Мудрый Юрист

Влияние идей меркантилизма на торгово-экономическую политику России в XVIII веке *

<*> Larina O.G., Isaev I.A. Influence of ideas of mercantilism on trade-economic policy of Russia in the XVIII century.

Ларина О.Г., доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Курского государственного технического университета.

Исаев И.А., заведующий кафедрой истории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, профессор, доктор юридических наук.

В статье авторы рассматривают проблему влияния идей меркантилизма на торговую политику России в XVIII в. и делают вывод о том, что рассматриваемое учение легло в основу многих преобразований, в том числе проводимых Петром I. Основываясь на идеях объединения капиталов, усиления государственной торговли и поддержки отечественных торговых людей, император стремился решить две важнейшие задачи: ликвидировать зависимость России от милости западных купцов и обеспечить широкий сбыт товаров отечественного производства. По мнению авторов, идеи меркантилизма оказали значительное влияние на расширение и укрепление торговых отношений в России в XVIII в.

Ключевые слова: меркантилизм, торгово-экономическая политика, отечественный производитель, промышленность.

In this article the authors examine the problem of influence of mercantilism on the trade policy of Russia in the XVIII century and conclude that the present teachings became the foundation of many transformations, including those conducted by Peter I. Based on the idea of combining capital, strengthen public support for trade and domestic merchants, the emperor sought to accomplish two major tasks: to eliminate Russia's dependence on the mercy of Western merchants, and to ensure wide distribution of locally produced goods. According to the authors, the idea of mercantilism had a significant impact on the expansion and strengthening of trade relations in Russia in the XVIII century.

Key words: mercantilism, trade-economic policy, Russian producer, industry.

Торговыми промыслами и государства богатеют.

А.Л.Ордин-Нащокин

(политик, дипломат, меркантилист, XVII в.)

В периоды социальных и экономических кризисов неизбежно обостряется интерес к истории тех или иных явлений, к правовой и экономической мысли. Осуществляемая современной Россией жесткая экономическая и международная политика заставляет проводить соответствующие исторические параллели: активное участие государства в экономике, поддержка промышленности и предпринимательства составляли основу учения меркантилистов.

В России идеи меркантилизма получили развитие в XVII - XVIII вв.: А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, Ю. Крижанич и другие мыслители предложили ряд мер в целях процветания государства и народа России.

Идеология меркантилизма легла в основу преобразований, проводимых Петром I. Император стремился решить две важнейшие задачи: ликвидировать зависимость России от милости западных купцов и обеспечить широкий сбыт товаров отечественного производства.

Активнее всего стимулировались зарождавшаяся промышленность, разведка рудных месторождений, золота, серебра, меди, железа. В 1724 г. железо с казенных заводов приказано было продавать за границу. Указом 1712 г. предлагалось расширить продукцию Суконного двора в Москве, чтобы через 5 лет стало возможно "не покупать мундира заморского". Поощрялось полотняное производство, поскольку парусина была нужна для флота. Ускоренно развивалось судостроение - в Воронеже, Лодейном Поле, Петербурге.

И.Т. Посошков также выдвигал целый проект развития промышленности в России. Он предлагал вести разведку руд, субсидировать мануфактуристов, строить за казенный счет заводы (железные, стекольные) и фабрики (суконные, полотняные), а затем передавать их купцам. Тогда станет возможным "соблюдение денег" в стране. Рекомендации Посошкова явно перекликались с промышленной политикой Петра I <1>.

<1> См.: Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 312.

В целях изучения сущности влияния идей меркантилизма на государственную политику целесообразно рассмотреть систему государственных монополий на тот или иной вид товаров в первой половине XVIII в. На наш взгляд, особенно показателен пример проявления меркантильных способов управления экономикой, господствующего значения казенного предпринимательства и фискальных монополий во внешней торговле России в первой четверти XVIII в. В этот период Петр I "распространил казенные монополии на скупку и вывоз ряда новых товаров. Монополизированы были юфть, пенька, поташ, деготь, сало, льняное семя, ревень, икра, рыбий клей и т.п." <2>. Товары вывозились главным образом самим государством, частично - отдельными торговыми монополиями и откупщиками, без которых невозможна была бы та всеобъемлющая монополизация товаров казной, господствовавшая в России примерно с 1709 по 1719 г. И хотя некоторые авторы отрицают "всеобъемлющий характер" участия казны во внешней торговле, сами цифры и политика в тот период говорят о большой доле казенной торговли <3>.

<2> Козинцева Р.И. Участие казны во внешней торговле России в первой четверти 18 века. Исторические записки. Т. 91. М.: Наука, 1973. С. 267.
<3> См.: Крестинин В. Исторический опыт о внешней торговле государя имп. Петра Великого от 1693 по 1719 г. СПб., 1795. С. 87.

Товары, ставшие предметом торговли казны в XVIII в., можно разделить на две группы: на продажу одних казна присваивала себе монополию, на продажу других нет. В данном случае речь идет о смешанной системе казенной монополии. Торгуя товарами второй группы, государство выступало как обычный продавец наряду с русскими купцами, а иногда как привилегированный продавец, имевший преимущественное право первоочередной продажи. Именно нечеткое разграничение монопольной казенной торговли и участия казны в торговле обычными товарами привело к преувеличению значения и удельного веса казенных монополий, поскольку любой товар, которым государство торговало, рассматривался как ее монополия. Некоторые мыслители считали, что торговля национальными товарами должна была быть строго регламентированной: "Некоторые наши товары являются национальным достоянием: мех, лосиные шкуры, икра, мед, лен... их надо так продавать чужеземцам, чтобы самим не лишиться, а чтобы было установлено: сколько и какого товара можно каждый раз разрешить вывезти из страны" <4>.

<4> Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 166.

В 1719 г. принимается Указ о выпуске "в народ" казенных товаров: "По Указу 1719 г. никаким монополиям для всенародной пользы быть не велено..." <5>. К Указу прилагался реестр товаров, на которые его правила не распространялись: "Поташ и смальчуг имеют быть казенные, для сбережения лесов ведать в Адмиралтейств-коллегий... Табак, горячее вино, пиво и соль такожде не позволяется, понеже повсегодно Камер-коллегией содержаться..." <6>. Кроме того, устанавливалось исключительное право на хлеб, смолу, соболей и некоторые другие виды товаров. Из перечня видно, какие товары правительство относило к казенным. Другого законодательного перечня монополизированных товаров не существовало, хотя целесообразным было включение его в Указ 1719 г. Это еще раз подтверждает нестабильный характер установления и отмены фискальных монополий, отсутствие планирования и грамотной организации торговых отношений, в том числе казенного предпринимательства.

<5> ПСЗ. Т. VIII. N 5275. Ст. 342.
<6> Козинцева Р.И. Указ. соч. С. 273.

В дальнейшем проводимая политика продолжала основываться на идеях всемерной поддержки капиталов и отечественного производителя. В 1752 г. Сенат подготовил указ о запрете продавать в розницу товары приезжим купцам <7>. Иноземцам запрещалась розничная торговля в российских городах и на ярмарках. В 1722 г. Петр I предоставил мануфактуристам право иметь свои лавки для тех товаров, которые не будут закуплены торговцами. Последующие указы правительства подтверждали основные запреты на торговлю в розницу приезжим купцам <8>.

<7> ПСЗ. Т. XIII. N 10042. С. 719 - 724.
<8> См.: Юхт А.И. Торговые компании России в сер. XVIII в. // Исторические записки. 1984. Т. III. С. 66.

Закономерным результатом применения принципов меркантилизма в России стали расширение системы откупных товаров и подряды. Данные формы торговли способствовали более быстрому пополнению бюджета и обогащению торгующих субъектов. Подряды выдавались центральными государственными и местными учреждениями, отдельными сановниками. Часто встречалось перепоручение части подряда или наличие компаньонов в деле, что было связано с недостатком денежных средств при необходимости производить крупные поставки на большие расстояния <9>.

<9> ПСЗ. Т. IV. N 1801. С. 61; N 1816. С. 80 - 85; N 1750. С. 5.

Петр I стремился отменить практику выдачи льгот на торговлю в виде тарханных грамот, требуя от всех торговцев выплату пошлин по Торговому уставу. Практика подрядов для снабжения армии и флота стала широко распространяться с начала XVIII в. Правительство и здесь стремилось получить свою долю пошлин. Как правило, заключение подряда с государственными органами не освобождало торговца от уплаты соответствующего налога. Значительными сборами облагался весь процесс оптовой продажи и покупки товаров.

Государство активно применяло поставку для государственных нужд товаров на определенную цену, которая широко практиковалось уже в XVII в. и особенно выросла в начале XVIII в. в связи с увеличившимися потребностями государственного аппарата, военными расходами, строительством новых городов и т.д. <10>.

<10> См.: Павленко Н.И. О происхождении капиталов, вложенных в металлургию России XVIII в. // ИЗ. 1958. Т. 62. С. 195.

Следует отметить, что не все меркантилистские идеи находили поддержку. Так, предпринятая в 1715 г. попытка Петра I ограничить прибыль подрядчиков за поставку в казну припасов на 10% потерпела поражение. Винные подрядчики отказались поставлять вино в подряд "из десятой доли". Угроза потерять доходы от торговли вином, являвшейся казенной монополией, заставила правительство вернуться к прежнему порядку подряда вина с дохода от продажи <11>.

<11> См.: Волков М.Я. Очерки промыслов в России. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Винокуренное производство. М., 1979. С. 39.

Откупная система, обеспечивавшая торговлю казенными товарами, являлась одним из способов взимания казенных сборов. Посады и ратуши с большой неприязнью относились к деятельности откупщиков и всячески возражали против передачи сборов на откуп, опасаясь как произвольных поборов, так и того властного положения, которое неизбежно приобретал откупщик среди местного населения. Откупная система для казны в торговле являлась самой выгодной. При сдаче сбора с торгов на откуп размер оклада сильно возрастал в результате откупщиковых наддач. К тому же сверх оклада с откупщиков взимались перекупные и иные пошлины, а также до половины прибора (суммы, собранные сверх оклада). Сенат с середины 40-х годов все более стал склоняться в пользу откупной системы, которая провозглашалась обязательной с 1765 г.

Финансовые расчеты казны, связанные с откупной системой, совпадали со стремлением крупного купечества к наращиванию собственного капитала, что было прямым следствием политики меркантилизма. Особенно для купцов было важным участие в винокурении, винных подрядах и питейных откупах <12>.

<12> См.: История предпринимательства в России / Книга первая. От средневековья до середины XIX века. М.: РОССПЭН, 2000. С. 231.

Одним из доходов казны были подряды. В связи с тем что Санкт-Петербург был отдален от основных сложившихся путей сообщения и необходимости постоянного снабжения новой столицы, правительству приходилось вводить дополнительные льготы, стимулирующие торговлю. В 1724 г. подряды на поставку продовольствия в Санкт-Петербурге освобождались от торговых сборов. Указом 1726 г. были сняты пошлины с продовольствия, поставляемого на строительство Ладожского канала. Это правило действовало до отмены таможенных пошлин в 1753 г., так как Указ 1752 г. еще раз подтверждал его <13>.

<13> ПСЗ. Т. VII. N 4598. С. 369; N 4712. С. 466; N 4852. С. 695; Т. XII. N 10022. С. 694.

Меркантилизм представляет собой идеологию монопольных торговых компаний и торгового капитала. Политика Петра I в области расширения "заморского торга" неизбежно привела к образованию торговых монополий, привилегированных торговых компаний, обладавших монопольным правом торговли определенными товарами с определенными странами. О монопольных компаниях говорилось: "...то преимущество перед простым собранием имеют, что по именным указам государей учреждаются, а по данным за их монаршими руками привилегиями и жалованным грамотам... в свою пользу самовластно поступают и делают что за потребно усмотрят..." <14>. Действительно монопольные компании устанавливались государством и проходили под его непосредственным контролем, иногда на основании контракта.

<14> Молодцова Н.В. Комиссия о коммерции: 1763 - 1796 гг. М., 1994. С. 137.

В это же время формируется активная критика меркантилизма и создания монопольных компаний. Башилов, Одар считали, что такое насильственное навязывание торговли российским и иностранным купцам необходимо только в тех случаях, когда "приватные" люди не справятся с конкуренцией <15>. Трудно не согласиться с подобным выводом. Злоупотребление государства правом (регалией) в любой момент установить монополию на товар или вид деятельности с помощью законодательных инструментов без должного социального, экономического обоснований необходимо ограничивать. Однако критика не была воспринята, правительство продолжало политику создания монопольных торговых компаний, и уже к 50-м годам XVIII в. с помощью Сената и Коммерц-коллегии были учреждены Темерниковская компания (монополизировала торговлю с Константинополем через Темерниковский порт), Персидская (исключительное право торговли с Персией), компания по торговле с Хивой и Бухарой <16>. Планировалось создание центральной Петербургской компании, которая должна была обладать правом монопольного отпуска товаров со столичного порта <17>. Злоупотребление соображениями меркантилизма в государственной экономической политике постепенно приводило к тому, что монополизировались не только товары, но и сама торговля. По мнению Н.В. Молодцовой, осуществление данного плана означало бы монополию небольшой группы купцов на почти всю торговлю при столичном порте <18> - группы купцов под пристальным контролем Коммерц-коллегии.

<15> См.: Там же. С. 138.
<16> РГАДА. Ф. 397. Оп. I. Д. 26. Л. 14.
<17> Юхт А.И. Торговые компании России в сер. XVIII в. // Исторические записки. 1984. Т. III. С. 67.
<18> См.: Там же. С. 140.

Показателем заинтересованности общества в происходящих процессах являлось наличие множества проектов. Так, купец Коржавин предлагал "чинить казенную контору", которая должна была заниматься скупкой и продажей важнейших российских товаров - железа, пеньки, льна, воска и др. <19>. Представляется обоснованным данное предложение, поскольку эффективное централизованное управление стратегическими товарами национального характера позволило бы не только решить финансовые вопросы, но и закрепить за Россией статус экономически сильной страны во внешней экономике.

<19> РГАДА. Ф. 397. Оп. I. Д. 30. Л. 27.

Исторический опыт доказывает эффективность практического применения учения меркантилистов, основой которого являлось осознание безмерных богатств России и возможностей их использования, что сегодня является для нашей страны жизненной необходимостью.