Мудрый Юрист

Реализация несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, права на юридическую помощь и их правовое просвещение

Коптяева О.А., научный сотрудник НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Вступление России в Европейское сообщество, рекомендации Совета Европы о соблюдении единых европейских пенитенциарных правил и стандартов по обращению с заключенными и осужденными, в том числе несовершеннолетними, способствовали значительному изменению российского законодательства, приближая отечественную организацию исполнения наказания к мировым стандартам. Однако несовершеннолетние осужденные в большей степени, чем другие, сталкиваются с проблемами в пенитенциарной системе. Кроме того, именно на них, отбывающих наказание за преступления, совершенные в возрасте 14 - 18 лет, пребывание в местах лишения свободы сказывается особенно негативно.

В последнее время российским обществом, его государственными структурами началось осмысление последствий фактической и правовой незащищенности несовершеннолетних. В этой связи особенно пристального внимания со стороны органов государственной власти заслуживают права несовершеннолетних осужденных, и прежде всего гарантии их обеспечения.

В настоящее время в юридической литературе достаточно много внимания уделяется реализации на практике таких прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи; право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; право на образование и другие. Не менее значимой, но, к сожалению, не выносимой на широкое обсуждение проблемой для несовершеннолетних осужденных представляется получение ими в местах лишения свободы квалифицированной (профессиональной) юридической помощи, гарантированной ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. Поскольку по известным причинам (вступление в открытый конфликт не только с другими лицами, но и с государством) права осужденных к лишению свободы подвергаются наиболее серьезным ограничениям, вопрос в получении несовершеннолетними осужденными профессиональной помощи правового характера стоит наиболее остро. Ведь формальное провозглашение прав и свобод личности не имеет существенной практической ценности без наличия эффективного правового механизма их обеспечения.

Право на получение квалифицированной юридической помощи неразрывно связано с правом на доступ к правосудию, которое является одним из основных прав человека, закрепленным как в международных правовых актах, так и в Конституции Российской Федерации; без него защита всех остальных прав и свобод человека и гражданина в современном обществе едва ли возможна. Вот почему в п. 2 ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлены основания к обязательному обеспечению дознавателем, следователем, прокурором, судом участия защитника в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, когда подозреваемый (обвиняемый) является несовершеннолетним, независимо от их собственных оценок, ходатайств участников судопроизводства, волеизъявления самого подозреваемого (обвиняемого) или желания его законных представителей, родственников и иных лиц. Отсутствие защитника на любой стадии судопроизводства до постановления судебного приговора при наличии любого из этих оснований влечет безусловную отмену приговора в силу требований п. 2 ч. 1 ст. 369 и п. 4 ч. 2 ст. 381 УПК РФ.

Однако обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних заканчивается с момента вынесения приговора несовершеннолетнему. В то же время несовершеннолетний может быть не согласен с приговором суда. Как показывает практика, большинство вопросов у осужденных возникает именно по поводу обжалования приговоров. Для составления кассационной или надзорной жалоб ему соответственно понадобится помощь юриста, так как Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предъявляет определенные требования к их форме и содержанию, несоблюдение которых препятствует рассмотрению уголовного дела в кассационном и надзорном порядке (ст. 375, 404 УПК РФ).

За оказание юридической помощи адвокату полагается выплата гонорара. Возникает вопрос: где несовершеннолетним осужденным взять для этого деньги? Ведь в большинстве случаев в воспитательных колониях концентрируются подростки из социально неблагополучных или неполных семей, сироты или оставшиеся без родительского попечения. Это дети, которые не достигли социальной, психологической, нравственной зрелости, не получили достаточного образования и должного воспитания, с ослабленным здоровьем, психическими отклонениями, а также не имеющие необходимого жизненного опыта. Так, среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях на конец 2004 г. численностью 10235 человек, более половины до совершения преступления не работали и не учились. Столько же страдают всевозможными заболеваниями: дефицитом веса, туберкулезом, наркоманией, алкоголизмом и др. Каждый второй имеет психические отклонения. Значительная часть подростков не имеет образования, соответствующего возрасту. Все больше поступает неграмотных 16 - 17-летних ребят. Среднедневной заработок несовершеннолетних осужденных - 21 руб. 63 коп. <*>, что составляет около 500 руб. в месяц.

<*> См.: Отчет о работе воспитательных колоний за 2004 г.

Все эти условия в большинстве случаев не позволяют несовершеннолетним воспользоваться правом на получение профессиональной юридической помощи адвоката в период отбывания наказания, а также самостоятельно ориентироваться в правовом пространстве. Если взрослые осужденные, отбывая наказание, могут помочь друг другу в решении правовых вопросов, так как среди них встречаются лица, имеющие юридическое образование либо неоднократно отбывавшие наказания, то у несовершеннолетних возникают существенные трудности. Непонятно, почему законодатель, закрепив в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 51) норму об обязательном участии защитника в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних, не предусмотрел аналогичной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве, так как именно в период нахождения несовершеннолетних в местах лишения свободы они наиболее остро нуждаются в консультациях специалистов-юристов.

Нередки случаи, когда родители несовершеннолетних или заменяющие их лица за время нахождения их в воспитательной колонии пытаются произвести отчуждение жилья, в том числе и того, в котором несовершеннолетние проживали до осуждения. Родители приезжают к несовершеннолетним в воспитательные колонии, пытаются получить от них согласие на отчуждение жилья, и в последующем дети соглашаются на это по различным причинам. Сотрудники воспитательных колоний не всегда могут помочь несовершеннолетним защитить свои жилищные права. Кроме того, взрослые, используя свои возможности и определенную коррумпированность должностных лиц жилищно-коммунальных органов, добиваются отчуждения жилых помещений. В результате несовершеннолетние, отбыв срок наказания, оказываются лишенными жилья. Тем самым создаются условия для беспризорности и бездомности несовершеннолетних, повторного совершения ими преступлений.

У несовершеннолетних во время отбывания наказания возникают и другие правовые вопросы: амнистии, помилования, порядка наследования, социальной помощи, трудовой занятости и др.

Что касается иных органов, оказывающих юридическую помощь осужденным, то перечень этих органов остается открытым, так как ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, ни Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний <*> не перечисляют их, а указывают лишь на то, что эти органы имеют право на оказание такой помощи. Отчасти юридическую помощь несовершеннолетним осужденным оказывают такие правоохранительные органы, как прокуратура и Уполномоченный по правам человека. Однако их возможности в этом сведены к минимуму.

<*> См.: Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. N 210 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Приказом Минюста России от 25 октября 2001 г. N 1650к была введена должность помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Приказом ФСИН России от 1 июня 2005 г. N 398 утверждена Типовая должностная инструкция помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе. Одной из его должностных обязанностей является участие в рассмотрении обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных по вопросам нарушения прав человека в учреждениях УИС. Как видим, эта деятельность в основном ограничена обеспечением соблюдения прав осужденных непосредственно в исправительных учреждениях, тогда как юридическая помощь несовершеннолетним необходима и по вопросам, выходящим за рамки уголовно-исполнительной системы.

В ряде случаев юридическую помощь несовершеннолетним осужденным оказывают правозащитные организации. Однако это происходит эпизодически и не всегда квалифицированно, так как не во всех правозащитных организациях работают юристы.

Небольшой процент оказания бесплатной юридической помощи несовершеннолетним осужденным могли бы взять на себя юридические клиники <*>, если бы законодатель официально определил их место в системе юридического образования и среди органов и лиц, оказывающих юридическую помощь гражданам. До настоящего времени это не сделано, поэтому они находятся в правовом вакууме, опираясь только на локальные акты, принятые ими же самими.

<*> Юридическая клиника - это структурное подразделение юридического вуза в целом или факультета, в котором студенты под контролем преподавателей оказывают юридическую помощь социально незащищенным слоям населения в процессе подготовки (обучения) юридических кадров. Более подробно об этом см.: Бойков А.Д., Васильев А.В. и др. Юридическая клиника: Опыт практического обучения юристов. СПб., 1999 // Бюллетень юридической клиники. Вып. 3. Тверь, 2002; Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001.

Немаловажным фактом в реализации несовершеннолетними осужденными права на юридическую помощь, а также одной из задач исполнения наказания является их правовое воспитание, так как закон у них в основном ассоциируется если не с беззаконием, то только с уголовным и пенитенциарным правом. На практике в связи с отсутствием возможности получать профессиональную юридическую помощь им, однако, необходимо гораздо больше знаний, чем несколько статей Уголовного кодекса. Занятия, проводимые в местах лишения свободы, могут не только стать "окном в мир без решетки", но и привить элементарные навыки понимания и уважения закона, использовать право и закон как своих союзников, бороться за свои права и защищать их правомерным, а не преступным путем, решать возникающие конфликты путем достижения компромисса, а не силой. В рамках реализации данного направления должны обязательно обсуждаться вопросы из различных отраслей права: конституционного, семейного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и др. Обусловлено это тем, что осужденные - обычные люди, у которых возникают разнообразные правовые проблемы, связанные с повседневной жизнью. Кроме того, знание осужденными своих прав в последующем поможет им более быстро социально адаптироваться после отбытия наказания. В этой связи ФСИН России совместно с Министерством образования РФ целесообразно разработать примерную программу для проведения подобных занятий, а также предусмотреть возможность приглашения для их проведения практикующих работников (адвокатов, нотариусов, судей и др.), включая студентов и преподавателей тех юридических вузов и факультетов, где созданы секции "живого права" <*>.

<*> "Живое право" (от англ. Street Law - уличное право) - правовое просвещение студентами и преподавателями юридических вузов и факультетов школьников, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также граждан, интересующихся правом. Более подробно об этом см.: Лифанова Е. Программа "Street Law": изучение права и обучение праву // Бюллетень юридической клиники. Вып. 3. Тверь, 2002. С. 26 - 30.

Поэтому представляется необходимым для реализации ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации предусмотреть в законодательстве, и прежде всего в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <*>, безвозмездное оказание юридической помощи несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Если это предусмотрено для несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений (ч. 3 ст. 26 названного Закона), то применительно к осужденным это тем более было бы оправданно.

<*> См.: Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ) // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Для оказания юридической помощи несовершеннолетним осужденным целесообразно также привлекать сотрудников государственных юридических бюро, которые Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 созданы в качестве эксперимента в десяти субъектах Федерации для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, в связи с чем внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ.

Существенную помощь в соблюдении прав осужденных в воспитательной колонии, включая реализацию права на юридическую помощь, оказало бы учреждение в субъектах Российской Федерации должности уполномоченных по правам ребенка (правам несовершеннолетних осужденных).

Кроме того, представляется необходимым в составе ФСИН России создать отдел по оказанию правовой помощи несовершеннолетним осужденным или, по крайне мере, аналогично должности помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе предусмотреть должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания.

Таким образом, исходя из того что Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 48 определяет начальный, а не конечный момент осуществления несовершеннолетним обвиняемым права на помощь адвоката (защитника), данное право должно обеспечиваться не только на стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства, но и при производстве в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, а также при исполнении приговора, так как от обеспечения государством данного конституционного права в полной мере зависит реализация иных прав и свобод несовершеннолетних. При этом одной из гарантий его реализации должна стать бесплатность оказываемой юридической помощи несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, включая и их правовое просвещение.