Мудрый Юрист

Некоторые аспекты правового статуса трудового мигранта

Хныкин Геннадий Валентинович, профессор юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Сегодня считается общепризнанным факт: без трудовой миграции невозможен устойчивый экономический рост развитых стран. Россия не является исключением. Ряд регионов страны испытывают дефицит рабочей силы. Согласно некоторым "экстремальным" прогнозам демографов и экономистов, к 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му - на 18 - 19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009 - 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек <1>.

<1> Трудовая миграция в Россию / Институт демографии, Государственный университет - Высшая школа экономики // Электронная версия бюллетеня "Население и общество". 2008. 21 января.

Ежегодно к нам въезжают около 22 млн. иностранных граждан, из них 80% - граждане стран СНГ, в основном с целью поиска работы. По количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. Труд мигрантов из более чем 122 стран мира используют почти все субъекты РФ. В соответствии с социологическими опросами многие мигранты рассматривают выезд на работу в Россию в качестве своей долгосрочной жизненной стратегии. Отмечается, что их средняя продолжительность пребывания в нашей стране составляет около 2 лет. При этом 44% опрошенных иммигрантов высказались в пользу приобретения российского гражданства <2>.

<2> URL: ru.wikipedia.org/wiki/Гастарбайтеры в России.

При этом основными вопросами, которые приходится решать, остаются следующие: какие именно мигранты нам необходимы? И как государство обеспечивает выполнение основных трудовых прав для этой категории трудящихся?

Сразу отметим, что данные вопросы решаются у нас наособицу, т.е. в соответствии с толковым словарем русского языка С.И. Ожегова, - "отдельно от других, в стороне".

Начнем с российского термина "иностранный работник", который не совпадает с понятием "мигрант". Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" <3> в ст. 2 говорится, что иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

<3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Причем если сравнить Закон от 25 июля 2002 г. и Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" <4>, то среди лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, называются иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 5). При этом в целях реализации Закона о государственной дактилоскопической регистрации имеются в виду следующие лица:

<4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3806.

Государственной дактилоскопической регистрации подлежат также лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ, лица без гражданства, прибывшие в РФ в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища, либо о признании их беженцами на территории РФ.

Из вышеизложенного текста можно сделать вывод о том, что понятие "иностранный гражданин", даваемое Законом о государственной дактилоскопической регистрации, немного шире аналогичного понятия, даваемого нам Законом о правовом положении иностранных граждан, поскольку включает в понятие "иностранный гражданин" также лиц, прибывших в РФ в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища, либо о признании их беженцами на территории РФ.

При этом международное право зачастую оперирует терминами "мигрант", "трудящийся-мигрант", "работник-мигрант", трудовой мигрант и т.д., которые сегодня незнакомы российскому законодательству. Вместе с тем Экономический суд СНГ в решении N С-1/14-96 о толковании понятий "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец" применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 г., установил: в соответствии с общим значением понятия "мигрант" за ним необходимо признать статус родового понятия, включающего в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.

В содержании правового статуса мигрантов можно выделить следующие группы прав, свобод и обязанностей:

  1. права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;
  2. права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:

Говоря о конкретике отдельных трудовых полномочий мигрантов, выделим прежде всего право на труд.

В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т.е. с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает 10 - 15% мигрантского потока <5>.

<5> См.: Козина И.М., Карелина М.В., Металина Т.А. Трудовые практики иностранных рабочих в России // Социологические исследования. 2005. N 2.

То есть государственные службы занятости "обслуживают" только 15 - 20% мигрантов. Исходя из этих цифр, можно сделать неутешительный вывод о том, что государство, почти не участвуя в решении вопросов трудоустройства, в дальнейшем не регулирует и проблемы документального оформления занятости и пребывания в стране.

Настораживает также отсутствие четких критериев, где иностранцы могут работать, а где - нет. Конечно, можно вспомнить о существовании почти трех десятков законодательных и иных правовых актов, запрещающих работу нероссиянам и которые используют два подхода: полный запрет и ограничения на работу. Но таким образом, получается, что в других отраслях экономики России иностранцы могут трудиться. Например, в производственной, особенно в сельскохозяйственной, кооперации, работая, например, пастухами и перегоняя скот вблизи ракетных баз российской армии. Или исполняя трудовые обязанности, связанные со служебными командировками на просторах нашей родины.

Большинство мигрантов, трудоустраивающихся самостоятельно, не имеют письменных трудовых договоров с работодателями, наблюдается сверхэксплуатация их труда, использование элементов принудительного труда и дискриминации. Отсутствие внятной государственной политики на рынке труда ведет к массовой маргинализации мигрантов. В печати отмечаются многочисленные примеры насилия в отношении мигрантов - от обмана и шантажа до похищения людей, принуждение женщин к сексуальным услугам, ограничение свободы перемещения, изъятие личных документов, физическое и психологическое насилие и др. Некоторые СМИ называют подобное положение дел "невольничьим рынком труда".

Вывод очевиден: создание в стране единой информационной базы данных - работ для мигрантов, миграционных бюро труда.

Следующее проблемное правомочие мигрантов - право на образование, получение специальности и квалификации. Образовательный уровень трудовых мигрантов в целом является низким: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования <6>.

<6> Трудовая миграция в Россию / Институт демографии. Государственный университет - Высшая школа экономики // Электронная версия бюллетеня "Население и общество". 2008. 21 января.

Наблюдается увеличение числа мигрантов, не только далеких по своему культурному уровню от населения нашей страны, но и обладающих несоответствующими образованием и профессиональной квалификацией.

Выход из ситуации видится в организации института специальных обучающих центров (СОЦ) для трудовых мигрантов. Причем наиболее эффективный результат будет достигнут только в том случае, если работа таких обучающих центров будет организована комплексно и системно. То есть, во-первых, трудовые мигранты должны получать прежде всего базовые знания по русскому языку с проведением квалификационных экзаменов. Во-вторых, необходима правовая поддержка для трудовых мигрантов в специализированных образовательных центрах. При этом получение необходимых правовых знаний должно сочетаться с обучением основам российской культуры, традициям и стереотипам поведения в стране пребывания. В-третьих, обучающие центры следует наделить функциями по оформлению документов мигрантов в соответствии с российским законодательством, что позволит снизить уровень теневой и криминальной занятости мигрантов.

Причем создание, размещение и финансирование СОЦ для трудовых мигрантов является одним из вариантов межгосударственного сотрудничества между принимающей страной и "странами-донорами". Так, первоначальное обучение мигрантов целесообразно организовывать на их родине. Обучение трудовым навыкам и оформление трудовых отношений следует поручить обучающим центрам принимающей страны. При такой организации облегчается контроль за миграционными потоками, учетом и оформлением мигрантов. На период обучения в специализированных центрах трудовые мигранты могут также обеспечиваться жильем на той же специально выделенной территории.

В настоящее время проект создания подобного обучающего центра в России начинает осуществляться. Департамент по делам миграции и визовой поддержке иностранных граждан готовится к открытию Центра по подготовке квалифицированных специалистов в Подмосковье <7>.

<7> См.: Рындина А.Р. Специальное образование для трудовых мигрантов как фактор их социально-правовой адаптации // Миграционное право. 2009. N 3. С. 22 - 25.

Следующее правомочие мигрантов связано с их правом на информацию. Приходится констатировать отсутствие грамотной миграционной политики и государственного контроля за иммиграционными процессами. К сожалению, ФМС РФ до сих пор не создала систему информирования потенциальных переселенцев в Россию. Многие нередко едут без соответствующего информационного сообщения, т.е. "вслепую", пополняя ряды нелегальной миграции. Одна из разумных предлагаемых мер борьбы с неучтенными мигрантами - их легализация. Государству выгоднее получать в казну налоги от трудовых мигрантов, чем их штрафовать и депортировать.

Кроме названных предлагаемых мер по совершенствованию законодательства и практики его применения можно выделить также такие как: разработка оптимальной государственной политики, принимающей в расчет интересы и потребности местного населения и трудовых мигрантов; строгое соблюдение Трудового и Налогового кодексов, обеспеченное принудительной силой государства; поощрение временной миграции, связанной с работой по срочным трудовым договорам, и, наоборот, непоощрение семейной миграции, предполагающей обязательное возвращение иностранного работника домой; введение квот не на приглашения иностранцев, а на разрешения на работу, чтобы мигрант, получивший рабочую квоту, обладал трудовой правосубъектностью в полном объеме (включая право на свободный поиск работы, обжалование действий работодателя и т.д.).