Мудрый Юрист

К вопросу об ответственности за нарушение валютного законодательства

Саттарова Н.А., кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой налогового права ВГНА Минфина России.

Целью действующего в настоящее время Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" провозглашено обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости отечественной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон определяет направления к либерализации внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Последовательная либерализация регулирования валютных отношений приводит к их активному развитию на территории Российской Федерации.

Расширяется круг субъектов валютных отношений, уменьшается количество ограничений, налагаемых на тех или иных непосредственных участников валютных правоотношений.

Вместе с тем мнения многих ученых однозначно сходятся на том, что, несмотря на очередное стремление государства к отмене большинства валютных ограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля, поскольку для этого пока отсутствуют экономические предпосылки.

Ю.А. Крохина отмечает, что одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий в валютной сфере должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ <*>.

<*> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 688.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) само понятие валютного контроля не определяется.

В научной литературе принято определять валютный контроль как разновидность финансового контроля, как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Более полное, на наш взгляд, определение валютного контроля дает А.В. Емелин. Исследуя место финансового контроля в системе финансового права, автор приходит к выводу, что валютный контроль - это самостоятельный вид государственного контроля, представляющий собой деятельность специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организаций (например, уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля) по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка <*>.

<*> См.: Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации // Деньги и кредит. 2005. N 3. С. 33.

Основными направлениями валютного контроля являются: 1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России; 3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютному контролю, т.е. властной деятельности компетентных государственных органов, которые на основании компетенционных норм осуществляют волю государства в сфере валютного регулирования и контроля, как уже было отмечено, принадлежит важная роль в выявлении фактов противоправных деяний в сфере валютных отношений.

В соответствии со ст. 22 Закона в Российской Федерации валютный контроль осуществляется Правительством России, органами и агентами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством страны. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Помимо изложенного, органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Вместе с тем в общей теории права правонарушением считается противоправное поведение людей, выражающееся в их действии или бездействии. Деяние человека только тогда получает значение правонарушения, когда оно, разрывая правовую коммуникацию, вызывает негативную ответную реакцию со стороны общества и государства <*>.

<*> См.: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: Учебное пособие. М., 2005. С. 95.

Вопросы, связанные с содержанием понятия валютного правонарушения и определением природы юридической ответственности за его совершение в научной литературе, вызывают многочисленные споры. При этом позиции многих юристов в основном расходятся в вопросе отнесения валютного правонарушения к разновидностям административного или финансового правонарушения. Например, Н. Сапожников считает, что валютные правонарушения представляют собой разновидность административных правонарушений, т.е. предусмотренных нормами права посягательств на установленный порядок государственного управления <*>. А. Мусаткина, в свою очередь, отмечает, что нарушения валютного законодательства представляют собой разновидность финансового правонарушения <**>.

<*> См.: Сапожников Н. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях // Хозяйство и право. 2001. N 12. С. 65 - 73.
<**> См.: Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности. Монография / Под ред. Хачатурова. Тольятти, 2003. С. 57.

Следует согласиться с мнением А.А. Гогина, который считает, что, несмотря на закрепление ответственности за валютные правонарушения в Кодексе об административных правонарушениях РФ, валютные правонарушения представляют собой разновидность финансовых правонарушений. По мнению автора, это определяется не нормативно-правовым актом, где законодатель сформулировал составы противоправных деяний, а предметом правового регулирования <*>.

<*> См.: Гогин А.А. Характеристика правонарушений в области валютного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 3. С. 14.

Вместе с тем современное состояние финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности, которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку "снизу вверх", поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получает налоговая, бюджетная и валютная ответственность <*>.

<*> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 166.

Следует отметить, что правонарушениям в сфере валютного законодательства присущ ряд признаков, которые выражаются прежде всего в том, что это акт поведения непосредственного участника (субъекта) валютных правоотношений, выражающийся в совершении активных, волевых, противоправных, виновных, общественно опасных действий либо в бездействии.

Система признаков правонарушения в единстве его четырех элементов, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения.

Субъектом валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства.

Не углубляясь в анализ таких правовых категорий, как правоспособность, правосубъектность и деликтоспособность, отметим, что субъектами валютного правонарушения выступают соответствующие физические и юридические лица (а также их филиалы и представительства), обладающие валютной право- и деликтоспособностью.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность предполагает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях - и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствиями.

Вместе с тем ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности <*>.

<*> См.: Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебное пособие. М., 2001. С. 167.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в которой предусмотрено семь составов административных правонарушений.

  1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
  2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.
  4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
  5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
  6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
  7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ.

Важно отметить, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 15.25, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает две статьи, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 УК РФ ("Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте") и ст. 186 УК РФ ("Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг").

В соответствии со ст. 193 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. При этом деяние, предусмотренное указанной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Статья 186 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за: 1) изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте; 2) деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в крупном размере; 3) деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2, совершенные организованной группой.

Согласимся с выводом А.А. Гогина, указывающего на то, что валютное правонарушение имеет две формы <*> - проступок и преступление, в подтверждение которого автором приводится следующее определение: "Преступление - это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Проступки - это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности" <**>.

<*> Указ. соч. С. 15.
<**> См.: Лазарев В.В. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 478.

Основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена в ст. 25 Закона, которая гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 25 Закона носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести лишение свободы или штраф.

Особый интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Центральный банк РФ в отношении уполномоченных банков предусматривает следующие меры финансовой (валютной) ответственности: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации) <*>.

<*> Указание ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" // Нормативные акты по банковской деятельности. 1999. N 5.

Заметим, что финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

В заключение следует отметить следующее. Из Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что ответственность, предусмотренная этим нормативно-правовым актом, направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, произошедшего в результате валютного правонарушения.

Ответственность за нарушения валютного законодательства является разновидностью финансовой ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.

Следовательно, основной целью государственного принуждения в валютном праве является упрочение режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций.