Мудрый Юрист

Ответственность военнослужащих за нарушение норм международного гуманитарного права

Стремоухов А.А., заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук.

Лунгу А.С., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

В зависимости от сферы социальной деятельности ответственность личности классифицируется на: моральную, политическую, общественную, партийную, юридическую, организационную и др. В совокупности все перечисленные нами виды ответственности предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

Юридическая ответственность военнослужащих, являясь структурным элементом правового статуса военнослужащих, представляет собой обязанность военнослужащих претерпевать за совершенные правонарушения лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом.

В своей статье мы рассмотрим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, которые могут иметь место в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Специфические черты такой ответственности военнослужащих, по нашему мнению, определяются не только особым характером военно-служебных правоотношений в период непосредственного выполнения служебно-боевых задач по обеспечению национальной безопасности, но и наличием международного аспекта.

В международном гуманитарном праве содержатся нормы, направленные на защиту человеческой жизни, жертв вооруженных конфликтов и ограничение методов и средств, применяемых в них. Однако, к сожалению, эти нормы не всегда соблюдаются во время вооруженных конфликтов. Иногда это происходит по незнанию противоборствующими сторонами норм международного гуманитарного права, а зачастую военнослужащие всех степеней сознательно их нарушают.

В Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах содержится перечень конкретных действий, квалифицируемых как "серьезные нарушения" норм международного гуманитарного права. К ним относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью; умышленное нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в боевых действиях, если такое нападение повлекло его смерть, или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью; взятие заложников; умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконный арест; умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; незаконные депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы; принуждение военнопленных и других лиц противной стороны служить в своих вооруженных силах и (или) к участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны; незаконные произвольные и проводимые в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных по отношению к предполагаемому конкретному и прямому военному преимуществу потерь среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам; умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить; умышленное превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов; умышленное превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью; умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на беспристрастное и нормальное судопроизводство <1>. Аналогичный перечень "серьезных нарушений" содержится и в Женевской конвенции об обращении с военнопленными <2>, а также в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны <3>.

<1> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Ст. 50 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 603 - 625.
<2> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "Об обращении с военнопленными". Ст. 130 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.
<3> Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "О защите гражданского населения во время войны". Ст. 147 // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.

"Серьезные нарушения" гуманитарного права определяются как военные преступления. Международное право предусматривает за эти преступления индивидуальную уголовную ответственность, которая действует в отношении лиц, их совершивших или отдавших приказ об их совершении <4>. Следует заметить, что международное гуманитарное право не определяет конкретные меры наказания и не предусматривает создание специальных органов, осуществляющих судебное преследование лиц, обвиняемых в военных преступлениях.

<4> Лукашук И.И. Преступления по общему международному праву // Международное право. Особенная часть. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 178.

Обязанность осуществлять уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях, возлагается на государства. С этой целью они обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного гуманитарного права.

Государства должны разыскивать и подвергать уголовному преследованию всех лиц, обвиняемых в военных преступлениях, независимо от их гражданства и места совершения преступления. Именуемый универсальной юрисдикцией, этот принцип является важнейшим фактором в обеспечении эффективного пресечения военных преступлений и соблюдения принципа неотвратимости наказания.

Мы считаем, что принцип неотвратимости наказания военнослужащих, виновных в совершении военных преступлений, является важным фактором предотвращения возможных рецидивов и предупреждением для командиров (начальников), которые бездумно злоупотребляют властными полномочиями, отдавая преступные приказы.

Следует заметить, что до последнего времени считалось общепризнанным, что нормы о серьезных нарушениях применимы только в отношении международных вооруженных конфликтов и не могут распространяться на внутренние (немеждународные) вооруженные конфликты. Действительно, указанные нормы не упоминаются в Дополнительном протоколе II, касающемся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. В тот период, когда принимался этот документ (1977 г.), все еще преобладало мнение, что применение системы военных преступлений к внутренним конфликтам явилось бы недопустимым вмешательством во внутренние дела государства, покушением на его суверенитет <5>.

<5> Тараненко В.В. Правовой статус военнослужащих - участников боевых действий: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Военный университет, 2004. С. 138.

В настоящее время значительная часть вооруженных конфликтов носит немеждународный характер, и в ходе их совершаются многочисленные нарушения норм международного гуманитарного права, которые по своей жестокости и общественной опасности не уступают деяниям, квалифицируемым как военные преступления. Поэтому и в международно-правовой доктрине, и в международной юрисдикции формируется признание необходимости распространения механизма пресечения "серьезных нарушений" на внутренние вооруженные конфликты.

Вышеуказанная позиция получила правовое закрепление в принятом 17 июля 1998 г. Римском статуте Международного уголовного суда. В перечень военных преступлений, отнесенных к юрисдикции этого Суда, включены, согласно положениям Женевских конвенций 1949 г., серьезные нарушения, совершенные в ходе как международных, так и внутренних вооруженных конфликтов <6>.

<6> Статут Международного уголовного суда. Ст. 8. П. 2. Подп. "c", "e" (подписан Российской Федерацией согласно распоряжению Президента РФ от 08.09.2000 N 394-рп "О подписании Римского статута Международного уголовного суда") // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 37. Ст. 3710.

Во внутренних вооруженных конфликтах нарушение военнослужащими норм международного гуманитарного права означает одновременное нарушение национального права, в том случае, если содержащиеся в Женевских конвенциях военные преступления имплементированы или совпадают с нормами национального уголовного закона.

Проанализируем Уголовный кодекс Российской Федерации с целью определения, в какой мере российской уголовное законодательство соответствует нормам Международного гуманитарного права.

В УК РФ положения, связанные с ответственностью за нарушения норм международного гуманитарного права, сведены, в сущности, к ст. 356 "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" и ст. 357 "Геноцид" раздела XII УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества".

В соответствии со ст. 356 УК РФ, жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Данная статья УК РФ предусматривает уголовную ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны. В ней воспроизводятся лишь некоторые составы из многочисленных военных преступлений, предусмотренных Женевскими конвенциями.

Статья 357 определяет, что действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

По нашему мнению, отсутствие многих составов серьезных нарушений, квалифицируемых согласно международному гуманитарному праву в качестве военных преступлений, является существенным пробелом российского уголовного законодательства.

Мы разделяем мнение И.А. Ледяха, который указывает на то, что отдельные составы преступлений, содержащиеся в УК РФ, формально по направленности деяния совпадают с военными преступлениями, предусмотренными международным гуманитарным правом (убийство, грабеж, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью, имуществу и др.), но по своим квалификационным признакам не соответствуют международно-правовой специфике статуса военных преступлений. Серьезным пробелом российского уголовного законодательства, по мнению И.А. Ледяха, является отсутствие уголовно-правового состава и соответственно уголовной ответственности за издание начальником и исполнение подчиненным незаконного приказа, что прямо предписывается Женевскими конвенциями <7>.

<7> См.: Ледях И.А. Защита права на жизнь // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 257.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По нашему мнению, в целях обеспечения фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементации норм международного права) следует осуществить меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство, устанавливающее юридическую ответственность за правонарушения, совершенные военнослужащими в условиях боевых действий.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, лица, виновные в совершении правонарушений, должны привлекаться к юридической ответственности.

Применение запрещенных средств ведения боевых действий также относится к преступлениям. Виновные в их применении, в соответствии с нормами международного гуманитарного права, привлекаются к юридической ответственности.

В Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) <8>, определены требования к юридическому преследованию лиц за правонарушения, совершенные в вооруженных конфликтах, а именно:

<8> Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. Ст. 6 // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 793 - 803.
  1. Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
  2. При вынесении приговора осужденному должно быть сообщено о его праве на обжалование в судебном или ином порядке, а также о сроке, в течение которого он может воспользоваться этим правом.
  3. Смертный приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.
  4. По прекращении военных действий органы, находящиеся у власти, стремятся предоставить как можно более широкую амнистию лицам, участвовавшим в вооруженном конфликте, и лицам, лишенным свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, были ли они интернированы или задержаны.

Проанализировав все вышеуказанное, возможно сделать следующие выводы:

  1. Нормы международного гуманитарного права действуют в вооруженных конфликтах как международного, так и внутреннего характера.
  2. Целесообразно было бы дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации разделом, устанавливающим ответственность военнослужащих за нарушения норм международного гуманитарного права, имплементировав в него составы преступлений, предусмотренные международными нормативными правовыми актами. Особое внимание в этом разделе следовало бы уделить ответственности командиров за приказы и распоряжения, нарушающие нормы международного гуманитарного права, а также ответственности за выполнение таких приказов и распоряжений.
  3. Каждый военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.
  4. Необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры военнослужащих всех степеней с целью недопущения ими нарушений норм права в целом и норм международного права в частности.