Мудрый Юрист

Конституция филиппа орлика: структурный анализ

Семьянов Е.В., доцент кафедры конституционного и муниципального права РГТЭУ, кандидат юридических наук.

Под конституцией в науке государственного права обычно понимают основной закон государства либо систему законов, закрепляющих принципы общественного строя страны и ее государственного устройства, систему органов государства, основные начала их организации и деятельности, систему основных прав и обязанностей граждан и ее гарантии <1>.

<1> См., напр.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права: В 2 т. Т. 1. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1961. С. 133 - 134.

Два важнейших признака присущи конституции любого государства:

  1. социальная сущность конституции;
  2. конституция представляет собой основной закон государства, являющийся базой для текущей законодательной деятельности и обладающий верховенством над всеми другими законами государства <2>.
<2> Там же. С. 134.

Всякая конституция фиксирует реальное современное (актуальное) соотношение классовых сил в обществе.

Как основной закон конституция раскрывается прежде всего в следующих признаках:

  1. она закрепляет важнейшие государственно-правовые институты, принципы их создания и деятельности;
  2. ее нормы обладают высшей юридической силой (и потому конституция является базой для текущего законодательства);
  3. она принимается и изменяется в особом порядке.

Традиционно в науке государственного права принято делить все конституции по форме, способу (процедуре) принятия и по закрепленным формам политического и государственного устройства <3>.

<3> Там же. С. 139.

По форме все конституции принято делить на писаные и неписаные.

"Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные по определенной системе" <4>.

<4> Там же. С. 140.

"Неписаная конституция представляет собой совокупность несистематизированных актов (законов), изданных в различные исторические периоды и закрепляющих (в совокупности) основы государственного права данной страны. При этом каждый из составляющих ее законов фрагментарно регулирует какой-то один институт или небольшую часть отдельного института" <5>.

<5> Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 47.

Появление писаных конституций исторически, а точнее - хронологически, можно связать с наступлением ряда исторических событий. Прежде всего писаные конституции появляются в условиях неодемократического политического режима <6>. Режима, устанавливающего абсолютно иной, ранее неизвестный порядок в обществе <7>.

<6> Так как истинно демократическим режимом был режим в Древней Греции.
<7> Исключение составляют религиозные учения, основные идеи которых содержатся в писаных текстах, например в Библии. С точки зрения иудейского права Пятикнижие Моисея и есть конституция еврейского народа, причем вневременная (атемпоральная).

В свою очередь, формирование неодемократического политического режима тесно связано с победой капитализма, с формированием класса буржуазии, третьего класса как феномена Новейшей истории.

В это же время происходят изменения и в форме правления - государства с писаными конституциями становятся или ограниченными монархиями, или республиками. Последняя в большей степени сближает форму правления с вышеуказанным неодемократическим политическим режимом.

Источником формирования нового общественного сознания и правосознания, в частности, является третий класс - буржуазия.

М. Фуко как-то сказал: "...историю делают, чтобы установить конституцию, но конституцию, понимаемую не как четкую совокупность законов, которые были бы сформулированы в определенный момент. Дело не в том, чтобы вновь обрести род основополагающей юридической конвенции, которая была принята в определенное время или в "предвремя" королем, сувереном и его подданными. Дело в том, чтобы вновь обрести нечто, что имеет плотность и историческую сущность; что вследствие этого не принадлежит ни к уровню закона, ни к уровню силы; что не является ни документом, ни равновесием. Это конституция в том смысле, как ее могли бы понять медики, то есть: соотношение сил, равновесие и игра пропорций, стабильная асимметрия, конгруэнтное неравенство" <8>.

<8> Фуко М. Нужно защищать общество. СПб.: Наука, 2005.

То есть конституция появляется всегда на переломном моменте (этапе) истории, когда становится ясной и невыносимой идея установления нового или обновленного соотношения сил.

Конституция Филиппа Орлика была составлена именно в такой период, период смуты, неопределенности с политической властью, отсюда - невыносимой жажды "стабильной асимметрии". Кроме того, это был именно тот исторический период, когда в Западной Европе шло активное формирование буржуазии, способной в силу своей пассионарности стать источником формирования общественного сознания нового типа.

В качестве некоего катализатора в данном случае проявились особый статус и особая "вольница" запорожского казачества, способные порождать оригинальные идеи. Поэтому и Конституцию Филиппа Орлика необходимо рассматривать в контексте той культурной ситуации, в которой она была создана.

Метод структурного анализа предполагает выявление общих свойств определенного множества исследуемых предметов с последующим формированием некоей единой структуры, универсальной модели для всего множества абсолютно конкретных реальных предметов и/или идей. После формирования этой идеальной модели описание каждого конкретного реального предмета и/или идеи происходит на основании сравнительного анализа последнего с идеальной моделью с последующим описанием предмета и/или идеи в терминах отклонений.

Так, в I и II разделах Конституции Орлика утверждается религиозный (православный) характер государства Малая Россия. Тем самым утверждается система ценностей в обществе и государстве, в какой-то мере - система отношений между государством и его подданными (гражданами).

О государственном суверенитете (территориальном) отчасти гласит и V раздел, как бы указывая на важность и особое значение территории для формирования государства.

VI раздел посвящен порядку и принципам формирования верховных органов власти. Установлен общий принцип формирования - выборность.

Принцип разделения властей, который, по мнению некоторых ученых, нашел свое отражение в тексте Конституции Орлика, на наш взгляд, недостаточно отчетливо был воплощен в тексте, чтобы можно было вот так уверенно на это указывать. Роль конституции велика и без этого.

Заключается конституция текстом присяги гетмана Орлика.

Остальные разделы посвящены частным вопросам, например организации управления в войсках; отражают отдельные темпорально актуальные события и пожелания в свете определенных исторических событий.

Именно эти последние разделы, не соответствующие современной абстрактной модели конституции, эти "маргинальные" установления и есть отклонения от универсальной структуры (модели).

Традиционно считается первой писаной конституцией Конституция США, принятая в 1787 г. в Филадельфии Национальным конвентом, которая содержала разделы, посвященные защите прав граждан, принципу разделения властей и вопросам организации судебной власти.

Конституция Ф. Орлика, наоборот, ничего из вышеперечисленного не содержит. Будучи писаной, она несет на себе признаки неформализованности, а отсюда и некоей неконкретности формулирования содержания, что является основным признаком неписаных конституций.

Эклектика наблюдается и в содержании отдельных норм. Так, ряд норм маргинальных разделов имеют узко темпоральный характер, т.е. эти нормы явно рассчитаны на применение в течение очень непродолжительного времени, что, безусловно, лишает в этой части Конституцию Ф. Орлика универсальности и верховенства в системе права <9>.

<9> По меньшей мере в системе источников права.

Созданная в период борьбы за суверенные права, конституция в целом носит временный характер. Конституция Ф. Орлика является конституцией народа, борющегося за свой суверенитет и независимость, т.е. конституцией нестабильного общества, и по достижении определенного уровня стабильности будет требовать своего обновления под страхом несоответствия юридической конституции фактической.

Ограничение действия Конституции Ф. Орлика особенно явно подчеркивается в наименовании последнего ее раздела - "Присяга гетмана Орлика", что означает прямую зависимость срока ее действия от срока жизни и/или правления (политической жизни) самого гетмана Ф. Орлика. В противном случае - если гетман меняется, эта часть конституции автоматически становится недействующей, тогда необходимо для приведения конституции в соответствие с фактической ситуацией либо всякий раз при смене гетмана дополнять ее текст еще одной присягой, либо всякий раз вносить в текст изменения.

Изначально данный темпоральный характер Конституции Ф. Орлика не дает оснований для признания за ней статуса основного закона государства, вершины системы права государства.

И вместе с тем Конституция Орлика - это конституция.

Определяя цели развития государства Малой России в нормах-целях; устанавливая (пусть даже в самых общих чертах) основные принципы формирования общественного и государственного строя в нормах-принципах; определяя религиозный характер государства; устанавливая общие принципы формирования высших органов государственной власти, она являла собой конституирующую основу социально-политической жизни общества запорожских казаков.

Является ли заведомо данная темпоральность (заданная темпоральность) внутренним источником энтропии конституции как нормативно-правового акта?

В какой-то степени, безусловно. Ведь в данном случае, при вышеуказанных условиях темпоральность конституции автоматически переносится и на всю систему позитивного права. В таком случае вся система позитивного права превращается в "дом, построенный на песке", так как с окончанием срока действия конституции формально завершается действие и всей системы позитивного права, а это уже грозит установлением анархии.

Возникает вопрос: должна ли конституция быть элементом системы позитивного права или она должна отражать иные, например, естественно-правовые принципы?

В последнем случае темпоральность снимается уже изначально, так как независимо от текста принципы вечны по сравнению с любой конституцией; юридическая форма лишь пытается соответствовать правовому содержанию.

В том же случае, если конституция является венцом системы позитивного права государства, темпоральность не должна являться явным ее признаком. Являясь основополагающим актом, конституция должна выражать юридическое формализованное определение общественно-политического строя, а общественно-политический строй, как известно из истории, не меняется столь скоро, как ординарные законы государства.