Мудрый Юрист

Гражданский процесс в системе социального управления *

<*> Kurochkin S.A. Civil procedure in the system of social management.

Курочкин С.А., доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены отдельные особенности гражданского судопроизводства с позиции его места в системе социального управления. Проанализирован характер управленческого воздействия правосудия по гражданским делам на общественные отношения, роль права применительно к социальной системе в целом и гражданского процессуального права применительно к системе гражданского судопроизводства в частности.

Ключевые слова: гражданский процесс, социальное управление, гражданское процессуальное право.

The article considers certain peculiarities of civil judicial proceeding from the viewpoint of its place in the system of social management; analyses the character of managerial influence of justice on civil cases on social relations, role of law as applied to the social system as whole and civil procedure law as applied to the system of civil judicial proceeding in particular.

Key words: civil procedure, social management, civil-procedure law.

Не вызывает сомнения тот факт, что существующие общественные отношения объективно требуют регулирующего, управленческого воздействия. Для целей настоящей работы интерес представляет особая группа таких отношений - отношения, возникающие в связи с разрешением юридических дел, правовых конфликтов в частной сфере в рамках системы гражданского судопроизводства. С позиций экономической науки система гражданского судопроизводства как совокупность субъектов, организаций и правил их деятельности представляет собой одну из дискретных институциональных альтернатив, созданных обществом для улаживания частных конфликтов, возникающих по поводу использования тех или иных ресурсов, установления, реализации и изменения прав на эти ресурсы <1>. Формирующиеся в связи с этим общественные отношения в значительной степени требуют внешнего регулирующего воздействия - управления.

<1> Эффективность гражданского судопроизводства в России: институциональный анализ и институциональное проектирование / А.А. Аузан, А.А. Бальсевич, Е.А. Водопьянова, С.Г. Маковецкая, Д.М. Сорк, В.Л. Тамбовцев, И.В. Черняков. М., 2005. С. 7.

Под социальным управлением понимается сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на отдельные звенья на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленной цели <2>. Управление по своему характеру является воздействием, реализуемым в определенных формах при помощи целого набора приемов и способов. Основной формой организующего воздействия системы гражданского судопроизводства на общественные отношения является правоприменение. Применение права - это властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы - индивидуальные предписания <3>. Главными приемами управленческого воздействия становятся признание (подтверждение) судом права и приказ обязанному субъекту о совершении действий, необходимых для беспрепятственной реализации права управомоченным субъектом.

<2> Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. С. 109 - 110. Цит. по: Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981. С. 37.
<3> Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 254.

Управленческое воздействие является целенаправленным. В рассматриваемой области в общем виде такой целью становится обеспечение оптимального функционирования и создание условий для развития системы общественных отношений, на которые оказывается воздействие. Рассмотрение и разрешение гражданских дел в судах в порядке гражданского судопроизводства преследует цель защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, т.е. обеспечение запрограммированного в нормах права порядка функционирования и развития системы общественных отношений. Достижение указанной цели в ходе управленческого воздействия осуществляется решением задач судопроизводства: правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел, обеспечения доступности правосудия, справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Воздействие оказывается как на систему общественных отношений в целом, так и на отдельные ее звенья. В сфере процессуального права эта особенность социального управления весьма примечательна. Так, основные начала гражданского судопроизводства, принципы процессуального права, закрепленные в главе 1 ГПК РФ, главе 1 АПК РФ, оказывают сквозное регулирующее воздействие на всю систему отношений, возникающих в связи с разрешением юридических дел, частных правовых конфликтов в суде. Применение иных процессуальных норм, взятых в совокупности, оказывает воздействие на отдельные звенья - производства, циклы, стадии процессуальной деятельности.

Основой для управленческого воздействия являются познание и использование присущих системе объективных закономерностей и тенденций. Принципиальным здесь становится разделение элементов гражданского процесса как формы социального управления на (1) воздействие, оказываемое на всю систему гражданского судопроизводства, и на (2) воздействие, обращаемое на отдельные элементы системы отношений, возникающих в связи с разрешением дел в суде. Если в первом случае управленческое воздействие оказывается законодателем на основе познания и использования свойственных системе гражданского судопроизводства объективных закономерностей и тенденций развития, то во втором случае речь идет о познании судом существа общественных отношений - процессуальном доказывании, в целях принятия индивидуально-властных актов.

В общем виде в доктрине социальное управление также определяется и как целесообразное воздействие на общественную систему, т.е. приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями. Ту же роль выполняет и правовое регулирование. Методологически вполне оправданно рассматривать процесс правового воздействия на поведение людей как специфическую форму управленческого воздействия, которая, хотя и имеет свои специфические черты, подчиняется общим закономерностям управления <4>. Функцию целесообразного воздействия на общественную систему, приведения ее в соответствие с присущими закономерностями, т.е. управления, выполняет и правоприменение как элемент системы правового регулирования. Управленческий характер правоприменительной деятельности отмечен учеными-правоведами. По мнению С.С. Алексеева, решение юридического дела по своей социальной природе может быть охарактеризовано как управленческое решение <5>. Правоприменительные акты являются правовой формой управленческих решений, обращенных к персонально определенным лицам, принимаемых по конкретным вопросам, в связи с наступлением конкретных условий. Они служат средством обеспечения управленческого действия нормативных актов <6>. Наиболее совершенной, отточенной столетиями практики формой применения права является гражданское судопроизводство.

<4> Эффективность правовых норм / В.Н. Кудрявцев, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко, В.В. Глазырин. М., 1980. С. 10 (авторы раздела - В.В. Глазырин, В.И. Никитинский).
<5> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008. С. 548.
<6> Дюрягин И.Я. Право и управление. С. 58.

Вполне естественно, что регулирующее воздействие материального и процессуального права в системе социального управления неоднородно. И если роль материального права в большей степени состоит в поддержании общественной системы в состоянии, соответствующем присущим ей закономерностям, а зачастую и в правовом закреплении (формализации) последних, то процессуальное право регулирует отношения, возникающие именно в связи с приведением общественной системы в соответствие с установленными (материальным правом) закономерностями. Полагаем возможным рассматривать гражданское судопроизводство (и регулирующее его гражданское процессуальное право) как особую форму управленческого воздействия, подчиняющуюся общим закономерностям управления, но и имеющую свои специфические черты. Н.И. Авдеенко отмечала, что гражданско-процессуальное право является одним из методов правового регулирования общественных отношений государством, или, иначе, организованного регулирования (управления) поведением людей. Управление в широком смысле есть упорядочение определенной, постоянно изменяющейся системы общества (или части общества в данном случае), приведение этой системы в соответствие с требованиями присущих ей объективных закономерностей <7>.

<7> Авдеенко Н.И. Механизм и пределы регулирующего воздействия гражданско-процессуального права. Л., 1969. С. 3.

При оценке механизма регулирующего воздействия системы гражданского судопроизводства необходимо принимать во внимание следующее обстоятельство. И.Я. Дюрягиным было справедливо замечено, что юридическая сторона государственного управления не сводится к установлению нормативно-правовых положений как предписаний общего характера, рассчитанных на регулирование типичных общественных отношений. Управление предполагает также распространение нормативных предписаний на индивидуальные общественные отношения, на персонально-определенных их участников посредством принятия государственными органами управленческих решений индивидуального характера на основе применения норм права <8>. В этом смысле правосудие по гражданским делам необходимо рассматривать как строго регламентированную законом деятельность, направленную на распространение действия общих нормативных предписаний (норм права) на конкретные индивидуальные общественные отношения, на персонально-определенных их участников посредством вынесения правоприменительных актов индивидуально-властного характера. Гражданское судопроизводство - форма регулирующего воздействия управляющей системы на управляемую. Через применение права осуществляется приведение управляемой системы в соответствие с присущими закономерностями и установленными правилами в целях обеспечения ее оптимального функционирования. Такими закономерностями выступают как общие правила поведения - нормы права, так и практика их применения.

<8> Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 51.

Правосудие по гражданским делам необходимо рассматривать как особую форму волевого воздействия на отдельные элементы общественной системы (комплексы общественных отношений) на основе использования присущих такой системе закономерностей и тенденций в интересах обеспечения ее оптимального функционирования, достижения поставленной цели. В качестве таких интересов могут выступать как публичные, так и частные интересы.

Как уже было сказано, главными приемами управленческого воздействия становятся признание (подтверждение) судом права и приказ обязанному субъекту о совершении действий, необходимых для реализации права управомоченным субъектом. Стоит также обратить внимание и на то, что в сфере управленческой деятельности суда оказывается поведение субъектов регулятивного правоотношения, имевшее место до возбуждения дела, действия, совершенные указанными лицами уже непосредственно в процессе. Фактически происходит контроль за правомерностью обычных форм реализации юридических норм (исполнение, соблюдение, использование). Суд констатирует то, что совершено участниками процесса, и через призму закона определяет последствия таких действий <9>. Особо выделяется судебный контроль за правомерностью реализации юридических норм отдельными субъектами права, в том числе наделенными властными полномочиями, - особая форма управленческого воздействия, применяемого в рамках гражданского судопроизводства. Речь в данном случае идет о контроле за органами исполнительной власти (в рамках производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, производства по делам, связанным и исполнением судебных актов, - подраздел III раздела II, раздел VII ГПК РФ, разделы III, VII АПК РФ) и негосударственными юрисдикционными органами - третейскими судами и международными коммерческими арбитражами (в рамках производства по делам об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей) - главы 46 - 47 ГПК РФ, глава 30 АПК РФ).

<9> Масленникова Н.И. Гражданский процесс как форма социального управления. Свердловск, 1989. С. 38.

Важно отметить, что управленческое воздействие, реализуемое в рамках гражданского судопроизводства, выходит за пределы отношений, возникающих в связи с разрешением юридических дел, правовых конфликтов в суде. И.Я. Дюрягиным было справедливо указано, что индивидуальные акты производства, распределения и обмена продуктов совершаются людьми, одаренными сознанием и волей, люди же, как правило, действуют с определенным намерением. Поэтому наряду с объективной стороной конкретные производственные акты или действия содержат и сознательно-волевую сторону, через воздействие на которую с помощью различных средств социального управления и регулирования, и в частности государственно-правового механизма, можно использовать объективные законы, осуществлять управление конкретными производственными отношениями, а в итоге оказывать определенное организующее воздействие на всю систему общественных отношений в целом <10>. Учет в ходе управленческой как правотворческой, так и правоприменительной деятельности объективных экономических законов развития общества, законов психологии, культурных особенностей позволит существенно расширить границы регулирующего воздействия процессуального права. Система гражданского судопроизводства, являясь подсистемой системы разрешения юридических дел, становится важным средством организующего воздействия (управляющей системой) на весь комплекс общественных отношений в целом. Реальная эффективность правосудия по гражданским делам, специфика процессуальной регламентации отношений, возникающих при разрешении споров судами, оказывают самое непосредственное влияние на сознательно-волевую сторону людей, стимулируя их к определенным видам социального поведения. Доступное и предсказуемое правосудие, осуществляемое в сравнительно простой процессуальной форме с небольшими затратами, подталкивает участников гражданского оборота к передаче большей части возникающих между ними споров на разрешение государственных судов. Эти же условия в некотором смысле способствуют эскалации конфликтов, снижают стимулы к мирному урегулированию споров самими участниками общественных отношений.

<10> Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 26.

Принципиальным для оценки роли и места гражданского судопроизводства (правосудия по гражданским делам) в системе социального управления является его публичный, властный характер. Через процессуальную деятельность процессуальными средствами осуществляется государственная власть <11>. Как было отмечено И.Я. Дюрягиным, связь применения норм права с осуществлением государственной власти заключается в том, что в результате применения достигается подчинение конкретных лиц государственной воле, а управление и подчинение государственной воле - проявление государственной власти. Таким образом, применение норм права носит государственно-властный характер, который выражается: а) в том, что правоприменительной деятельностью занимаются в пределах своей компетенции государственные органы (иногда уполномоченные государством общественные организации); б) в осуществлении правоприменительной деятельности по одностороннему волеизъявлению компетентных органов; для применения не требуется двустороннего соглашения; в) в обязательности исполнения правоприменительных актов, принятых в строгом соответствии с законом, для всех лиц, которым они адресуются или деятельность которых в какой-то мере соприкасается с ними; г) в обеспеченности данных актов в необходимых случаях государственным принуждением <12>. Преломление приведенных положений на сферу гражданского судопроизводства позволяет выделить следующие проявления государственно-властного характера последнего.

<11> Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 95.
<12> См. подробнее: Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 77.
  1. Управленческая правоприменительная деятельность осуществляется органами особой ветви государственной власти - судами (мировыми судьями) с соблюдением правил подведомственности и подсудности, установленными главой 3 ГПК РФ, главой 4 АПК РФ, а также в определенных законом случаях и негосударственными юрисдикционными органами (третейскими судами, международными коммерческими арбитражами). Суд всегда выступает субъектом управления, по отношению к нему все участники процесса (в том числе и стороны) становятся объектами управления <13>. Суд (юрисдикционный орган) выступает в качестве управляющей системы по отношению к управляемой на основе отношений субординации.
<13> Масленникова Н.И. Указ. соч. С. 33.
  1. Выносимые судами постановления - правоприменительные акты после вступления в законную силу обязательны для всех лиц, а в необходимых случаях обеспечиваются государственным принуждением (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ). Н.И. Масленникова, говоря об особой сложности правоприменительной деятельности как формы социального управления, отмечала, что все в ней предопределено заранее, каждый раз субъект управления (в том числе суд) должен устанавливать новую "рабочую" связь между нормой права и конкретной, всякий раз отличающейся от других ситуацией. Высшей степенью властности обладают вырабатываемые судом индивидуальные правоприменительные акты. Разрешение судами гражданских дел является практическим осуществлением государственной воли, закрепленной в нормативных предписаниях. Поэтому управленческое воздействие государства, выраженное в актах правосудия, обладает общеобязательным характером и обеспечивается принудительной силой государства <14>.
<14> Там же. С. 25.
  1. Юрисдикционная деятельность реализуется судами по их одностороннему волеизъявлению в ответ на поступившее обращение лица, чьи права и законные интересы требуется защитить (ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ). В литературе справедливо отмечено, что сам процессуальный регламент судебной деятельности сконструирован законодателем таким образом, чтобы в решении всех принципиально важных вопросов юрисдикционный орган занимал властное положение <15>. Властный характер полномочий органа судебной власти исключает заключение соглашений с его участием.
<15> Там же. С. 28.

Отмеченные особенности гражданского судопроизводства в системе социального управления являются отражениями основных начал публичного права - порядка субординации, власти и подчинения.

Анализ места гражданского процесса в системе социального управления будет неполным без характеристики роли процессуального права. Право не только оказывает управленческое воздействие на общественные отношения, но и служит важным средством совершенствования организации самого процесса управления <16>. Особенно это актуально для сферы процессуального права. Гражданское (арбитражное) процессуальное право регулирует отношения, возникающие в связи с производством по гражданским делам в суде (арбитражном суде), а потому служит основным средством организации процесса управленческого воздействия - процесса правоприменения. Развитие гражданского (арбитражного) процессуального права через дифференциацию процессуального порядка разрешения отдельных категорий гражданских дел, совершенствование правил доказательственной деятельности таит в себе серьезный потенциал для совершенствования организации самого процесса управления, его оптимизации, повышения эффективности и результативности. И практика законотворчества в последние годы - лучшая тому иллюстрация. Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <17> действующий АПК РФ дополнен главами 28.1 "Рассмотрение дел по корпоративным спорам" и 28.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц". Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <18> действующий АПК РФ дополнен главой 27.1 "Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Введение новых процессуальных правил преследует цель оптимизации управленческого воздействия, реализуемого в рамках гражданского судопроизводства, повышение его эффективности и результативности.

<16> Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 44.
<17> РГ. 22.07.2009. N 133.
<18> РГ. 04.05.2010. N 94.

Полагаем методологически оправданной позицию И.Я. Дюрягина в отношении рассмотрения управленческой роли права применительно как к социальной системе в целом, так и к составляющим ее двум подсистемам: управляющей и управляемой. По отношению к управляющей подсистеме правовой фактор: 1) служит средством ее организации: все организационные мероприятия по совершенствованию структуры управленческого аппарата в государственной сфере получают правовое закрепление; 2) устанавливает права и обязанности (компетенцию) государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц, т.е. регулирует субординационные связи внутри управляющих подсистем; 3) закрепляет наиболее рациональный процесс управленческой деятельности: предусматривает условия и соответствующие данные, необходимые для осуществления управления, упорядочивает сроки и порядок рассмотрения дел, способы и процедуру подготовки и принятия управленческих решений, их оформление, доведение до сведения исполнителей и другие вопросы; 4) обеспечивает создание условий осуществления управленческой деятельности: устанавливает обязанности тех органов и лиц, которые призваны содействовать управленческим органам, предусматривает различные охранительные меры, в том числе направленные против тех, кто в процессе управления нарушает установленные требования либо извне препятствует нормальному осуществлению управленческой деятельности <19>. Названные положения в полной мере характерны и для гражданского судопроизводства. Так, по отношению к управляющей подсистеме - системе гражданского судопроизводства - гражданское процессуальное право:

<19> Дюрягин И.Я. Указ. соч. С. 49 - 50.
  1. служит средством ее (управляющей системы) организации и формализации - все мероприятия по совершенствованию порядка функционирования системы гражданского судопроизводства как внутренних, так и внешних ее связей получают законодательное закрепление;
  2. закрепляет полномочия (компетенцию) судов, их структурных подразделений, судей. Гражданское (арбитражное) процессуальное право формализует иерархические функциональные связи в судебной системе, регулирует отношения, связанные с проверкой и пересмотром решений нижестоящих судов вышестоящими, подведомственность и подсудность юридических дел, иные субординационные связи внутри управляющей подсистемы (системы гражданского судопроизводства);
  3. устанавливает гражданскую процессуальную форму как наиболее рациональный режим управленческой (правоприменительной) деятельности, в том числе: условия и юридические факты (составы), необходимые для осуществления производства по делу в суде; сроки и порядок возбуждения производства, рассмотрения дел; способы (доказывание, познание) и процедуру подготовки и принятия управленческих решений (возбуждение, подготовка и совершение правоприменительного акта); способы оформления управленческих решений (вынесение постановления), доведения до сведения исполнителей (исполнителями в данном случае становятся субъекты, на которых распространяется законная сила решения суда) и другие вопросы;
  4. в полной мере обеспечивает создание правовых условий осуществления управленческой (правоприменительной) деятельности:

устанавливает обязанности (меру должного поведения) органов и лиц, которые призваны содействовать осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, лица, у которых находятся доказательства, и т.д.);

предусматривает различные охранительные меры, в том числе направленные против лиц, нарушающих установленные требования, препятствующих нормальному отправлению правосудия (ст. ст. 57, 85, 140, 159, 162, 168, 226 и др. ГПК РФ, ст. ст. 55, 66, 96, 154, 156, 157, 194 и др. АПК РФ).

Применительно к управляемой подсистеме право играет в основном роль средства воздействия на сознание и деятельность управляемых лиц. Посредством правовой регламентации устанавливаются их субъективные права и обязанности, границы допустимого и возможного поведения, предусматриваются меры принудительного воздействия для того, чтобы при необходимости добиться выполнения принятых актов управления <20>. В отношении управляемой подсистемы (действий и отношений, возникающих в связи с разрешением юридических дел, правовых конфликтов в суде) гражданское процессуальное право также выступает в качестве средства воздействия на деятельность управляемых лиц (субъектов) через их сознание и волю. Законодательно устанавливаются их субъективные права и обязанности (в статике), границы допустимого и возможного поведения (в динамике), предусматриваются меры принудительного воздействия, необходимые для реального исполнения вынесенных судом решений.

<20> Там же. С. 50.

Управленческое воздействие права состоит также в предопределении содержания управленческих решений и в оказании организующего воздействия на управляемых лиц, в определении того, что и как они должны или вправе делать <21>. И хотя данный тезис характерен в большей степени для сферы материально-правового регулирования, ведь именно там реализуется организующее (регулирующее) воздействие на управляемых лиц в определении границ их допустимого и возможного поведения, он сохраняет свое значение и для процессуальной сферы. Управленческое воздействие процессуального права состоит в предопределении характера и содержания управленческих решений - правоприменительных актов, через установление регламента совершения процессуальных действий и порядка подготовки и совершения правоприменительных актов (вынесения решений). В этом смысле процессуальное право формирует комплекс гарантий соблюдения баланса интересов сторон процесса, минимальных стандартов правоприменительной деятельности, чем предопределяет с большой долей вероятности соответствующее духу и букве закона содержание управленческих решений.

<21> Там же. С. 51.

Обобщая сказанное, отметим, что правосудие по гражданским делам как элемент системы социального управления представляет собой целенаправленное воздействие на отдельные элементы общественной системы (комплексы общественных отношений) в целях приведения их в соответствие с присущими закономерностями в интересах обеспечения оптимального функционирования системы, посредством применения правовых норм. Правосудие по гражданским делам - это основанная на государственно-властном, публичном начале и строго регламентированная деятельность по распространению общих нормативных предписаний на индивидуальные общественные отношения посредством принятия постановлений - правоприменительных актов индивидуального характера.