Мудрый Юрист

Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России *

<*> Goncharov V.V. Selectivity and participation of citizens in government as principles of formation and functioning of machinery of state in Russia.

Гончаров В.В., директор Научно-исследовательского института проблем глобализации, экономики и развития гражданского общества.

Статья посвящена исследованию роли выборности и участия граждан в управлении государственными делами как принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. В работе проведен анализ реализации данных принципов в формировании и функционировании государственного аппарата в нашей стране, даны авторские определения понятий выборности, участия граждан в управлении государственными делами. В статье изучены основные проблемы, препятствующие реализации принципов выборности и участия граждан в управлении государственными делами, а также разработан и обосновывается ряд мероприятий по устранению указанных проблем.

Ключевые слова: система государственной власти, принцип организации и деятельности, государственный суверенитет, органы государственной власти, Конституция Российской Федерации, выборность.

The present article is devoted research of a role of selectivity and participation of citizens in an administration of state affairs as principles of the organisation and activity of public authorities in the Russian Federation. In work the analysis of realisation of the given principles in formation and functioning of machinery of state in our country is carried out, author's definitions of concepts of selectivity, participation of citizens in an administration of state affairs are given. In article the basic problems interfering realisation of elective principles and participation of citizens in an administration of state affairs are studied, and also is developed and a number of actions for elimination of the specified problems is proved.

Key words: government system, an organisation and activity principle, the state sovereignty, public authorities, the Constitution of the Russian Federation, selectivity.

Высшим непосредственным выражением власти народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации являются референдум и свободные выборы. Следует отметить, что путем выборов народ передает выбираемым органам власти и должностным лицам не суверенитет, как иногда пишут в литературе, а лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Таким образом, ни один орган или должностное лицо не может считаться носителем суверенитета народа; они лишь осуществляют свои полномочия, определенные законом, в период, на который избраны.

Более того, Конституция страны, действующее законодательство ограничивают возможность избрания одного и того же лица Президентом Российской Федерации либо высшим должностным лицом (главой исполнительной власти) субъекта двумя сроками подряд. Выборы на всех уровнях имеют исключительно важное значение, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти, реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Как отметил М.В. Баглай, гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан <1>. Органы государственной власти формируются путем либо выборов, либо назначения.

<1> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2001. С. 358.

Выборность является системообразующим принципом организации власти в России. Во-первых, народ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирает Президента страны, Государственную Думу, региональные парламенты. Во-вторых, те, в свою очередь, самостоятельно (или совместно) избирают высших должностных лиц Федерации и ее субъектов (Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка РФ, состав Счетной палаты, судей высших судебных органов России, уставных судей и т.д.). В-третьих, избранные путем подобных косвенных выборов должностные лица выбирают из своего числа руководителей данных государственных органов.

Так, например, Президент России (выборное должностное лицо) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации (п. "а" статьи 83 Конституции страны). В свою очередь, Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов России, назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации (пункты "ж" и "з" части 1 статьи 102 Конституции).

Таким образом, выборность выступает в качестве одного из способов образования и внутренней самоорганизации государственных органов, заключающегося в избрании депутатов населением и соответствующих должностных лиц - населением или представительными органами. Как отмечает М.В. Баглай, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти <2>. Выборность предполагает осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (представительная демократия).

<2> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА", 1999. С. 347.

Действительно, в отличие от непосредственной представительная форма народовластия используется для выполнения функций государственной власти, потому по всем своим признакам она считается более организованной и приоритетной. В России на федеральном уровне прямым способом избираются глава государства и одна из палат Федерального Собрания - Государственная Дума, на выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Проблемы обеспечения выборности как принципа формирования органов власти в настоящий момент являются объектом пристального внимания и изучения в отечественной учебной и научной литературе. Это вызвано, во-первых, тем, что, по мнению ряда ученых, право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является основным элементом конституционного статуса личности <3>. Во-вторых, построение основ демократического государства и общества невозможно без формирования органов государственной власти непосредственно народом как источником и носителем государственного суверенитета. В-третьих, данный принцип неразрывно связан с принципом конституционной ответственности, который отражает участие субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности, а также отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем <4>. Таким образом, выборы легитимируют власть, через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав.

<3> Лысенко В.И. Избирательное право и избирательная реформа в Российской Федерации // Конституционный строй России: Сб. Вып. III. М., 1996. С. 84.
<4> Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С. 23.

Действительно, посредством осуществления принципа выборности реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Так, Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г., в части 3 статьи 21 установила, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна выражаться в периодических и нефальсифицированных выборах, которые необходимо проводить при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования <5>. Российская Федерация как преемница СССР, присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., взяла на себя обязательства по организации с разумными интервалами свободных выборов путем тайного голосования при соблюдении условий, позволяющих обеспечить свободное выражение мнения народа при выборах законодательного органа <6>.

<5> Баглай М.В. Указ. соч. С. 357.
<6> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 - 2 / Отв. ред. В.А. Страшун. М.: БЕК, 1995. С. 319.

Выборный механизм в России отличает большая демократичность вследствие того, что избрание руководителя государства и высших должностных лиц (руководителей) субъектов России, а также депутатов Государственной Думы и региональных парламентов (нижних их палат) осуществляется путем прямых выборов непосредственно избирателями. В соответствии со статьями 21 и 23 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда России избираются исключительно в пленарных заседаниях Суда на срок три года тайным голосованием большинством от общего числа судей из своего состава в индивидуальном порядке. Подобный порядок предусмотрен и для избрания руководства Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. Важными показателями демократизма избирательной системы являются гарантии свободы выборов и совершенство их механизма, закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>.

<7> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Становление принципа выборности в России обусловлено рядом проблем.

Во-первых, следует установить в федеральном законодательстве минимальный обязательный процент участия зарегистрированных избирателей в региональных выборах в размере 50%, ниже которого выборы будут признаваться недействительными. Это позволит формировать органы государственной власти субъектов с учетом мнения действительного большинства избирателей и обеспечит реальную реализацию права народа, проживающего на территории региона, на осуществление своей власти и реализацию суверенитета.

Во-вторых, в связи с тем что федеральными законами не устанавливаются требования относительно продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на определенной территории в качестве дополнительных условий приобретения активного избирательного права, следует исключить в региональном законодательстве положения о цензе оседлости в качестве обязательного условия приобретения активного избирательного права.

В субъектах получило распространение положение о предельных сроках обязательного проживания граждан на территории субъекта как условии приобретения ими пассивного избирательного права, что противоречит действующему законодательству <8>. Более того, как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации <9>, в законодательстве ряда субъектов установлен верхний возрастной предел для избрания в законодательные (представительные) органы регионов в противоречие федеральным законам.

<8> Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 октября 1996 г. N 116/858-II "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. N 207. 1996.
<9> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "А" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.

В-третьих, следует устранить имеющие место в региональном законодательстве нарушения принципа равенства избирательного права. Так, например, в июле 1995 г. Конституционный Суд России, рассматривая запрос о проверке конституционности одной из статей Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права и что такое нарушение может поставить под сомнение легитимность решений законодательного органа.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан не может быть полного единодушия на выборах, поскольку их смысл как раз в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть могла быть связанной и действовать в соответствии с этой волей. Этим достигается стабильность.

Выборы дают выход накопившемуся у населения недовольству действиями властей, реализуя принцип ответственности власти перед народом, открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе на основе принципа законности, исключая навязывание большинству мнения меньшинства. Так, по данным репрезентативного экспресс-опроса 1600 россиян, проведенного с 21 по 24 марта 2003 г., 49% респондентов считают, что глава государства В.В. Путин оправдал их надежды, связанные с приходом его к власти, 34% опрошенных придерживаются противоположного мнения <10>.

<10> Три года президентства // URL: http://www.wciom.ru.

В современной отечественной научной литературе высказываются предложения по совершенствованию избирательного права и процесса. Так, участники Круглого стола на тему "Решения Конституционного Суда Российской Федерации в правоприменительной деятельности избирательных комиссий", прошедшего 25 февраля 1998 г., высказали предложения по усилению влияния Конституционного Суда на процесс законотворчества в области избирательного права на федеральном и региональном уровне <11>. По мнению В. Шведа, подобное влияние должно выражаться путем: а) отмены положений законодательства, нарушающих Конституцию и законодательство Российской Федерации; б) определения и разъяснения в своих решениях основных принципов организации органов государственной власти; в) прямого указания в своих решениях на необходимость нормативного урегулирования вопроса <12>.

<11> Швед В.В. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии избирательного права России // Академический юридический журнал. 2002. N 3. С. 13 - 17.
<12> Там же. С. 13.

Таким образом, выборы - стремление людей обрести справедливое правление, улучшить жизнь и сформировать органы власти, способные защитить и отстоять интересы населения, их выбиравшего.

Участие граждан России в управлении государственными делами как принцип организации и деятельности органов государственной власти широко изучен в отечественной научной литературе, правда, в советское время речь шла об участии общественности <13> в управлении государством, но в Конституции Российской Федерации, в статьях 3 и 32, закреплено право именно граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно (выборы и референдум), так и через своих представителей в органах власти и местного самоуправления. Однако, как отмечается в докладе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, участие граждан в управлении делами государства сводится к ограниченному информационно-консультативному участию <14>.

<13> Петров Г.И. Некоторые теоретические вопросы участия общественности в управлении государством // Правоведение. 1962. N 3. С. 101 - 108; Манохин В.М. Об участии общественных организаций в формировании органов советского государственного управления // Правоведение. 1962. N 3. С. 108 - 116.
<14> Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации "О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1998 году" // URL: http://mshr.ru/docs/kom-rp98.htm.

Действительно, для полной реализации принципа участия народа в управлении государством необходимо реформировать это управление на основе ряда принципов: подконтрольности аппарата государственного управления избранным народом политикам, гражданам и их объединениям; открытости, "прозрачности" и отзывчивости к потребностям и нуждам населения; децентрализации системы принятия управленческих решений, приближения уровня принятия этих решений к гражданам; информированности общественности о работе государственного аппарата в центре и регионах; выдвижения в качестве главного критерия оценки работы государственных служащих количества и качества предоставляемых ими населению услуг.

Таким образом, налицо неразрывная связь рассматриваемого принципа с другими принципами организации и деятельности органов власти, и прежде всего с гласностью, ответственностью и законностью. Целью осуществления народовластия является общественное благо (публичный интерес); оно обращено ко всему обществу и каждому его члену, всем доступно (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти). Власть осуществляется как народом в целом, так и частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им и производными от последних органами. Понятие "непосредственная демократия" персонифицировано и предполагает прямое волеизъявление, т.е. личное участие каждого гражданина в принятии решения по конкретному вопросу <15>; высшим выражением непосредственного осуществления государственной власти народом являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции).

<15> Конституция и конституционная реформа: Учеб. пособие. Кубанский государственный аграрный университет, 1999. С. 83.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан страны по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения - своим результатом имеет принятие обязательных для всех органов государства решений, имеющих наивысшую юридическую силу (сама Конституция России принята 12 декабря 1993 г. всенародным референдумом).

Действующее законодательство, в частности Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяет основные гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в референдумах: равное право граждан на участие в референдуме (за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), основанное на всеобщем равном и прямом волеизъявлении при тайном голосовании; свободу волеизъявления; принадлежность инициативы проведения референдума наряду с Конституционным собранием (часть 3 статья 135 Конституции Российской Федерации) не менее чем двум миллионам граждан страны, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта или в совокупности за пределами территории страны проживают не более 10 процентов из них.

Проведение федеральных референдумов может инициироваться гражданами страны и общероссийскими общественными объединениями. Таким образом, российский народ имеет право и возможность прямо осуществлять свое волеизъявление. Общероссийский референдум назначается указом главы государства, однако в случае несоблюдения последним порядка проведения референдума Конституционный Суд Российской Федерации вправе обязать Президента России подписать подобный указ.

Некоторые вопросы не могут выноситься на всероссийский, региональный и местный референдумы (связанные с налогами и сборами, амнистией и помилованием, принятием и изменением федерального бюджета, пополнением и изменением внутренних финансовых обязательств государства), так как недопустимо вынесение на волю народа вопросов, для решения которых требуется наличие специальных знаний и навыков работы. Кроме того, вопросы государственного строительства, статуса России и ее субъектов, полномочия высших органов власти определены в Конституции России, и в ней (глава 9) четко определен порядок внесения поправок и пересмотра своих положений.

Таким образом, в силу необратимого характера принимаемых на всероссийском референдуме решений необходим жесткий контроль от произвола, популизма политиков, манипулирования избирателями.

Демократизация избирательного законодательства в стране привела к закреплению в соответствующих нормативных актах статуса общественного наблюдателя за выборами органов государственной власти и местного самоуправления. Придание наблюдателям легальной формы позволило углубить понимание юридического содержания конституционных прав и свобод, имеющих политический характер. Таким образом, полномочия, образующие ядро статуса наблюдателей, являются средством практического воплощения политических прав граждан России участвовать в управлении делами государства, что предполагает трансформацию пассивной формы поведения общественности в социально активную. Так, по требованию наблюдателя и любого члена участковой избирательной комиссии последняя обязана предоставить ему заверенную копию протокола об итогах голосования. Те же права имеются и у наблюдателей вышестоящих избирательных комиссий. Следует учитывать, что функции контроля в известной мере осуществляются и через средства массовой информации.

Принцип участия граждан страны в управлении государственными делами играет большую роль в формировании исполнительной ветви власти: во-первых, Президент России избирается всенародно, во-вторых, им формируется Правительство страны и подбирается кандидатура Председателя Правительства, утверждаемая Государственной Думой, избираемой также всенародно; в-третьих, главы субъектов (исполнительной власти регионов) избираются всенародно и совместно с законодательными (представительными) органами формируют региональные администрации.

К сожалению, современное законодательство утратило очень действенную норму об отзыве депутатов. Это привело к тому, что граждане страны не имеют возможности осуществлять контроль за деятельностью депутатов федерального парламента и отзывать их. Однако на региональном уровне закреплены наказы избирателей депутатам законодательного (представительного) органа власти субъекта, представительных органов местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления в качестве одной из форм непосредственного участия граждан в решении вопросов государственного и местного значения. В соответствии с Законом Краснодарского края от 14 мая 2002 г. N 483-ФЗ "О наказах избирателей" подобная легализация наказов избирателей посредством утверждения их Законодательным Собранием Краснодарского края или представительным органом местного самоуправления позволяет, с одной стороны, установить подотчетность и подконтрольность вышеназванных должностных лиц избирателям, а с другой - закрепить их ответственность за реализацию принятых к выполнению наказов избирателей <16>.

<16> Кубанские новости. 2002. N 99 - 100.

Действующее законодательство, определяющее статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, предусматривает существование помощников депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на общественных началах, не состоящих в трудовых отношениях с парламентом и иными формами государственной власти, однако обладающих аналогичными правами, как и помощники на профессиональной основе.

Наиболее ярким проявлением принципа участия граждан России в управлении государством является их участие в соответствии с частью 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации в отправлении правосудия. Законодатель опрометчиво отошел в новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от многолетней традиции привлечения представителей народа к выполнению функций обвинения и защиты (в качестве общественных обвинителей и защитников, исключив последних из стороны защиты и обвинения (статья 5) <17>). Тем не менее сохранен порядок привлечения представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел и принятию решений по ним. В соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" участие граждан в разбирательстве судебных дел и принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного, присяжного и арбитражного заседателей <18>. При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами; с их участием рассматривается значительная часть судебных дел.

<17> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.
<18> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

С принятием нового УПК Российской Федерации суды присяжных действуют повсеместно на территории страны, в том числе предусмотрена возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в окружных военных судах и Военной коллегии Верховного Суда России (часть 4 статьи 10, часть 1 статьи 15). Присяжные заседатели отбираются из граждан России, достигших двадцатипятилетнего возраста и отвечающих ряду других требований (отсутствие неснятой или непогашенной судимости, наличие дееспособности или ограниченной судом дееспособности, отсутствие определенных дефектов здоровья) <19>. В соответствии с законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами олицетворяют судебную власть, она принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа <20>. Представители общественных объединений и трудовых коллективов наделены определенными возможностями участия в разбирательстве гражданских дел в судах.

<19> Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.
<20> Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Таким образом, участие граждан России в управлении государством, с одной стороны, представляет собой действенный контроль народа и общества за деятельностью власти, а с другой - обеспечивает непосредственное участие народа в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.