Мудрый Юрист

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Савин И.Г., начальник юридической службы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (ВИ), кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

В условиях продолжающегося перехода нашего государства к новым экономическим отношениям во всех сферах государственной и общественной жизни, в реализации гражданами своих прав и исполнении ими своих обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность государственных органов, должностных лиц, а также всех граждан за добросовестное и эффективное исполнение возложенных на них обязанностей.

Юридическая ответственность - это социально-правовой институт, нормы которого вносят вклад в процесс формирования основных элементов правового демократического государства, существование которого невозможно без соблюдения всеми субъектами возникающих правоотношений установленных норм и правил. Она является составной частью социальной ответственности, но имеет свои характерные черты.

В Энциклопедическом словаре юридическая ответственность трактуется как государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством, обществом <1>.

<1> См.: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 186.

В теории российского права традиционно выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и материальную.

Задача настоящей статьи - рассмотреть дисциплинарную ответственность, причем дисциплинарную ответственность граждан, которых российское законодательство относит к категории государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность (наряду с материальной ответственностью) в юридической литературе нередко именуется "трудоправовая ответственность" <2>, под которой понимается обязанность работников и работодателей, их представителей претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного, организационного и имущественного характера в порядке и на условиях, которые предусмотрены трудовым законодательством <3>.

<2> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учеб.: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 452.
<3> См.: Там же. С. 457.

По существу, дисциплинарная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности в сфере труда, субъектами правоотношений которой являются работник и работодатель (государство и государственный служащий).

Дисциплинарная ответственность наступает в случае совершения одним из субъектов трудовых правоотношений противоправного деяния (дисциплинарного проступка).

В общей теории права отмечается, что дисциплинарный проступок - это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительской и иной дисциплины, т.е. нарушение обязательного порядка деятельности предприятий и иных коллективных образований. Такие проступки дезорганизуют работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отношений <4>.

<4> См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996. С. 467, 468.

В ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации <5> (далее - ТК РФ) указывается, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Дисциплинарная ответственность, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. С учетом характера установленных государством санкций, а также субъектов, которые несут ответственность, в трудовом праве различают общую и специальную дисциплинарную ответственность.

Общая ответственность регулируется ТК РФ и распространяется на всех работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применять за нарушение дисциплины труда, указаны в ст. 192 ТК РФ. К ним относятся:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнения по соответствующим основаниям.

Перечень этих взысканий является исчерпывающим. Это означает, что применение другого дисциплинарного взыскания, не указанного в ТК РФ, является незаконным.

Возможность привлечения работников и служащих к дисциплинарной ответственности путем наложения, кроме вышеуказанных, и других видов дисциплинарных взысканий, установлена ст. 189 и 192 ТК РФ.

Это так называемая специальная дисциплинарная ответственность. Основанием для привлечения работников и служащих к специальной дисциплинарной ответственности являются нормы права, содержащиеся главным образом в уставах и положениях о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами.

Соответственно и законодательство различает общий субъект дисциплинарной ответственности и специальный. Общим считается каждый работник, совершивший дисциплинарный проступок, за исключением тех, кто в силу специальных нормативных правовых актов является специальным субъектом.

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей. При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников и служащих, а только для тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а также непосредственно в федеральных законах.

Государственные служащие как раз относятся к категории граждан, которые могут быть субъектами как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности.

Статусом государственного служащего обладают граждане, состоящие на государственной службе.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) устанавливает: "Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

<6> См.: статья 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Система государственной службы в соответствии с положениями ст. 2 Закона о госслужбе включает в себя следующие виды государственной службы:

Рассмотрим особенности дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации <7>.

<7> См.: Там же. Ст. 5.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <8> (далее - Закон о государственной гражданской службе), рассматривая вопросы привлечения служащих к дисциплинарной ответственности, прежде всего определяет понятие "служебная дисциплина на гражданской службе". В соответствии со ст. 56 Закона о государственной гражданской службе это "обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом". Данное понятие значительно отличается от определения дисциплины труда, содержащегося в ст. 189 ТК РФ <9>. Прежде всего служебная дисциплина предполагает соблюдение служебного распорядка, который определяется исключительно федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными актами государственного органа, а не коллективными договорами и соглашениями.

<8> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<9> Дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка к нарушителю могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона о государственной гражданской службе.

Различается и порядок применения дисциплинарного взыскания. Если в случае привлечения к общей дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 193 ТК РФ устанавливаются только сроки применения дисциплинарного взыскания и обязанность представления работником письменного объяснения, то в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе применению дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему предшествует служебная проверка. При этом в соответствии со ст. 59 Закона о государственной гражданской службе ее проведение поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время ее проведения. По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение о наложении взыскания.

Федеральная правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины <10>.

<10> См.: ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий порядок прохождения правоохранительной службы и федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав правоохранительной службы.

Поэтому для рассмотрения вопроса о федеральных органах государственной власти, входящих в состав правоохранительной службы, целесообразно использовать комплексный подход, опираясь на вышеуказанное определение и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба. В результате исследования нормативных правовых актов <11> можно прийти к выводу, что к органам, в которых может быть предусмотрена правоохранительная служба, относятся:

<11> См.: ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"; ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1); Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613); ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; Положение о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506); ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"; ст. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314).
  1. прокуратура;
  2. органы внутренних дел;
  3. служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  4. таможенная служба;
  5. налоговая служба;
  6. служба судебных приставов;
  7. служба исполнения наказаний.

В действующем законодательстве правовой основой организации правоохранительной службы в этих органах являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок прохождения правоохранительной службы.

Исследуя правовые нормы, определяющие особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов исполнительной власти, входящих в состав правоохранительной службы, можно прийти к выводу, что при отсутствии единого закона о правоохранительной службе эти нормы изложены в различных нормативных актах.

Так, Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в ст. 41.7 устанавливает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

При этом Закон о прокуратуре не устанавливает порядок проведения расследования по факту совершения дисциплинарного проступка, а лишь устанавливает сроки наложения дисциплинарного, а также указывает на возможность временного (но не более чем на один месяц) отстранения работника от должности с сохранением денежного содержания до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания.

Положение о службе в органах внутренних дел регулирует вопросы, связанные в том числе и с привлечением сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Данное Положение распространяет свое действие и на сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний в объеме, установленном Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы <12>. В Положении содержится определение служебной дисциплины в органах внутренних дел (ст. 34), которое означает "соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий".

<12> Утв. Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 76 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2005 г. N 6748).

В соответствии со ст. 38 Положения за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. При этом в ст. 39 Положения указывается, что все взыскания, кроме замечания, выговора и назначения вне очереди в наряд, объявляются в приказе. Для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности у него необходимо затребовать письменное объяснение. Проверка указанных в этом объяснении сведений проводится только при необходимости. В этом случае выносится заключение. Может проводиться и служебная проверка.

Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в ст. 13.1 устанавливает, что при нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести. В соответствии со ст. 13.12 все поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету и заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

Сотрудники таможенной службы привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации <13> (далее - ДУ ТС РФ).

<13> См.: Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.

В ст. 17 ДУ ТС РФ содержится определение проступка как "виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения сотрудником возложенных на него должностных обязанностей".

Статья 18 ДУ ТС РФ содержит перечень грубых нарушений служебной дисциплины.

Как и Положение о службе в органах внутренних дел, ДУ ТС РФ устанавливает обязанность затребования от сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, письменного объяснения. А служебная проверка проводится только по необходимости. В соответствии со ст. 31 дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> и ст. 23 ДУ ТС РФ за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

<14> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  5. увольнение из таможенных органов.

Таким образом, в отсутствие федерального закона о правоохранительной службе дисциплинарные взыскания, которые налагаются на сотрудников органов правоохранительной службы, и порядок привлечения сотрудников этих органов к дисциплинарной ответственности различаются.

Федеральная военная служба

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях <15>.

<15> См.: ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

При рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих важным является положение ст. 11 ТК РФ, определяющей, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Таким образом, если, рассматривая привлечение к дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной гражданской или правоохранительной службе, мы руководствуемся положениями ТК РФ и ведем речь о специальной дисциплинарной ответственности, то в случае привлечения к дисциплинарной ответственности граждан, имеющих статус военнослужащего, руководствуемся уже Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего" <16> (далее - Закон о статусе) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации <17> (далее - ДУ ВС РФ).

<16> Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
<17> См.: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

И если в нормативных документах, определяющих порядок привлечения граждан, имеющих статус государственного гражданского служащего или сотрудника органа правоохранительной службы, речь идет о служебной дисциплине, то в случае с военнослужащими это уже "воинская дисциплина", которая в соответствии со ст. 1 ДУ ВС РФ "есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, которые установлены законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)".

В соответствии со ст. 28.4 Закона о статусе военнослужащих и ст. 54 ДУ ВС РФ к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

Такой вид взыскания, как замечание (установленный ТК РФ), в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ дисциплинарным взысканием не является.

Письменное проведение "разбирательства" по дисциплинарному проступку военнослужащего обязательно только в случае, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок (перечень которых определен в ст. 28.5 Закона о статусе военнослужащих).

Разбирательство по грубому дисциплинарному проступку заканчивается составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке (ст. 81 ДУ ВС РФ), имеющем установленную форму. Это связано с тем, что на основании материалов разбирательства по грубому дисциплинарному проступку и указанного протокола совершивший грубый дисциплинарный проступок военнослужащий может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" <18> дисциплинарному аресту военнослужащего можно подвергнуть только на основании постановления военного суда.

<18> Собрание законодательства РФ. 2006. N 49 (ч. 1). Ст. 5089.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, несут дисциплинарную ответственность.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Государственные служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности как на основании ТК РФ, так и на основании Закона о статусе военнослужащих.
  2. Государственные служащие государственной гражданской службы и правоохранительной службы привлекаются в соответствии с ТК РФ к специальной дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины (а не трудовой, как остальные работники). Служебная дисциплина предполагает соблюдение служебного распорядка, который определяется исключительно федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными актами государственного органа, а не коллективными договорами и соглашениями (как трудовая дисциплина).
  3. Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании Закона о статусе военнослужащих.
  4. В отсутствие специального федерального закона о правоохранительной службе на сотрудников различных органов правоохранительной службы налагаются различные дисциплинарные взыскания, перечень которых больше, чем установлен в ТК РФ.
  5. Обязательным условием для наложения на государственных гражданских служащих (как и на работников) дисциплинарного взыскания является наличие письменного объяснения государственного служащего. Закон о государственной гражданской службе устанавливает необходимость проведения служебной проверки по каждому случаю совершения госслужащим дисциплинарного проступка. Необходимость письменного объяснения от сотрудников большинства органов правоохранительной службы или военнослужащего, совершивших дисциплинарный проступок, законы не устанавливают. При этом формой письменного расследования по дисциплинарным проступкам сотрудников органов правоохранительной службы является служебная проверка, а по дисциплинарным проступкам военнослужащих - разбирательство.
  6. Военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за совершение административных правонарушений (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), несут дисциплинарную ответственность. Однако только военнослужащие могут быть подвергнуты такому дисциплинарному наказанию, как дисциплинарный арест (данное взыскание предполагается как "заменитель" административного ареста, к которому ни военнослужащие, ни сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, не привлекаются).
  7. Наибольшее количество видов дисциплинарных взысканий предусмотрено для военнослужащих. Именно для военнослужащих вопросы привлечения их к дисциплинарной ответственности наиболее детально регламентированы как Законом о статусе военнослужащих, так и ДУ ВС РФ (положения которого во многом дублируют положения Закона о статусе военнослужащих).