Мудрый Юрист

Проблемы становления внешнеэкономического права России *

<*> Gubareva A.V. (Yekaterinburg) Problems of external economic law becoming.

Губарева Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Внешнеэкономическая деятельность является перспективным сектором национальной экономики, который активно развивается. Этот сектор тесно связан с валютными отношениями, отношениями в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Рассматриваются проблемы становления внешнеэкономического права России. Констатируется, что внешнеэкономическое право - это подотрасль предпринимательского права, имеющая предмет, метод, источники правового регулирования и субъектов, осуществляющих деятельность в сфере внешней экономики.

Ключевые слова: предпринимательское право, внешнеэкономическое право, внешнеэкономическая политика, внешнеэкономические риски.

External economic activity is a prospective sector of the national economy, which has been developing greatly. This sector of national economy is bound up in problems of currency, customs, license, tariff and trade regulations. The article is devoted to problems of formative in external economic law. The author establishes a fact of existing external economic law as a branch of business law, which has it's own subject, method, sources of legal regulation, economic agents.

Key words: business law, external economic law, external economic politics, external economic risks.

Очевидно, что процессы глобализации, происходящие в мире, влекут за собой "углубление стандартизации норм поведения государств на международной арене" <1>. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что любое государство, если оно хочет получить максимальную выгоду от глобализационных процессов, должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую политику.

<1> Европейское международное право: Учеб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов. М., 2009. С. 7.

Сегодня удовлетворить растущие запросы населения невозможно без постоянных связей между странами, без внешнеэкономической деятельности. В то же время в условиях широких международных рыночных отношений требуются знания основ внешнеэкономической деятельности, а также умение налаживать взаимовыгодные, устойчивые, цивилизованные партнерские контакты. Таким образом, экономическая зависимость государств очевидна. Сегодня явление экономической интеграции стало известно под названием "глобализация мирового хозяйства" <2>.

<2> Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005. С. 16.

Следует констатировать, что в России долгое время внешнеэкономические отношения были развиты слабо. В 90-е гг. распад СССР повлиял на создание новых условий для внешнеэкономических отношений и России, и вновь образовавшихся государств. Разрыв экономических интеграционных связей между бывшими республиками в составе СССР стал причиной экономических трудностей на всем постсоветском пространстве. Именно в это время реформы переходной экономики "создали новую институциональную среду" внешнеэкономических отношений <3>.

<3> Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. М., 2006. С. 31.

Экономика любой страны, в том числе России, - часть мировой экономической системы, а "процесс интеграции стран в данную систему предопределен универсальными законами эволюции, существующим международным разделением труда, ростом производительности труда, переходом от ведения относительно замкнутой, изолированной, локальной торговли на национальных рынках к относительно открытой международной торговле. Внешнеэкономические условия, степени экономической свободы являются факторами, влияющими на развитие внешнеторговой деятельности, на экспортно-импортные потоки, на эволюцию экономик этих стран как развивающейся экономической системы" <4>.

<4> Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учеб. пособие. М., 2006. С. 52.

Цель внешнеэкономической политики России состоит в создании благоприятных условий для ведения бизнеса как для российских экспортеров и импортеров, так и для производителей и потребителей товаров и услуг на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Легальная дефиниция понятия "предпринимательская деятельность" дана в п. 1 ст. 2 ГК РФ. В.С. Белых справедливо указывает, что предложенная формулировка предпринимательства недостаточно определенна и допускает различные толкования <5>. По обоснованному мнению С.В. Белых, предпринимательская деятельность представляет собой совокупность целенаправленных, систематических действий, совершаемых самостоятельно на свой риск (своим иждивением под личную имущественную ответственность) лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества, а также получения систематической прибыли посредством создания и ведения собственного бизнеса (продажа товара, выполнение работ, оказание услуг) <6>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009.

<5> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 38.
<6> Белых С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 6.

Предпринимательство - это одна из важнейших сфер общественной жизни, относящаяся к частно-публичным отношениям. Внешнеэкономическая деятельность как подвид предпринимательства обладает определенной спецификой, обусловленной особенностями рассматриваемого сектора гражданско-правового оборота и своеобразием опосредующих предпринимательскую деятельность правовых (договорных) форм. При этом исполнение предпринимательского договора - это комплекс отношений, в которых весьма заметную регулирующую роль играют государство и его органы. Органы государственной исполнительной власти, осуществляя контроль за исполнением предпринимательских договоров хозяйствующими субъектами, используют всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения и их участников. Таким образом, регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии <7>.

<7> Там же. С. 12.

Внешнеэкономические связи относятся к предпринимательской деятельности. При определении последней законодатель пользуется критериями, имеющими конститутивное значение. Такая деятельность должна, во-первых, иметь своей целью систематическое получение прибыли и осуществляться на риск хозяйствующего субъекта. Во-вторых, проводиться физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Специфика рассматриваемых критериев во внешнеэкономической сфере имеет публичное значение. Так, специфика прибыли лиц, осуществляющих свою деятельность во внешнеэкономической сфере, обусловлена особенностями предпринимательского сектора гражданско-правового оборота.

Участники хозяйственных отношений осуществляют деятельность в целях систематического получения прибыли. Возможность получения прибыли создает заинтересованность субъектов в совершенствовании ее различных сторон. Понятие "прибыль" характеризует финансовые результаты предпринимательской деятельности. Во внешнеторговой сделке фактическая оплата товара может быть произведена в валюте иностранных государств. Одна из целей заключения и дальнейшего исполнения экономическими агентами внешнеторговых договоров - получение валютной выручки (предпринимательской прибыли во внешнеэкономическом секторе). Своеобразие валютной выручки (объекта государственного валютного контроля) проявляется в административных процедурах внешнеэкономической сферы, таких, как обязательное оформление паспорта внешнеэкономической сделки (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <8>).

<8> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Ранее для признания лица участником внешнеэкономических связей было недостаточно того, чтобы претендент обладал статусом экономического агента. Важнейшим требованием к правовому статусу участника внешнеэкономической деятельности было обладание специальной (внешнеэкономической) правоспособностью. Специальный характер правоспособности, означающий, что юридические лица вправе заниматься лишь той деятельностью, ради которой они учреждались и которая закреплена в их учредительных документах либо нормативных актах, определяющих статус юридических лиц, сохранился в отдельных видах внешнеэкономических операций (военно-техническое сотрудничество, банковское дело в сфере международных валютно-финансовых отношений, страховое международное дело, инвестиционная деятельность институциональных инвесторов и некоторые виды операций на рынке ценных бумаг). В рассматриваемых случаях профессиональная деятельность осуществляется как исключительная, не допускающая совмещения с иными видами деятельности. Таким образом, вопрос о наличии либо отсутствии внешнеэкономической правоспособности как вида специальной правоспособности решается в рамках более общей проблемы правоспособности коммерческих организаций.

Внешнеэкономические правоотношения - это правовая связь между экономическими субъектами, один из которых является иностранным лицом либо имеет коммерческое присутствие на территории иностранного государства. Отличительная черта субъектного состава внешнеэкономической операции - участие в ней (в определенных случаях) публичного субъекта, который преследует экономический либо организационный интерес. Так, организационный интерес преследуют органы, осуществляющие лицензирование внешнеторговых сделок. С точки зрения реализации экономического интереса государства во внешнеторговых операциях принимают участие налоговые органы, органы валютного регулирования и валютного контроля, таможенные органы.

Важной сущностной особенностью внешнеэкономических правоотношений является сложная юридическая природа, обусловившая их комплексный характер. Это логично, поскольку внешнеэкономическое правоотношение есть результат воздействия на экономические связи, осложненные иностранным элементом, норм нескольких правовых отраслей: конституционного, финансового, административного (налогового, таможенного, о валютном регулировании и т.д.). Отрасли "публичной семьи" воздействуют на отношения, составляющие предмет гражданского права, одновременно либо последовательно. Данное обстоятельство и позволяет говорить о комплексной правовой природе внешнеэкономического правоотношения.

Неотъемлемая часть предпринимательства - коммерческие (предпринимательские) риски. В.А. Ойгензихт понимал под риском "психологическое отношение субъектов к результатам собственных действий или к поведению других лиц, а также к возможному результату объективного случая и случайно невозможных действий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных, в том числе невозместимых, имущественных последствий" <9>. В настоящее время понятие "предпринимательский риск" недостаточно разработано. Ученые трактуют данную категорию через понятие "общий риск".

<9> Ойгензихт В.А. Категория риска в советском гражданском праве // Правоведение. 1971. N 5. С. 67.

Важнейшей особенностью предпринимательских рисков в сфере международных экономических отношений является их некоммерческая природа. По степени и разнообразию риски во внешнеэкономической сфере принципиально отличаются от внутригосударственных. Р. Брэдгейт и Н. Сэведж выделяют несколько разновидностей рисков в области торгового оборота, говоря о физических, коммерческих, правовых и политических рисках <10>. Для внутренней торговли перечисленные виды рисков либо вообще нехарактерны, либо не столь значимы. Так, физические риски возникают из-за значительной территориальной удаленности торговых партнеров друг от друга и нередко из-за языкового барьера; правовые вызваны необходимостью установления применимого права, его содержания, трудностями процессуального характера и пр.

<10> Bradgate R., Savage N. Commercial Law. L., 1991. P. 477 - 479.

В силу нерезидентности одного из субъектов предпринимательских внешнеэкономических отношений риски (потенциальные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны), которым подвергаются участники внешнеэкономической деятельности, существенно диверсифицированы. По значимости для иностранного обладателя субъективного права на осуществление хозяйственной деятельности на территории РФ на первое место выходят не общие (хозяйственные), а специальные (политические и иные некоммерческие) риски <11>.

<11> Бублик В.А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. Екатеринбург, 1999. С. 33.

В конце 60-х - начале 70-х гг. в международном экономическом праве была разработана концепция "странового" риска, в основе которой лежит определение риска международного бизнеса как неустойчивости доходности международных коммерческих операций, вызванной событиями в конкретной стране. "Страновые" риски возникают при осуществлении деятельности на территории иностранных государств как для иностранного коммерсанта, так и для иностранного инвестора. Для них доход от ведения операций может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической и экономической ситуации в стране. Кроме культурных различий, различий в государственном устройстве, законодательстве, финансовых механизмах, источниках информации и т.д. могут быть и другие сложности: дополнительные трансакционные издержки, дискриминационное налогообложение, различные запреты и ограничения. Для коммерсанта "страновые" риски означают возможность неисполнения заключенных международных договоров, повреждение или потерю имущества, потерю денежных средств в результате определенных социально-политических и экономических событий <12>.

<12> Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: Учеб. пособие. М., 2006. С. 36 - 38.

Не всегда рискам подвергаются только экономические субъекты, осуществляющие деятельность на внешних рынках. Так, рисковый характер носит и деятельность государственных органов, осуществляющих контроль за внешнеторговыми операциями хозяйствующих субъектов. К ним, в частности, относится деятельность таможенных органов. В ст. 358 Таможенного кодекса РФ при осуществлении таможенного контроля установлены основные начала системы управления рисками, обладающими, по сути, административной природой. К субъектам, являющимся непосредственными и основными носителями этих рисков, следует отнести самих участников внешнеторговых операций.

Новеллой процедуры таможенного контроля стало создание системы управления рисками, базирующейся на системе мер оценки вероятности несоблюдения экспортерами и импортерами законодательства, основные принципы которой воплотились в ст. 6.3 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Согласно Конвенции таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени таковых. С применением системы управления рисками в таможенном деле законодатель связывает возможность решения таких задач, как предотвращение нарушений таможенного законодательства РФ, характеризующихся: устойчивым характером; уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов в значительных размерах; наличием угрозы конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Под рисками в рассматриваемом случае понимается вероятность совершения участником внешнеторговой операции какого-либо административного правонарушения. С учетом этого система управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. Их перечень может быть чрезвычайно широким, в него включаются любые показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о совершаемом правонарушении.

Наличие рассмотренных особенностей внешнеэкономических отношений, а также переход к рыночной экономике предопределили возникновение и развитие внешнеэкономического права России как подотрасли предпринимательского права. Выделение внешнеэкономического права как новой подотрасли предпринимательского права вызвано следующими обстоятельствами:

во-первых, наличием обособленной группы внешнеэкономических отношений, отражающих объективные условия существования и развития предпринимательской деятельности в сфере международного экономического сотрудничества, т.е. наличием самостоятельного предмета правового регулирования;

во-вторых, осознанием особой общественной необходимости и значимости внешнеэкономических отношений в системе предпринимательских отношений. Глобальные изменения экономической, политической и правовой систем, происшедшие в современной России, предопределили расширение торгового сотрудничества российских участников гражданского оборота с зарубежными партнерами. Общественная потребность и государственный интерес в активном правовом опосредовании внешнеэкономического сектора обусловлены особой значимостью внешнего рынка и международных расчетных отношений для реализации государственной кредитно-денежной политики, динамичного экономического роста, обеспечения экономической безопасности и самодостаточности любого государства. Эффективная денежно-кредитная политика определяет стабильность международного валютно-финансового положения страны, защищает национальную валюту, гарантируя устойчивость ее курса по отношению к иностранным валютам;

в-третьих, наличием нормативного материала соответствующего количества и качества. Множественность источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности (их принадлежность к различным правовым системам), комплексный характер внешнеэкономического законодательства РФ, более широкое применение обычаев делового оборота, унифицированный характер внешнеэкономического законодательства, обусловленный особенностями предмета внешнеэкономического регулирования, - все эти факторы определяют специфику исполнения внешнеэкономических предпринимательских обязательств;

в-четвертых, наличием особого метода правового регулирования внешнеэкономических отношений, выражающегося в сочетании публично-правового и частноправового регулирования. Внешнеэкономическое право является правовым образованием, призванным регулировать разнородные общественные отношения. В орбиту правового регулирования вовлечены и отдельные институты, и юридические нормы других отраслей права (гражданского, административного, таможенного, валютного и пр.). Необходимость наличия мер государственного регулирования, имеющего публичную природу, обусловлена, с одной стороны, защитой государственных прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а с другой - обеспечением экономической безопасности государства на международном уровне;

в-пятых, тем, что под системой субъектов внешнеэкономического права понимается совокупность следующих экономических агентов: лиц, обладающих соответствующими субъективными гражданскими правами и обязанностями (стороны внешнеторговой сделки, т.е. участники правоотношения); лиц, имеющих иной имущественный интерес участия в договоре (третьи лица в договоре международной купли-продажи товаров); лиц, преследующих публичные цели или имеющих публичный интерес участия во внешнеэкономических связях (таможенные органы, органы валютного регулирования и пр.).

Таким образом, внешнеэкономическое право, будучи правовой основой для деятельности экономических агентов, регулирует внешнеэкономические предпринимательские отношения, содействуя их изменению в соответствии с новыми условиями, и способствует совершенствованию форм и методов обеспечения правовой защиты.