Мудрый Юрист

Противодействие предварительному расследованию по наркопреступлениям *

<*> Ushanov R.G. Counteraction of preliminary investigation on drug crimes.

Ушанов Р.Г., адъюнкт Академии управления МВД России.

В статье рассмотрены различные формы противодействия на этапе предварительного расследования по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Автор приводит результаты собственных исследований и изучения уголовных дел.

Ключевые слова: наркотики, противодействие по наркопреступлениям, предварительное расследование, незаконный оборот наркотиков, организованные наркогруппировки, производители и потребители наркотических средств, сбытчик наркотиков, наркотизм.

The article considers various forms of counteraction at the stage of preliminary investigation on the crimes related to illegal turnover of drugs. The author presents the results of his own research and study of criminal cases.

Key words: drugs, counteraction of drug crimes, preliminary investigation, illegal turnover of drugs, organized drug groups, manufacturers and consumers of narcotic means, seller of drugs, narcotism.

Борьба с преступностью, как одной из серьезных угроз цивилизованному развитию государства, является актуальной для любого общества. Ее значимость чрезвычайно высока и для современной России. Анализ мирового опыта свидетельствует, что криминальные структуры, в том числе специализирующиеся на наркобизнесе, резко активизируют свою деятельность в периоды перехода страны от монополии властвования государственной машины в основных сферах жизни к свободному рынку, правовому государству, гражданскому обществу.

Результаты различных исследований проблемы борьбы с наркопреступностью показывают, что на сегодняшний день в России происходит негативный процесс изменений в качественном состоянии преступной наркосреды, усиление ее организованности и криминального профессионализма. Темпы развития наркопреступности (их количество за последние 10 лет увеличилось на 54,8%) приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации. Российский наркобизнес организационно оформился практически на всей территории страны в виде устойчивых преступных группировок и преступных сообществ, занимающихся производством, хранением, транспортировкой и реализацией наркотиков. Организованные наркогруппировки имеют достаточно развитые межрегиональные связи и четкое распределение функциональных обязанностей между собой.

По мере усиления борьбы с наркопреступлениями лица, их совершающие, принимают дополнительные меры по сокрытию своих преступных деяний. Ими оказывается противодействие правоохранительным органам в различных формах, особенно если это связано с фактами незаконного оборота наркотиков организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Противодействие на этапе предварительного расследования по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется как в рамках процессуальной деятельности ее участников, так и выходит за рамки уголовного процесса, но всегда практически носит ярко выраженный криминальный характер.

В случае совершения тяжких, особо тяжких наркопреступлений (незаконный оборот наркотиков в крупном или особо крупном размерах, в т.ч. перевозка, сбыт и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела сразу же возникает необходимость задержания лица в качестве подозреваемого и его последующий в течение 24 часов допрос, в том числе в присутствии защитника (ст. 46 УПК РФ). В этой связи, как свидетельствуют результаты опроса следователей, в 63% случаев с целью противодействия данному этапу расследования подозреваемые выбирали тех адвокатов, которые в данный момент не могут участвовать в следственных действиях в силу объективных причин (болезнь, загруженность работой, отсутствие в месте производства расследования и т.д.). При неявке приглашенного подозреваемым защитника, назначенного следователем в порядке ст. 50 УПК РФ, другого защитника задержанные лица в 45% случаев требовали для производства следственных действий с их участием переводчика, заявляя, что не владеют языком, на котором ведется уголовное судопроизводство.

Как правило, в это время оставшиеся на свободе соучастники осуществляли поиск именно того адвоката (защитника), который не только являлся высококвалифицированным специалистом, знающим методику расследования преступлений о незаконном обороте наркотиков, но и располагал "лояльным отношением" к себе со стороны следователя, расследующего данное уголовное дело. На эту форму противодействия организованных преступных групп указало свыше 70% сотрудников оперативных аппаратов.

Кроме того, практически всегда подозреваемые (обвиняемые) в совершении тяжких и особо тяжких наркопреступлений как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования использовали в качестве одной из форм противодействия следствию положения ст. 51 Конституции РФ. Ее положения позволяют не только лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, не свидетельствовать против себя самого, но и это право активно используется на первоначальном этапе расследования также супругом (супругой) и близкими родственниками (родителями, детьми, усыновленными), родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками тех лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за наркопреступления. В большинстве случаев они, как правило, были достаточно подробно осведомлены о преступной деятельности задержанного. Подобная ситуация характерна при задержании за наркопреступления лиц, которые входят в состав преступных этнических группировок, основанных на клановом (родовом) принципе. В данной ситуации их расчет обусловлен тем, что бремя доказывания лежит на следователе, а существующие сомнения в виновности таких лиц, которые не могут быть устранены как в досудебном, так и на судебной стадии, толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

Даже после задержания с поличным лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, их соучастники, как правило, лица из ближнего окружения, перепрятывали или уничтожали весы, упаковочный материал, остатки наркотика, полученные за его реализацию деньги и иное имущество, другие материальные следы преступлений до начала производства осмотра или обыска помещения, где они хранились.

Существуют и другие факторы, затрудняющие деятельность следственных и оперативных подразделений МВД и ФСКН России по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Во-первых, необходимо отметить высокий уровень организованности криминальных структур, сформированных по этническому признаку (прежде всего таджикских, азербайджанских и цыганских), их хорошую техническую оснащенность, использование современных информационных и коммуникационных технологий. Наркогруппировки осуществляют активный обмен информацией о способах синтеза наркотиков, в том числе посредством глобальной сети Интернет. В ряде случаев зафиксировано использование наркодельцами электронных форм денежных расчетов за прекурсоры и готовую продукцию, а также факты пересылки денег через систему международных денежных переводов.

Продолжается интенсивное расширение российского наркорынка. Для производства наркотиков в России существует значительная сырьевая и технологическая база. Простота изготовления наркотиков из растительного сырья и его доступность привлекают внимание производителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны.

Актуальной остается и проблема подпольного производства наркотиков. Следует отметить, что, несмотря на наличие развитой химической и фармацевтической промышленности в стране, преобладают кустарные формы незаконного производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а факты их синтеза в промышленных условиях носят единичный характер.

Все это существенно усложняет выявление и документирование незаконных сделок с наркотиками, и, как следствие, снижается качество проводимого предварительного следствия, о чем свидетельствует увеличение количества уголовных дел рассматриваемой категории, возвращаемых прокурором на дополнительное расследование или судом прокурору для устранения препятствий к рассмотрению уголовного дела судом.

Как показывают результаты изучения уголовных дел о незаконном обороте наркотиков, в 68% из них имелись данные, указывающие на причастность к таким преступлениям лиц, которые в рамках предварительного расследования оставались как "не установленные следствием". Как правило, именно эти лица являлись перевозчиками, оптовыми сбытчиками наркотиков, организаторами их поставок, изготовления и т.д.

По данным опроса сотрудников оперативных служб и следственных аппаратов установлено, что в 65% случаев полные ориентировочные данные на этих "не установленных следствием" лиц были заранее известны. Но поскольку не представлялось возможным уголовно-процессуальным путем доказать их причастность к незаконному обороту наркотиков, эти данные в рамках уголовного дела своего подтверждения не нашли.

Лишь в материалах 36% уголовных дел имелись достаточно четко изложенные следователем поручения органу дознания о необходимости установления конкретных фактов и лиц по расследуемому наркопреступлению.

В 76% случаев такие поручения, как и ответы на них, даваемые оперативными сотрудниками, явились чисто формальными.

Достаточно часто в отношении розничных сбытчиков наркотиков нет достаточных данных для предъявления обвинения в сбыте наркотиков (например, в процессе задержания после проверочной закупки сбытчик наркотиков успел уничтожить или иным образом избавиться от полученных за реализацию наркотиков денег, а возможности зафиксировать его преступные действия при помощи технических средств у оперативных сотрудников не было и т.д.). А перевозчики мелких партий обычно заявляют, что обнаруженный и изъятый у них наркотик предназначен для личного употребления.

Неоднократны случаи посева или выращивания запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические средства, лицом с целью последующей его реализации, к примеру, на приусадебных участках или в мини-теплицах. При задержании данное лицо, так называемый "ботаник" или "агроном", являющееся низовым членом преступной группы, дает показания, что все выращенное предназначалось для его личного употребления. Это позволяет скрыть не только факт существования преступной группы, получить минимальное наказание за совершенное преступление, но и повысить свой преступный авторитет среди соучастников.

Безусловно, в этом перечне следует указать и на организацию либо содержание притонов для потребления наркотиков. Именно эти лица, как правило, достаточно осведомлены о преступной деятельности своих клиентов. И в их же лице может быть одновременно как сбытчик наркотиков, так и скупщик похищенного и т.д.

Таким образом, современное состояние борьбы с наркопреступностью требует от следственных и оперативных аппаратов различных субъектов противодействия наркотизму принятия адекватных мер, обеспечивающих эффективность борьбы с данным видом преступлений. Осуществление надлежащих оперативно-розыскных мер позволяет установить объективную истину по уголовному делу, оперативно отслеживать ту или иную складывающуюся следственную и оперативно-розыскную ситуацию, прогнозировать ее развитие в целях нейтрализации негативного воздействия со стороны подозреваемых (обвиняемых) на участников стадии предварительного расследования.