Мудрый Юрист

Переход на контрактный способ комплектования армии как направление реформирования военной службы в Российской Федерации

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

Чугунов Н.А., студент Муромского института Владимирского государственного университета.

Переход России на контрактную армию можно считать одним из основных направлений реформирования в данной сфере. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает прохождение военной службы в добровольном порядке - по контракту - как для граждан РФ, так и для иностранных граждан.

Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством внутренних дел РФ письменно по типовой форме в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого он обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, в случае, указанном в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Контракт может быть первым или новым. Первый контракт заключается с кандидатами, впервые поступающими на военную службу <1>. Новый контракт заключается с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту и желающими продолжить ее прохождение, а также с гражданами, пребывающими в запасе, ранее проходившими военную службу по контракту, не достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, при условии их соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии у них оснований, препятствующих заключению контракта.

<1> Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". М.: Юстицинформ, 2007. С. 485.

С кандидатами, поступающими на воинские должности солдат, матросов, сержантов и старшин, первый контракт о прохождении военной службы заключается на срок три года; с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на пять лет; с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет; с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания.

В практической работе кадровых органов часто возникает вопрос о сроке окончания контракта о прохождении военной службы и связанной с ним дате исключения с военной службы военнослужащего, увольняемого с военной службы.

Сначала днем окончания контракта о прохождении военной службы считались соответствующие месяц и число последнего года установленного срока контракта и каждый последующий контракт заключался уже со следующего числа месяца. Например, контракт на три года, заключенный 7 ноября, заканчивал свое действие через три года также 7 ноября, следующий заключался 8 ноября и действовал по 8 ноября, затем с 9 ноября по 9 ноября и т.д. Днями исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в случае увольнения были соответственно 7, 8, 9 ноября.

Затем позиция изменилась. Контракт, заключенный 7 ноября, действовал по 6 ноября соответствующего года (через указанное в контракте число лет), следующий опять заключался 7 ноября и действовал по 6 ноября, и т.д. Днем исключения из списков личного состава части военнослужащего в случае увольнения с военной службы было 6 ноября.

Указанный подход сменил другой, и контракт уже заключался с 7 ноября, действовал до 7 ноября, следующий - с 7 ноября до 7 ноября и т.д. Соответственно, день исключения из списков личного состава воинской части военнослужащего в случае увольнения с военной службы - 7 ноября.

Представляется, что более верным является подход, согласно которому началом военной службы по контракту является день подписания контракта должностным лицом, имеющим право подписи, а окончанием срока военной службы по контракту и соответственно днем исключения из списков личного состава воинской части в случае увольнения с военной службы - соответствующие месяц и число последнего года срока контракта, а также день рождения, в который военнослужащий достигает предельного возраста пребывания на военной службе.

Таким образом, кадровым органам следует строго руководствоваться положением, согласно которому если первый контракт вступил в действие 21 апреля, то окончанием срока контракта (и соответственно днем исключения из списков личного состава воинской части в случае увольнения военнослужащего с военной службы) должно быть также 21 апреля соответствующего года, а новый контракт должен быть подписан 22 апреля, следующий - 23 апреля и т.д. <2>.

<2> Терехин А.М. Дата окончания срока контракта о прохождении военной службы (когда военнослужащий, увольняемый с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части?) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 7. С. 14 - 19.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность военной службы по призыву и по первому контракту составит три года.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок три года, пять лет, десять лет или на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания военнослужащего на военной службе.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете - в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть. Гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат субъекта РФ или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания:

<3> Пункт 7 ст. 5 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 05.07.2009) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с Положением о порядке прохождения военной службы) // Собрание законодательства РФ. 20.09.1999. N 38. Ст. 4534.

Кроме того, в военном комиссариате оформляется на кандидата личное дело.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям, проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации <4>.

<4> Пункт 1 ст. 33 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1475.

В последние десятилетия переход к комплектованию нашей армии от метода всеобщей воинской обязанности к методу добровольного набора уже не подлежит обсуждению. Практически повсеместно он признан как наиболее конституционный, наиболее профессиональный способ комплектования вооруженных сил, во всем соответствующий современным реалиям политической и экономической жизни как отдельно взятой страны, так и тенденциям общемирового развития в целом.

31 декабря 2007 г. завершилась реализация Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523. По ее результатам можно говорить о следующих выявленных в ходе ее проблемах.

Во-первых, многие командиры, офицеры воспитательных структур зачастую подходят к военнослужащим-контрактникам с теми же мерками, что и к 18 - 19-летним юношам, проходящим военную службу по призыву. Данное обстоятельство становится почвой для конфликтов, а иногда и конфронтации между начальниками и подчиненными, что в конечном счете отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в воинских коллективах. Не в полной мере адаптированной к особенностям руководства воинскими коллективами, укомплектованными военнослужащими-контрактниками, оказалась система военного образования. Практически отсутствует специальная учебная и учебно-методическая литература, раскрывающая особенности работы с контрактниками.

Следующая проблема правового характера - фактический отказ от реализации нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающего возможность выплаты военнослужащим денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в связи с участием в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия выплаты указанной денежной компенсации должны быть установлены руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <5>.

<5> Байдаров С.В., Максимова Е.В. Правовые аспекты комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими по контракту // Военно-юридический журнал. 2009. N 3. С. 3 - 5.

Министерством обороны России выплата вышеназванной компенсации признана нецелесообразной ввиду сложности ведения учета времени участия военнослужащих в указанных мероприятиях, а также со ссылкой на то, что в данной правовой норме законодателем употреблена формулировка "может выплачиваться", т.е. данная социальная гарантия носит якобы необязательный характер. Между тем установление указанной денежной компенсации могло бы в значительной мере оздоровить обстановку в воинских коллективах, явилось бы справедливым возмещением дополнительных тягот и лишений, связанных с ненормированным рабочим днем военнослужащих-контрактников, которым по сложившейся практике отдых за сверхурочное время, как правило, не предоставляется. Кроме того, это повысило бы денежное довольствие контрактников в среднем по стране практически в полтора раза.

Еще одна проблема, возникшая с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заключается в том, что произошло разделение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на две большие категории с точки зрения объема социальных гарантий и порядка их предоставления:

а) военнослужащие, заключившие контракты до 1 января 2004 г., по объему социальных гарантий и порядку их предоставления практически ничем не отличаются от офицеров и прапорщиков;

б) военнослужащие, заключившие контракты после 1 января 2004 г., не имеют права:

<6> Корякин В.М. Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: некоторые итоги и выводы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 5. С. 12 - 18.

Таким образом, становление контрактной армии в России сталкивается с многочисленными проблемами правового характера. Это подтверждает мысль о том, что данная армейская реформа - дело длительное и сложное. Соединенным Штатам Америки, например, где армия полностью перешла на добровольный способ комплектования, на это потребовалось почти двадцать лет, а затраты только на подготовку реформы исчисляются десятками миллиардов долларов <7>.

<7> Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: Практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов) // За права военнослужащих. 2008. С. 115.

Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть, - способ комплектования армии. Существует два основных способа комплектования армии. Экстерриториальный принцип комплектования означает пополнение вооруженных сил личным составом за счет призывных контингентов, проживающих вне районов дислокации (формирования) воинских частей, соединений. Законодательством Российской Федерации определено, что в настоящее время комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется по экстерриториальному принципу.

Территориальный принцип означает комплектование войск личным составом за счет призывных контингентов, проживающих вблизи мест дислокации (формирования) воинских частей и соединений. Этот принцип облегчает отправку призывников в части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на учебные сборы с минимальным отрывом от труда и проводить отмобилизование войск в кратчайшие сроки. Вместе с тем территориальный принцип комплектования затрудняет укомплектование воинских частей соответствующими специалистами при недостатке численности призывников в районах их дислокации. Он также обусловливает необходимость выбора мест дислокации воинских частей с учетом места жительства состава основных призывных контингентов в ущерб планам создания наиболее целесообразных группировок войск и выполнения ими боевых задач с началом войны.

В то же время многие государства используют именно территориальный принцип, считая его наиболее эффективным для своей военной организации.

Неслучайно его используют не только все страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но и ряд стран с добровольческими вооруженными силами. Например, в английской армии традиционно используется так называемый территориально-полковой метод комплектования, в соответствии с которым полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Так что географические названия английских полков (Йоркширский, Ланкаширский и т.д.) - не только дань традиции, но и прямое отражение территориального принципа их комплектования. В дальнейшем эти части могут дислоцироваться в любой точке мира.

Положительные стороны территориальных формирований - это относительная дешевизна содержания таких воинских частей, так как часть расходов возьмут на себя регионы, для военнослужащих более высокий уровень мотивации защиты именно своей территории (что особенно ярко проявилось во время нападения бандформирований со стороны Чеченской Республики на Дагестан), отсюда повышенный моральный уровень, ответственность за выполнение задач военной службы перед родственниками и земляками и т.д.

Из всего вышесказанного можно определить необходимую в современной действительности модель комплектования Вооруженных Сил РФ по смешанному принципу, основанному на экстерриториальном и территориальном принципах, а также осуществляемому как по призыву, так и по контракту, но с улучшением экономической, политической и других сфер жизнедеятельности общества, необходимо все больше и больше отходить от призывной формы комплектования <8>.

<8> Байдаров С.В., Максимова Е.В. Правовые аспекты комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими по контракту // Военно-юридический журнал. 2009. N 3. С. 3 - 5.

Таким образом, переход к комплектованию преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, следует рассматривать в контексте объективного процесса военного строительства, затрагивающего в целом всю военную организацию государства. Суть этих изменений заключается в переводе вооруженных сил как ядра военной организации государства к профессиональной форме своего функционирования.

Необходимо обратить внимание на то, что положение военнослужащего-контрактника в некоторых других странах более выгодное, чем в России. На взгляд авторов, это связано с большей проработанностью самой программы реформ, лучшим ее финансированием и, безусловно, общим состоянием государства и общества. Ведь нельзя забывать, что вооруженные силы существуют не в отрыве от государства и общества, а являются их составляющей.

Укреплению корпоративного сознания и сословной этики военных должна способствовать иная система комплектования вооруженных сил, при которой решающее значение придавалось бы семейным традициям и личным склонностям. Необходимо возрождать привилегированное военно-служилое сословие. Оно не должно быть наследственным. Как при Петре I, дорога к чинам и званиям должна быть открыта любому способному. Но сложившиеся во многих семьях традиции офицерской службы при этом необходимо использовать. Вообще сильное государство не может обойтись без привилегий, даваемых за действительную службу Отечеству.

Необходимо также помнить, что никакая форма пополнения вооруженных сил не сможет сама по себе обеспечить их качество без улучшения самой постановки обучения в войсках и повышения социального престижа военного сословия.