Мудрый Юрист

Новеллы законодательства, связанные с введением в действие наказания в виде ограничения свободы

Н.Р. КОСЕВИЧ

Косевич Николай Рудольфович, доцент кафедры уголовного права Российской академии правосудия, к.ю.н., доцент.

С 10 января 2010 г. введены в действие положения Уголовного кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы <1>.

<1> Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" // СЗ РФ. 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6453.

Завершена длившаяся более 10 лет эпопея с вводом в действие данного вида наказания <2>.

<2> Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955.

Новая по названию (в момент принятия УК РФ) ст. 53, включенная в систему наказаний, предусмотренную ст. 44 УК РФ в редакции 1996 г., не была абсолютно новой для отечественного уголовного права. При внимательном рассмотрении прослеживалась связь с Кодексом 1960 г. Под новым названием были, по сути, возрождены существовавшие в советское время такие правовые институты, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. ст. 24.2 и 53.2 УК РСФСР, утратившие силу 06.03.1993 <3>).

<3> Закон РФ от 18.02.1993 N 4510-1 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР "О милиции" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 360.

Проблемы с введением в действие так и не реализованной редакции УК РФ были вызваны, в частности, необходимостью создания специальных учреждений без изоляции от общества в условиях осуществления за осужденным надзора, что в непростых экономических условиях было изначально трудновыполнимо.

Кроме того, норма должна была применяться только для лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, и, следовательно, не распространялась на несовершеннолетних. Вместе с тем в международных документах, касающихся несовершеннолетних, прямо говорится о необходимости введения видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, для этой категории правонарушителей. Так, "согласуясь с Резолюцией 8 шестого Конгресса Организации Объединенных Наций, подпункт "b" правила 17.1 Пекинских правил способствует максимально широкому применению альтернатив заключению, учитывая необходимость удовлетворения конкретных потребностей молодежи. Поэтому следует полностью использовать весь диапазон существующих альтернативных мер и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества" <4>.

<4> Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс".

В настоящее время, согласно новой редакции ст. 88 УК РФ, ограничение свободы применяется также и для несовершеннолетних. Никаких специальных учреждений не требуется, осужденный (что особенно отрадно, и несовершеннолетний в том числе) продолжает жить в обычных условиях, а ограничение свободы заключается в строгом контроле за его распорядком дня и кругом общения.

Российская правовая система, таким образом, стала на шаг ближе к европейским стандартам. Был введен не просто новый вид наказания, что уже хорошо по своей сути, т.к. увеличивается вариативность наказания, но и добавился вид наказания, не связанный с изоляцией от общества, да к тому же обладающий, при правильном применении, хорошим исправительным и предупредительным потенциалом, о котором мы скажем ниже.

Согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Согласно ч. 1 ст. 47.1 УИК РФ специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция (далее - УИИ). Обязанности УИИ, которые выполняются ею в процессе исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы, прописаны в ст. 54 УИК РФ.

В целом ст. 47.1 УИК РФ определяет порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. Так, УИИ по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в УИИ для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение 3 суток после получения указанного уведомления обязан явиться в УИИ по месту жительства для постановки на учет. УИИ разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания (ч. 2).

Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в УИИ по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную УИИ в письменной форме (ч. 3).

УИИ по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию (ч. 4). УИИ в течение 3 суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного (ч. 5).

УИИ проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности (ч. 6).

В соответствии с ч. 2 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Таким образом, в случае совершения преступления, когда общественная опасность содеянного не является высокой, осужденный не вырывается из привычной среды, не подвергается воздействию криминального окружения, как в наказаниях, связанных с изоляцией от общества, но в то же время подвергается достаточно строгим правоограничениям, что особенно важно для несовершеннолетних.

Такой подход позволяет пресекать негативные социальные связи осужденного, приведшие к совершению преступления, при этом бережно относясь к его позитивным социальным связям. Например, если молодой человек осужден за преступление в составе группы, то необходимо во избежание рецидива пресечь его контакты с участниками указанной группы, для чего требуется, в частности, запретить ему посещать места, где собираются лица негативной направленности, и отлучаться из дома после определенного времени. В то же время к посещению тем же молодым человеком учебного учреждения, музеев и театров следует относиться максимально благожелательно. И такую возможность законодатель представляет.

Более того, согласно ч. 3 ст. 53 УК РФ, в период отбывания ограничения свободы суд по представлению УИИ может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, что также обладает криминологическим эффектом, т.к. позволяет корректировать исправительное воздействие.

Исчисление срока ограничения свободы осуществляется согласно ст. 49 УИК РФ. Так, срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет УИИ (ч. 1). В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день (ч. 2). В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин (ч. 3).

В случае совершения лицом преступления, имеющего повышенную степень общественной опасности, законодатель предоставил возможность усилить исправительное воздействие, назначив ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания, отбываемого после основного, например, после отбытия лишения свободы (см., например, ч. 2 ст. 105 и ч. 2 и 3 ст. 111 УК РФ), ограничив негативные контакты лица, освободившегося из мест лишения свободы.

Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы предусмотрен ст. 50 УИК РФ и включает в себя следующие положения: наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства (ч. 1) и заключается в обязанности соблюдать установленные судом ограничения и являться по вызову в УИИ для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (ч. 2). В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия УИИ, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом УИИ (ч. 3).

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе УИИ, согласно ст. 57 УИК РФ, может применять к осужденным следующие меры поощрения: а) благодарность; б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания; в) разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней; г) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования, что стимулирует осужденного к правопослушному поведению, а значит, также обладает исправительным и предупредительным эффектом.

Указанным эффектом обладает и ст. 58 УИК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания. Так, согласно ч. 1 рассматриваемой статьи, нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:

а) неявка без уважительных причин осужденного в УИИ для постановки на учет;

б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

в) неявка осужденного в УИИ по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

г) неявка без уважительных причин осужденного в УИИ для регистрации;

д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

е) невыполнение осужденным требования, указанного в ч. 3 ст. 50 УИК РФ.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы УИИ применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений (ч. 2 ст. 58 УИК РФ).

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник УИИ или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление (ч. 3 ст. 58 УИК РФ).

Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы регламентирован ст. 59 УИК РФ.

Усиливает исправительное и предупредительное воздействие также ч. 5 ст. 53 УК РФ, согласно которой в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению УИИ может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, согласно примечанию к ст. 314 УК РФ, влечет ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 314 УК РФ.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы, согласно ч. 4 ст. 58 УИК РФ, признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в УИИ по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 58 УИК РФ, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (в соответствии со ст. 80 УК РФ), УИИ вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 58 УИК РФ осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов, предусмотренных ч. 5 ст. 58 УИК РФ. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.

После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со ст. 53 УК РФ (ч. 7 ст. 58 УИК РФ).

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, согласно ч. 4 ст. 53 УК РФ осуществляется в порядке, предусмотренном УИК РФ, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Указанный порядок проведения надзора прописан в ст. 60 УИК РФ, согласно ч. 1 которой надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется УИИ и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных УИИ вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, Перечень которых определяется Правительством РФ <5>. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

<5> Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 N 198 "Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы" // СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1663.

При осуществлении надзора работник УИИ вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении (ч. 2 ст. 60 УИК РФ).

Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 60 УИК РФ).

Ученый мир неоднозначно воспринял рассматриваемую законодательную новеллу, полагая, в частности, что законодатель абсолютно правильно поступил, заимствовав из проверенной годами практики известный институт англо-американского уголовного права <6>. А запреты "не уходить из дома в определенное время суток", "не посещать определенные места", "не посещать места проведения массовых мероприятий" и др. давно уже стали западной уголовно-правовой классикой. Их можно встретить не только в Англии или США, но и едва ли не в любом европейском УК или УПК в качестве мер пресечения, самостоятельных наказаний, последствий условного осуждения и т.д. С другой стороны, законодатель, как это у нас часто бывает, решил добавить к апробированному сравнительно-правовому опыту собственные национальные "штрихи", некоторые из которых выглядят весьма странно <7>.

<6> Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). Сборник законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Издательство "Зерцало", 1999.
<7> См.: Головко Л.В. Альтернатива лишению свободы - очередная химера? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 3.

Остановимся на проблемных вопросах рассматриваемых нововведений.

Во-первых, не сформирована в полном объеме система социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. На эту тему существует масса публикаций, в которых проблема изложена полно и квалифицированно.

Значительное количество лиц, совершивших преступления, по разным причинам, не имеют места жительства, работы и т.п. Осужденный может сразу стать нарушителем, поскольку не будет иметь возможности выполнить требования, предъявляемые к исполнению наказания в виде ограничения свободы. Ведь недаром, согласно ч. 6 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Аналогично человек, освобожденный из мест лишения свободы после отбытия наказания в виде лишения свободы, назначенного на большой срок за совершение тяжкого или особо тяжкого наказания, и утративший социальные связи, также может сразу попасть в число правонарушителей. Поэтому для того чтобы рассматриваемая норма заработала, необходимо создать условия для решения социальных проблем бывших осужденных.

Во-вторых, сложившаяся система УИИ пока не очень готова ни к проведению воспитательной работы (ч. 6 ст. 47.1 УИК РФ), ни к длительности отбывания наказания, предусмотренной ч. 2 ст. 53 УК РФ, согласно которой ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания. Равным образом можно говорить и о технической оснащенности при осуществлении надзора за осужденным (ч. 1 ст. 60 УИК РФ). Для того чтобы надзор не осуществлялся формально, необходимо принять меры как по совершенствованию штатной структуры УИИ, так и по обеспечению технической оснащенности, для чего, естественно, необходимо надлежащее финансирование. При этом большое значение будет иметь соответствующая подготовка сотрудников УИИ.

В-третьих, недостаточно проработана нормативная база. Из-за небольшого периода, в течение которого осуществлялось введение рассматриваемого вида наказания, многие вопросы оказались не решены, что надлежит исправить в будущем.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ также была изменена редакция ст. 314 УК РФ, за счет введения ч. 1, предусматривающей уголовную ответственность за злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания, и примечания, согласно которому уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

Часть 2 указанной статьи, по сути, является уточненной редакцией бывшей ст. 314 УК РФ и комментариев не требует <8>.

<8> Ранее нами был дан подробный комментарий. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. 1392 с.

Основной объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, - интересы правосудия в сфере исполнения судебных актов. Дополнительный объект - нормальный порядок отбывания наказания, организация управления и режим функционирования исправительных учреждений по обеспечению исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Общественная опасность уклонения от отбывания ограничения свободы, лишения свободы заключается в том, что в результате указанного деяния осужденный, используя предоставленные законодательством льготы, уклоняется от выполнения требований обвинительного приговора суда и тем самым препятствует достижению целей наказания, не исполняется решение суда, в результате чего умаляются авторитет и статус правосудия, нарушается нормальное функционирование законодательно регламентированной деятельности системы правосудия.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, характеризуется бездействием в виде злостного уклонения лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания.

Состав преступления формальный. Преступление окончено в момент выполнения деяния с признаками злостности, указанными в ч. 4 ст. 58 УИК РФ, что прокомментировано нами выше.

Если осужденный не прибыл в УИИ по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ, по уважительным причинам, которые объективно препятствовали явке в установленный срок, то признак злостности отсутствует. Такими причинами могут быть болезнь, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социальные конфликты и т.п. либо обстоятельства, свидетельствующие о состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Прибытие в УИИ по месту жительства после срока, прописанного в указанном предписании, следует признать явкой с повинной - обстоятельством, смягчающим наказание (п. "и" ст. 61 УК РФ).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что уклоняется от отбывания наказания в виде ограничения свободы, и желает этого. Мотивы таких действий могут быть различными, они не влияют на квалификацию по ч. 1 ст. 314 УК РФ. Цель совершения преступления (временно или насовсем уклониться от наказания) в диспозиции рассматриваемой нормы не указана и, следовательно, не влияет на решение вопроса о наличии состава преступления.

Субъект преступления специальный - лицо, достигшее шестнадцати лет, осужденное к ограничению свободы.