Мудрый Юрист

О некоторых проблемах создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности муниципальных образований

Шинкевич Д.В., заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО "Институт территориального планирования "Град", г. Омск.

Семенченко Е.А., ведущий юрист отдела перспективных разработок ООО "Институт территориального планирования "Град", г. Омск.

В настоящее время в рамках реализации административной реформы в России осуществляется активная подготовка и утверждение административных регламентов исполнения функций и предоставления услуг в сфере градостроительной деятельности.

Вопросы создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) также не являются исключением.

На практике часто возникают проблемы с регламентацией указанных вопросов. В первую очередь эти проблемы связаны с неоднозначным формулированием требований к информации, содержащейся в ИСОГД.

Определение состава и содержания информации, включаемой в ИСОГД, приобретает особую важность при определении размеров платы за предоставление сведений, так как решение данного вопроса напрямую влияет на объем доходов и расходов муниципального бюджета.

Состав и содержание информации, включаемой в ИСОГД

Состав и содержание информации, включаемой в ИСОГД, определяется нормативными правовыми актами различного уровня:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации <1> (далее - ГрадК РФ);
<1> Российская газета. N 290. 2004. 30 декабря.
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" <2> (далее - Постановление N 363);
<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 25. Ст. 2725.
  1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности" <3> (далее - Приказ N 85);
<3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 9.
  1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 86 "Об утверждении Порядка инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления" <4> (далее - Приказ N 86);
<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 51.
  1. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2007 г. N 57 "Об утверждении Методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности" <5> (далее - Приказ N 57).
<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 19.

Анализ положений данных актов свидетельствует о наличии не только внешних, но и внутренних правовых конфликтов, противоречия имеют место даже в нормах ГрадК РФ.

С учетом важности вопроса об информации, содержащейся в ИСОГД, для принятия градостроительных решений, и в частности определения платы за предоставление сведений ИСОГД, необходимо разрешить сложившиеся противоречия.

Итак, в соответствии с п. 2 Постановления N 363 и п. 3 Приказа N 57 предоставление сведений ИСОГД муниципальных районов, городских округов осуществляется в виде:

  1. сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД;
  2. копии документа, содержащегося в ИСОГД.

В примечании к Методике определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД <6>, законодатель осуществляет попытку уточнения указанных понятий. Так, "под фактами предоставления сведений, содержащихся в одном разделе, и одной копии документа ИСОГД понимаются зафиксированные в порядке, установленном органом местного самоуправления, факты выдачи сведений, содержащихся в одном разделе, и факты выдачи одной копии документа ИСОГД соответственно". Таким образом, определение идентично определяемому понятию, что отнюдь не устраняет неопределенность понятийного аппарата ИСОГД.

<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 19.

Толковый словарь русского языка определяет сведения как факты, данные, характеризующие кого-либо, что-либо <7>. Таким образом, сведения ИСОГД согласно части 1 ст. 56 ГрадК РФ представляют собой факты, данные, характеризующие развитие территорий, их застройку, земельные участки, объекты капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности данные.

<7> Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 1. А - Л. М., 2006.

Для уточнения понятия "сведения, содержащиеся в одном разделе ИСОГД" необходимо определить состав информации, содержащейся в каждом из разделов ИСОГД.

В соответствии с частью 4 ст. 56 ГрадК РФ ИСОГД включают в себя:

  1. сведения о документах;
  2. дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
  3. иные документы и материалы.

Положения ГрадК РФ детализируются в п. 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением N 363.

Например, раздел I "Документы территориального планирования РФ в части, касающейся территории муниципального образования" содержит сведения, предусмотренные пп. "а" п. 1 части 4 ст. 56 ГрадК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в ИСОГД документов и материалов о территориальном планировании Российской Федерации.

Общая часть раздела I содержит наименования и реквизиты актуализированных документов территориального планирования Российской Федерации, предусмотренных частью 5 ст. 10 ГрадК РФ, в части, касающейся территории муниципального образования, и номера книг, в которых хранятся копии документов и материалов.

Специальная часть раздела I содержит:

В соответствии с пунктами 19, 20 Положения о порядке ведения книг, входящих в состав ИСОГД, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров, утвержденного Приказом N 85, общая и специальная части раздела ИСОГД представляют собой страницы 1, 2 карточки регистрации сведений ИСОГД книги регистрации документов раздела ИСОГД.

Системный анализ вышеуказанных положений ГрадК РФ, Постановления N 363, Приказа N 85 позволяет сделать вывод о том, что разделы ИСОГД включают в себя два типа сведений:

  1. сведения о документах раздела:

а) сведения о градостроительной документации, иных документах, содержащиеся в общей и специальной частях карточек регистрации сведений книг регистрации документов разделов ИСОГД (разделы 1 - 8 ИСОГД);

б) сведения о документах в составе дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, содержащиеся в Реестре дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (раздел 8 ИСОГД);

в) сведения об актуализации градостроительной документации, иных документов, содержащиеся на странице 3 карточек регистрации сведений книг регистрации документов разделов ИСОГД (разделы 1 - 8 ИСОГД);

  1. сведения, содержащиеся в документах раздела:

а) текстовые части копий размещенных в ИСОГД документов и материалов, размещенные в книге хранения (разделы 1 - 8 ИСОГД);

б) графические части копий размещенных в ИСОГД документов и материалов (раздел 9 ИСОГД).

Отметим, что в правовых актах отсутствует прямое указание на факт наличия в ИСОГД "сведений, содержащихся в документах раздела ИСОГД", в данном случае применяется формулировка "копия документа, содержащегося в ИСОГД".

В связи с вышеизложенным логично было бы предположить, что, дополняя понятийный аппарат законодательства о градостроительной деятельности определением "сведения, содержащиеся в одном разделе ИСОГД", законодатель подразумевал именно сведения о документах раздела ИСОГД.

Следовательно, под сведениями, содержащимися в одном разделе ИСОГД, понимаются сведения о документах ИСОГД, содержащиеся в карточках регистрации сведений ИСОГД одного раздела ИСОГД.

Для устранения неопределенности в указанном вопросе следует внести необходимые изменения в правовые акты, регламентирующие вопросы создания и ведения ИСОГД, в части устранения противоречий, а также внести пояснения в Методику определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, утвержденную Приказом N 57.

Для определения размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, также необходимо установить, что является копией документа, содержащегося в ИСОГД.

Прежде всего определим, что представляет собой собственно документ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <8> документ представляет собой материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Опираясь на определение, можно выявить следующие критерии, которым должен соответствовать любой документ, в том числе документ ИСОГД:

  1. материальный носитель;
  2. зафиксированная информация;
  3. идентификационные реквизиты;
  4. предназначенность для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Приказом N 85 утвержден классификатор документов, размещаемых в ИСОГД, но отсутствует классификация документов, предоставляемых из ИСОГД.

По нашему мнению, классификатор документов, размещаемых в ИСОГД, не может применяться при предоставлении сведений ИСОГД, так как сфера его применения ограничена этапом размещения градостроительной документации, прочих документов, подлежащих размещению в ИСОГД.

Необходимым условием размещения градостроительной документации в ИСОГД является ее комплектность, на стадии предоставления сведений ИСОГД приоритет получают иные цели, в первую очередь право заявителя на получение достоверной и достаточной информации.

На стадии предоставления сведений ИСОГД объем запрашиваемой информации определяется заявителем, и, следовательно, могут быть запрошены документы, входящие в состав градостроительной документации и иных документов.

Следовательно, части документов, содержащиеся в классификаторе документов, размещаемых в ИСОГД, также могут являться документами при условии соответствия признакам, указанным в определении. Следует отметить, что данное утверждение не следует толковать расширительно. Информация, зафиксированная в документе, должна иметь целостный характер и не должна предоставляться "постранично".

До внесения соответствующих изменений в законодательство, при классификации документов, предоставляемых из ИСОГД, можно руководствоваться третьей ступенью классификации (подобъект) при условии соответствия критериям, определенным Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".

Для определения понятия "копия документа, содержащаяся в ИСОГД" следует определить не только состав и содержание информации, но и ее правовой статус.

Так, ст. 57 ГрадК РФ содержит различные требования к форме представления информации в ИСОГД органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 2 ст. 57) и органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления муниципального района, в котором осуществляется ведение ИСОГД (часть 3 ст. 57). Соответственно требуется представление "копии документа" и "документа".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" <9> копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.

<9> Собрание законодательства РФ. 2009. N 25. Ст. 3060.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. N 76 <10>, к разновидности копии документа относят "заверенную копию документа" - копию документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Однако в законодательстве отсутствует указание о том, что представляемая копия должна быть заверена.

<10> СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

Статья 57 ГрадК РФ не упоминает о возможности размещения в ИСОГД дубликата - второго экземпляра документа, обладающего той же юридической силой, что и подлинник. Такая возможность может быть реализована, например, при подготовке разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов.

Так как ИСОГД является источником сведений для осуществления градостроительной деятельности, представляется целесообразным размещать в ИСОГД документы, обладающие юридической силой, а именно заверенные копии, дубликаты документов.

На практике в связи с отсутствием единых четких требований представление информации уполномоченными органами зачастую осуществляется в форме обычных копий документов, что негативно отражается на деятельности ИСОГД, так как потенциальные потребители заинтересованы в получении информации, обладающей юридической силой.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что под копией одного документа ИСОГД следует понимать заверенную копию документа, содержащуюся в одном из разделов ИСОГД и имеющую в соответствии с Классификатором документов, размещаемых в ИСОГД (код классификатора 2А), предусмотренным Положением о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав ИСОГД, утвержденным Приказом Министерства регионального развития от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", наибольшую глубину классификации.

Применение данного подхода позволит сделать процесс предоставления информации более гибким, приближенным к нуждам заявителя. Исключение "лишней" информации уменьшит затраты органов местного самоуправления на предоставление сведений ИСОГД. Кроме того, размещение заверенных копий обеспечит стабильность спроса на информацию, содержащуюся в ИСОГД.

Правовой статус аналитических отчетов ИСОГД

Принятие градостроительных решений должно осуществляться с учетом существующего положения, на основе достоверных и полных данных.

Практика осуществления градостроительной деятельности обусловливает объективную необходимость предоставления из ИСОГД еще одного типа документа - аналитического отчета.

Возможность создания аналитических отчетов является одним из требований к автоматизированной информационной системе, установленных п. 17 Постановления N 363.

Однако указанное требование не получает развития в иных правовых актах. Методика определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, утвержденная Приказом N 57, не учитывает возможность определения размера платы за предоставление аналитического отчета.

Более того, в научных кругах не сложилось единого мнения о природе аналитического отчета.

Так, Е.М. Бутаева <11> рассматривает аналитический отчет как систематизированный отчет о поступающих копиях градостроительных документов. Например, аннотированные списки, облегчающие поиск копий соответствующих документов (как в справочных правовых системах).

<11> Бутаева Е.М. Полномочия органов местного самоуправления в области информационного обеспечения градостроительной деятельности // Правовые вопросы строительства. 2009. N 1.

Но такая возможность уже предусмотрена законодательством, так как данную задачу реализуют книги регистрации документов разделов ИСОГД и, следовательно, аналитический отчет должен представлять собой нечто иное. Данный факт подтверждается неоднократными обращениями органов публичной власти, физических и юридических лиц с запросами о предоставлении комплексной информации о конкретном объекте градостроительной деятельности.

Также неопределенным остается вопрос о характере аналитического отчета, является ли отчет документом внутреннего пользования или предназначен для предоставления неограниченному кругу лиц.

Данный пробел может быть устранен только посредством внесения соответствующих изменений в законодательство о градостроительной деятельности. В настоящий момент предоставление аналитических отчетов в силу неопределенности их правового статуса, а также отсутствия механизма реализации не представляется возможным.

Предположим, что аналитический отчет представляет собой документ, содержащий совокупность сведений о конкретном объекте градостроительной деятельности (территории, земельном участке, объекте капитального строительства), извлеченных из градостроительной документации и иных документов, содержащихся в ИСОГД.

Незамедлительно возникает вопрос об определении размера платы за предоставление такого документа. Совершенно справедливо определять размер платы за предоставление аналитического отчета в зависимости от количества документов, содержащихся в ИСОГД и использованных для его подготовки.

Однако подготовка аналитического отчета требует не только механической аккумуляции информации, но и совершения логических операций, подготовки заключений по поставленному заявителем вопросу. Очевидно, что при определении размера платы за предоставление аналитического отчета данный аспект должен быть учтен.

Проблема предоставления аналитических отчетов по запросам заявителей может быть разрешена несколькими способами.

В соответствии с п. 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением N 363, заявитель вправе указать в запросе раздел ИСОГД, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форму предоставления сведений, содержащихся в ИСОГД, и способ их доставки.

При поступлении запросов, связанных с предоставлением "комплексной" информации по определенному объекту, рекомендуется осуществлять разделение указанного запроса на отдельные составляющие.

Алгоритм рассмотрения запросов можно представить следующим образом:

  1. получение и регистрация запроса;
  2. анализ запрашиваемой информации и определение сведений раздела, документов, необходимых для формирования указанной информации;
  3. расчет размера платы на основе количества используемых сведений разделов, документов ИСОГД;
  4. подготовка уведомления с указанием специфики предоставления запрашиваемой информации, размера платы;
  5. получение ответа заявителя:

а) заявитель осуществляет корректировку объема запрашиваемой информации и вносит соответствующую плату;

б) заявитель соглашается с представленным расчетом и вносит соответствующую плату;

в) заявитель отказывается от предоставления информации;

  1. подготовка сопроводительного письма - ответа на запрос с приложением использованных сведений раздела, копий документов;
  2. регистрация и направление сопроводительного письма с приложениями.

Согласно п. 7 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением N 363, дополнительные разделы информационной системы создаются и ведутся по решению органа местного самоуправления.

Следовательно, предоставление аналитической информации также может предусматриваться при предоставлении документов дополнительных разделов ИСОГД при условии включения такой информации в формы документов дополнительных разделов ИСОГД (например, адресные справки).

Правовой статус дополнительных разделов ИСОГД

В соответствии с п. 7 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением N 363, предоставление сведений и документов дополнительных разделов ИСОГД может осуществляться при условии, что сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах ИСОГД, не будут дублировать сведения, документы и материалы, содержащиеся (подлежащие размещению) в основных разделах ИСОГД.

Однако законодатель не поясняет, что подразумевается под "дублированием сведений", "дублированием документов", "дублированием материалов".

Таким образом, неопределенность понятийного аппарата ИСОГД негативно сказывается и при определении правового статуса дополнительных разделов ИСОГД.

Учитывая проведенный анализ состава и содержания информации, включаемой в ИСОГД, можно сказать, что основная проблема заключается в отсутствии легального понятия "сведения ИСОГД".

На основе результатов данного анализа можно выделить несколько разновидностей дублирования:

  1. дублирование сведений о документах, содержащихся в ИСОГД;
  2. дублирование документов ИСОГД ("полное" дублирование);
  3. дублирование сведений, содержащихся в документах ИСОГД ("частичное" дублирование).

Дублирование сведений о документах, содержащихся в ИСОГД, может возникнуть только в случае размещения в дополнительных разделах документов, содержащихся (подлежащих размещению) в основных разделах ИСОГД. Таким образом, первая разновидность является следствием второй.

Большой энциклопедический словарь русского языка определяет дублирование как исполнение чего-либо в двух экземплярах, сдваивание, выполнение сходных (одинаковых) действий, направленных на достижение одной цели <12>.

<12> URL: http:// www.slovopedia.com/ 2/ 196/ 224288.html.

На основе данного определения можно выявить следующие признаки дублирования:

  1. наличие второго экземпляра документа;
  2. общая цель документа оригинала и подготовленного дубликата.

Следовательно, в теории "дублирование" прежде всего понимается как "полное" дублирование.

Вопрос о возможности "частичного" дублирования, когда часть сведений, содержащихся в документе основного раздела, может содержаться в документе дополнительного раздела, остается открытым.

Сторонники буквального толкования норм Постановления N 363 полагают, что при создании дополнительных разделов должен соблюдаться запрет на "частичное" дублирование сведений.

В таком случае данное правило должно распространяться и на основные разделы ИСОГД.

Однако "частичное" дублирование сведений между документами основных разделов (например, границы зон с особыми условиями использования территории отображаются на картах (схемах) документов территориального планирования, карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки территории, чертеже планировки проекта планировки территории) не препятствует размещению таких документов в основных разделах ИСОГД.

Единая тематическая направленность документов, регламентирующих вопросы градостроительной деятельности, приводит к неизбежности случаев "частичного" дублирования.

Однако соблюдение запрета на "частичное" дублирование делает создание дополнительных разделов практически невозможным.

Для обеспечения эффективной деятельности ИСОГД законодателю необходимо внести ясность в указанный вопрос.

Определение размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД

Порядок определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, устанавливается Методикой, утвержденной Приказом N 57.

Так, расчетные размеры платы за предоставление сведений ИСОГД определяются по следующим формулам:

    Пд = Рп / (10 x Кр + Кд),                                           (1)
Пр = Пд x 10, (2)

где:

Пд - расчетный размер платы за предоставление копии одного документа, содержащегося в ИСОГД;

Пр - расчетный размер платы за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД;

Рп - расходы бюджета муниципального образования на планируемый год, направляемые на финансирование ведения ИСОГД;

Кр - количество фактов предоставления сведений, содержащихся в одном разделе ИСОГД, осуществленных за плату по результатам предыдущего года;

Кд - количество фактов предоставления копии одного документа, содержащегося в ИСОГД, осуществленных за плату по результатам предыдущего года.

На первый взгляд формулы довольно простые, однако при определении размеров платы за предоставление сведений ИСОГД муниципальные служащие сталкиваются со многими сложностями.

Во-первых, как мы уже обсуждали выше, отсутствуют легальные определения понятий "сведения, содержащиеся в одном разделе ИСОГД", "копия одного документа, содержащегося в ИСОГД".

Во-вторых, во многих муниципальных образованиях ИСОГД создается после 1 января 2008 г., однако возможность установления максимальных размеров платы за предоставление сведений ИСОГД в соответствии с требованиями Приказа N 57 ограничена периодом с 1 февраля 2007 г. по 1 января 2008 г.

В случае если предоставление сведений ИСОГД в предыдущем году не осуществлялось, количество фактов предоставления сведений, содержащихся в одном разделе, и копий документов, содержащихся в ИСОГД, становится равным нулю.

Пд = Рп / (10 x Кр + Кд) = Рп / (10 x 0 + 0) = Рп / 0,

определение размера платы за предоставление сведений ИСОГД становится невозможным.

В таком случае органам местного самоуправления рекомендуется включать в правовые акты об установлении размеров платы за предоставление сведений ИСОГД положения о применении максимальных размеров платы в случае, если предоставление сведений ИСОГД в предыдущем году не осуществлялось.

В-третьих, ограничены полномочия органов местного самоуправления на определение размеров платы за предоставление сведений дополнительных разделов ИСОГД.

В соответствии с п. 3 Постановления N 363 размер платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД, устанавливается органами местного самоуправления на основании Методики определения размера платы за предоставление сведений, содержащихся в ИСОГД (утверждена Приказом N 57), и не должен превышать максимальный размер платы, установленный п. 2 Постановления N 363.

Согласно п. 7 Постановления N 363 дополнительные разделы ИСОГД создаются и ведутся по решению органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 ст. 57 ГрадК РФ ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Таким образом, ведение ИСОГД не включает в себя процесс определения платы за предоставление сведений ИСОГД.

Следовательно, Методика, утвержденная Приказом N 57, распространяет свое действие и на определение размера платы за предоставление сведений дополнительных разделов ИСОГД.

Значит, размер платы за предоставление сведений и копий документов дополнительных разделов не должен превышать максимальные размеры платы за предоставление сведений раздела и копий документов, соответственно 1000 руб. и 100 руб., установленные Постановлением N 363.

Поскольку состав и содержание дополнительных разделов определяется спецификой градостроительной деятельности на территории муниципального образования, дополнительные разделы ИСОГД создаются для обеспечения потребностей конкретного муниципального образования, было бы справедливым передать полномочия по определению размера платы за предоставление сведений дополнительных разделов ИСОГД органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В-четвертых, открытым остается вопрос об учете себестоимости процесса предоставления информации ИСОГД.

Ведь зачастую такое предоставление, особенно на бумажном носителе, требует существенных материальных затрат. Методика, утвержденная Приказом N 57, учитывает только ценность содержащихся в документах ИСОГД градостроительных сведений.

Подводя итог проведенному исследованию действующей нормативно-правовой базы создания и функционирования ИСОГД, необходимо отметить важность скорейшего совершенствования федерального законодательства в данной сфере. В условиях формирования информационного общества в стране, развития электронного документооборота и электронных административных регламентов осуществления государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг ИСОГД муниципальных районов и городских округов должны стать каналом обратной связи между жителями, бизнес-сообществом и муниципалитетами, средством информирования о принятых градостроительных решениях по развитию территории, инструментом предоставления различных автоматизированных сервисов всем заинтересованным лицам.