Мудрый Юрист

Особенности осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях (крушений и аварий) на железнодорожном транспорте *

<*> Elinskij V.I., Kotkin P.N. Peculiarities of examination of place of occurrence in investigation of criminal cases on traffic accidents (crashes and traffic hazards) on railway transport.

Елинский В.И., старший прокурор-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Коткин П.Н., заведующий кафедрой Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент, Екатеринбург.

На основе анализа практики следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации рассматриваются особенности производства осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, железнодорожный транспорт, транспортное происшествие, крушение, авария, криминалист.

On the basis of analysis of practice of investigation agencies of the Investigative Committee attached to the procurature of the Russian Federation the authors consider the peculiarities of examination of the place of occurrence in investigation of criminal cases on traffic accidents on railway transport.

Key words: examination of place of occurrence, railway transport, road accident, crash, taraffic hazard, criminalist.

Особенностью осмотра места крушения или аварии является то, что в отличие от большинства других видов происшествий, объекты, подлежащие осмотру, следы и вещественные доказательства, как правило, располагаются на одной линии - на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них. В силу этого осмотр носит линейный характер, что дает возможность следователю лучше организовать его, определить с учетом характера происшествия, какие участки, объекты и в какой последовательности нужно осматривать. Линейный характер осмотра места происшествия при расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях (крушений и аварий) на железнодорожном транспорте характеризуется значительностью осматриваемой территории, так как некоторые объекты (устройства сигнализации, автоблокировки, элементы верхнего строения пути), из-за которых могло произойти крушение, могут находиться далеко от места происшествия.

Не менее важной особенностью осмотра места происшествия является еще и то обстоятельство, что он начинается, как правило, одновременно со служебным расследованием. В этих условиях следователь должен учитывать мнение лиц, производящих это расследование, о предполагаемых причинах крушения. Но независимо от этого он должен использовать рекомендованные криминалистикой тактические, технические приемы и другие общие правила осмотра места происшествия.

Практика свидетельствует о том, что результаты осмотра места происшествия по делам этой категории часто находятся в прямой зависимости от полноты и правильности использования знаний специалистов в исследовании материальной обстановки места происшествия в целях обнаружения, фиксации и изъятия доказательств, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, например, при осмотре места крушения грузового поезда из-за излома шейки оси колесной пары специалист высказал предположение, что излом ее мог произойти из-за сильного нагревания в результате горения буксового узла. Однако лица, производившие служебное расследование, пришли к выводу, что излом шейки произошел по старой трещине. Следователь назначил техническую экспертизу. Эксперты в своем заключении отметили следующее: "В подшипнике буксы имеются следы горения. Почти вся трущаяся поверхность покрыта очень твердым слоем, представляющим собой спекшуюся смесь мелких частиц бронзы, окислов железа и продуктов горения смазки, состояние буксы и вкладыша указывает на имевшийся сильный нагрев. Поверхность излома шейки темная, окислившаяся. Старой трещины на шейке не обнаружено".

Таким образом, предположение специалиста в дальнейшем подтвердила техническая экспертиза.

Учитывая специфику и сложность подбора специалистов для проведения неотложных следственных действий и экспертиз по уголовным делам о крушениях и авариях, в следственных управлениях на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации целесообразно иметь список специалистов в различных сферах железнодорожного транспорта, которые могут быть в необходимых случаях приглашены.

При расследовании уголовных дел о транспортных происшествиях, связанных с взрывами или пожарами, целесообразно приглашать для осмотра места происшествия специалистов из отдела экспертных исследований пожаров и взрывов Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России (РФЦСЭ) <1>.

<1> Следует согласиться с утверждением И.С. Таубкина, что анализ причин взрывов и пожаров, как на стадии предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства, - весьма сложная задача, решить которую могут лишь высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт экспертных исследований подобных происшествий и обладающие не только специальными техническими, но и правовыми познаниями (о порядке и характере участия специалиста в следственных действиях и судебных заседаниях, производстве экспертных исследований). См.: Таубкин И.С. Судебная экспертиза техногенных взрывов. Организационные, методические и правовые основы. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 222.

Необходимы также такие эксперты, как технологи, строители, специалисты по расчетам оборудования на прочность, по коррозии металлов и сплавов, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, специальные познания которых необходимы как при осмотре места происшествия, так и для производства судебных экспертиз. Помощь в подборе таких специалистов могут оказать эксперты государственных судебно-экспертных учреждений.

Например, при расследовании катастрофы двух поездов на территории Иглинского района Башкирии к осмотру места происшествия были приглашены специалисты из Московского института железнодорожного транспорта с кафедры "Вагон и вагонное хозяйство". На разрешение специалистов были поставлены вопросы: с какой скоростью следовали поезда N 211 и 212 до момента взрыва; на каком участке пути произошла встреча их локомотивов; в течение какого времени поезда произвели полную остановку.

Для решения этих вопросов необходимо было в первую очередь четко зафиксировать расположение подвижных составов на железнодорожных путях после катастрофы. Проведенными осмотром и специальными исследованиями было установлено точное местонахождение пассажирских поездов на момент их встречи, взрыва и после него, отраженное в прилагаемых к протоколу схемах.

Для быстрой и наглядной фиксации процесса и результатов осмотра места происшествия используются в первую очередь фотосъемка и видеозапись.

Особенно необходимо проводить видеозапись в тех случаях, когда имеется вероятность исчезновения или повреждения следов и вещественных доказательств в связи с производством восстановительных работ и под действием неблагоприятных метеорологических условий. Время для осмотра в этих обстоятельствах весьма ограничено, поэтому важно зафиксировать максимум информации о состоянии места происшествия и его деталях. Наиболее эффективное использование видеозаписи возможно тогда, когда следователь работает в тесном контакте с прокурором-криминалистом, который обладает определенными навыками и приемами видеозаписи. Кроме оказания технической помощи, прокурор-криминалист по ходу осмотра может оказать значительную методическую и организационную помощь.

Место крушения или аварии должно быть зафиксировано не только с помощью фото-, видеозаписи, но и графически путем составления схем. На них показывается расположение подвижного состава, потерпевшего крушение, взаимоположение отдельных его единиц, а также тех или иных железнодорожных устройств и предметов с указанием необходимых расстояний. Такой способ дает возможность воспроизвести обстановку в одном масштабе.

Если крушение произошло на станции, для составления схематического плана могут быть использованы масштабная схема станции или выкопировки отдельных участков этой схемы. Если на перегоне, то для составления плана может быть использована выкопировка из плана железнодорожной линии данного участка пути, имеющегося у администрации дистанции пути. Все эти планы содержат условные знаки, которые могут использоваться при составлении схем от руки.

Выбоины, вмятины, сколы и другие вдавленные следы на рельсах и элементах подвижного состава могут быть зафиксированы путем снятия слепков с помощью полимерной пасты "К" или пластилина.

С поверхностей изломавшихся частей нужно сделать оттиск на свинцовой фольге. Фольга накладывается на поверхность излома и равномерно вдавливается валиком или пальцами. Все обнаруженные неисправности и следы должны быть описаны в протоколе осмотра места происшествия и сфотографированы с подробным указанием их конфигурации, размеров, направления, расположения и т.д. Однако делать какие-то выводы о причинах их возникновения и фиксировать это в протоколе нельзя.

Учитывая условия быстро меняющейся обстановки и оперативность, которую должен проявить следователь при осмотре места происшествия, целесообразно использовать диктофон (магнитофон), на который наговаривается следователем и специалистами все то, что обнаружено при осмотре. Затем в присутствии понятых воспроизвести записанное и составить протокол осмотра.

Видеозапись целесообразно также использовать для фиксирования показаний очевидцев, пострадавших, подозреваемых на месте осмотра железнодорожного происшествия, особенно по делам о взрывах. С помощью фото-, видеозаписи фиксируются трупы и фрагменты тел пострадавших, следы взрыва, пожара, обрушения зданий, а также иных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств и позволить в дальнейшем сделать правильный вывод о причине происшествия.

В тех случаях, когда место происшествия занимает значительную территорию или располагается на сильно пересеченной, холмистой, покрытой лесом и кустарником местности, для ее фиксации целесообразно использовать аэрофотосъемку. В случае крупномасштабных последствий происшествия она может использоваться для получения ориентирующих и обзорных снимков места железнодорожного происшествия.

Например, обзорный снимок места взрыва паров газа, образовавшихся вследствие неисправности газопровода в Башкирии, выполненный с вертолета, позволил зафиксировать общую площадь поражения, составившую 2,5 квадратного километра, а также получить криминалистически значимые признаки, свидетельствующие о механизме взрыва и его последствиях.

Важное значение имеет соблюдение мер безопасности при производстве осмотра места происшествия, особенно связанного со взрывом. Вся территория, подлежащая осмотру, должна быть в первую очередь обследована специалистами - взрывотехниками или саперами в целях обнаружения дополнительных невзорвавшихся взрывных устройств, заложенных для достижения террористических целей и увеличения масштаба общественно опасных последствий.

Присутствие специалиста-взрывотехника на месте происшествия позволит не только оказать помощь следователю в обнаружении объектов со следами взрыва и остатков взорванного изделия, определении границ места происшествия и составлении протокола осмотра места происшествия и схем к нему, но и составить предварительное суждение о характере происшествия (природе взрыва), виде взорванного изделия (его принадлежности к боеприпасам; взрывным устройствам, изделиям промышленного назначения или спецтехники), способах его подрыва и приведения в действие, виде и массе взрывчатого вещества заряда. Эти данные, в свою очередь, позволят следователю сформулировать "рабочие" версии и организовать оперативно-розыскные мероприятия. Такими специалистами располагают лаборатории взрывотехнической экспертизы Российского федерального центра судебной экспертизы Минюста России, взрывотехнические лаборатории экспертно-криминалистических подразделений МВД России и ФСБ России, саперные, инженерно-технические подразделения отрядов милиций особого назначения, саперные военно-инженерные части, военные кафедры и кафедры взрывной техники вузов, органы гостехнадзора. Однако оптимальным считается привлечение к осмотру места взрыва эксперта того экспертного учреждения, в адрес которого вынесено постановление о назначении взрывотехнической экспертизы по факту данного взрыва.

Положительным примером использования при осмотре места происшествия специалистов-взрывотехников является следующий.

На 45-м километре железнодорожной ветки "Минеральные Воды - Кисловодск" был совершен взрыв с применением взрывного устройства, в результате которого погиб 51 человек, а 184 пассажирам причинен вред здоровью различной степени тяжести.

Перед проведением осмотра места происшествия в целях обеспечения безопасности участников следственного действия специалистами-взрывотехниками ФСБ РФ и ЭКЦ ГУВД Ставропольского края с участием саперов военно-инженерной части и сотрудников милиции особого назначения была обследована территория на предмет обнаружения взрывных устройств. В ходе обследования прилегающей местности на расстоянии 50 метров от центра взрыва специалисты обнаружили невзорвавшееся самодельное взрывное устройство.

Такой порядок работы на месте происшествия позволил своевременно обнаружить и обезвредить еще одно взрывное устройство (ВУ) и не допустить повторного взрыва с возможными человеческими жертвами.

На практике нередко пренебрегают данной рекомендацией, о чем свидетельствуют результаты осмотра места подрыва "Невского экспресса".

Так, при подрыве "Невского экспресса" в ноябре 2009 г., кроме основного взрывного устройства, подорванного на железнодорожных путях в момент прохождения поезда, в опору электролинии было заложено еще одно взрывное устройство, частично сработавшее несколько часов спустя, когда на месте происшествия работала следственно-оперативная группа. И лишь благодаря чистой случайности никто из членов следственной группы не пострадал.

Устранение опасности повторного взрыва относится к первоочередным действиям на месте происшествия.

В случае опасности повторного взрыва все участники осмотра места происшествия должны быть удалены на безопасное расстояние. Радиус безопасного удаления, возможность продолжения работ и степень опасности обнаруживаемых взрывоопасных объектов определяются специалистами в области взрывного дела.

Характер транспортного происшествия предопределяет особенности образования следов, а также иных материальных последствий преступления. К их числу относятся:

При наличии больших по площади разрушений рекомендуется применение линейно-фронтального либо эксцентрического методов осмотра, в первом случае все место происшествия разбивается на отдельные квадраты (участки) и осматривается следователем поочередно либо одновременно несколькими следователями, движущимися в одном направлении, в другом - осмотр производится от центра взрыва по направлению к периферии.

Например, при осмотре места подрыва железнодорожной ветки "Минеральные Воды - Кисловодск" был применен линейно-фронтальный метод. Осматриваемая территория была поделена на 10 секторов для производства осмотра. При определении секторов были выделены равнозначные по длине квадраты вдоль железнодорожного полотна, соответственно справа и слева от него, а также отдельно обозначены участки "центра взрыва" и "места максимальных разрушений".

Каждый сектор и вагоны подвижного состава осматривались отдельным следователем, за каждым из них были закреплены понятые и специалист-криминалист, который применял криминалистическую технику с целью фиксации и изъятия объектов. За следователями, осматривавшими секторы с трупами (таких было шесть секторов), кроме специалиста-криминалиста и понятых был закреплен судебный медицинский эксперт.

Перед началом осмотров были определены основные ориентиры и выполнены замеры расстояний для привязки осматриваемых объектов к прилегающей местности.

В качестве понятых можно привлекать военнослужащих из оцепления места происшествия, сотрудников МЧС, местных жителей, не являющихся очевидцами происшествия, в крайнем случае работников железнодорожного транспорта, не имеющих непосредственного отношения к расследуемому событию.

По прибытии на место необходимо точно определить, какие объекты и в какой последовательности следует осмотреть. По общему правилу осмотр начинается с тех участков, на которых ведутся восстановительные работы. При этом в первую очередь должны быть осмотрены предметы и следы, которые быстро утрачивают свои первоначальные свойства или могут быть видоизменены (тормозные колодки - для определения степени их нагрева, стоп-краны и концевые краны тормозной системы, приборы управления локомотивом и т.п.).

В связи с производством восстановительных работ следует быстро зафиксировать на фото-, видеоаппаратуру общую обстановку, а также отдельные участки и объекты, которые могут быть изменены в ходе этих работ. Ориентирующую съемку рекомендуется производить с четырех точек: справа и слева от полотна, а также вдоль его с противоположных сторон.

Обзорную съемку места происшествия целесообразно производить минимальным составом и быстро. Например, следователем, специалистом-криминалистом или взрывотехником и понятыми, и, как правило, в руки при этом ничего с места происшествия брать не рекомендуется.

На данной стадии осмотра места железнодорожного происшествия решаются следующие задачи:

На стадии детального осмотра места железнодорожного происшествия осуществляются:

Например, при осмотре места происшествия по уголовному делу, возбужденному Северо-Западным следственным управлением на транспорте по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 205 УК РФ по факту крушения скорого поезда N 166 "Невский экспресс", следовавшего по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", применялся эксцентрический метод осмотра, а именно от центра взрыва по направлению к периферии, обусловленный тем, что на месте происшествия был обнаружен очаг взрыва (воронка и остатки взрывного устройства). В результате осмотра места происшествия были обнаружены и изъяты: Г-образная металлическая конструкция с электронной схемой, двумя предметами прямоугольной параллелепипедной формы, предметом цилиндрической формы, соединенными между собой электропроводами, и блок питания; три фрагмента резины и один фрагмент фалерной прокладки под рельс; фрагмент металлической трубки; один фрагмент резины; кусок изоленты синего цвета; кусок неизвестного вещества; кусок изоляционной ленты синего цвета; куски резины, грунта, фрагменты ткани; цилиндрический предмет; деформированные куски металла; часы марки "CASIO"; фрагмент поврежденного рельса размером 30 см; фрагмент поврежденного рельса размером 50 см; образцы щебня из углубления в щебеночной насыпи около вагона с заводским номером 33114; образцы щебня из углубления в щебеночной насыпи около вагона с заводским номером 33163; смятая крышка от консервной банки из металла серо-желтого цвета; фрагмент провода в оплетке из материала красного цвета с наслоением вещества белого цвета; образцы щебня с основания насыпи 1-го главного пути, напротив 10 пикетного столбика; образцы щебня с правого откоса насыпи 2-го главного пути, напротив вагона с заводским номером 33114; металлический ломик.

Взяты пробы грунта в очаге взрыва и сделаны ацетоновые смывы с рельс и разрушенных бетонных шпал с целью установления типа и марки примененного взрывчатого вещества.

Все обнаруженные следы и предметы были описаны в протоколе осмотра места происшествия с указанием формы, размеров и вида материала, положения их на месте взрыва, сфотографированы по правилам узловой и детальной фотосъемки, отмечено их местонахождение на план-схеме.

При этом должны неукоснительно соблюдаться криминалистические правила обращения с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами и их деталями, документами и предметами с отпечатками пальцев и потожировыми выделениями.

Например, при осмотре места взрыва в челябинском трамвае прокурор-криминалист оставил свой отпечаток пальца на обнаруженной детали от примененного самодельного взрывного устройства. Данное обстоятельство существенно осложнило дальнейший поиск террориста.

При обнаружении на месте происшествия воронки от взрыва производится ее фотографирование, описываются форма, вид грунта и характер рыхления, а также осуществляется замер глубины воронки, ширины гребня, глубины рыхления дна воронки.

Особенно тщательно исследуется местность в направлении действия ударной волны, куда более всего отбрасываются остатки ВУ и другие предметы, имеющие отношение к расследуемому происшествию. Направление ударной волны определяется визуально по форме воронки, выбросу грунта, изгибам металлических конструкций и т.п.

Для обнаружения максимального количества остатков ВУ в центре взрыва и близлежащих зонах производится разбор запалов, перемещение и просеивание через сито или иную сетку большого количества грунта и других сыпучих материалов, сбор пыли, грязи, мусора и растапливание снега. Собранные объекты подвергаются тщательному осмотру. При этом применяются металлоискатели, магниты, лупы, специальные пылесосы и другие криминалистические средства.

С целью дальнейшего исследования микрочастиц взрывчатого вещества (ВВ) берутся пробы грунта с поверхностного слоя гребня, откоса и дна воронки. Каждую пробу грунта или воды упаковывают отдельно, а на бирках к ним указывают порядковый номер, место и время изъятия образца. Берется также контрольный образец грунта, воды или растительности в тех местах, где исключается попадание остатков примененного ВВ (из-под камня, из-под преграды и тому подобных мест).

На упаковочные средства прикрепляют этикетки с указанием названия предполагаемого вещества, места изъятия, даты и времени изъятия, фамилии и инициалов следователя и понятых, затем опечатывают или пломбируют. В сопроводительной к упакованным веществам и материалам указывают условия их изъятия, температуру и влажность воздуха, а также предполагаемые пожаро-взрывоопасные и токсичные свойства. Количество отбираемых веществ и материалов определяется специалистом в каждом конкретном случае отдельно.

В ходе обследования мест железнодорожных происшествий особо пристальное внимание необходимо уделять осмотру трупов, фрагментов тел, их изъятию и упаковке.

При осмотре трупа на месте происшествия необходимо определить и фиксировать:

а) наличие, локализацию, форму и размеры дефектов тканей, отрывов и других повреждений тела;

б) копоть и следы термического действия на теле (отметив сторону их наибольшей выраженности);

в) соответствие повреждений тела и повреждений одежды;

г) ложе трупа.

Особенно тщательно следует осмотреть не только труп, но и все помещение, а если взрыв произошел на открытой местности, то всю прилегающую территорию для выявления следов биологического характера, описание которых необходимо проводить по схеме:

Некоторые правила и приемы изъятия и упаковки объектов при осмотре трупа:

При обнаружении трупов на различных участках места происшествия необходимо зафиксировать их местоположение. Для этого определяются координаты расположения, ориентация тела по отношению к центру взрыва, поза трупа с фиксацией в протоколе осмотра и фото-, видеосъемкой, с обязательным отражением на плане или схеме.

Если возникает сомнение в принадлежности фрагментов одному человеку, необходимо исключить их упаковку в один пакет. В противном случае существенно затрудняется идентификация останков потерпевших. Упаковка изъятого биологического материала обозначается в строгом соответствии с фиксацией в протоколе осмотра и указанием номера сектора, где они были обнаружены.

Например, при осмотре места подрыва железнодорожной ветки "Минеральные Воды - Кисловодск" следователями каждый труп или его часть обозначались порядковым номером, после чего проводились фотографирование и видеосъемка.

Следователями в протоколах фиксировались положение трупа с привязкой к местности, его поза, телесные повреждения с указанием максимального участка поражения органов и тканей (с целью последующего определения его местонахождения в момент взрыва, центра взрыва, мощности приведенного в действие взрывного устройства), подробно описывалась одежда погибших (для последующей идентификации их личности). Из карманов одежды каждого трупа изымались все предметы, в частности документы, удостоверяющие личность, деньги, ювелирные изделия, иные ценности, которые упаковывались в отдельные пакеты с пояснительными надписями и присвоением пакетам номеров трупов. Последующая эвакуация трупов и частей тел с места происшествия производилась вместе с бирками с указанием номеров трупов. Места обнаружения трупов следователями фиксировались на схеме.

Профессионально грамотные действия следователя и криминалистов позволили установить механизм взрыва и идентифицировать трупы.