Мудрый Юрист

О развитии правового регулирования в области использования информационно-коммуникационных технологий *

<*> Kunyaev N.N. On development of legal regulation in the sphere of use of informational-communication technologies.

Куняев Н.Н., заместитель начальника Управления - начальник Департамента информационного документационного обеспечения Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам Администрации Президента Российской Федерации, заведующий кафедрой Московской финансово-юридической академии, кандидат исторических наук, доцент.

В статье рассмотрены основные этапы развития правового регулирования в области использования информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрена терминологическая база понятия "информационно-коммуникационные технологии". Выводы автора могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, коммуникация, информационная безопасность.

The article considers basic stages of development of legal regulation in the sphere of use of informational-communication technologies; considers terminological base of the concept of informational-communication technologies. The author's conclusions may be used in scientific activity.

Key words: informational-communication technologies, informational technologies, communication, informational security.

Огромное влияние на развитие современного общества и внутриобщественной коммуникации оказало создание современных информационно-коммуникационных технологий, посредством которых происходит хранение, передача, распространение огромного количества данных (информации). Информационно-коммуникационные технологии способствуют росту всех отраслей экономики, в основном за счет оптимизации процесса управления. В настоящее время они повсеместно используются как в коммерческой сфере, так и в сфере государственного управления. Развитие данных технологий является приоритетной задачей государства и общества, что отражено в соответствующих нормативных правовых актах.

Целями государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Для этого требуется решение различных проблем в технической, экономической, социальной и других сферах общества. Главным же регулятором указанных сфер является право, и соответственно без надлежащего нормативного правового обеспечения невозможны динамичное развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В современном обществе информационно-коммуникационные технологии зачастую принимаются как само собой разумеющееся явление, и определение данного термина, необходимое для создания единой нормативной правовой базы, в научных кругах не обсуждается.

Информационно-коммуникационные технологии и информационные технологии - вот два основных термина, обозначающих современные технологии коммуникации и обработки информации.

В отечественном законодательстве информационные технологии определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов <1>. Учитывая сферу действия Закона, формулирующего данное определение, его и можно взять за основу, рассмотрев при этом другие варианты толкования рассматриваемого термина.

<1> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, в тексте которых содержится термин "информационные технологии", определения данного термина в них не содержится. Аналогичное законодательному определение информационных технологий содержится лишь в ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения" <2>.

<2> Москва: Стандартинформ, 2007.

Также определения этого термина можно встретить в различных отраслевых словарях, например:

<3> Glossary Commander: служба тематических электронных словарей // URL: http://www.glossary.ru.<4> Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. М., 2007.<5> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2007.<6> Социология: Энциклопедия. М., 2003.

Для целей настоящего исследования будет интересным рассмотрение Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере информатизации <7>, в которой содержатся определения ряда терминов в сфере информатизации, среди которых внимания заслуживают следующие:

<7> Решение Экономического совета СНГ "О проекте Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информатизации и проекте Плана действий по реализации Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 года" (Москва, 30.06.2006) // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

информационные технологии - методы и способы поиска, сбора, хранения, обработки и передачи (распространения) информации на основе использования компьютерных и других технических устройств, программ для электронных вычислительных машин;

информационно-коммуникационная инфраструктура - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование.

На основании данных определений делается вывод о том, что информационные технологии сами по себе не являются средством распространения и передачи информационных потоков, а для их использования необходима информационно-коммуникационная инфраструктура.

Так чем же отличаются информационные технологии от информационно-коммуникационных технологий? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к анализу термина "коммуникация".

В социологической науке под коммуникацией (лат. communicatio - сообщение, передача) понимается смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента <8>.

<8> Социология: Энциклопедия. М., 2003.

Более лаконичное определение дается в экономико-математических науках: коммуникация (communication) - это процесс обмена информацией в системе, а также совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации <9>.

<9> Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.

Исходя из смысла коммуникации, можно сделать предположение, что информационно-коммуникационные технологии должны являться подвидом информационных технологий и обеспечивать передачу, распространение, обмен информации. В то же время анализ определения информационных технологий не позволяет сделать такой вывод, т.к. в большинстве приведенных определений названные функции относятся именно к информационным технологиям. Это подтверждается некоторыми теоретическими исследованиями <10>.

<10> Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Проведение дальнейшего анализа невозможно без всестороннего исследования термина "информационно-коммуникационная технология", однако единого законодательного закрепления этого понятия в отечественном праве не существует, а одновременная дифференциация термина и его определения приводятся лишь в вышеупомянутом ГОСТе:

<11> Институт развития информационного общества // URL: http://www.iis.ru.

Из сказанного следует, что отличительной чертой информационно-коммуникационных технологий является применение в процессе работы с информацией средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Данную дифференциацию можно рассматривать как основополагающую. Ее можно теоретически обосновать, изучив историю развития информационных технологий <12>.

<12> Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Коноплевой. М., 2008. С. 15.

В процессе анализа данного материала возникает предположение о том, что в современном мире информационные технологии используются для обработки и распространения такого объема информации, что они существенным образом влияют на процессы общественной коммуникации и соответственно получают новые функциональные возможности, поэтому встает вопрос о трансформации данного термина.

В соответствии с этим некоторые авторы используют термин "новая информационная технология", под которой понимается "системно организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации". Но в условиях внедрения данных технологий в общественную коммуникацию более обоснованно называть их информационно-коммуникационными технологиями, т.е. информационно-коммуникационные технологии являются подвидом информационных технологий, представляя собой современное развитие информационных технологий.

Таким образом, на основе проведенного анализа и систематизированных признаков информационных технологий видится необходимым сформулировать определение термина "информационно-коммуникационные технологии" в следующем виде: информационно-коммуникационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

В научном исследовании "Безопасность России. Правовые, социально-экономические научно-технические аспекты. Информационная безопасность" <13> указывается, что "информационные технологии охватывают практически все области информационной деятельности человека и по их направленности могут быть разделены на следующие группы:

<13> Безопасность России. Правовые, социально-экономические научно-технические аспекты // Информационная безопасность. М., 2005. С. 31.

В свою очередь, на основании сформулированного определения их также можно классифицировать на технологии:

Информационно-коммуникационная технология расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения, узнавать и должным образом уважать друг друга. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии <14>.

<14> Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года // Дипломатический вестник. 2000. N 8.

Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль в жизни общества, выполняют наиважнейшие задачи социальной коммуникации и управления, но для их развития и повсеместного использования необходимо определенное регулирование со стороны государства.

Основным способом государственного регулирования является правовое регулирование информационных технологий. И в этой связи известный исследователь информационных технологий А.В. Шамраев замечает, что "при выборе подходов (национальных и международных) к правовому регулированию информационных технологий в условиях глобального информационного общества полезно рассмотреть эволюцию развития информационных технологий в сфере экономики, выделив следующие уровни использования ИТ и потребность в правовом регулировании:

<15> Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). Версия 1.0. М., 2003.

Автор использует экономическую науку для определения уровней правового регулирования, но в рамках представляемой работы будет интересным определить уровни правового регулирования с точки зрения юридической науки, в соответствии с которой можно выделить две основные сферы такого регулирования: публично-правовых и частноправовых отношений.

Следуя этой логике, область использования информационно-коммуникационных технологий можно разделить на две сферы: государственную и частную.

Несмотря на огромные дивиденды, получаемые от внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы экономики и государственного управления, не стоит забывать и об угрозах такого внедрения, так как развитие данных технологий намного опережает развитие соответствующего нормативного правового регулирования их использования.

Главным вопросом при проведении теоретических исследований в области использования информационно-коммуникационных технологий является вопрос обеспечения информационной безопасности, и если обеспечение информационной безопасности коммерческих структур происходит на локальном уровне, то информационная безопасность государства является важной составляющей национальной (общегосударственной) безопасности и должна иметь правовое регулирование.