Мудрый Юрист

Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики *, **

<*> Gribanov D.V. (Yekaterinburg) Resources and legal regulation of innovative economy.
<**> Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта "Правовое исследование инновационного развития общества в условиях информатизации и глобализации", выполненного на средства гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-3766.2009.6.

Грибанов Дмитрий Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, директор Центра интеллектуальной собственности Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Статья посвящена проблемам инновационного развития Российской Федерации, их причинам и вариантам решения. Автор характеризует тенденции современного этапа общественного развития, основанного на инновациях. Особое внимание уделяется вопросам правового регулирования общественных отношений в сфере инновационной деятельности. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в области инноваций.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, интеллектуальная собственность, правовое регулирование.

Article is devoted to the problems of innovative development of the Russian Federation, their causes and ways of solving. The author gives the characteristics of the basic tendencies of the present stage of the social development based on innovations. Special attention is payed to the questions of legal regulation of public relations in sphere of innovative activity. Offers on the refining of the legislation in the field of innovations are formulated.

Key words: innovations, innovative activity, innovative development, intellectual property, legal regulation.

В последние годы в различных странах основной целью общеэкономических программ стало развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем.

Россия, несмотря на очевидные конкурентные преимущества, состоящие в природных богатствах, научно-технологическом потенциале и высококвалифицированных кадрах, крупной научной базе, к сожалению, пока не смогла полностью перейти к новой парадигме развития.

12 ноября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию фактически объявил начало нового курса, направленного на преодоление отсталости России через всестороннюю модернизацию, основанную на ценностях и институтах демократии. Глава государства предложил сделать шаг к "умной" экономике, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям, отметив, что "благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности".

Это предполагает переход к инновационному процессу нового качества: к формированию новой сферы производства нововведений, целостной, способной к саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу и сферу наукоемких услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, более широкое и эффективное участие в международной кооперации и разделении труда.

В последние годы в нашей стране предпринимаются активные попытки сформировать государственную инновационную политику, но в ходе реализации этой задачи возникает ряд проблем, для решения которых требуется объединение усилий представителей различных научных направлений в целях выработки комплексного научного подхода к их преодолению.

Прежде всего при исследовании проблем инновационного развития следует обратиться к предпосылкам и истории возникновения инноваций.

Термин "инновация" (анг. innovation) - "любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его компания получают преимущества перед конкурентами" <1>.

<1> URL: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1279.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли <2>. Еще в середине XX в. ученый описал развитие современной экономики при помощи теории инновационных волн, согласно которой каждая новая волна приносит с собой начало очередной "новой экономической эпохи", характеризуемой резким ростом инвестиций, вслед за которым идет новый спад.

<2> Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем. В.С. Автономова и др. М., 1982.

Как отмечал основоположник теории инноваций, при смене экономических эпох происходит пять типичных изменений в экономическом развитии: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта. Этих положений вполне достаточно для характеристики современного периода мирового развития как перехода к новой экономической эпохе - к инновационному обществу, экономике, основанной на знаниях, когда значительно возрастает роль инноваций и инновационных технологий.

В рамках трансформации экономической модели просматривается тенденция: от экономики производства товаров ("индустриальной эпохи") и услуг массового спроса ("постиндустриальной эпохи") человечество переходит к экономике производства и расширенного воспроизводства нововведений ("новой экономике", ядром которой является национальная инновационная система) <3>.

<3> Трушин А.В. Мировой опыт реализации инновационных стратегий и пути его адаптации в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. С. 3 - 4.

Особенностями этапа общественного развития, основанного на инновациях, прежде всего, выступают научно-техническое лидерство развитых стран, которое определяется не только мощным включением в экономику вновь созданных отраслей промышленности, но и способностью к активной непрерывной перестройке всех секторов хозяйства, где создаются и куда проникают новейшие технологии; активизация человеческого капитала (знаний, умений, опыта работников); наличие неразрывной взаимосвязи инновационного развития и системы образования.

Большое значение в процессе инновационного развития уделяется инвестициям и техническому регулированию. По мнению ведущих экономистов, инвестиции делают инновации эффективнее, благодаря им инновации осуществляются быстрее и успешнее. Сочетание инноваций с инвестициями повышает конкурентоспособность продукта, услуги, приводит к изменениям хозяйственных связей.

Техническое регулирование, основой которого является стандартизация, - это один из важнейших государственных инструментов развития техники и технологий, формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию и, как следствие, стимулирования инновационного развития экономики.

В основе инновационного развития государства должна лежать инновационная стратегия, т.е. согласованная совокупность инновационных решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность государства и имеющих долгосрочные и нередко труднообратимые последствия.

Решающая роль в условиях построения экономики, основанной на знаниях, перехода на инновационный путь развития принадлежит науке как необходимому компоненту инновационной деятельности, одной из основных составляющих инновационного цикла. Наука в инновационном процессе играет разные роли, участвует на различных его этапах: прогнозирования государственной инновационной политики, обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития, научного сопровождения процесса освоения инноваций в промышленной сфере, фундаментальной подготовки специалистов и т.д.

Следует отметить, что, несмотря на признание представителями различных научных направлений перехода общества и экономики на инновационный путь развития, широкое употребление терминов "инновации", "инновационная деятельность", "инновационные процессы", сегодня нет единых общепризнанных определений этих понятий, что негативно сказывается на развитии полноценной теоретической научной основы инновационного развития. Отсутствие единого методологического подхода к определению основных показателей и понятий, характеризующих инновационное развитие в мировой экономике, затрудняет изучение и анализ этого процесса. Причем речь идет как об экономической, так и о юридической науке. Выработка приемлемого для всех понятия возможна именно через взаимодействие данных направлений научной деятельности, определение общих критериев и признаков.

В наиболее общем виде термин "инновации" применяют ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, определяя их как новую или улучшенную продукцию, способ (технологию) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации производства или реализации продукции, обеспечивающее экономическую выгоду, создающее условия для такой выгоды или улучшающее потребительские свойства продукции.

Ряд исследователей связывают понятие инноваций с результатами интеллектуальной деятельности человека, определяя их как результат (охраняемый либо неохраняемый), воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, подлежащего реализации, нового или улучшенного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе при решении социально-культурных, в том числе образовательных, задач <4>.

<4> Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 18.

М.В. Волынкина дает следующее определение термина "инновации": это вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, включая научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли <5>.

<5> Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. N 4. С. 33.

Инновации можно рассматривать и как процесс реализации новой идеи в любой сфере деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Все точки зрения объединяет экономическая составляющая, предполагающая внедрение нового продукта, технологии, процесса для его применения и получения экономической выгоды.

Анализируя понятие инновационной деятельности, А.С. Звездкина отмечает, что ее отнесение к предпринимательской деятельности наиболее целесообразно, поскольку ей свойственны все признаки предпринимательства. Отличие состоит в том, что она носит научно-технический характер и объектом коммерциализации при ее осуществлении является особый продукт - инновация <6>. А.С. Звездкина приходит к выводу, что инновационная деятельность - это творческая деятельность с широким спектром правового регулирования, обладающая признаками научной и предпринимательской деятельности.

<6> Звездкина А.С. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 76.

Следовательно, инновационной деятельностью нужно считать хозяйственную, в том числе предпринимательскую, деятельность в сфере организации, управления, непосредственного осуществления инновационного процесса (по получению, созданию, освоению, распространению, применению и реализации инновации (инновационного продукта)) <7>. Среди признаков инновационной деятельности выделим имущественную и организационную самостоятельность, связанность с инновационным риском, направленность на систематическое извлечение прибыли, комплексный, системный, целевой характер.

<7> Евсеева Л.А. Правовое регулирование инновационной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 102.

Попробуем сформулировать понятие "инновация" на основе объединения представленных позиций.

  1. Новизна. Инновация в общем смысле касается всех типов создания и развития чего-то нового, ведущего к уничтожению устаревшего либо к значительному повышению эффективности имеющегося. Уже в самом слове "инновация" содержится указание на стремление к новому, реализацию нового, т.е. определяется характеристика новизны и обозначается вектор движения.
  2. Целенаправленные изменения. В основе инноваций лежат не всякие новшества, формирующиеся под воздействием тех или иных событий, а действия людей, имеющие своей целью конкретное преобразование.
  3. Непосредственная связь с интеллектуальной деятельностью. Инновации представляют собой результат научного исследования, опытно-конструкторской разработки, открытия, иной интеллектуальной деятельности человека.
  4. Производственная применимость - возможность использования инновации в различных отраслях экономики и получения на ее основе нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Это спорный признак, поскольку он ограничивает понятие инноваций только сферой промышленной собственности. Возможно, его следует рассматривать шире, имея в виду и сферу духовного производства. Конечно, определить критерии инновационности произведения литературы или искусства сложнее, поскольку трудно точно определить конечный результат.
  5. Коммерческая реализуемость, способствующая удовлетворению существующей на рынке потребности.
  6. Получение экономической выгоды или создание условий для ее получения.
  7. Эффективность. Инновации направлены на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах.

Итак, инновация - это общий объект правоотношения, специфичный в каждом конкретном правоотношении, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, но не в виде идеи, а реализованное, т.е. существующее в виде организованного процесса или продукции.

Инновации в основном имеют экономическую сущность. При этом, если инновации будут использоваться в производстве, им необходимо придать определенную форму или формальное удостоверение их существования. Таким образом, инновации получают документальное, законное, правовое подтверждение своего существования, т.е. правовую форму.

Инновации - понятие системное, и мы должны трактовать его, во-первых, как конкретное новшество, конкретный результат интеллектуальной деятельности (например, в рамках металлургического предприятия внедрен новый плавильный станок, позволяющий в прежних объемах производства сэкономить до 20% энергии), во-вторых, как инновационную деятельность предприятия, коммерческой организации (компания - разработчик программного обеспечения поставляет на рынок программные продукты, расширяет бизнес, создает филиалы, осваивает новые сектора рынка), в-третьих, как инновационное развитие общества (когда на основе определенной научно-технической и другой политики государства и соответствующего ему правового регулирования осуществляются обновление производственной базы, внедрение новых технологий по приоритетным направлениям отраслей народного хозяйства).

Помимо отсутствия единого понятийного аппарата в инновационной сфере можно выделить такие проблемы инновационного развития, как отсутствие прямых связей экономики, права и практической реализации в производстве и отраслях экономики; отсутствие научно-методологической базы формирования российской инновационной системы; отсутствие единства правового регулирования отношений в инновационной сфере; недостаточная финансовая поддержка научно-исследовательской деятельности со стороны государства; отсутствие должного финансирования новаторских решений как государством, так и крупными промышленными предприятиями; отсутствие устойчивых и взаимовыгодных связей между участниками инновационного процесса; противоречивая позиция органов государственной власти к инновационному развитию, выражающаяся лишь в призывах, а не в активных действиях; проблемы, связанные с коммерциализацией интеллектуальной собственности; нестабильное развитие фундаментальной науки, инновационная пассивность российского общества и т.д.

Эти проблемы вызваны следующими факторами:

сложившейся за долгие годы реформ сырьевой зависимостью национальной экономики и власти, сдерживающей поступательное и сбалансированное общественное развитие;

отсутствием цельной, стройной, взаимосвязанной системы инновационного развития российского общества, основой которой должна стать инновационная экономика, источником - научно-технологический фактор, а результатом - устойчивое, сбалансированное и социально ориентированное развитие;

человеческим фактором, слабым вовлечением в инновационный процесс людей как активных участников, источников и проводников инновационных идей. Речь идет, с одной стороны, о формировании в России национальной системы инновационного воспитания населения от рождения до глубокой старости; с другой - о едином толковании инновационного процесса как системы отношений между людьми по получению нового или усовершенствованного знания, производственное использование которого способно обеспечить обществу получение социально-экономического эффекта либо иного преимущества <8>. Особое внимание следует обратить на развитие кадрового и технологического потенциала инновационной экономики.

<8> Татаркин А.И. Состояние и проблемы активизации инновационного развития экономики России // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 12 - 13.

Именно инновационная деятельность способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг для выхода страны из кризиса, обеспечения устойчивого развития экономики.

Большое внимание сегодня уделено развитию информационных технологий и компьютеризированных систем, высоких производственных технологий, являющихся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанных на них инновационных технологий, инновационных систем и инновационной организации различных сфер человеческой деятельности, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Развитие технологий становится одним из важнейших факторов экономического роста и формирования инновационной экономики. Этим и обусловлен выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития, которые стали ключевыми для выхода России на новый технологический уровень, обеспечения лидерских позиций в мире.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2009 г. было сказано, что Россия должна реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности.

Для проведения технологической модернизации экономики и ускорения инновационного развития прежде всего внимание должно быть обращено на создание необходимых условий технологического обновления производства, на повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники. Требуется создание соответствующей инфраструктуры, технико-внедренческих зон, технопарков, венчурных и инвестиционных фондов.

С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Инновационная экономика - это в первую очередь экономика знаний, подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией. Таким образом, построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой.

На первом месте сегодня стоят подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, воспитание работников, обладающих инновационными способностями, т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

Трансформационные процессы, в свою очередь, требуют инновационного подхода и в системе подготовки будущих специалистов, что предполагает необходимость своевременного формирования интеллектуальных ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики, кадрового обеспечения научно-технического прогресса. При этом зачастую проблема состоит не только в уровне профессионального образования, подготовки квалифицированных специалистов и ученых, но и в изменении личностного облика этих кадров, мотивированных на творчество, инициативу, целеустремленных к нововведениям, настойчивых в их внедрении.

Отдельного внимания в контексте инновационного развития заслуживает вопрос правового регулирования инновационной деятельности. Инновационная деятельность - одна из наиболее динамичных, быстроразвивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

Право как универсальный регулятор общественных отношений не может не отражать развитие научно-технического прогресса, современные тенденции и требования инновационного развития страны. С помощью основных функций права обеспечиваются упорядочение общественных отношений в этой сфере, определение правового режима новых объектов права и правового статуса субъектов, а также гарантируется защита прав и законных интересов лиц, использующих результаты научно-технического прогресса.

Российское законодательство в инновационной сфере сегодня несовершенно: оно характеризуется сильной раздробленностью, оторванностью одного нормативного акта от другого, отставанием от существующего правового массива по степени конкретизации и юридической технике. Большое количество нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов посвящено инновационной тематике, но нет базового закона в этой области отношений.

В настоящее время нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности составляют Конституция РФ, закрепляющая свободу творчества, Гражданский кодекс РФ, посвященный вопросам оформления и защиты интеллектуальной собственности, федеральные законы, регулирующие лишь отдельные группы общественных отношений, связанных с инновационным развитием, например ФЗ от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ФЗ от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", ФЗ от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".

Основной правовой массив в указанной области общественных отношений составляют подзаконные нормативные правовые акты и программные документы. К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу", Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности", письмо Президента РФ от 30 марта 2002 г. N Пр-576 "Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613, которым утверждена Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 - 2012 годы", распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Анализ существующего законодательства и практика его реализации показывают, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности, в масштабе российского законодательства сегодня отсутствуют <9>. Нет единого федерального закона, который бы закреплял понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной деятельности в РФ и разрешал иные вопросы, связанные с указанными категориями.

<9> Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М., 2007. С. 55.

Несовершенство инновационного законодательства во многом обусловлено новизной предмета регулирования, теоретической неразработанностью проблемы, отсутствием практики функционирования науки в новых условиях рыночной экономики и недостаточным стратегическим видением в данном направлении развития.

Когда речь идет о возникновении нового объекта правового регулирования, актуальным становится не только вопрос об определении его правового положения, включая вопрос о его природе и существенных для права признаках, но и анализ возможных способов вхождения нового объекта в правовую систему, взаимодействия с другими объектами правового регулирования, а также совместимости с этой правовой системой. Новый объект осваивается правом, и необходимые корректировки его правового регулирования производятся непосредственно в ходе такого освоения.

От правотворческой деятельности органов государственной власти зависит дальнейшее инновационное развитие отечественной экономики, ведь, как известно, властные структуры посредством механизма правового регулирования могут или содействовать инновационному развитию, создавая необходимые условия, или сдерживать этот процесс отсутствием правовых норм и правил, или препятствовать инновационному развитию в отдельных его направлениях.

Сегодня крайне важно, чтобы законотворческая деятельность органов государственной власти, с одной стороны, освободила инновационное развитие от всех сдерживающих и препятствующих ограничений, а с другой - задействовала рыночные и административные механизмы и институты, системно стимулирующие ускоренное инновационное развитие национальной экономики <10>.

<10> Там же. С. 17.

Все это свидетельствует о необходимости создать соответствующую правовую основу для развития инновационных процессов, научной и инновационной деятельности, поскольку от качества и эффективности правового регулирования инноваций в итоге зависит формирование спроса на отечественные исследования и разработки, выраженные в изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, ноу-хау. Спрос, в свою очередь, обеспечит хозяйственный оборот исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и будет способствовать достижению конкурентоспособности товаров, работ и услуг на внутреннем и международном рынках и в конечном счете экономической безопасности России. Мировая практика подтверждает, что наличие достаточного числа норм, регламентирующих разнообразные аспекты инновационной деятельности, - одно из условий ее успешного развития.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере инновационной деятельности, следует определить как комплексную отрасль законодательства, которое сегодня, к сожалению, не сформировано и не представлено в виде совершенной системы нормативных правовых актов различного уровня.

Существующая на данном этапе нормативно-правовая база регулирования инновационной сферы зачастую создает дополнительные преграды на пути инновационного развития. Нормативно-правовые барьеры являются существенным недостатком развития законодательства и вызваны слабым изучением проблем осуществления инновационных преобразований.

В отсутствие основополагающего федерального закона, прямо регулирующего инновационную деятельность, закрепляющего первоочередные положения в этой области общественных отношений, первоначально появляются опережающие его подзаконные акты и основной массив нормативных правовых актов об инновационной деятельности концентрируется на уровне подзаконных актов, которые нередко противоречат друг другу.

Таким образом, регулирование отношений в данной области осуществляется, как правило, на уровне подзаконных нормативных правовых актов, большинство из которых носит программный характер, и посредством отдельных норм федеральных законов, лишь косвенно регулирующих инновационную деятельность.

Обозначим коротко основные общественные отношения в рассматриваемой сфере, которые нуждаются в правовом регулировании.

Инновационный цикл - это комплексный процесс, представляющий собой преобразование научного знания в инновацию. Он включает следующие стадии: возникновение идеи, фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработка промышленных образцов, коммерциализация продукта, производство и реализация инновационной продукции.

На каждой стадии возникают определенные общественные отношения, нуждающиеся в правовом оформлении. Исходя из этого, общественные отношения в инновационной сфере можно классифицировать на отношения: 1) возникающие в процессе создания научного результата; 2) возникающие при преобразовании научного результата в результат материально-вещественный; 3) связанные с передачей прав на использование научного результата в практических целях, с внедрением инновации для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги.

В совокупности эти общественные отношения можно назвать инновационными, а инновационную деятельность представить как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта и распространяется на рынке путем ее коммерциализации <11>.

<11> Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов // Журн. рос. права. 2006. N 5. С. 57.

Объект правового отношения - благо, по поводу которого складывается это правоотношение и относительно которого у его участников возникают корреспондирующие права и обязанности. М.В. Волынкина отмечает, что если учесть, что смыслом инновационного процесса является создание новшества как интеллектуального продукта и введение его в имущественный оборот, то в числе объектов инновационных отношений могут быть: исключительные права, информация, технологические секреты (ноу-хау), готовая продукция как результат реализованного в производство новшества <12>.

<12> Там же.

Отсюда следует, что инновационный процесс требует достаточно сложного правового механизма, направленного на регулирование связанных в единое целое общественных отношений в области науки и научной деятельности, в области прав на объекты интеллектуальной собственности как результат этой научной деятельности, в области передачи инновационного продукта в коммерческий оборот.

В научной литературе существует несколько подходов к правовому регулированию инновационной деятельности:

  1. принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности;
  2. принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов и внесение поправок в действующие законы для регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности;
  3. принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы для регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности в Российской Федерации <13>.
<13> Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. N 10.

М.В. Волынкина рассматривает структурно-правовой механизм инновационной деятельности в двух взаимосвязанных правовых блоках. Первый блок - нормы, имеющие цель обеспечить четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями участников такой деятельности и государства. По своей природе эти нормы направлены на экономическое саморегулирование отношений непосредственных участников инновационной деятельности. Второй блок - нормы государственного охранительного регулирования, включая создание системы органов государственного управления инновационными процессами с определением их компетенции <14>.

<14> Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. С. 91.

Таким образом, инновационное законодательство по юридической природе носит комплексный характер и должно включать частноправовые нормы, регулирующие инновационные отношения юридического равенства между субъектами инновационной деятельности, и публично-правовые нормы, требующие применения императивных методов при организации инновационных отношений. Только такой правовой массив способен обеспечить эффективное развитие инновационной деятельности и формирование инновационной экономики в Российской Федерации.

В первую очередь при осуществлении правового регулирования инновационной деятельности должны быть разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты.

  1. Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности.

Законодательство об инновациях должно содействовать созданию благоприятной среды для развития венчурного бизнеса и взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами; обеспечению эффективности использования частным сектором плодов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства, и передачи технологий, полученных в ориентированных на конкретные цели исследованиях и разработках, либо посредством финансовой помощи, либо в форме инвестиций в национальные лаборатории, их персонал и инфраструктуру.

Необходимо предусмотреть механизмы стимулирования научного развития и инновационной деятельности в форме различных видов налоговых льгот: исследовательский и инвестиционный налоговые кредиты, целевые инвестиционные и инновационные налоговые льготы, предоставляемые под выполнение важных заказов, программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для реконструкции производства, государственное страхование займов, ускоренная амортизация и т.д.

Важное место в системе прямых экономических мер государственного воздействия на процессы освоения научных достижений должно быть отведено мерам по стимулированию кооперации промышленных предприятий в области научных разработок, кооперации науки с промышленностью, государственному инвестированию в таких видах финансирования, как целевое, предметно-ориентированное, проблемно-направленное, а также кредитования, лизинга, фондовых операций, планирования и программирования.

В Федеральном законе "Об инновационной деятельности", комплексно регулирующем инновационные отношения на федеральном уровне, могли бы содержаться следующие основные моменты: определение общего содержания понятий "инновационная деятельность", "инновации", "инновационный процесс", "субъект инновационной деятельности", "результаты инновационной деятельности", "инновационное предприятие", "инновационный цикл" и т.д.; разграничение понятий и статуса субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности; основы государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации; определение органов государственной власти и иных субъектов, участвующих в реализации мер поддержки инновационной деятельности; определение перечня форм поддержки развития инновационной деятельности.

  1. Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инноваций финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость принятия различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.
  2. Федеральный закон о промышленной политике с дополнительной разработкой во исполнение закона программы реструктуризации и концепции инновационного развития <15>.
<15> Татаркин А.И. Указ. соч. С. 17.
  1. Система нормативных правовых актов в области науки и научно-технической деятельности.
  2. Нормативные правовые акты, способствующие созданию развитой институциональной инфраструктуры с большим количеством организаций, финансируемых за счет государственных и частных источников, деятельность которых направлена на освоение инноваций, внедрение их в производство и применение инновационного продукта.
  3. Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов.
  4. Программные нормативные правовые акты, цель которых - стимулирование, подготовка кадров и повышение квалификационного уровня специалистов для инновационной сферы.

Однако прежде чем на законодательном уровне создать систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере науки, творчества, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, следует уделить внимание разработке теоретической модели правового регулирования названных отношений, которая бы обобщила существующий российский и зарубежный опыт, упорядочила систему отношений, нуждающихся в правовом регулировании, обозначила приоритетные направления.

Таким образом, одним из важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития России является формирование инновационной экономики и системы правового регулирования отношений в сфере инноваций и интеллектуальной собственности как необходимого условия ее существования. В РФ, как и в большинстве развитых стран, идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, а с другой - учитывал текущее состояние отечественной инновационной сферы, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.