Мудрый Юрист

Проблемы предупреждения воинской преступности *

<*> Antonchenko V.V. (Ussuriysk) The problems of military criminality prevention.

Антонченко Вадим Викторович - соискатель кафедры уголовного права Дальневосточного государственного университета, начальник юридической службы регионального учебного центра МО РФ (Уссурийск).

Дается краткий анализ современного состояния преступности в воинских формированиях и способов ее профилактики. Решающим способом предупреждения воинской преступности автор считает изменения в социальных условиях существования военнослужащих. Статья очерчивает проблемы общесоциального предупреждения уголовного поведения среди военнослужащих, предлагая пути совершенствования законодательства о них.

Ключевые слова: армия, преступность, преступления военнослужащих, борьба с преступностью, предупреждение преступности среди военнослужащих.

Using the analysis of the modern state of criminality prevention the author considers the key ways of preventing criminal behavior among military personnel. The article outlines the issues of general social prevention of criminal behavior among subject to military service in the economic, social and cultural-educational spheres and offers ways of improving legislative regulation and law practices.

Key words: army, criminality, military crimes, fighting crime, prevention of criminal behavior.

Лучше предупреждать преступления, чем карать за них.

Ч.Беккариа <1>

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004. С. 233.

8 июля 2009 г. на совместном заседании коллегий Минобороны РФ и Главной военной прокуратуры РФ Главный военный прокурор С. Фридинский сделал заявление о том, что "масштабы офицерской преступности в войсках превысили всякие разумные пределы и достигли наивысшего показателя за последние десять лет... Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных Сил так и останутся намерениями, если в ближайшее время мы не сможем преодолеть нарастание этой негативной тенденции" <2>. Приведенные на заседании статистические данные показали, что безудержный рост преступности в воинских формированиях (прежде всего среди офицеров) характерен для всех воинских формирований, однако наибольшую тревогу положение дел с преступностью вызывает в Вооруженных Силах. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество преступлений, совершенных офицерами, возросло более чем на треть. Ими совершено каждое четвертое преступление. За последние пять лет к уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов (почти в семь раз больше, чем ранее), признаны виновными и осуждены 1611 офицеров, в том числе 160 в ранге командиров воинских частей.

<2> Состоялось совместное заседание коллегий Минобороны РФ и ГВП // Москва. РИА "Новости". 2009. 9 июля.

Результатом данного заседания стало принятое коллегиями постановление, в котором определены меры по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений, негативных тенденций среди офицерского состава ВС РФ. В основном меры спланированы в сфере дисциплинарного и уголовно-правового принуждения. Так, решено возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части.

Конечно, определенных успехов в борьбе с преступностью можно достичь, применяя жесткие уголовно-правовые и пенитенциарные меры. Однако, как показывает исторический и мировой опыт, если первичный успех не закрепить системой иных мер воздействия, показатели преступности вновь вырастут. Более того, под воздействием исключительно жестких мер возможна мутация криминального феномена, порождающая, как правило, наиболее изощренные и уродливые формы преступности <3>. Следовательно, добиться каких-либо значимых результатов в борьбе с преступностью одними только мерами уголовно-правового принуждения невозможно.

<3> Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

Решающими мерами профилактики преступности являются меры социальной превенции, т.е. проводимые государством социально-экономические и политические преобразования, связанные с реализацией принципа социальной справедливости, а также системность криминолого-профилактического законодательства. Среди криминологов широко известен тезис о том, что лучшая уголовная политика - это политика социальная.

Общие профилактические меры предупреждения преступности в войсках должны быть направлены на устранение, нейтрализацию либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность, и состоять в устранении общесоциальных причин, порождающих преступность, с одновременным доведением до военнослужащих информации о неблагоприятных последствиях (наказуемости) противоправного поведения. Субъектами выступают не только органы военного управления и военной юстиции, но и все государственные и общественные институты в целом.

Основные цели и задачи общей профилактики - анализ явлений, негативных социальных факторов, способствующих совершению военнослужащими преступлений, и их устранение (нейтрализация) <4>.

<4> Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 477.

Складывающаяся в стране ситуация с преступностью в воинских формированиях требует разработки и реализации ряда радикальных мер, прежде всего в социальной, культурно-воспитательной, идеологической, информационной, организационно-управленческой, правовой сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих.

В социальной сфере в качестве мер, способных минимизировать факторы, порождающие преступность в сфере незаконного оборота предметов вооружений в войсках, необходимо изменить существующий и закрепленный в законодательном порядке социальный статус военнослужащих; расширить использование потенциала социальной политики, в первую очередь государственной и ведомственной, в отношении их.

Профилактику преступности в социальной сфере нужно осуществлять на теоретико-методологическом (изучение воздействия социальной ситуации в стране на Вооруженные Силы; учет возможного влияния социального самочувствия военнослужащих как криминогенного фактора, целеполагание в развитии социальной сферы жизни Вооруженных Сил); концептуально-политическом (выработка социальной политики в отношении Вооруженных Сил, совокупность приоритетов в развитии социальной сферы, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем военнослужащих); общественно-гражданском (участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил, негосударственных общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур); нормативно-правовом (обеспечение законодательного закрепления и реализации системы социальных гарантий, обеспечивающих достойные условия жизни); военно-практическом (развитие механизма реализации социальной политики и социально-правовой защиты военнослужащих) уровнях.

Низкая эффективность деятельности государства по реализации социального законодательства в воинской среде (немаловажный криминогенный фактор) объясняется отсутствием механизма, без которого законодательство остается лишь "декларацией о намерениях".

Сущность социальной работы в воинской среде - профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем (и, как следствие, девиантного поведения) либо способствующая их позитивному разрешению. В связи с этим совершенно необъяснимы начавшиеся в 2008 г. в рамках реформирования армии процессы реорганизации органов военно-социальной работы, сведенные в итоге к резкому уменьшению штатной численности офицеров-воспитателей, в том числе повсеместной ликвидации воинских должностей офицеров по социальной работе (в структуре органов воспитательной работы).

Под большим вопросом сегодня перспективы деятельности соответствующих факультетов и кафедр научно-исследовательских организаций, занимающихся научным обоснованием проблем гуманитарного профиля, что, безусловно, не способствует повышению научной обоснованности принимаемых в этой сфере решений. В 2008 г. прекращен набор курсантов в ведущий военный вуз гуманитарного профиля - Военный университет Минобороны РФ на факультеты: военно-социальной работы (готовящий, в частности, специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений), военно-психологический, культуры и журналистики.

Поскольку гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает достаточно высокий уровень организации такой работы, то и ее организаторами должны быть профессионально подготовленные специалисты-военнослужащие, в полной мере отвечающие требованиям профессионально-этического стандарта применительно к данной категории работников. Ликвидация же органов, проводящих эту работу на самом низком войсковом уровне по месту жительства военнослужащих (в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз), недопустима.

Суть профилактики воинской преступности в культурно-воспитательной, идеологической и информационной сферах - воспитание правопослушного поведения, разъяснительная работа и правовое информирование.

К сожалению, воспитательная работа в войсках в настоящее время крайне запущена. Однако пример эффективной воспитательной работы можно найти в недалеком прошлом. При всех недостатках советской идеологии воспитательная работа в Советской Армии (тогда она называлась "политико-воспитательная") была организована на достаточно высоком уровне. Этому способствовали высокий статус офицеров-воспитателей (в ранге заместителей командиров по политической части), штатные расписания воинских частей <5>, довольно высокое по меркам того времени материальное и техническое оснащение, действительная забота руководителей всех степеней о состоянии морального духа личного состава. Так, незыблемым правилом в Советской Армии был показ кинофильмов личному составу: курсантам военных училищ - не менее 2 раз в неделю, солдатам - 3 раза в неделю. Причем кинофильмы поставлялись централизованно через кинобазы МО РФ, подбирались по тематике (в том числе уголовно-правовой), своевременно (еженедельно) обновлялись. Сегодня в подавляющем большинстве воинских частей такие мероприятия не проводятся, единство системы воспитательной работы в армии разрушено, штатные расписания органов воспитательной работы не соответствуют потребностям, прежняя материально-техническая база средств воспитания устарела и морально, и технически.

<5> Так, в военном училище, воинской части советского периода на 100 курсантов (солдат) приходился один офицер-политработник, в настоящее время один офицер-воспитатель приходится в среднем на 500 военнослужащих.

Развалена и продолжает разрушаться система специального образования в данной сфере. Должности офицеров воспитательных структур в частях повсеместно ликвидируются. Помимо уже упоминавшихся специалистов по социальной работе в 2008 г. в воинских частях ликвидированы должности офицеров по информированию и общественно-государственной подготовке, по организации досуга и т.д. <6>. Так, из существовавших в Вооруженных Силах 17,5 тыс. должностей офицеров-воспитателей к 1 декабря 2009 г. осталось около 5 тыс. Такое положение дел с организацией воспитательной работы и профилактики преступлений в войсках нельзя признать удовлетворительным.

<6> Да и можно ли ждать какой-либо эффективной деятельности от органов воспитательной работы, если за годы военных реформ Главное управление воспитательной работы (ГУВР) ВС РФ "разгонялось" и заново собиралось 14 (!) раз, а с конца 2009 г. оно и вовсе имеет статус лишь одного из подразделений при Главном управлении кадров со штатной численностью 60 офицеров.

Большую роль в формировании общественного мнения, отражении правовой действительности играют средства массовой информации. Сегодня материалы СМИ о правонарушениях в армии, в том числе связанных с хищением оружия, направлены на то, чтобы шокировать зрителя, и зачастую не соответствуют реальности.

Первостепенное значение имеет политика государства в области формирования через СМИ правопослушного поведения, воспитания патриотизма, позитивного облика Вооруженных Сил, которая должна быть целенаправленной и активной. В связи с этим заслуживает внимания работа федерального телевизионного канала "Звезда", пропагандирующего в обществе указанные положительные установки. К сожалению, такие примеры единичны.

Огромен информационно-воспитательный потенциал у военных изданий, например газеты МО РФ "Красная звезда". Однако сейчас фактически происходит ликвидация института военной журналистики: сокращены штаты редакций окружных и флотских газет, ликвидируются воинские должности военных журналистов (замещаются гражданским персоналом), урезается финансирование. Так, в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Н. Макарова с 1 июня 2009 г. из 72 имевшихся в штате редакции газеты "Красная звезда" офицеров осталось только 18, в том числе 6 постоянных корреспондентов в военных округах. Например, на весь Дальневосточный военный округ, занимающий более трети территории страны, остается один (!) штатный военный корреспондент. При этом значительно снижаются должностные категории военкоров: от подполковника и майора до капитана и старшего лейтенанта.

Только качественная, эффективная, обеспеченная организационно, материально и финансово, проводимая на современном уровне воспитательная работа может поставить заслон дальнейшему распространению культа наживы, "привить" армию (как и общество в целом) от "инфекции" преступных проявлений корысти. К сожалению, сегодня на государственном уровне нет осознания истинной роли и предназначения воспитательной работы в армии (в том числе воспитания правопослушного поведения).

К обострению и без того напряженной морально-психологической ситуации в сложное время кризиса и радикальных перемен приводит недостаток официальной информации о процессах, затрагивающих сотни тысяч людей самого активного возраста и социального статуса. Однако в воинской среде отсутствие официальной и достоверной информации имеет определенную специфику воздействия на сознание и поведение людей. Это связано с высокой степенью зависимости благополучия военнослужащих и членов их семей от государства. Если обычный гражданин, как правило, свободен в выборе рода занятий и поиске средств для материального обеспечения себя и своей семьи, то военнослужащий в силу своего особого статуса практически на 100% зависим от государства.

Важнейшими регуляторами общественных отношений являются формируемая годами позиция человека и его внутренний духовный мир, в связи с чем недостаточное информационное обеспечение оказывает значительное негативное воздействие на криминальную обстановку в войсках, поскольку не только формирует у военнослужащих недоверие к словам и делам государственного руководства, порождает апатию, пессимизм, неверие в будущее, но и может привести к дестабилизации общественного порядка и общественной безопасности, эксцессам.

В сфере финансового обеспечения военнослужащих необходимо реальное повышение их денежного содержания до уровня, соответствующего важности выполняемых ими задач. Обеспечение сегодня военнослужащим лишь прожиточного минимума не является серьезным стимулом ни для добросовестного выполнения своих обязанностей, ни для правопослушного поведения.

Денежное довольствие солдата-контрактника с учетом всех его повышений в 2008 г. в среднем составляло около 10 тыс. руб. в месяц (в отдаленных регионах с неблагоприятными климатическими условиями около 13 тыс.). Объявленное же "значительное" повышение денежного довольствия военнослужащих составило 7,0% в январе 2010 г., а в январе 2011 г. будет 6,8%. Если учесть динамику роста индекса потребительских цен в стране с начала 2008 г., то можно сказать, что такое повышение денежного довольствия военнослужащих носит в основном пропагандистский характер, создающий в обществе видимость благополучного положения дел в армии. Такое повышение не является решающим и не может изменить обстановку в целом, поскольку даже не поспевает за инфляционными процессами. По данным некоторых исследователей, денежное довольствие всех категорий военнослужащих Вооруженных Сил РФ с 1990 г. по 2008 г. по своей покупательной способности в среднем снизилось более чем в 2,3 раза <7>.

<7> Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. Г.Н. Лавринова, С.Ф. Викулова. Ярославль, 2008. С. 158 - 159.

В настоящее время повышение денежного довольствия наблюдается в основном за счет введения надбавок и доплат, зависящих не только от различных объективных факторов (принадлежность к определенному роду войск, воинская специальность, место дислокации части и т.д.), но и от лоббирования интересов различных групп военнослужащих соответствующими начальниками. Речь идет о значительной и ничем не обоснованной разнице в оплате воинского труда военнослужащих разных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Например, при одинаковой должности, воинском звании, выслуге лет и других факторах, влияющих на размер денежного довольствия, денежное довольствие военнослужащего Федеральной службы охраны в 2 - 2,5 раза, а военнослужащего Пограничных войск ФСБ в 3 - 3,5 раза выше, чем военнослужащего Вооруженных Сил.

По мнению ученых <8>, имущественное расслоение, связанное с огромным перекосом в оплате труда одинакового качества, меняет отношение к труду (в данном случае - воинскому) и, подталкивая к получению незаконных доходов, является значимым криминогенным фактором.

<8> Богомолов О. Рыночный фундаментализм провалил экзамен // Российская Федерация сегодня. 2009. N 12.

Кроме того, разрушено декларируемое единство системы денежного довольствия военнослужащих в пределах самих Вооруженных Сил <9>. Так, с 2009 г. предусмотрено награждать офицеров деньгами за высокие результаты в служебной деятельности <10>. При этом вызывает удивление как размер таких премий (от 35 до 150 тыс. руб. ежемесячно в течение года), дискредитирующий само денежное довольствие офицера, которое ниже в несколько раз, так и отсутствие четких критериев для награждения, порядок их назначения и выплаты. В 2009 г. данная премия выплачена 34 064 офицерам <11> (менее 8% офицерского состава и менее 3% всех военнослужащих). Общий объем затраченных на это средств составил 24 млрд. 978 млн. 300 тыс. руб.

<9> Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 10 февраля 2009 г.) // Рос. газ. 1998. 2 июня.
<10> О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. N 400.
<11> О награждении офицеров по итогам служебной деятельности в 2008 году: Приказ Министра обороны от 31 декабря 2008 г. N 620.

Даже некоторые высшие должностные лица из военного ведомства говорят об аморальности такой акции вообще. Сегодня индивидуальные суммы выплат переходят все разумные границы. Возникает парадоксальная ситуация, когда "лучший" взводный (и пусть он действительно лучший!), прослуживший в офицерской должности год, с премиальными получает больше, чем комдив-генерал, отдавший войскам 30 лет. К январю 2010 г. уже привыкшие к "бешеным" деньгам "передовики" в подавляющем большинстве в таковых не оказались, и их вернули к "разбитому корыту" прежних зарплат. Это не аморально? <12>

<12> Владимиров А.В. "Шок и трепет" нового армейского облика // Независимое военное обозрение. 2009. 29 мая.

Представляется, что при подобном подходе к разрешению проблемы совершенствования системы материального стимулирования военной службы последствием указанной меры станет дальнейшее расслоение военнослужащих по признаку материальной заинтересованности, что, безусловно, приведет к росту социальной напряженности в армии. Приоритет рыночного подхода перед многолетними традициями войскового товарищества способен осложнить как взаимоотношения между военнослужащими, так и криминальную обстановку в их среде.

При этом существующий размер денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, способен свести на нет все усилия по профилактике хищений оружия в войсках.

Эксперты говорят о необходимости повышения денежного довольствия в 3 - 3,5 <13> и даже 5 раз <14>. При этом следует воплотить в жизнь декларируемый принцип единства денежного довольствия военнослужащих и увеличить до 70 - 75% долю оклада денежного содержания в структуре денежного довольствия (сейчас оклад денежного содержания составляет не более 35% ежемесячного денежного довольствия, а все остальное - надбавки и доплаты).

<13> См., например: Владимиров А.В. Военная реформа и вызовы XXI века // Фонд исторической перспективы. 2006; Гацко М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих. М., 2007; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001; Скукин Е.В. Статус военнослужащих сегодня и в перспективе. М., 2007.
<14> Шлыков В.В. Военная реформа Анатолия Сердюкова как победа здравого смысла // Воздушно-космическая оборона. 2009. N 3.

В настоящее время три из четырех пунктов ст. 12 "Денежное довольствие" Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются отсылочными к иным нормативным правовым актам как высшей, так и низшей юридической силы, что, по мнению автора, свидетельствует о невысоком качестве юридической техники данного Закона, его незначительной практической ценности в области правового регулирования вопросов финансового обеспечения военнослужащих.

Удачный опыт правового регулирования денежного довольствия военнослужащих существовал в недавней истории. Так, п. 2 ст. 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих", действовавшего в 1993 - 1998 гг., устанавливал, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям - менее половины воинских должностных окладов <15>.

<15> О статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. N 6. Ст. 188.

Следует связать величину окладов по первичным воинским должностям и воинским званиям с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), пусть даже используя меньшую кратность, чем в приведенном примере, а сами их размеры формировать в процентном соотношении величины оклада по воинской должности и соответствующего ей воинского звания (по аналогии с окладами работников прокуратуры и суда).

Указанные меры позволят создать отвечающую нынешним требованиям систему денежного довольствия военнослужащих, своевременно реагирующую на все изменения в экономике страны.

В сфере правового регулирования военной службы в настоящее время можно отметить наличие огромного количества нормативных правовых актов разного уровня, зачастую противоречащих друг другу и общегражданскому законодательству. Нередко сходные вопросы в различных органах федеральной власти, где законом предусмотрена военная служба, разрешаются по-разному. Так, сегодня только в сфере жилищного обеспечения военнослужащих на уровне базовых федеральных законов существует более 200 правовых норм. Однако это количество не переходит в адекватное ему качество, поскольку большинство норм носит бланкетный характер и требует дальнейшей подзаконной конкретизации <16>. При этом в силу противоречивости и невразумительности правовых норм важнейшие вопросы в сфере жилищного обеспечения военнослужащих получают разрешение лишь в суде, причем и судебная практика в данной сфере носит весьма неоднозначный характер.

<16> Спицын А.И. О правилах жилищного обеспечения военнослужащих и гражданских государственных служащих: насколько допустимы крайности в диверсификации правового регулирования // Военно-юрид. журн. 2009. N 4.

С целью разрешения указанных противоречий необходимо не только повысить законодательно закрепленный статус военнослужащих, но и унифицировать его в отношении всех воинских формирований, где законом предусмотрена военная служба. Кроме того, нужно вернуться к существовавшей несколько лет назад идее создания Военного кодекса, в котором бы были объединены все нормативно-правовые положения, касающиеся прохождения военной службы, с учетом современного состояния Вооруженных Сил и перевода их на новый, перспективный облик, а также подробно регулировались все наиболее актуальные вопросы правового статуса военнослужащих, гарантий их правовой и социальной защиты, освещались все стороны их служебной (и внеслужебной) деятельности, в том числе обязанности и ответственность.

Рассматривая основные меры профилактики преступности в воинских формированиях, следует отметить, что эффективными они будут лишь в случае принятия решений, направленных на ослабление тех социальных противоречий в воинской среде, которые сегодня остаются неразрешенными.