Мудрый Юрист

О критериях благополучия ребенка

Сабиров Э.Р., семейный (детский) адвокат, кандидат педагогических наук, г. Ижевск.

Для перехода к содержательной части данной статьи необходимо остановиться на двух основных событиях, которые произошли в 2009 г.

Первое. В мае прошлого года в Смоленске было официально подписано Соглашение региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в которое вошло более 20 субъектов Российской Федерации.

Второе. В Москве в рамках проекта "Эффективные социальные службы для детей группы риска" в октябре 2009 г. была сформирована Адвокативная группа из специалистов по защите прав детей столицы и регионов Российской Федерации. В состав Адвокативной группы вошел координатор Соглашения региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав В.С. Чернобровкин, который в постоянном режиме информирует субъекты Российской Федерации - участников Соглашения о тех процессах, которые происходят на федеральном и региональном уровнях в области защиты прав ребенка.

В частности, вызвал интерес разосланный План Адвокативной группы на первое полугодие 2010 г.

И здесь остановлюсь только на планировании вопросов разработки критериев и индикаторов благополучия ребенка.

Представляется, что окончательный документ с перечнем критериев и индикаторов, с их описанием мог бы стать эффективным практическим инструментарием для всех специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это связано с тем, что, зная слабые стороны (критерии, индикаторы) в жизнедеятельности ребенка или их отсутствие, можно наметить конкретные шаги для их усиления, коррекции (создания, совершенствования и т.д.). Другими словами, когда знаешь, к чему стремиться, путь становится короче. В конечном итоге это должно способствовать, в частности, повышению качества работы специалистов системы профилактики, а в целом повышению социального и правового положения детей.

По всей видимости, критерии (индикаторы) - это "картинки", "сюжеты", которые ярко характеризуют жизнедеятельность ребенка. То есть, с одной стороны, можно утонуть в бесконечном множестве картинок и сюжетов, потеряв суть и смысл оценки благополучия ребенка. С другой стороны, объединение сюжетных линий (картинок) в "батальные" полотна может помочь сформировать ключевые критерии (индикаторы), демонстрирующие уровень благополучия определенного ребенка.

Поэтому здесь предлагается взять за основу два принципа. Первый. Универсальный подход в определении критериев, т.е. каждый критерий должен подходить к детям всех возрастов независимо от пола, физических данных и прочих признаков. Второй. Среднестатистический уровень российской семьи, в которой воспитывается ребенок (воспитываются дети). Семью как естественную и наиболее благоприятную среду для жизнедеятельности ребенка определим как отправную, нулевую точку для формирования критериев (индикаторов). Поэтому положение (благополучие) ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей), воспитывающегося в учреждении интернатного типа, по всей видимости, необходимо оценивать по иным формальным критериям (индикаторам), которые могли бы стать предметом отдельного изучения.

Таким образом, если определять общие (как было сказано выше, ключевые) критерии (индикаторы), то получается десять, которые можно описывать, определять шкалу оценки, складывать, соотносить и производить иные действия.

Вот они:

  1. Ребенок имеет обоих родителей.

Как бы ни было обидно многим одиноким матерям, одиноким отцам видеть этот критерий (индикатор), но неполная семья болезненнее переносит социальные риски - несчастные случаи, травмы, заболевания, временное или постоянное безденежье и прочее, что влияет на физическое, психическое и нравственное развитие ребенка. Более того, ученые, специалисты-практики склоняются к выводам о том, что "однобокое" (со стороны только отца или только матери) воспитание усложняет социализацию ребенка.

Данный критерий (индикатор) легко измеряемый и позволяет определить трехуровневую шкалу оценки (предлагается такую шкалу оценки использовать во всех остальных критериях).

Если оба родителя проживают с ребенком, ведут совместно домашнее хозяйство, независимо от того, зарегистрирован брак или нет, оценка критерия (индикатора) будет максимальной. Если один родитель, а второй исправно платит алименты (постоянно помогает, наведывается и проч.), то оценка критерия (индикатора) будет на средней отметке. Если родитель одинок (вдова, одинокая мать, вдовец, одинокий отец), то оценка будет минимальной. В отношении замещающих семей, в которых дети воспитываются, оценка будет аналогичной.

  1. Ребенок имеет основные документы.

Идентификация личности ребенка через установленный законодательством перечень документов имеет принципиальное значение в России. Свидетельство о рождении ребенка, медицинский полис, свидетельство ИНН и прочие основные документы постоянно запрашиваются в разных инстанциях при предоставлении медицинских, образовательных и иных услуг детскому населению. Отмечаются факты, когда ребенку было отказано в предоставлении той или иной услуги (в реализации права) только по причине отсутствия соответствующего документа (например, отсутствие вкладыша (штампа) в свидетельстве о рождении о наличии гражданства у ребенка не позволяет получить паспорт при достижении им 14-летнего возраста). Бремя ответственности в оформлении необходимых документов на ребенка накладывается на родителей (иных законных представителей).

Данный критерий (индикатор) измеряется и оценивается исключительно фактом наличия либо отсутствия необходимых документов (части документов).

При наличии всех документов оценка (отметка) критерия (индикатора) будет максимальной. При наличии, например, только свидетельства о рождении отсутствие регистрации по месту жительства (месту пребывания) родителей (иных законных представителей) необходимо оценивать на уровне средней оценки. Отсутствие документов и неподтверждение факта регистрации должны оцениваться минимальной оценкой.

  1. Ребенок имеет ежедневное общение с родителями (родителем) не менее двух часов в сутки.

Ребенок нуждается в постоянном внимании со стороны родителей. В указанный период (два часа в сутки) входит даже простое (без обмена мнениями, информацией, опытом) присутствие, безмолвное участие родителя (родителей) рядом с ребенком за совместной трапезой, просмотром фото-, видеоматериалов, уборкой в доме, поездкой в автомобиле и прочее, что создает атмосферу общения. Избегание родителем (родителями) "пустого" присутствия или, хуже того, нежелание обменяться мнениями, результатами дня с ребенком свидетельствует о ненужности ребенка, его "лишности".

Данный критерий (индикатор) - трудно измеряемый, но легко оцениваемый. Трудно измеряемый, потому что сложно определить точку отсчета времени общения (в какой момент включать таймер, а когда выключать). А как быть, если родитель работает вахтовым способом, в ночные смены и прочее? Легко оцениваемый, потому что общение от двух часов и более можно оценить максимально. От одного часа до двух часов - средняя оценка; менее одного часа - минимальная оценка.

  1. Ребенок имеет жилищные условия, отвечающие требованиям надзорных органов.

Квартира, дом, помещение, в котором проживает ребенок, должны отвечать требованиям санитарных врачей, пожарных, медиков и других специалистов. Если перейти на уровень обывателя данных требований, то в квартире, доме или помещении должно быть тепло, светло, сухо и безопасно. Указание на количество квадратных метров (чтобы было еще и просторно) не обязательно, если, конечно, это не затрагивает принцип безопасности. Используемые в Жилищном кодексе Российской Федерации "стандарты нормативной площади жилого помещения", "нормы предоставления", "учетная норма" условно применимы к благополучию ребенка. Можно спать на двухъярусной кровати, по очереди учить уроки за одним столом, но при этом быть в полной безопасности (психической, физической, интеллектуальной).

Данный критерий (индикатор) - легко измеряемый при наличии оценок (заключений) указанных специалистов. Если жилищные условия отвечают всем необходимым требованиям (либо несоответствие им до 10%), то оценка должна быть максимальной. Если от 10 до 50% требований не выполняется, то оценка должна быть средней. Невыполнение свыше 50% требований должно дать минимальную оценку.

  1. Ребенок имеет одежду, обувь по сезону и по размеру. Удовлетворение потребностей ребенка в сезонной одежде и обуви, которые впору, по возрасту и соответствуют погодным условиям и своему практическому назначению, является элементарным условием обеспечения жизнедеятельности ребенка. Если ребенок одет, например, в изодранную куртку или в 20-градусный мороз обувает летние кроссовки, то это должно свидетельствовать о несоответствии условиям обеспечения жизнедеятельности ребенка. Какое-либо соблюдение моды, стилей и прочих направлений соответствия носимых вещей и обуви духу времени влияет на общее настроение ребенка, но не является главным в оценке его благополучия. Более того, некоторые модные направления (оголенные пупки, поясницы и прочее) отнюдь не способствуют здоровому физическому и нравственному развитию подрастающего поколения.

Данный критерий (индикатор) - легко измеряемый и оцениваемый: соответствие внешнего вида ребенка в одежде и обуви сезону и его параметрам телосложения необходимо оценивать максимально, несоответствие в некоторых элементах носимых вещей или обуви либо несоответствие в определенные сезоны (например, каждая зима без головного убора) можно оценивать по средним показателям, а полное (постоянное) несоответствие - по минимальным оценкам (показателям).

  1. Ребенок имеет здоровое питание (включая чистую питьевую воду).

Врачи говорят, что человек состоит из того, что он ест и пьет. Можно к этому еще дополнить, как регулярно и последовательно человек ест и пьет. Так или иначе, цвет и покров кожи, здоровье волос, состояние глаз, ногтей и других физиологических составляющих ребенка могут свидетельствовать о соблюдении данного критерия либо о его игнорировании.

При всей своей простоте данный критерий (индикатор) - трудно измеряемый и оцениваемый. Трудно измеряемый, так как требуется определять не только полезность продуктов питания, но и полноценность, калорийность и прочее, а также соблюдение режима питания. Недоедание несет за собой такие же плачевные последствия, как и переедание. Поэтому достаточно сложно измерить одномоментно выполнение критерия, если только не ограничиться ответами родителей и ребенка, что будет крайне субъективно. Либо оценкой физиологического здоровья ребенка, либо и тем и другим. Кроме того, при оценке данного критерия велика вероятность ошибки, так как ребенок в семье может иметь здоровое питание, наполненное необходимым количеством калорий, витаминов и прочее, а в учебном заведении ребенок питается скромно либо в худшем случае не питается вообще. Тем не менее представляется необходимым ограничиться трехуровневой шкалой: при наличии здорового питания (чистой питьевой воды) и соблюдении режима приема пищи - максимальная оценка; при наличии каких-либо отклонений (например, нерегулярность питания, редкое представление в рационе питания фруктов, либо овощей, либо других составляющих, неочищенная питьевая вода) - средняя оценка; постоянное нарушение режима питания, частое употребление порченых продуктов питания, неочищенной питьевой воды и прочее - минимальная оценка.

  1. Ребенок имеет условия для отдыха, включая полноценный сон (место для сна с чистым бельем, теплым одеялом).

Сон (отдых), занимающий примерно третью часть жизнедеятельности, - естественный физиологический процесс каждого человека. Уставший ребенок не может иметь радужных перспектив в здоровом психическом и физическом развитии, в принимаемом окружающими поведении и т.д. Поэтому создание благоприятных условий для сна (отдыха) является одним из актуальных критериев (индикаторов) благополучия ребенка. Безусловно, родители способны создать суперсовременную и суперудобную постель для ребенка, но при этом проявляют незаурядные способности каждый вечер шумно поссориться друг с другом так, что ребенок будет иметь неспокойный сон. Мы оцениваем только внешнюю сторону оценки критерия благополучия, априори предполагая, что родители, однажды подумав об удобстве кровати, подушек и прочих составляющих здорового сна, глубоко осознают значимость полноценного отдыха и сна и создадут максимум тишины, покоя и комфорта для быстрого засыпания и восстановления сил у ребенка.

Может быть, поэтому при разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации" в части, касающейся определения термина "жестокое обращение", мной еще в 2007 г. было предложено в число действий (бездействия), характеризующих жестокое обращение к ребенку, включить "лишение сна".

Данный критерий (индикатор) - легко измеряемый и оцениваемый: наличие у ребенка постоянного места для сна и отдыха, обеспеченного необходимым набором постельных или околопостельных чистых принадлежностей, должно оцениваться максимально; дискомфортные условия для сна ребенка (неисправная кровать, грязное белье и прочее) должно оцениваться средним показателем. Наконец, отсутствие места для отдыха и сна, постоянное засыпание и сон ребенка в одежде, антисанитарные условия в помещении, где ребенок отдыхает и спит, должны оцениваться минимально.

  1. Ребенок имеет гигиенические средства и условия для их использования.

Предлагается определить минимальный (стандартный) перечень необходимых условий для личной гигиены, чтобы оценить уровень выполнения данного критерия. Например, предлагается в данный перечень включить наличие у ребенка мыла, зубной щетки, зубной пасты (порошка), полотенца, а также возможности для их использования: раковина (умывальник), ванна (душ, баня и проч.). Безусловно, можно перечень расширить, дополнить, например, мочалками, щетками, корытами и прочими предметами из "Мойдодыра" Корнея Чуковского. Можно дифференцировать предметами личной гигиены для мальчиков и девочек. Можно указать главное условие личной гигиены - наличие воды (при этом необязательно холодной и горячей одновременно). Главное, что критерий (индикатор) можно оценить, примеряя к установленному перечню: если наблюдается полное соответствие, то благополучие ребенка по данному критерию оценивается максимально, если несоответствие варьируется от 50 до 100%, то средняя оценка, если менее 50% - минимальная оценка.

  1. Ребенок имеет лекарственные средства и препараты первой необходимости.

Каждая (или почти каждая семья) имеет в своем ресурсе домашнюю аптечку, в которой содержатся лекарственные средства, витамины (в последнее время практикуется использование БАДов - биологически активных добавок), градусники, тонометры и прочие средства и препараты, которые необходимы для оказания оперативной (первой медицинской) помощи ребенку и любому другому члену семьи. При этом никто (из государственных инстанций) не следит за тем, истек ли срок годности витаминов, таблеток, сиропов и прочих средств, исправен ли препарат и т.д. (конечно, если ответственный врач-педиатр посчитает необходимым досконально проверить назначенные им лекарственные средства на предмет их безвредности).

По всей видимости, Министерству здравоохранения и развития Российской Федерации необходимо разработать и утвердить перечень средств, которые должны войти в домашнюю аптечку (по аналогии с автомобильной).

Следовательно, данный критерий (индикатор) благополучия ребенка мог бы быть оценен по аналогии с критерием (индикатором) N 8.

  1. Ребенок имеет условия для развития, роста, образования.

Конвенция ООН о правах ребенка немаловажное значение отводит праву ребенка на образование (ст. 28), праву участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31). При этом образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме (ст. 29).

По всей видимости, для оценки данного критерия (индикатора) требуется определить целый комплекс базовых условий, обеспечивающих физическое, нравственное, интеллектуальное, психическое развитие ребенка.

К базовым условиям можно отнести четыре основных раздела: наличие специально оборудованного для ребенка места для чтения, рисования (лепки, вышивки), настольных игр, выполнения домашних заданий и (или) др.; доступ к информации (библиотека, периодика, видео-, аудиоаппаратура, Интернет и (или) проч.); возможности для базового и (или) дополнительного образования; условия для физических упражнений, спортивных и (или) других активных игр. Соединение союзов "и", "или" здесь не случайно. Выполнение базовых условий через запятую и союз "и" невозможно ввиду дифференциации детей по возрасту, способностям, интересам, склонностям, талантам. Следовательно, выполнение одного из условий в одном из разделов может быть приравнено к выполнению общего условия в этом разделе.

Если применить трехуровневую шкалу оценки данного критерия (индикатора), то выполнение всех разделов базовых условий можно оценить максимально, невыполнение одного-двух разделов - средняя оценка, невыполнение ни одного из разделов - минимальная оценка.

Таким образом, метрически данные критерии (индикаторы) можно представить в таблице:

Критерий         
(индикатор)
N 1 
N 2 
N 3 
N 4 
N 5 
N 6 
N 7 
N 8 
N 9 
N 10
 Итог
Оценка:          
максимальная (3);
средняя (1);
минимальная (0)

Очередности в расстановке (стратификации) критериев (индикаторов) в данном случае не требуется. Все критерии имеют большое значение, и бессмысленные перестановки в целом не изменят итоговый показатель.

Вместе с тем дополнение (доработка) критериев (индикаторов) с учетом климатических условий, национальных и иных традиций того или иного региона России, индивидуальных особенностей детей (например, для определения уровня благополучия ребенка требуется оценка наличия или отсутствия домашних животных) и других условий, обстоятельств, норм, особенностей будет только способствовать совершенствованию системы оценки критериев и индикаторов благополучия ребенка.

Успехов всем нам в этой непростой работе!