление уже осуществляемого государствами сотрудничества. Ратифицируя Протокол, государство обязуется включить в национальное законодательство три нормативных блока: первый призван четко определить преступления, связанные с незаконным производством или контрабандой огнестрельного оружия, исходя из норм и формулировок Протокола; второй должен обеспечить создание и функционирование системы выдачи государственными органами разрешений и лицензий, необходимых для организации законного производства и оборота огнестрельного оружия; третий посвящен маркировке и отслеживанию процесса оборота огнестрельного оружия.