Мудрый Юрист

Социально-психологическая концепция административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов овд, предупреждение, пресечение и борьба с ними *

<*> Sinicyna L.V. The socially-psychological concept of the administrative offences made by a part of employees of collectives OVD, the prevention, suppression and struggle against them.

Синицына Л.В., доцент кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник милиции, г. Хабаровск.

Заявленный в названии статьи предмет исследования представляется весьма актуальным, учитывая трансформацию уровня терпимости общества в последние годы к правонарушениям, совершаемым сотрудниками органов правопорядка. Автор изложил свои идеи с учетом исследований социально-психологической, деликтологической и административно-правовой действительности в России, проведенного анализа научных публикаций, обоснования методологических и теоретических подходов, административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, профилактики по предупреждению, пресечению и борьбе с деликтами.

Ключевые слова: административные правонарушения, сотрудники ОВД, деликты, социально-психологическая концепция.

The subject of study noted in the title of the article is topical taking into consideration the transformation of the level of tolerance of the society to violations committed by officials of law-enforcement agencies. The author presented his ideas taking into consideration the studies of social-psychology, delictological and administrative-law reality of Russia, analysis of scientific publications, substantiation of methodological and theoretical approaches and also other studies of the author; he has worked out social-psychology conception of administrative violations committed by the part of officials of Departments of Internal Affairs, preventive measures in the struggle with delicts.

Key words: administrative violations, officials of the Departments of Internal Affairs, delicts, social-psychology conception.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью, которая обусловливает ответственность за его совершение. В случае отсутствия данного признака отсутствует правонарушение. Административное правонарушение можно расценивать как вариант отклоняющегося поведения, юридической патологии, поведение человека, которое принимает форму действия или бездействия. К сожалению, сегодня административные правонарушения совершаются также частью сотрудников коллективов ОВД, то есть теми лицами, которые по своему профессиональному предназначению должны предупреждать, пресекать и вести борьбу с данным социальным явлением. Данные деликты и административные правонарушения зачастую носят латентный характер.

В нашем исследовании применяется системный подход, который предполагается осуществить следующим образом:

  1. Систематизировать причины административных правонарушений, совершаемых сотрудниками-нарушителями по: кластерам значимости - первопричины, причины социализации, социально-психологические причины (по горизонтали) и уровням - федеральный, региональный, местный, коллективный, личностный (по вертикали) с взаимозависимостями причин и кластеров низших уровней от высших.
  2. Установить взаимозависимость кластеров причин и уровней проявления психологических свойств административных правонарушителей.
  3. Систематизировать психологические свойства административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД по уровням их проявления и степени эмоциональной активности.
  4. Выявить взаимосвязь социально-психологических механизмов административных правонарушений с уровнями проявления психологических свойств сотрудников-нарушителей.
  5. Провести классификацию социально-психологических механизмов административных правонарушений по степени эмоциональной активности при их первостепенной значимости.
  6. Разработать систему профилактики по предупреждению, пресечению и борьбе с административными правонарушениями для сотрудников-нарушителей (общие, специальные с подразделением специальных на: превентивные и коррекционные) и уровням (федеральный, региональный, местный, коллективный, личностный).
  7. Разработать направления общей профилактики, идентичные причинам совершения административных правонарушений, но противоположные действию последних вследствие их причинно-следственной взаимосвязи.
  8. Разработать направления специальной профилактики совершения деликтов, противоположные действию социально-психологических механизмов совершения административных правонарушений вследствие их причинно-следственной взаимосвязи.
  9. Осуществить классификацию административных правонарушений на основе уровней проявления психологических свойств сотрудников-нарушителей с учетом их срока службы в системе МВД России (в связи с девиантными проявлениями).
  10. Разработать систему рекомендаций социальным и практическим психологам ОВД, работникам разных уровней, от федерального до личностного.

Организация и методика исследования характеризовалась проведением его в несколько этапов.

Исследование проводилось в четыре этапа:

  1. подготовительный;
  2. эмпирический;
  3. экспериментальный;
  4. завершающий.

Подготовительный этап включал в себя: изучение социологических, административно-правовых, деликтологических, социально-психологических теорий проступков, их анализ с последующей разработкой теоретических основ исследования - выявление причин, условий совершения административных правонарушений частью сотрудников коллективов ОВД, способов проявления деликтов, социально-психологических особенностей сотрудников, совершающих деликты, выработку мер по профилактике, предупреждению и борьбе с административными правонарушениями. Разработка принципов, критериев, алгоритмов, моделей исследования, психодиагностики склонности сотрудников-нарушителей к совершению правонарушений.

Эмпирический этап. Были осуществлены: подбор инструментария и проведение эмпирического исследования, выявление и изучение социально-психологических особенностей лиц, совершающих деликты. Разработка профилактических мер по предупреждению, пресечению и борьбе с административными правонарушениями, деликтами включала ряд проблем. В числе проблем были выделены и изучены:

  1. проблема административно-правовых нарушений по литературным научным источникам;
  2. социально-психологическая классификация деликтов, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД (наблюдение, опрос);
  3. анализ общих и специфических детерминант, факторов совершения деликтов частью сотрудников-нарушителей (наблюдение, анкетирование, тесты);
  4. социально-психологические особенности личности сотрудника-нарушителя (тесты).

На базе собранного фактического материала, социально-психологического исследования и выводов о причинно-следственных зависимостях психологии лиц, совершающих административные правонарушения, деликты, и способов социально-психологической профилактики предупреждения, пресечения и борьбы с ними была проведена апробация полученных данных на экспериментальном этапе.

Экспериментальный этап. Проведение психодиагностики сотрудников ОВД, склонных к совершению административных правонарушений, деликтов.

Формирование группы повышенного социально-психологического внимания сотрудников, склонных к совершению административных правонарушений, деликтов:

  1. профессионально-деформированные сотрудники ОВД;
  2. сотрудники, неоднократно проходившие службу в служебных командировках, в "горячих точках" (Чечня);
  3. лица, склонные к суициду;
  4. лица, предрасположенные в силу индивидуально-психологических особенностей к игромании (лудомании);
  5. лица, имеющие проблемы в семье и на службе (ситуации повышенной конфликтности), и др.

На основе полученных в ходе исследования данных у выявленных нами лиц, склонных к совершению деликтов, отмечается повышенная вероятность возникновения состояний, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, склонность к асоциальному поведению, агрессии.

Основные стратегии борьбы с данным социальным явлением:

  1. использование административно-правовых средств: нормы административного права, нормативные акты, акты толкования норм права, акты применения норм административного права, административно-правовые отношения;
  2. информация об эффективности применения административно-правовых мер по средствам массовой информации;
  3. проведение профилактических занятий о предупреждении, пресечении и борьбе с деликтами в учебных, трудовых коллективах (лекции, круглые столы и пр.);
  4. создание благоприятного психологического климата в коллективах;
  5. правовая пропаганда;
  6. убеждение, предупреждение, профилактика, наказание и т.д.;
  7. воздействие на установки и мотивы административных правонарушителей;
  8. охрана и наблюдение.

Завершающий этап. Анализ, синтез, интерпретация, систематизация собранного фактического материала, публикации. Обоснованность и достоверность содержащихся в исследовании положений, выводов и предложений обеспечиваются избранной методикой изучения материалов. В работе использованы апробированные практикой концепции социально-психологической и деликтологической теорий. Обоснованность научных выводов обусловлена глубиной и тщательностью изучения проблемы.

Социально-психологическая концепция административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, и их профилактика.

Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем.

На протяжении нескольких веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, обычаи, культуру, в этом познании социальной психологии принадлежит особое место. Областью практического применения социальной психологии как науки является вся система общественных отношений.

Особое внимание следует уделять структуре социальной психики человека, которую можно представить в виде пирамиды из трех основных составляющих:

  1. в основании пирамиды лежат общечеловеческие психические свойства, такие, как ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воля и т.д.;
  2. в центре - социально-специфические особенности психики индивида, связанные с его принадлежностью к той или иной общности или группе (этнические и исторические, классовые и профессиональные);
  3. в вершине - индивидуально-неповторимые черты характера и жизненного опыта.

Б. Парыгин считает, что этим трем структурным составляющим соответствуют три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художественного творчества. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче <1>.

<1> См.: Парыгин Б. Социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2003. С. 42.

Древний мудрец был прав, сказав, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений (особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе, коллективе; специфика совокупной - совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей). Это актуальные вопросы, которые сегодня исследуются учеными.

Следует подчеркнуть, что социальные нормы структурируются из норм права, традиций, обычаев, а также из политических, этических и религиозных норм. В России форма нормативного отношения к окружающим считается нормальной и признается хорошим тоном в тех случаях, когда человек уступает место в общественном транспорте беременным женщинам, инвалидам, старикам, малолетним детям. Это особенность поведения русского человека, своеобразный менталитет. Из поколения в поколение, с самого рождения родители прививают ребенку нормы поведения, стремятся вырастить его культурным и воспитанным человеком.

Практика показывает, что нарушение правил приводит к вредным, а нередко к общественно опасным последствиям. Всем хорошо известны ситуации нарушения правил поведения в общественных местах (демонстративное агрессивно-вызывающее поведение, сквернословие, развязность, появление в общественных местах в нетрезвом виде), такое поведение отдельных лиц мешает нормальной жизнедеятельности людей. Данные действия вызывают возмущение и раздражение у законопослушных морально устойчивых, воспитанных граждан. Формируется негативное отношение к такой личности. Подобные оценки осуществляются на основе социальных норм, которые в виде неотъемлемого элемента общественного управления с той или иной степенью строгости регулируют поведение людей <2>.

<2> См.: Воронова Е.В., Калачев Б.Ф., Соломатина Е.А., Целинский Б.П. Криминологическая характеристика и профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью. М., 1998. С. 5.

Социально-психологическая концепция административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, и их предупреждение, пресечение и борьба представляют собой совокупность теоретически обусловленных и экспериментально исследованных социально-психологических положений о сущности, структуре, видах, механизмах, причинах, условиях возникновения и развития феномена совершения административных правонарушений и деликтов сотрудниками ОВД. Основная суть концепции изложена в следующих положениях:

  1. Административные правонарушения совершают лица разного статуса, социального положения, возраста, пола. Административные правонарушения совершают даже те, кто по роду своей служебной деятельности должен их предупреждать и пресекать (речь идет о сотрудниках правоохранительных органов, однако их проступки и правонарушения зачастую носят латентный, скрытый характер).
  2. Поведение части сотрудников коллективов ОВД, совершающих административные правонарушения, оценивается парными категориями, такими, как норма и отклонение. Административное правонарушение можно расценивать как вариант отклоняющегося поведения, юридической патологии, поведение сотрудника-нарушителя, которое принимает форму действия или бездействия.
  3. Административное правонарушение, совершаемое частью сотрудников коллективов ОВД, - это осознанный, волевой акт поведения сотрудника ОВД, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном, как и для любого гражданина, конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это виновное действие либо бездействие, деяние, которое представляет собой проявление воли и разума действующего лица (либо бездействующего).
  4. Основными социально-психологическими причинами и социальными последствиями совершения административных правонарушений сотрудниками-нарушителями являются:
  5. нарушения Правил дорожного движения, выступающие как признак социального контроля, что порождает накопление отрицательных эмоций, появление повышенной тревожности, агрессивности, что, в свою очередь, увеличивает вероятность совершения новых деликтов;
  6. деградация среды, в которой находится сотрудник ОВД, провоцирует его на совершение административных правонарушений, увеличивает вероятность совершения личностью новых деликтов на фоне ощущения сложившейся ассоциации низкого социального статуса;
  7. некоторые виды проступков могут провоцировать возникновение социальных конфликтов;
  8. усвоенные модели деликтного (особенно если эти проступки остались незамеченными, безнаказанными) поведения в дальнейшем будут повторяться в усиленной форме;
  9. административные правонарушения, деликты потенциально содержат опасность появления более серьезных последствий, вплоть до совершения сотрудником-нарушителем уголовного преступления;
  10. наличие у сотрудников-нарушителей признаков профессиональной деформации;
  11. наличие признаков посттравматических стрессовых нарушений и посттравматических стрессовых расстройств;
  12. наличие стрессовых и экстремальных ситуаций (порой они побуждают человека к активным действиям);
  13. плохие бытовые и социальные условия жизни сотрудников ОВД, отсутствие возможности их улучшения;
  14. правовая безграмотность части сотрудников ОВД;
  15. проблема профессиональной устойчивости, профессиональной адаптации и дезадаптации сотрудников в служебном коллективе;
  16. проблемы нарушений служебной дисциплины и законности;
  17. проблема суицидов как среди личного состава, так и среди близких, родных сотрудников.
  18. Совершение административных проступков частью сотрудников коллективов ОВД зависит:
  19. от моральной устойчивости личности;
  20. от уровня воспитания и культуры;
  21. от социального окружения;
  22. от эмоционального состояния человека (именно негативные эмоции, их избыток приводят к конфликту);
  23. от его образа жизни (злоупотребление спиртными напитками, наркотиками);
  24. от медико-биологических особенностей (наличие заболевания - шизофрения, слабоумие, глубокая психопатия и пр.).
  25. Условия административных деликтов (специфические свойства сотрудников-нарушителей) приводят в действие социально-психологические механизмы административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД.

Под механизмом административных правонарушений сотрудников-нарушителей понимается психическое устройство человека, организующее их внешние проявления: мотивацию, принятие решений об осуществлении административных правонарушений или деликтов, деликтное поведение в соответствии с их психическими свойствами и психическими состояниями (принцип интрориоризации - проявление внешнего через внутреннее).

Предпосылкой возникновения механизмов административных правонарушений является базисный уровень психологических свойств: его свойства в совокупности порождают эмоциональные перескоки с положительных эмоций на негативные (полярные значения) в течение длительного времени, которые трансформируются и закрепляются в виде отрицательного настроения. Сотрудник-нарушитель высвобождает свои сдерживаемые эмоции в виде выброса агрессивной энергии.

По степени проявления административных правонарушений, деликтов при их первостепенной значимости социально-психологические механизмы административных правонарушений, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, подразделяются на механизмы одиночного (эмоциональный, когнитивный, мотивационный, защитный) и группового (лидерство, интеграция) правонарушений.

Первые механизмы возникают на адаптационном уровне психологических свойств сотрудников ОВД, а вторые - на уровне социального развития.

  1. Доминирующими мотивациями у сотрудников-нарушителей, совершающих административные правонарушения, являются: психическое напряжение, защита своего статуса таким своеобразным путем, защита своего социального имиджа, демонстрация своего превосходства над окружающими, стремление получить деньги, выгоду или какую-либо прибыль; получение удовольствия, позитивных эмоций; получение общественного одобрения, уважения к себе; самоутверждение в социуме; освобождение от неприятных ощущений и чувств; повышение самооценки; борьба с фрустрацией; привлечение внимания к своим проблемам, неудаче, горю, поиск сочувствия и жалости; повышение своего статуса в коллективе; желание оказать влияние на других людей, доминирование над ними; закрепление чувства превосходства и жажды власти над другими людьми; желание контролировать ситуацию.
  2. Цели у сотрудника-нарушителя, совершающего административные правонарушения, во многом зависят от мотивов: желание завоевать власть, авторитет, демонстрировать свое превосходство над окружающими людьми, желание оказывать влияние на других людей, на события и явления в целом.
  3. Можно выделить группы повышенного социально-психологического внимания среди сотрудников-нарушителей, склонных к совершению административных правонарушений и деликтов: профессионально-деформированные сотрудники ОВД; сотрудники, неоднократно проходившие службу в служебных командировках, в "горячих точках"; лица, склонные к суициду; лица, предрасположенные в силу индивидуально-психологических особенностей к предательству интересов службы; лица, имеющие проблемы в семье и на службе.

У данных категорий лиц выявляются особенности, которые определяют повышенную вероятность возникновения состояний, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности служебной деятельности, а также к совершению административных деликтов.

  1. Социально-психологическая профилактика предупреждения, пресечения и борьбы с административными правонарушениями, совершаемыми частью сотрудников коллективов ОВД, представляет собой систему социально-психологических мер. Основные стратегии борьбы с данным социальным явлением: использование административно-правовых средств, сообщения СМИ информации об эффективности применения административно-правовых мер, профилактические занятия о предупреждении, пресечении и борьбе с деликтами в служебных коллективах, создание благоприятного психологического климата в коллективах; правовая пропаганда; убеждение, предупреждение, профилактика, наказание, воздействие на установки и мотивы административных правонарушителей, охрана и наблюдение.

Социально-психологическая профилактика административных правонарушений, совершаемых сотрудниками-нарушителями, направлена на минимизацию причин возникновения деликтов через усиление социализации путем запуска ее механизмов: создание благоприятного социально-психологического климата, сплочение коллектива ОВД и др.

  1. Специальная социально-психологическая профилактика имеет свою градацию по назначению: превентивные меры и коррекционные меры.

Превентивные меры направлены на:

  1. предотвращение административных правонарушений, деликтов - при норме базисного и последующих уровней психологических свойств, при отсутствии деликтных проявлений;
  2. нейтрализацию механизмов совершения сотрудником-нарушителем административных правонарушений и деликтов - при малом отклонении от нормы психологических свойств адаптационного уровня, при единичных случаях совершения деликтов.

Коррекционные меры направлены на нейтрализацию механизмов административных правонарушений и деликтов, совершаемых сотрудниками-нарушителями - при сильных отклонениях от нормы психологических свойств социального уровня, при частом совершении деликтов.

  1. Особенностями социально-психологической профилактики административных правонарушений, деликтов, совершаемых сотрудниками-нарушителями, являются своеобразный алгоритм построения, обусловливающий ее структуру (принцип конструктивности) и критерии эффективности (принцип эффективности).
  2. Мы считаем, что удовлетворение потребностей практики предупреждения, пресечения и борьбы с административными правонарушениями и деликтами среди части сотрудников коллективов ОВД в социально-психологических знаниях должно осуществляться в двух встречных направлениях. С одной стороны, повышение психологической компетентности сотрудников-нарушителей, а с другой - усиление роли профессиональных психологов, увеличение их штатного состава, их специализации в области административного права и деликтологии. В этом, на наш взгляд, проявляется прикладное значение интеграции, взаимопроникновения, сближения двух наук: социальной психологии и деликтологии. Психологическую компетентность первых и юридическую компетентность вторых мы склонны рассматривать как результативную часть интеграции социальной психологии и деликтологии, реализуемую в прикладной сфере.

Мы разделяем мнение Л.И. Полтавцевой о необходимости непрерывного образования и считаем, что задача формирования и поддержания психологической компетентности остается актуальной на всех этапах профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников ОВД.

В целом мы предлагаем три взаимосвязанных направления формирования социально-психологической компетентности специалистов в области предупреждения, пресечения и борьбы с административными правонарушениями и деликтами:

  1. На базовом уровне психологического образования - более широкое использование деликтологического знания в рассмотрении проблем таких дисциплин, как психология в деятельности сотрудников ОВД и психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности (теория и практика). Освещение основных тем разделов данных учебных дисциплин там, где это необходимо с деликтологической точки зрения.
  2. На уровне повышения квалификации - организация и проведение интегративных лекционных, семинарских и практических занятий, спецкурсов, включающих познания в области психологии управления для руководителей.
  3. В процессе профессиональной подготовки в целом - фундаментализация психологического образования и деликтологического. Считаем целесообразным внести изменения в Государственные стандарты профессионального образования, например включить в программы обучения по юридическим специальностям учебный курс по социальной психологии.

В обществе человек постоянно выполняет разные действия, стремится к поставленным целям, обладает сознанием, обдумывает свои поступки. Если он совершил проступок, то он осознает его результат, всегда предвидит и учитывает его последствия. Другого не может быть, так как человек - это существо разумное (есть сознание, психика, психические познавательные и эмоционально-волевые процессы, чувства).

  1. Алгоритм построения социально-психологической профилактики административных правонарушений, деликтов частью сотрудников коллективов ОВД:
  2. профилактика системна: состоит из общей профилактики и специальной профилактики;
  3. профилактика комплексна: комплекс мер, направленных на минимизацию действия социальных причин возникновения административных правонарушений, деликтов, и комплекс мер, направленных на нейтрализацию механизмов административных правонарушений, деликтов, совершаемых сотрудниками-нарушителями.
  4. Критерии эффективности социально-психологической профилактики административных правонарушений:
  5. системность: применение как общей, так и специальной профилактики деликтов, адекватность выбранных общепрофилактических методик причинам совершения сотрудниками-нарушителями административных правонарушений и деликтов (методики направлены на устранение проявлений механизмов возникновения административных правонарушений), а также специально-профилактических методик - механизмам административных правонарушений (методики, направленные на устранение проявлений механизмов совершения административных правонарушений и деликтов);
  6. надежность: обеспечение репрезентативности выборки, применение проверок данных с применением разных методик, корреляционного анализа, применение Т-критерия.

В обществе людей на протяжении многих лет проводится анализ и оценка социальных явлений. Многие из них жестко и четко контролируются социальными нормами в их правовом, моральном воплощении. Социальная психология помогает основательно и глубоко изучить административные правонарушения, совершаемые частью сотрудников коллективов ОВД, продумать основные профилактические мероприятия по предупреждению, пресечению и борьбе с деликтами.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими нормативными актами, наступает при условии, что нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Административное правонарушение включает в себя цель, средства, результат, процесс деяния, охватывает личностные категории, такие, как мотивы, ценностные ориентации и психологическое отношение к содеянному.

Таким образом, в системе социальных норм правовые нормы занимают ведущую позицию, они не могут оставаться безучастными к иным формам реализации прав и свобод человека, если таковые регулируются указанными правилами.

Действующие в России различные юридические обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, и т.д. <3>. К ним относятся правила поведения в общественных местах, Правила дорожного движения, пользование различными видами транспорта, правила охраны труда и техника безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные, противопожарные правила и т.д.

<3> См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 311.