Мудрый Юрист

Правовой механизм противодействия коррупции в советской России *

<*> Romashina E.V. Legal mechanism of counteraction corruption in the Soviet Russia.

Ромашина Екатерина Вячеславовна, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

В статье анализируются правовые акты, регламентирующие борьбу со взяточничеством в Советской России 1918 - 1926 гг.

Ключевые слова: декрет, взяточничество, Уголовный кодекс, циркуляр.

The article analyses legal acts regulating the struggle with bribery in the Soviet Russia in 1918 - 1926.

Key words: decree, bribery, criminal code, circular.

Анализ истории советского уголовного законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что взяточничество имело широкое распространение в первые годы развития Советского государства.

Декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 мая 1918 г. "О взяточничестве" <1> стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество - "лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок". Наряду с получателями взятки наказанию подлежали также лица, виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являлись: "...а) особые полномочия служащего; б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки". Впервые в советском законодательстве появилось понятие "должностное лицо". Объективная сторона преступления была определена как принятие взятки за выполнение действия, входящего в круг обязанностей субъекта, или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства. Кроме того, выделялся и классовый подход: "Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущественному классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации".

<1> Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 8 мая 1918 г. "О взяточничестве" // Правда. 1918. 14 мая. N 92.

Декрет "О взяточничестве" имел обратную силу, однако согласно ст. 6 от уголовного преследования освобождались те, кто дал взятку до издания декрета, но в течение трех месяцев со дня его издания заявил судебным властям об этом преступлении. Данное положение было одной из первых поощрительных норм в советском уголовном праве и получило дальнейшее развитие в последующем Декрете СНК от 16 августа 1921 г. "О борьбе со взяточничеством" <2>, внесшем некоторые изменения в Декрет от 8 мая 1918 г. Так, в ст. 4 Декрета от 16 августа 1921 г. устанавливалось, что "лицо, давшее взятку, не наказывается, если оно своевременно заявит о вымогательстве взятки или окажет содействие раскрытию дела о взяточничестве". Одновременно Декрет уточнил некоторые признаки состава получения взятки. Взятка могла быть получена "в каком бы то ни было виде" не только лично, но и через посредника за выполнение действий, входящих в круг служебных обязанностей лиц, состоящих на государственной, союзной или общественной службе, в интересах дающего взятку. Таким образом, мы видим постепенное появление в законе тех понятий и признаков, которые характерны для современного законодательства. Впервые в законе появляется посредничество в получении взятки, которое, как и получение взятки и укрывательство взяточников, карается лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой. В отличие от Декрета, принятого 8 мая 1918 г., ни нижний, ни верхний пределы лишения свободы Декрет от 16 августа 1921 г. не определил.

<2> СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 467.

Указанные Декреты стали основой для формулирования норм о взяточничестве в первом советском Уголовном кодексе, введенном в действие с 1 июня 1922 г. <3>. Уголовный кодекс РСФСР содержал достаточно разработанную систему норм о должностных (служебных) преступлениях (глава II). В примечании к ст. 105 УК РСФСР давалось определение должностных лиц как лиц, занимающих постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач. Однако в ст. 114 УК РСФСР, устанавливающей ответственность за получение взятки, в качестве субъекта называлось не должностное лицо, а лицо, стоящее на государственной, союзной или общественной службе, как это было в Декрете от 16 августа 1921 г. Объективная сторона преступления определялась как получение "в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей этого лица". Получение взятки каралось лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества или без таковой, а при отягчающих обстоятельствах, как то: 1) особые полномочия принявшего взятку должностного лица; 2) нарушение им обязанностей службы или 3) допущение вымогательства или шантажа - лишением свободы со строгой изоляцией не ниже 3 лет вплоть до высшей меры наказания с конфискацией имущества. Статья 114 УК РСФСР предусматривала ответственность за посредничество в получении взятки и за укрывательство взяточничества в виде лишения свободы на срок до 2 лет с конфискацией имущества или без таковой. Лицо, давшее взятку, не наказывалось лишь в том случае, "если своевременно заявило о вымогательстве взятки или оказало содействие раскрытию дела о взяточничестве". В противном случае оно каралось лишением свободы на срок до 3 лет. Особо и весьма сурово, как и получение взятки при отягчающих обстоятельствах, наказывалась провокация взятки - "заведомое создание должностным лицом обстановки и условий, вызывающих предложение взятки, в целях последующего изобличения дающего взятку" <4>.

<3> Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР) // СУ РСФСР. 1922. N 15. Ст. 153.
<4> См.: Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР). Ст. 115 УК РСФСР // СУ РСФСР. 1922. N 15. Ст. 153.

Переход от политики военного коммунизма к нэпу сопровождался значительным увеличением взяточничества. В этих условиях Народный комиссариат юстиции направляет Циркуляр от 25 сентября 1922 г. N 86, которым объявляет судебно-карательную кампанию по борьбе со взяточничеством. Предлагалось в народных судах создать специальные камеры для рассмотрения крупных дел о взяточничестве, а в трибуналах рассматривать дела в порядке сокращенного судопроизводства без допущения сторон и с вызовом наименьшего количества свидетелей. При отсутствии достаточных улик для признания лица виновным, но при установлении социальной опасности субъекта по роду его занятий и в связи с преступной средой рекомендовалось на основании ст. 49 УК РСФСР широко использовать право запрещать ему проживать в определенных местах республики сроком до трех лет. Давалось также указание, пользуясь правом применения закона по аналогии, привлекать к ответственности за пособничество во взяточничестве лиц, лишь осведомленных об имевшей место взятке, в случаях, "когда установлена прямая заинтересованность их во взятке" <5>.

<5> Еженедельник советской юстиции. 1922. N 35 (официальное приложение. С. II).

Кампания по борьбе со взяточничеством началась 10 октября 1922 г.. Этому предшествовало принятие Декрета ВЦИК и СНК от 9 октября 1922 г. "Об изменении текста ст. 114 УК" <6>, которому была придана обратная сила. Декрет усилил ответственность за получение взятки без отягчающих обстоятельств, указав лишь нижнюю границу наказания (лишение свободы на срок не ниже одного года). Одновременно значительно повышалась ответственность за дачу взятки, посредничество во взяточничестве, оказание какого-либо содействия или непринятие мер противодействия взяточничеству, размеры которой приравнивались к ответственности за получение взятки. При особо отягчающих обстоятельствах названные выше преступные действия, как и получение взятки при отягчающих обстоятельствах, карались лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет или высшей мерой наказания с конфискацией имущества. Изменения были внесены в перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за получение взятки. Таковыми стали признаваться: 1) ответственное положение должностного лица, принявшего взятку; 2) нанесение или возможность нанесения государству материального ущерба в результате взятки; 3) наличие прежней судимости за взятку или неоднократность получения взятки; 4) вымогательство взятки. Особый интерес вызвала ч. 2 ст. 114 "а", согласно которой лица, виновные в получении взятки, даче взятки, посредничестве во взяточничестве, оказании какого-либо содействия или непринятии мер противодействия взяточничеству могли быть освобождены судом от наказания "лишь в случае: а) если они добровольно и немедленно заявят о вымогательстве взятки и б) если своевременными показаниями и донесениями окажут содействие раскрытию дела о взяточничестве". Характерно, что правом освобождения обладал только суд, а не следственные органы - это было именно право, а не обязанность суда - и что освобождены от наказания могли быть все лица, имевшие отношение к взяточничеству, в том числе и взяткополучатели.

<6> СУ РСФСР. 1922. N 63.

Девятого октября 1922 г. народный комиссар юстиции РСФСР направляет Циркуляр N 97 "Об объеме понятия взятки" <7>. Циркуляр предлагал "подводить под понятие взятки" целый ряд деяний: "...1) получение должностным лицом, несущим какие-либо контрольные и ревизионные функции в данном учреждении или предприятии, каких-либо видов материального довольствия, не предусмотренных законом, от подотчетных ему учреждений единовременно или периодически; 2) получение по незаконному совместительству... в двух государственных учреждениях или хотя бы в одном государственном и другом частном - в денежном или ином виде вознаграждения или довольствия... если установлено, что оба эти учреждения находятся между собой в отношениях товарообменных или торговых операций или хотя бы в отношениях взаимных услуг, и если установлено, что данное лицо принимало лично или через посредников участие в выполнении этих операций или услуг; 3) получение теми же лицами и в тех же случаях "комиссионных", "наградных", "организационных" или "за содействие"..." <8>. Аналогично предлагалось расценивать и ряд других случаев.

<7> Циркуляр Наркомюста РСФСР от 09.10.1922 N 97 "Об объеме понятия взятки" // Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922 - 1925 гг. М., 1926.
<8> Там же.

В механизм правового обеспечения борьбы с коррупцией входили не только уголовно-правовые меры. Отдельно устанавливались правила государственной службы. Так, Постановление СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г., утвердившее "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях", более развернуто изложило различные формы незаконного совместительства, квалифицируемые как взяточничество <9>.

<9> СУ РСФСР. 1923. N 1. Ст. 8.

Нарушая хронологию изложения, отметим, что ввиду возникших сомнений, в каких случаях совмещение работы в государственном и частном учреждении и предприятии должно квалифицироваться как взяточничество, Пленум Верховного Суда в Постановлении от 3 декабря 1926 г. разъяснил, что данный закон должен применяться: 1) если государственное (общественное) учреждение (предприятие), в коем работает должностное лицо, и частное предприятие, участником которого оно является, находятся между собой в отношениях товарообменных или торговых операций или хотя бы в отношениях взаимных услуг; 2) если государственное учреждение контролирует деятельность частного торгового или промышленного предприятия и 3) если должностное лицо лично (хотя бы в качестве посредника) или через посредника принимает участие при подрядах, торгах или иных операциях коммерческого свойства для учреждения или предприятия, где оно работает, или для учреждения (предприятия), находящегося в контрольной, административной или финансовой зависимости от учреждения (предприятия), где служит должностное лицо <10>.

<10> Еженедельник советской юстиции. 1927. N 6.

Примерно за полгода проведения "ударной кампании" за взяточничество было осуждено 3265 человек, 1,9% осужденных были приговорены к высшей мере наказания <11>. По неполным статистическим данным, в 1923 г. за взяточничество было осуждено 9258 человек, за провокацию взятки - 77 человек <12>. В 1924 г. осуждено за взяточничество 10936 человек, за провокацию взятки - 37 человек <13>. В последующие годы количество осужденных за взяточничество было следующим: 1925 г. - 7603 человека, 1926 г. - 4599, 1927 г. - 4623 человека <14>.

<11> Зенькович Н.А. К итогам борьбы со взяточничеством // Еженедельник советской юстиции. 1923. N 21. С. 492.
<12> Статистика осужденных в СССР. 1923 - 1924 гг. М., 1927. С. 15.
<13> Там же. С. 94 - 95.
<14> Статистика осужденных в СССР в 1925, 1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 10 - 11.

Уголовный кодекс РСФСР (в редакции 1926 г.) <15> в целом смягчил ответственность за взяточничество. Получение взятки каралось лишением свободы на срок до 2 лет; а при отягчающих обстоятельствах, как то: а) ответственном положении должностного лица, принявшего взятку; б) при наличии прежней судимости за взятку или неоднократности получения взятки; в) с применением со стороны принявшего взятку вымогательства - лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 2 лет, с повышением вплоть до расстрела с конфискацией имущества <16>. Кодекс исключил возможность применения высшей меры наказания за провокацию взятки (ст. 119 УК РСФСР).

<15> Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР) // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.
<16> Постановление ВЦИК от 22.11.1926 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР). Ст. 117 УК РСФСР // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.

Уголовный кодекс 1926 г. твердо зафиксировал, что субъектом получения взятки является именно должностное лицо. Само же понятие должностного лица определялось в общем так же, как и в УК РСФСР 1922 г. <17>. Однако появилась оговорка "...должностные лица профессиональных союзов за совершенные ими служебные преступления (растрата, взятка и т.п.), если они привлечены к ответственности по постановлениям профессиональных союзов, отвечают как за преступления должностные" <18>.

<17> Примечание 1 к ст. 109 УК РСФСР 1926 г. Под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, а равно в организации или объединении, на которые возложены законом определенные обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных или других общегосударственных задач.
<18> Постановление ВЦИК от 22.11.1926 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР). Примечание 2 к ст. 109 УК РСФСР. Ст. 117 УК РСФСР // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.

При описании признаков преступления "получение взятки" было внесено небольшое, но существенное уточнение в характеристику действий, за выполнение или невыполнение которых должностное лицо получало вознаграждение. Если раньше это были действия, входящие в круг служебных обязанностей лица, то новая редакция соответствующей нормы сформулирована более широко. Она предусматривает действие, "...которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения" <19>. Взяткодателей и посредников закон обязал лишать свободы на срок до 5 лет. Однако они освобождались от привлечения к ответственности в случаях: а) если имело место вымогательство взятки и б) если они немедленно после дачи взятки добровольно заявили о случившемся (примечание к ст. 118 УК РСФСР).

<19> Постановление ВЦИК от 22.11.1926 "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года" (вместе с Уголовным кодексом РСФСР). Ст. 117 УК РСФСР // СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600.