Мудрый Юрист

Предупреждение преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности *

<*> Piskunov S.A. The prevention of the crimes connected with manufacture, storage, sale of the goods and performance of the works which are not meeting the requirements of safety.

Пискунов С.А., инспектор отдела организации сопровождения нормативных правовых актов Организационно-правового управления Правового департамента МВД России, капитан милиции.

Автор акцентирует внимание на социально-политических и социально-экономических мерах, которые имеют решающее значение для эффективности предупреждения преступности на потребительском рынке. Особо следует подчеркнуть, что без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации экономики.

Ключевые слова: потребительский рынок, предупреждение преступлений, детерминационный комплекс, уголовно-правовые отношения, предпринимательская деятельность, социально-экономические меры, рыночная экономика, рыночные отношения, социально-политические меры, социально-криминологические меры, правовая база, кредитно-денежная система, финансовый контроль, научно-техническое развитие.

The author focuses attention on sociopolitical and social and economic measures which have crucial importance for efficiency of the prevention of criminality in the consumer market. Especially it is necessary to underline that without stabilisation of the general social and economic and political situation it is impossible to break tendencies of criminalisation of economy considerably.

Key words: the consumer market, the prevention of crimes, детерминационный a complex, criminally-legal relations, enterprise activity, social and economic measures, market economy, market relations, sociopolitical measures, socially-kriminologicheskie measures, legal base, credit-and-monetary system, the financial control, scientific and technical development.

Совершенно очевидно, что потребительский рынок выступает в качестве одного из самых важных объектов уголовно-правовой охраны с учетом нынешней социально-экономической ситуации в стране.

Выступая в качестве своеобразного отражения общественных реалий, потребительский рынок в наибольшей степени подвержен деструктивным влияниям происходящих в последние годы рыночных трансформаций в нашей стране.

Современное российское общество все еще не готово окончательно конструировать экономические отношения на истинно рыночных условиях, когда первоначальной и ключевой целью выступает не обогащение, а эффективное предпринимательство с соблюдением прав и интересов всех без исключения заинтересованных сторон. Сказанное между тем не отрицает и того, что, действуя в экономических взаимоотношениях на основе принципов порядочности и нравственности, принятия на себя обязательств по соблюдению нормативных требований и позитивных с точки зрения общественной морали и выгоды обычаев и правил делового оборота, субъекты рыночных отношений получат прибыль даже скорее, чем стремясь обогатиться всеми возможными, вплоть до противоправных, путями.

В этих условиях заложниками псевдорыночных предпринимательских стратегий становятся не только и не столько фактическая прибыль, деловая репутация и перспективы развития бизнеса соответствующих производителей товаров и услуг, исполнителей работ и непосредственных продавцов, но и в первую очередь все граждане, потребители. Это происходит хотя бы в силу того, что без участия в товарообмене на потребительском рынке граждане не смогли бы удовлетворить даже элементарные потребности в пище, одежде, медицинском обеспечении и т.п., что в современных реалиях может однозначно приравниваться к угрозе выживания.

Именно потому государство берет отношения на потребительском рынке под особую охрану, хотя с сожалением приходится констатировать, что предпринимаемые охранительные меры все еще крайне недостаточны.

Необоснованное повышение цен, нарушение правил торговли и обман потребителей, незаконное предпринимательство, монополистические действия приобретали в течение последних 12 - 15 лет все более изощренный характер, маскировались криминальными структурами и коррумпированной частью государственного аппарата под видом прогрессивных рыночных отношений. В результате этого потребительский рынок стал одной из наиболее крупных криминальных сфер экономики страны.

По данным ГИАЦ МВД России, за январь - ноябрь 2009 г. было зарегистрировано 63 234 преступления, связанных с потребительским рынком, раскрыто 55 646 преступлений. Число лиц, совершивших преступления, связанные с потребительским рынком, за указанный период составило 27 543 чел.

За январь - декабрь 2009 г. было зарегистрировано 11 740 преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". В суд с обвинительным заключением (актом) за тот же период было направлено 10 978 дел. Выявлено 8998 лиц, совершивших преступления, предусмотренные данной статьей, при этом подавляющему большинству - 8920 чел. - инкриминируется наиболее тяжкий состав (ч. 3 ст. 238 УК РФ).

Доля поддельной продукции на российском рынке составляет 30 - 40 процентов, а ее совокупный оборот - 80 - 100 миллиардов рублей; до 12 процентов лекарственных средств, реализуемых на территории Российской Федерации, являются фальсифицированными.

Все вышеуказанное предопределило наивысшую степень актуальности разработки и реализации мер уголовно-правовой политики, направленной на предупреждение преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности.

В криминологии предупреждение преступности традиционно рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности <1>. Предупреждение преступности неразрывно связано с проведением комплекса мер, направленных на выход России из экономического кризиса, в котором она находится на настоящем этапе.

<1> Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986. С. 32.

Объектом профилактического воздействия в анализируемом в настоящей публикации случае выступает совокупность взаимосвязанных политических, экономических и социально-психологических процессов, препятствующих добросовестной предпринимательской деятельности на потребительском рынке, в сфере обеспечения соблюдения требований безопасности. Основной (конечной) целью предупреждения преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, должно стать достижение и сохранение тенденции к снижению количества этих преступлений.

Приоритетными направлениями такой работы следует считать:

В числе мер общесоциального предупреждения совершаемых на потребительском рынке преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, необходимо в первую очередь выделить:

В рамках этих направлений необходима работающая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров и услуг, которая обеспечила бы решение проблем финансирования, получения необходимых средств производства, помещений и т.д.

Требуется также обеспечить экономическую поддержку предпринимательства, а именно стимулировать его развитие валютно-финансовой, налоговой, ценовой, инвестиционной, кредитной политикой (обеспечение доступа предпринимателей к инвестициям, предоставление им льготного кредита при создании предприятий, комплекса налоговых льгот).

Необходимо осуществлять административную поддержку предпринимательства, которая должна выражаться в упрощении процедуры создания предпринимательских структур, их функционирования.

Объединения предпринимателей должны шире развернуть работу по научному сопровождению предпринимательской деятельности, организации обучения предпринимателей с учетом результатов исследований, раскрывающих уровень их подготовки (экономической, управленческой и т.д.).

Важное место в общепредупредительной деятельности, объектом которой является преступность на потребительском рынке, принадлежит социально-политическим мерам.

От укрепления роли государственной власти, рационализации подходов к выработке решений в формировании среднего и малого предпринимательства России, от создания условий для эффективной работы механизмов, основанных на саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих факторов, зависит экономическая безопасность предпринимательской деятельности.

Составной частью разработки и реализации антикризисных программ должны стать меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем и на устранение факторов, способствующих всеобъемлющей криминализации экономики.

Общепредупредительное значение на потребительском рынке наряду с социально-политическими имеют и социально-экономические меры. К сожалению, пока задача создания в России рыночного хозяйства, опирающегося на реальные показатели экономики, не нашла своего эффективного решения.

Современное состояние экономики таково, что отечественные предприниматели оказываются перед выбором: либо стать банкротом и разориться, либо предпринять попытку отказаться от легальной деятельности и обеспечить себе материальное благополучие. В данном случае антикриминогенную роль сыграла бы экономическая поддержка предпринимательства со стороны государства.

Необходимы создание условий и стимулов для развития и совершенствования рыночной экономики и предпринимательства, формирование структуры развитого социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспеченного правовыми и конституционными механизмами, информационными потоками, квалифицированными кадрами; обеспечение реализации системы социальных гарантий для населения на базе восстановления здорового развития экономики; поддержание и развитие потребительского спроса на внутреннем рынке как основы экономического развития страны и повышения уровня жизни населения; формирование и осуществление комплексной структурной и промышленной политики, обеспечивающей защиту российских производителей, создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции, соответствующей современному уровню научно-технического развития; развитие механизма государственного регулирования рыночной экономики, соответствующего федеративному устройству государства и задачам обеспечения интересов России и ее граждан; создание нормальных условий и необходимых гарантий для инвестиций; комплексное оздоровление финансовой и банковской системы; формирование бюджетной политики государства; проведение аграрной реформы; восстановление и расширение экспортного потенциала, преодоление дискриминационных ограничений, действующих против российских товаров на зарубежных рынках, защита экономики от негативного влияния со стороны внешнего рынка и обеспечение необходимого уровня экономической безопасности страны.

Осуществляя меры по предупреждению преступлений в данной сфере, следует помнить о том, что это вмешательство тоже должно быть оптимальным, иначе, добиваясь минимального уровня криминализации, можно парализовать сами рыночные отношения. Вместе с тем положительный предупредительный эффект будут иметь и повышение исполнительской дисциплины, полная ответственность государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетная дисциплина, проведение эффективной технической политики, направленной на развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.

Социально-политические и социально-экономические меры, как нам представляется, имеют решающее значение для эффективности предупреждения преступности на потребительском рынке. Без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации экономики, без систематических действий по декриминализации экономической системы невозможна и общая стабилизация социально-экономической ситуации в стране.

Общепредупредительный эффект присутствует и в социальном контроле над сферой предпринимательской деятельности, осуществляемом государственными органами и институтами гражданского общества. Такой контроль одновременно преследует цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.

Сущностью социального контроля над преступностью в сфере предпринимательской деятельности в самом общем виде является установление нормального порядка жизнедеятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм.

Существуют взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений на потребительском рынке. Они порождены сходными причинами, совершаются в типичных условиях, имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожие механизмы формирования личности преступника и девиантной личности, единую направленность. Поэтому эффективное предупреждение менее опасных видов правонарушений - административных, гражданско-правовых, финансовых, которое осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности на потребительском рынке в целом.

Важными условиями эффективного общепредупредительного воздействия на совершаемые на потребительском рынке преступления, связанные с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, являются гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдение фундаментальных прав человека.

В системе специально-криминологических мер следует в первую очередь обозначить криминологический прогноз. Он позволяет на основе экспертизы нормативно-правовых актов предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации, минимизации или нейтрализации. Указанные меры воздействуют на преступность опосредованно и дают позитивный эффект через достаточно длительный промежуток времени <2>. Тем не менее именно прогноз лежит в основе разработки специальных мер предупреждения совершаемых на потребительском рынке преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности.

<2> Булатов Р.М., Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономической деятельности. Казань, 1999. С. 24 - 32.

Для повышения эффективности профилактической деятельности и преодоления противоречий можно предложить создание общегосударственной системы противодействия преступлениям на потребительском рынке и незаконному обороту потребительских товаров и услуг, их профилактики, на основе которой на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будут разработаны соответствующие целевые программы, а также формирование на всех уровнях в системе органов внутренних дел подразделений (групп) с различным структурным построением, основными задачами которых будут профилактика, выявление, раскрытие и пресечение преступлений на потребительском рынке.

Огромную роль в предупреждении преступлений, связанных с производством, хранением, сбытом товаров и выполнением работ, не отвечающих требованиям безопасности, играют их выявление и раскрытие, что в существенной степени снижает латентную преступность.

Для совершенствования предупредительной работы необходимо надлежащее кадровое обеспечение. Предупреждение преступлений как вид служебной деятельности требует профессиональной подготовки. В нынешних условиях многие работники правоохранительных органов охладели к этой работе, полагаясь главным образом на карательные меры воздействия на преступность. Не случайно сами органы стали именоваться силовыми структурами. В связи с этим чрезвычайно важны меры по надлежащей профессиональной подготовке субъектов предупредительной деятельности.

Прежде всего необходимо усилить криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов в юридических учебных заведениях.

Немалая роль в предупредительной деятельности отведена мерам правового характера. Они создают правовую базу для разработки и применения иных мер предупреждения и предусмотренных в соответствующих нормативных актах мер правового воздействия, а также основанных на них мер правового воспитания, непосредственно обеспечивающих предупреждение преступности в сфере предпринимательской деятельности. Следует признать, что ряд законов, которые, на наш взгляд, жизненно необходимы, до настоящего времени не принят. Ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке в России и его охрану, требует значительной переработки. До сих пор нет развернутой правовой регламентации предупреждения легализации преступных доходов, в том числе с использованием норм гражданского и административного законодательства.

В то же время требуется провести ревизию действующего законодательства с целью устранения противоречий, поскольку это создает возможность для чиновного произвола и коррупции; исключить из действующего законодательства многочисленные отсылочные нормы; пересмотреть шкалу пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие штрафы так же неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки).

Представляется, что социально оправданным и экономически рациональным может быть ускоренное формирование правовой среды для рыночного хозяйства, предусматривающее синхронное (либо упреждающее) введение совокупности уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность с учетом охвата всего массива экономических преступлений. Наблюдаемый затяжной характер формирования рыночной правовой среды уже обернулся беспрецедентным ростом экономической преступности, усилением криминализации экономики и связанными с этими неисчислимыми потерями.

Особое значение в решении задач предупреждения преступности на потребительском рынке имеет качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, приведение в соответствие с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Цель таких мероприятий - создание оптимальной правовой базы предупреждения преступности в сфере предпринимательской деятельности, учитывающей современную ситуацию, федеральные, региональные, местные интересы и особенности.

Предупредительная деятельность должна строиться на основе пропаганды правовых знаний, воспитания чувства ответственности каждого члена общества перед буквой закона. Активная работа по разъяснению законодательства, регулирующего деятельность на потребительском рынке, помогает развивать определенные стандарты поведения и традиции, создает атмосферу равенства всех членов общества перед законом и таким образом снижает степень социальной напряженности, воспитывает уважение к закону, а также стимулирует активизацию предпринимательской деятельности.