Мудрый Юрист

Внутриорганизационная деятельность овд в сфере борьбы с административными правонарушениями *

<*> Olejnik V.I. Internal organizational activity of the agency of internal affairs in the sphere of struggle with administrative legal violations.

Олейник Василий Иванович, начальник УВД по Еврейской автономной области, генерал-майор милиции.

Внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями строится на основе ряда принципов - основных положений, идей, определяющих организацию и содержание охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Ключевые слова: охрана правопорядка, социальная справедливость, обеспечение общественного порядка, подразделения ОВД, законность.

Internal organizational activity of agencies of internal affairs related to the struggle with legal violations is built on the basis of a number of principles - basic provisions, ideas determining organization and contents of protection of public order and public security.

Key words: protection of legal order, social justice, securing public order, sub-divisions of agencies of internal security, legitimacy.

Органы внутренних дел являются составной частью аппарата управления в сфере охраны правопорядка, на них полностью распространяются закрепленные Конституцией России, законодательными актами, регулирующими общественные отношения в сфере охраны правопорядка, социально-правовые принципы государственного управления: законность, равноправие граждан и их участие в управлении делами общества, демократизм, уважение личности, социальная справедливость, гласность, постоянный учет общественного мнения <1>.

<1> Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. М., 1987.

Предметное освещение социально-правовые принципы получают в общественных науках, конституционном и административном праве. Среди названных принципов следует подчеркнуть принцип законности, имеющий основополагающее значение в деятельности подразделений органов внутренних дел, что объясняется назначением и особенностями их деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Во-первых, в процессе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности сотрудники милиции соприкасаются с широкими слоями населения, причем чаще всего с людьми, не нарушающими общественный порядок, правила дорожного движения и обращающимися к ним за разъяснениями, помощью, содействием. Их деятельность осуществляется открыто, гласно, на виду у населения.

Во-вторых, охрану общественного порядка и общественной безопасности осуществляет ряд отраслевых подразделений, выполняющих специфические задачи. У каждого из них своя административно-юрисдикционная деятельность, что требует применения различных способов обеспечения законности.

В-третьих, большинство сотрудников органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих охрану общественного порядка, составляют лица рядового и младшего начальствующего состава, не имеющие специального юридического образования, что требует проведения с ними регулярной служебной подготовки по изучению действующего законодательства, служебных уставов и инструкций, регламентирующих в соответствии с законом их функциональные обязанности.

Законность в деятельности подразделений ОВД обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, создает уверенность в том, что их права и свободы, имущество надежно охраняются государством <2>.

<2> Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. М., 1990.

Производными от социально-правовых принципов выступают организационные и тактические принципы, относящиеся к тактике действий сотрудников ОВД по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан, безопасности дорожного движения. Они применяются для наилучшей реализации социально-правовых принципов.

Организационные принципы охраны общественного порядка и общественной безопасности включают <3>:

<3> Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности: Учебное пособие. М., 1995.

Принцип комплексного подхода к борьбе с административными правонарушениями состоит в использовании множества согласованных мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей.

Указанный принцип дает возможность осуществлять охрану правопорядка с учетом местных условий, поддерживать постоянную связь с администрацией и трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций и населением. Организация охраны общественного порядка по зонам профилактического обслуживания, патрульным участкам, микрорайонам позволяет лучше знать особенности оперативной обстановки, повышать ответственность каждого сотрудника за состояние общественного порядка, усиливать контроль за его работой и тем самым способствовать повышению эффективности использования сил и средств в охране порядка.

Отраслевой принцип выражается в специализации подразделений и работников по определенным линиям деятельности (организация патрульно-постовой службы, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление разрешительной системы и т.д.).

Специализация дает возможность личному составу глубоко изучить задачи, формы и методы работы, проблемы охраны общественного порядка, выявить и внедрять передовой опыт соответствующей отрасли, разрабатывать мероприятия по совершенствованию служебной деятельности. Отраслевая специализация способствует улучшению качественного состава кадров, принятию обоснованных управленческих решений и эффективному их проведению в жизнь.

Линейно-зональный принцип состоит в том, что каждый сотрудник ведает одной линией работы и в этом качестве специализируется на изучении материалов и подготовке решений по определенной группе вопросов, например по сбору и обработке поступающей информации. Параллельно он следит за работой подчиненных подразделений, охраняющих общественный порядок в установленной зоне.

Такое построение аппарата помогает сочетать преимущества узкой специализации с наблюдением за работой группы подчиненных органов, охраняющих общественный порядок. Повышает эффективность результатов работы по борьбе с правонарушениями.

Принцип единоначалия и персональной ответственности способствует в условиях особой дисциплины необходимости слаженной и четкой работы по борьбе с правонарушениями. Единоначалие в органах внутренних дел не исключает коллегиальности, которая проявляется в обсуждении вопросов охраны общественного порядка на заседаниях коллегий, на служебных совещаниях. Однако окончательное решение по обсуждаемым вопросам принимает руководитель органа, ибо он несет персональную ответственность за всю деятельность аппаратов и подразделений ОВД, за состояние дисциплины и законности.

Для повышения эффективности правоохранительной деятельности подразделений ОВД большое значение имеют тактические принципы ее осуществления. К ним относятся:

а) комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств в охране общественного порядка;

б) профилактическая направленность правоохранительной деятельности;

в) непрерывность охраны общественного порядка;

г) высокая активность по пресечению правонарушений;

д) сосредоточение усилий, сил и средств на важнейших направлениях и в решающий момент;

е) гибкость маневра силами и средствами с учетом изменения обстановки;

ж) наличие резерва сил и средств.

Тесная связь организационных и практических мер по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями предполагает сочетание организационных и тактических принципов, придает им взаимообусловленный характер.

Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств как тактический принцип означает целенаправленную и согласованную деятельность подразделений милиции по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности <4>.

<4> Управление деятельностью служб общественной безопасности: Учебник / Под ред. Ю.Н. Ольховникова, И.В. Старковой. М., 2005.

На практике данный принцип реализуется в повседневной организации патрульно-постовой службы по единой дислокации, предусматривающей согласованную расстановку и использование сил и средств по месту и времени, а также при проведении комплексных оперативно-профилактических мероприятий, целевых операций и рейдов по укреплению правопорядка на улицах и в местах массового отдыха населения, по выявлению незаконно хранящегося оружия, угону автотранспорта, по обеспечению безопасности дорожного движения и т.д.

Профилактическая направленность правоохранительной деятельности подразделений ОВД выражается в выдвижении на первый план задач по борьбе с административными правонарушениями: выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предупреждению возможных антиобщественных действий.

В этом направлении нужно разъяснять личному составу, что несение патрульной службы по охране общественного порядка должно осуществляться так, чтобы сам факт появления патрульного и постового милиционера в общественном месте вселял в граждан уверенность в безопасности и вместе с тем оказывал сдерживающее, отрезвляющее влияние на лиц, склонных к совершению административных правонарушений.

Непрерывность охраны общественного порядка как тактический принцип вытекает из необходимости постоянной охраны правопорядка в городах и других населенных пунктах. Его реализация тесно связана со своевременным предупреждением, пресечением правонарушений и задержанием виновных. Поэтому данный принцип не означает, что непрерывность охраны порядка и безопасности нарядами милиции должна осуществляться повсеместно. Наряды милиции для несения патрульно-постовой службы выставляются, прежде всего, в тех местах и в то время, где и когда возможно совершение правонарушений. На других участках обслуживаемой территории непрерывность охраны общественного порядка обеспечивается незамедлительным в любое время суток реагированием дежурных частей, оперативных групп на сигналы граждан о правонарушениях <5>.

<5> Приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности".

Высокая активность действий по пресечению правонарушений - это инициатива сотрудников милиции, принятие ими решительных мер по защите прав граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, своевременное пресечение хулиганства и других правонарушений.

Сосредоточение усилий, сил и средств на важнейших направлениях и в решающий момент выражается в умении сконцентрировать силы и средства на таких участках работы и в такое время, чтобы это обеспечивало надежную охрану общественного порядка, прав граждан, интересов общества и государства.

Начальники органов внутренних дел, руководствуясь данным принципом, осуществляют расстановку и использование патрульных и постовых нарядов милиции: на тех участках территории, где больше отмечается правонарушений, и в то время, когда они чаще всего совершаются. Для этого увеличивается плотность нарядов милиции в сложных в оперативном отношении микрорайонах, и на других участках территории большая часть нарядов милиции выходит на службу в вечернее время, когда чаще всего совершаются правонарушения.

Гибкость маневра силами и средствами позволяет более надежно обеспечивать охрану правопорядка, предупреждение и пресечение преступлений. Маневр заключается в организованном и своевременном сосредоточении необходимых сил и средств в тех местах, где складывается напряженная обстановка. Гибкость маневра достигается мобильностью нарядов и подразделений; последовательным их сосредоточением на наиболее важных участках; перераспределением в связи с изменениями оперативной обстановки сил и средств в масштабе республики, края, области, города, транспортной магистрали.

Особое значение маневр имеет в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, а также при решении внезапно возникающих задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками, другими чрезвычайными обстоятельствами.

Наличие резерва сил и средств - непременный принцип охраны общественного порядка и общественной безопасности. В городах и населенных пунктах почти ежедневно появляется необходимость решения внезапно возникающих задач или оказания срочной помощи подразделениям и нарядам при различных изменениях оперативной обстановки.

В обычных условиях оперативной обстановки в тактике считается нормальным иметь резерв 10 - 15% от численности задействованных сил и средств. Начальник органа внутренних дел, командир строевого подразделения патрульно-постовой службы, израсходовавший резерв, должен создать новый. Состав резерва, место его нахождения, порядок использования определяет начальник, организующий службу, с учетом конкретной обстановки. Чем сложнее обстановка, тем больше сил и средств нужно иметь в резерве.

Данные организационные и тактические принципы охраны общественного порядка характеризуют сущность деятельности ОВД по борьбе с административными правонарушениями. Их глубокое знание и умелое использование в практической деятельности позволит повысить эффективность и результативность действий органов внутренних дел по борьбе с административными правонарушениями, обеспечить общественную и личную безопасность граждан.