Мудрый Юрист

Динамика законодательства, регламентировавшего борьбу с преступностью несовершеннолетних в 1918 - 1935 гг. *

<*> Egorkova I.A. Dynamic of legislation regulated the struggle with criminality of minors in 1918 - 1935.

Егорькова Ирина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ "Лицей N 82 г. Н. Новгорода".

В статье на основе нормативных и архивных материалов анализируется проблема динамики законодательства, регламентирующего борьбу с детской преступностью в Нижегородском крае в 1918 - 1935 гг. Рассматриваются изменения нормативной базы и последствия данных изменений на практике, методы перевоспитания.

Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних, детская преступность, правонарушения несовершеннолетних.

On the basis of normative and archive materials the author analyses the problem of dynamics of legislation regulated the struggle with minor's criminality in Nizhnij Novgorod Region in 1918 - 1935; considers the changes in normative base and the consequences of such changes in practice, methods of correctional education.

Key words: commissions on the cases of minors, minor's criminality, legal violations of minors.

Система нормативных актов, регламентирующих борьбу с преступностью и общественно опасными деяниями несовершеннолетних, начала формироваться с 1918 г. На протяжении изучаемого периода происходила реорганизация в управленческих структурах государственных органов. Реалии времени постоянно ставили перед Советским государством задачи осмысления положения детей и внесения изменений в законодательство, практическую деятельность местных органов власти. За исследуемый период был выработан ряд нормативных правовых актов в СССР и РСФСР; наибольшее их количество появилось в 1927 - 1929 гг.

Обязанность предупреждения и борьбы с детской преступностью возлагалась на комиссии по делам о несовершеннолетних (комонес), обвиняемых в общественно опасных деяниях. Суды и тюремное заключение для малолетних правонарушителей, не достигших 18 лет, упразднялись. Декрет об учреждении комонес был принят еще в 1918 г. <1>, но для соответствия с законодательством он изменился. "Положение о Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете" <2> предполагало создавать комиссии при Народном комиссариате просвещения и его краевых и уездных органах. В их состав входили представители Народного комиссариата просвещения, здравоохранения и народного суда. Все дела о несовершеннолетних, замеченных в общественно опасных действиях, подлежали рассмотрению комонес.

<1> Собрание узаконений РСФСР (далее - СУ). 1918. N 16. Ст. 227.
<2> СУ. 1925. N 8. Ст. 57.

Комиссии направляли малолетних после разрешения дел в лечебно-воспитательные учреждения Народного комиссариата просвещения и здравоохранения. Там они подлежали перевоспитанию, обучению и лечению. Все применяемые к ним меры носили медико-педагогический характер. Уголовное дело могло быть передано в народный суд только в том случае, если устанавливалась нецелесообразность применения к малолетнему мер медико-педагогического характера <3>. Выстраивалась и схема подчинения уездных комиссий краевым. Так, в соответствии с решением СНК РСФСР от 28 октября 1929 г. <4>, краевые комонес могли в порядке надзора рассматривать постановления местных комиссий, вносить в них изменения и отменять, передав на дополнительное расследование. В то же время постановления краевых комонес считались окончательными и обжалованию не подлежали.

<3> Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-1575. Оп. 1. Д. 41. Л. 346 - 346 об.
<4> Центральный архив Нижегородской области (далее - ЦАНО). Ф. Р-2626. Оп. 1. Д. 12. Л. 75.

После образования комиссий по делам несовершеннолетних от них ожидали реальной работы. Регулярно отделам народного образования и исполкомам предлагалось обратить особое внимание на усиление их деятельности. Органам власти рекомендовалось изыскивать средства для финансирования комонес. Для успешной борьбы с детской беспризорностью и преступностью Народный комиссариат просвещения разработал инструкцию о введении особого режима для беспризорных, не уживающихся в детских домах, и выделило для этого учреждения, а также расширило сеть приемных пунктов. Обращается внимание на необходимость планирования и введения в практическую работу мероприятий по привлечению советской общественности к борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.

В специально создаваемых учреждениях для содержания малолетних преступников ставились иные задачи, чем в тюрьмах для взрослых. Целью исправительно-воспитательного учреждения для детей, лишенных свободы, являлось их исправление и приучение к трудовой жизни. Считалось, что присуждение коротких сроков не достигает указанной цели. Принимая во внимание, что моральное исправление и приобретение трудовых навыков требует больших усилий, рекомендовалось направлять малолетних в данные учреждения на длительные сроки, достаточные для изменения их психики и приучения к труду в мастерских. В случае с несовершеннолетними, плохо поддающимися перевоспитанию, комонес обладала правом продления срока их заключения до исправления. Максимальное его увеличение могло составить половину срока приговора. В данном случае утверждение о необходимости присуждения длительных сроков для перевоспитания несовершеннолетних, по нашему мнению, является спорным. Мы считаем, что изменение морального облика малолетнего зависит от качества получаемого им воспитания, а не от его длительности.

Несовершеннолетние преступники, не поддававшиеся мерам медико-педагогического характера, передавались в трудовые дома для нарушителей НКВД. Туда принимались подростки от 14 до 18 лет. Целью помещения в трудовые дома служило обучение несовершеннолетних квалифицированным видам труда, расширение их умственного кругозора путем общего и профессионального образования. Бывших преступников воспитывали как самостоятельных граждан, осознающих свои права и обязанности. Они получали физическое воспитание и оздоровление посредством гимнастики, спорта и привития навыков гигиены. Усваивали общеобразовательные знания в объеме школы первой ступени. В целях социализации и воспитания общественных навыков у несовершеннолетних в трудовых домах было организовано самоуправление <5>.

<5> Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. М., 1924.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1930 г. "По докладу Деткомиссии при ВЦИК и НК Просвещения РСФСР о ходе работы по борьбе с детской беспризорностью" <6> ст. 14 на время пребывания в данных учреждениях исполнение судебного приговора приостанавливалось. Если осужденный совершал правонарушение, приговор суда приводился в исполнение. Если же во время пребывания в трудовом доме подросток активно участвовал в общественной жизни, усердно работал, старательно приобретал профессиональные знания и трудовые навыки, то после двух лет пребывания в заключении подавалось ходатайство перед судом о снятии судимости.

<6> СУ. 1930. N 59. Ст. 704.

Новое положение о комонес было утверждено СНК РСФСР в 1931 г. "Об утверждении Положения о комиссии по делам о несовершеннолетних" <7>. С его изданием предыдущие постановления утратили свою силу. Теперь комиссии создавались во всех краях, городах и уездах и сфера их деятельности расширялась. Статья 2 поставила перед ними задачи проведения на местах работы по охране прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения и борьбы с безнадзорностью, беспризорностью, правонарушениями и общественно вредным поведением малолетних путем оказания мер медико-педагогического характера. Они обязывались бороться с эксплуатацией детского труда, защищать несовершеннолетних от жестокого обращения, наблюдать за положением находившихся под опекой или патронируемых.

<7> СУ. 1931. N 38. Ст. 301.

Статья 3 определила следующий круг компетенции комонес: разъяснительная работа среди населения, оказание педагогической, правовой, врачебной и материальной помощи нуждавшимся. Расширялся состав комиссии, в соответствии со ст. 5 в нее были введены воспитатели-обследователи, представители комсомола, общества "Друг детей", профсоюзов. Свою работу комонес осуществляла при помощи отделов народного образования, здравоохранения и других организаций. Непосредственными работниками были штатные воспитатели и обследователи, имевшие педагогическую подготовку и обладавшие стажем общественной работы.

Все дела о преступлениях несовершеннолетних, поступавшие в комиссию, рассматривались в индивидуальном порядке, ее заседания носили закрытый характер. Статья 8 указывала на необходимость при изучении дел дополнительно обследовать условия жизни и быта ребенка путем сбора данных, характеризующих его и окружение. Решения комонес были окончательными и могли быть обжалованы лишь в прокуратуре. Председатель комиссии обладал правом единолично решать простейшие дела, в которых возможно было ограничиться беседой и разъяснением проступка, принимал меры для явки несовершеннолетних и других лиц на заседания, в частности штрафовал их, а также передавал уголовное дело в суд, если подростку исполнилось 16 лет.

Комонес проводила работу и со взрослыми. Статья 12 давала право при нарушении родителями прав и интересов ребенка, не повлекшем вредных последствий, проводить беседу с разъяснениями. Если поступки взрослых были социально опасны для детей, то собранный материал передавался в суд.

В соответствии со ст. 16 координирующая роль отводилась краевой комиссии. Она давала разъяснения о применении законов, постановлений и инструкций по охране детства и борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, вела наблюдение за правоприменением. Вырабатывала проекты мероприятий о профилактике и борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями малолетних, наблюдала за проведением их в жизнь соответствующими органами, руководила деятельностью городских и уездных комонес, рассматривала в порядке надзора дела, разрешенные ими.

В 1935 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР "Об изменении уголовной ответственности" <8> изменилась ответственность несовершеннолетних. Так, лица, уличенные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к нему, привлекались к уголовному суду, с применением всех мер наказания, с 12 лет. Взрослые, замеченные в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в преступлениях, занятиям спекуляцией, проституцией, нищенством карались тюремным заключением сроком от 5 лет. При этом на НКВД возлагалась обязанность не сводить дело к репрессиям, а поставить его так, чтобы изоляция и осуждение несовершеннолетних являлись мерой воспитательной, старались активизировать деятельность школьной администрации, персонала детских домов, родителей и заставить их бороться с безнадзорностью, порождавшей детскую преступность. Уменьшение возраста наступления уголовной ответственности скорее следует оценить отрицательно, поскольку в данном случае несовершеннолетние "прикреплялись" к профессиональным преступникам, что лишь усугубляло положение с детской преступностью и повышало процент повторных правонарушений.

<8> ЦАНО. Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 585. Л. 28.

Для корректировки сложившегося положения милиция для борьбы с преступностью малолетних выделяла специальных работников, имевших оперативный стаж и опыт работы с детьми. В случае совершения незначительных проступков впервые, в силу детского озорства, детей отпускали.

Особое внимание уделялось перевоспитанию малолетних преступников. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности" <9> предписывало улучшить состояние трудовых колоний, изоляторов и приемников-распределителей для несовершеннолетних. Вводится административная ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних. Статья 18 давала право органам милиции штрафовать их в пределах 200 руб. за уличное хулиганство детей. Статья 19 установила материальную ответственность родителей и опекунов за действия несовершеннолетних, причинивших ущерб. Отделы народного образования и милиция сообщали по месту их работы об отсутствии надзора за поведением детей. В случаях, когда родители не обеспечивали надлежащего присмотра за поведением ребенка, отделы народного образования передавали его в детский дом с оплатой стоимости содержания за счет родителей.

<9> Собрание законов СССР. 1935. N 32. Ст. 252.

В соответствии с Постановлением от 1935 г. "Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью" <10> комонес прекратила свою деятельность. Все дела несовершеннолетних были переданы в народный суд. Ликвидация комиссий была вызвана объективными обстоятельствами. Причиной их создания послужила огромная детская преступность, суды не могли эффективно работать, поскольку были переполнены множеством мелких дел малолетних, при этом Уголовный кодекс снимал с них часть ответственности. В такой ситуации создание комонес было вызвано необходимостью и изымало множество дел из производства суда. К 1935 г. картина преступлений изменилась. Преступность несовершеннолетних значительно снизилась, причем иначе квалифицировалась их уголовная ответственность. Все дела теперь подлежали рассмотрению в суде, а комиссии были ликвидированы. Закрытие комонес нельзя оценить однозначно. По нашему мнению, с одной стороны, комиссии выполнили возложенные на них функции, справившись с волной детской преступности. Но с другой стороны, правонарушения несовершеннолетних не исчезли совсем, поэтому необходима была некая структура для постоянного разбора дел несовершеннолетних. Мы считаем, что целесообразнее было бы сократить численность комиссий в Нижегородском крае, а не прекращать их деятельность совсем.

<10> СУ. 1935. N 1. Ст. 1.

В целом, несмотря на объективные трудности, новизну задач, были разработаны организационно-правовые основы деятельности государственных и общественных организаций, обеспечившие борьбу с преступностью и общественно опасными деяниями несовершеннолетних.