Мудрый Юрист

Взаимодействие органов финансового контроля при признании должника банкротом *

<*> Bezborodova T.I. Interaction of bodies of financial control at the recognition of the debtor the bankrupt.

Безбородова Т.И., доцент ВЗФЭИ, филиал в г. Пензе, кандидат экономических наук.

Создание постоянно действующих рабочих групп при взаимодействии таможенного управления и управления Федеральной налоговой службы на территории России позволит скоординировать их действия по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников.

Ключевые слова: банкротство, уполномоченные органы, налоги, таможенные платежи, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, должники.

Creation of constantly active working groups at interaction of customs office and management of a federal internal revenue service in territory of the Russian Federation will allow to co-ordinate their actions on realisation of procedures of bankruptcy of debtors, and will probably brake process of occurrence of absent debtors.

Key words: bankruptcy, the authorised bodies, taxes, customs payments, deductions in the state social off-budget funds, debtors.

Государство является составной частью рыночной экономики и осуществляет воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и на экономику в целом несколькими путями:

Система налогообложения во всех ее проявлениях является объективной финансовой категорией и имеет принудительно-обязательную форму и вне этой формы перестает быть налоговым отношением.

Через налоги государство поддерживает неплатежеспособные предприятия по их оздоровлению или ликвидирует отсутствующие предприятия-должники. Органом контроля в соответствии с таможенным законодательством РФ и НК РФ выступает Министерство финансов РФ, оно обеспечивает полноту поступлений налоговых доходов в бюджет и создает условия через Федеральную налоговую службу и таможенные органы, препятствующие уходу налогоплательщика от уплаты налога [6].

В отличие от налогов государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для финансового обеспечения функций государства по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов и представляют собой вторую по значимости форму образования и использования целевых денежных средств [2, с. 369 - 371].

Нормативное регулирование обязанностей органов контроля по взиманию налогов, таможенных платежей и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды представлено в табл. 1 [6, 9, 10, 11].

Таблица 1

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

  Показатели  
  Обязанности органов 
контроля за уплатой
страховых взносов
в государственные
социальные
внебюджетные фонды
     Обязанности    
налоговых органов по
взиманию налогов при
перемещении товаров
через таможенную
границу
  Обязанности 
налоговых
органов по
взиманию
налогов и
сборов
1. Нормативно-
правовое
регулирование
Федеральный закон от  
24 июля 2009 г. N
212-ФЗ "О страховых
взносах в Пенсионный
фонд РФ, Фонд
социального
страхования РФ,
Федеральный фонд
обязательного
медицинского
страхования и
территориальные фонды
обязательного
медицинского
страхования"
- Таможенный кодекс
РФ;
- Федеральный закон
от 8 декабря
2003 г. N 164-ФЗ
"Об основах
государственного
регулирования
внешнеторговой
деятельности"
НК РФ         
2. Органы,    
осуществляющие
контроль
- Пенсионный фонд РФ и
его территориальные
органы;
- Фонд социального
страхования РФ и его
территориальные органы
Таможенные органы   
(пользуются правами
и несут обязанности
налоговых органов)
Налоговые     
органы
3. Плательщики
- лица, производящие  
выплаты и иные
вознаграждения
физическим лицам;
- индивидуальные
предприниматели,
адвокаты, нотариусы,
занимающиеся частной
практикой <1>
- декларанты;       
- иные лица
- физические  
лица;
- юридические
лица
4. Платежи    
страховые взносы:     
- в Пенсионный фонд;
- в Фонд социального
страхования;
- в Федеральный и
территориальные фонды
обязательного
медицинского
страхования
- ввозная (вывозная)
таможенная пошлина;
- НДС и акцизы,
взимаемые при ввозе
товаров на
таможенную
территорию РФ;
- таможенные сборы
- федеральные 
налоги;
- региональные
налоги;
- местные
налоги
<1> Если в ФЗ о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Налогоплательщики призваны самостоятельно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в срок, установленный законодательством, при несоблюдении которого производится принудительное взыскание за счет денежных средств налогоплательщика или его имущества.

Однако в силу тех или иных причин у хозяйствующего субъекта может возникать просроченная задолженность в бюджет по налогам и сборам, таможенным пошлинам и платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов готовится пакет документов к уведомлению уполномоченному органу о наличии задолженности должника по обязательным платежам (рис. 1) [4].

---------------------¬     ---------------------¬     --------------------¬
¦ Сведения о ¦ ¦ Уведомления в ¦ ¦ Решение и ¦
¦ направлении ¦ ¦уполномоченный орган¦ ¦ постановление о ¦
¦ судебному ¦ ¦ о наличии ¦ ¦ взыскании налога ¦
¦приставу-исполнителю¦ ¦ задолженности ¦ ¦ (сбора) за счет ¦
¦ постановления о ¦ ¦ должника по ¦ ¦ имущества должника¦
¦взыскании страховых ¦ ¦ обязательным ¦ ¦или соответствующее¦
¦ взносов, налога +---->¦ платежам ¦<----+ судебное решение, ¦
¦ (сбора) за счет ¦ L--------------------- ¦ вступившее в ¦
¦ имущества должника ¦ / / / ¦ законную силу, ¦
¦или соответствующего¦ ------- ¦ L-----¬ ¦ а также ¦
¦ исполнительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнительный лист¦
¦ листа ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------
L--------------------- ¦ ----------+----------¬ ¦
¦ ¦ Справка о размере ¦ L---T------------------¬
---------------------T--- ¦ задолженности по ¦ ¦ Документы, ¦
¦Решение о взыскании ¦ ¦ страховым взносам, ¦ ¦ подтверждающие ¦
¦денежных средств со ¦ ¦ по налогу (сбору), ¦ ¦ основания ¦
¦ счетов должника ¦ ¦ не уплаченным более¦ ¦ возникновения ¦
L--------------------- ¦ чем в 3-месячный ¦ ¦ задолженности ¦
¦ срок ¦ L-------------------
L---------------------

Рис. 1. Перечень документов о наличии задолженности должника по обязательным платежам

О результатах рассмотрения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам перед РФ, а также о включении соответствующих требований в реестр требований кредиторов уполномоченный орган отчитывается перед МФ РФ ежегодно не позднее 30 дней с даты получения запроса (табл. 2) [4].

Таблица 2

СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПЕРЕД МФ РФ

         Аналитические отчеты         
       Статистические отчеты      
- о практических проблемах применения 
законодательства о несостоятельности
(банкротстве);
- об общем количестве возбужденных
дел о несостоятельности
(банкротстве) с участием
уполномоченного органа;
- об участии федеральных органов      
исполнительной власти в деле о
банкротстве и в процедурах,
применяемых в деле о банкротстве;
- о количестве и видах процедур,  
применяемых в деле о банкротстве,
на территории каждого субъекта РФ
и в отношении организаций каждой
отрасли экономики
- особенности применения              
законодательства о несостоятельности
(банкротстве) на территории субъектов
РФ;
- анализ тенденций развития института 
банкротства в РФ

В дальнейшем следствием развития ситуации по непогашению задолженности по налогам и сборам является:

Таблица 3

ПОРЯДОК ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РОССИИ ПРИ ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ

    Порядок объединения и    
представления требований
   Период подачи   
заявления
    Взаимодействие     
с судебным
приставом-исполнителем
1. Дата направления судебному
приставу-исполнителю
постановления налогового
органа о взыскании налога
(сбора) за счет имущества
должника или соответствующего
исполнительного листа
не ранее чем через 
30 дней, но не
позднее чем через
90 дней с даты
направления
заявления
сообщается судебному   
приставу-исполнителю об
осуществлении или
неосуществлении
уполномоченным органом
действий по возбуждению
в арбитражном суде
производства по делу о
несостоятельности
(банкротстве) должника
не позднее чем в
30-дневный срок с даты
получения указанного
уведомления
2. Дата получения уведомлений
федеральных органов
исполнительной власти,
выступающих кредиторами
по денежным обязательствам
перед РФ
в течение 30 дней  
с даты получения
уведомления

Для изменения срока уплаты налога в виде отсрочки или рассрочки платежа, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита должнику необходимы веские причины непогашения долга, такие, как:

Таблица 4

ПРИОСТАНОВКА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ О ПРИЗНАНИИ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ

          Действия должника       
         Основание       
    Срок    
рассмотрения
документов
1. Должнику предоставлена         
отсрочка или рассрочка исполнения
требований РФ по денежным
обязательствам
- решение арбитражного   
суда, вступившее в силу
- не более  
чем 2 месяца
2. Должник осуществляет взыскание 
просроченной дебиторской
задолженности, сумма которой
превышает сумму кредиторской
задолженности по денежным
обязательствам перед РФ
- график погашения       
задолженности;
- документы о погашении
задолженности
3. Обжалование должником          
требований РФ по обязательным
платежам в арбитражном суде или
в вышестоящем налоговом органе
- исковое заявление или  
жалоба. Данное действие
может привести к
прекращению оснований для
подачи заявления о
признании должника
банкротом
4. Обжалование должником действия 
(бездействия) должностных лиц
налоговых органов, таможенных или
иных органов власти
- исковое заявление или  
жалоба. По мнению
должника, данные лица
создали предпосылки для
появления признаков его
несостоятельности
(банкротства)

Повторное решение о признании должника банкротом принимается в исключительных случаях по решению Президента РФ или Правительства РФ [4].

Перед проведением собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства уполномоченной орган запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления. По их ходатайству вводятся такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление, мировое соглашение или внешнее управление при наличии гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам в бюджет государства. Однако в случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления [п. 8 ст. 64 НК РФ].

О результатах работы управлениями ФНС РФ составляется отчет по обеспечению процедур банкротства, где раскрываются организационная работа и задолженность организаций-должников по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Однако на тот же уполномоченный орган возложены и дополнительные обязанности по ликвидации отсутствующих должников за счет средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета. Отсутствующими должниками считаются должники, у которых место нахождения постоянного органа, а также учредителей, участников, менеджеров и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность, невозможно установить в течение шести месяцев [12]. Основанием для их ликвидации является непредставление налоговой декларации по истечении одного года после установленного НК РФ срока представления.

Аудиторы, проанализировав использование денежных средств из федерального бюджета в 2005 - 2007 гг. на ликвидацию отсутствующих должников, пришли к выводу, что действующая процедура банкротства чрезмерно усложнена, затратна и неэффективна. По оценкам Счетной палаты РФ, только по состоянию на 1 июля 2007 г. "количество отсутствующих должников составило 352 тысячи организаций, а в условиях действующего законодательства о банкротстве их ликвидация займет около восьми лет (без учета банкротства вновь возникших отсутствующих должников), и на это потребуется не менее 5 миллиардов рублей. В России ежегодно образуется порядка 150 - 200 тысяч организаций - отсутствующих должников, причем около 80% из них имеют задолженность менее 10 тысяч рублей, в то время как расходы по их ликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15 тысяч рублей" [13]. При этом в 2010 г. прогнозируется увеличение числа банкротств по инициативе налоговой службы [14]. При этом все чаще специалисты высказывают мнение о необходимости внесения статьи в ФЗ N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" о привлечении к ответственности руководителя предприятия, приведшего его к банкротству [14].

Создание постоянно действующих рабочих групп при взаимодействии таможенного управления и управления федеральной налоговой службы на территории РФ позволит скоординировать их взаимодействие по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников. Примером тому является работа Центрального таможенного управления и Управления Федеральной налоговой службы Московской области. Созданная ими группа осуществляет коллективное рассмотрение вопросов инициирования процедуры банкротства и в ходе совместных совещаний обменивается информацией, анализируя ее, вырабатывает рекомендации по совершенствованию работы [7].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 327.
  2. Барулин С.В. Финансы: Учебник. М.: КНОРУС, 2010. 640 с.
  3. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. 528 с.
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
  5. URL: http:// www.ippnou.ru/ article.php?idarticle= 005692.
  6. Налоговый кодекс РФ.
  7. Центральное таможенное управление, Управление ФНС по Московской области: Приказ от 7 апреля 2008 г. N 154/01-04-21/67 "О создании постоянно действующей рабочей группы по координации взаимодействия таможенных органов Центрального таможенного управления и налоговых органов Московской области".
  8. Подъяблонская Л.М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 407 с.
  9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
  10. Таможенный кодекс РФ.
  11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
  12. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
  13. URL: http:// finance.rambler.ru/ news/ economics/ 6768769.html.
  14. URL: http:// www.zrpress.ru/ zr/ 2009/ 83/ 21.