Мудрый Юрист

Виртуальный спорт

Зыков Р.О., советник международной арбитражной практики и практики спортивного права юридической компании Hannes Snellman, член рабочей группы по совершенствованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, LL.M.

Введение

Мировой рынок компьютерных игр достиг значительных размеров и продолжает расти, несмотря на спад, наблюдающийся в других отраслях. В 2009 г. на трех основных рынках компьютерных игр (США, Япония, Соединенное Королевство) было продано 379,3 миллиона копий компьютерных игр. Прогнозируется, что к 2011 г. рынок вырастет на 8,9% и достигнет 7,5 млрд. долл. США <1>. Общемировой оборот игровой индустрии, включая помимо игр также игровые платформы и аксессуары, составляет порядка 25 - 30 млрд. долл. США. Объем легальных продаж игр в России, по некоторым оценкам, составляет около 300 млн. долл. в год (нелегальных - порядка 500 млн. долл.). Спортивные симуляторы, по оценке NPD Group, занимают около 20% мирового рынка компьютерных игр, или порядка 1,2 млрд. долл. США <2>.

<1> Report Buyer. "Electronic Games and Gaming - Worldwide Shipments to Reach $22.1 Billion by 2011". 28 October 2009. URL: www.reportbuyer.com.
<2> Darren Rovel. All Madden, all the time. URL: www.sports.espn.go.com.

Крупнейшими издателями спортивных симуляторов являются EA Sports (FIFA series, NHL, Madden NFL), Konami (Pro Evolution Soccer) и 2K Sports (Major League Baseball 2K10, NBA 2K10, NHL 2K10, Top Spin, Torino 2006, World Poker Tour).

Примеры сотрудничества спортивных организаций и издателей

Для использования названия лиги, изображений, клубной атрибутики, названий команд, стадионов и других объектов издатели компьютерных игр и спортивные лиги (клубы, игроки) заключают лицензионные соглашения на использование объектов интеллектуальной собственности с профессиональными спортивными лигами и клубами. Как показывает практика, рыночная кооперация между спортивными лигами, клубами и издателями игр приносит выгоду обеим сторонам.

Например, по некоторым оценкам, лицензия, приобретенная компанией Take-Two Interactive (2K Sports) у Основной бейсбольной лиги США (Major League Baseball) на производство одноименной игры с 2005 - 2012 гг., обошлась в 40 млн. долл. США <3>. Считается, что стоимость лицензий с НФЛ, НБА, ФИФА превышает названную сумму.

<3> Not the Bottom of the Ninth, but a Big At-Bat Coming for MLB 2K10. URL: www.kotaku.com.au.

В 2004 г. EA Sports подписала эксклюзивное соглашение с НФЛ и подразделением Ассоциации игроков НФЛ об эксклюзивном использовании атрибутики лиги, команд, изображений игроков и стадионов. В день, когда была анонсирована новость о заключении эксклюзивного лицензионного соглашения, объем сделок с акциями EA Sports увеличился в 3 раза, при этом цена за акцию выросла более чем на 6% <4>.

<4> Big Deal: EA and NFL ink exclusive licensing agreement. URL: www.gamespot.com.

В 2008 г. Konami подписала эксклюзивный лицензионный договор с UEFA сроком на 4 года об использовании товарных знаков и атрибутов Лиги чемпионов УЕФА в своих игровых продуктах. По оценкам специалистов, данное приобретение улучшило финансовые показатели и инвестиционную привлекательность Konami.

Помимо этого, производители игр заключают лицензионные соглашения напрямую с клубами и игроками. Например, в 2007 г. Кристиано Рональдо подписал соглашение с Konami на использование своего изображения в качестве официального образа для игры Pro Evolution Soccer 2008; в 2009 г. Александр Овечкин подписал такое же соглашение с 2K Sports для игры NHL2K10. Далее, в 2008 г. Konami подписала индивидуальные соглашения с Manchester United, Liverpool, Real Madrid, Barcelona, ФК Шахтер и другими для включения этих клубов в чемпионат Pro Evolution Soccer 2009.

Элементы лицензионного соглашения

По существу, лицензионное соглашение со спортивной организацией для разработки спортивной игры-симулятора является смешанным договором, включающим в себя, помимо прочего, обязательства из лицензионного соглашения на использование товарного знака, фирменного наименования, объектов авторского права, а также обязательства из договора оказания услуг, договора о неразглашении информации и некоторые другие.

Ключевыми вопросами, подлежащими разрешению в лицензионном соглашении с издателями игр, являются:

Практика обсуждения условий лицензионного соглашения

Сторонами договора являются правообладатель объектов интеллектуальной собственности и компания - издатель компьютерной игры. Основная задача издателя заключается в том, чтобы подобрать разработчика, который будет заниматься созданием игры, а также обеспечить финансирование, продюсирование и продвижение продукта на рынке.

При обсуждении условий договора первоочередная задача издателя - добиться минимального изменения условий своего стандартного договора (дефиниции, объем прав, тираж, срок действия лицензии, система компенсации и пр.), поскольку каждый лицензионный договор является частью общей системы лицензионных договоров, заключенных с другими субъектами для реализации одного проекта. Так, например, более короткий срок действия лицензии с одним клубом фактически ограничит издателя в реализации своих прав по более долгосрочной лицензии с другим клубом в рамках одного проекта.

Необходимо отметить, что нормальным стремлением издателя будет подчинение договора своему праву и разрешение споров в удобной для себя юрисдикции. Между тем при заключении лицензионных соглашений на объекты интеллектуальной собственности в России следует учитывать тот факт, что для отчуждения или обременения некоторых объектов интеллектуальной собственности предусмотрена государственная регистрация. А поскольку решения иностранных судов, за редким исключением, не признаются и не исполняются в России, внесение записи об изменении сведений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания в случае судебного расторжения лицензионного договора иностранным судом окажется затруднительным.

С другой стороны, выбор российского суда также не в полной мере защищает интересы спортивной организации, поскольку в ряде случаев решение российского суда будет необходимо исполнить в иностранной юрисдикции, что вызывает аналогичные трудности, как и в случае исполнения иностранного судебного решения в России.

Разрешение споров в международном коммерческом арбитраже тоже имеет свои минусы, поскольку его решение не будет обязательным для третьих лиц, например Роспатента.

Поэтому для эффективной защиты прав предлагается разнести споры в наиболее удобные инстанции, например, по типу споров: расторжение лицензии, внесение изменений в соответствующий госреестр - в Арбитражный Суд РФ; вопросы компенсации - Международный коммерческий арбитраж; дополнительно допустить возможность вынесения судебных обеспечительных мер в соответствующих юрисдикциях.

Система лицензионных соглашений виртуальной лиги

Поскольку право на отчуждение объекта интеллектуальной собственности принадлежит правообладателю, при заключении лицензионного соглашения с клубами и лигами всегда встает вопрос о необходимости заключения соглашений с третьими лицами, например с игроками - для использования их изображений, с владельцами стадионов - для использования внешнего вида стадиона и его трибун, а также с титульными и экипировочными спонсорами команд и лиги.

Принимая во внимание уже реализованные проекты по созданию компьютерных игр, симулирующих работу той или иной национальной спортивной лиги, следует сказать, что в архитектуре проекта содержится по меньшей мере три группы лицензионных соглашений:

В отношении договоров с игроками отметим, что статья 152.1 ГК РФ устанавливает ограничения на обнародование и использование изображения гражданина. Поэтому, если возможность использования изображения спортсмена специально не оговорена между спортсменом и клубом, издателю придется заключить самостоятельный договор с игроком на использование его изображения в компьютерной игре либо организацией, представляющей его интересы. Так, например, договоры на использование изображений игроков НХЛ в игре NHL подписаны между EA Sports и Ассоциацией игроков НХЛ, а не индивидуально с каждым спортсменом.

Как правило, получение разрешения на использование логотипов спонсоров и производителей экипировки (если такое право прямо не предусмотрено спонсорскими соглашениями) и владельцев стадионов (правообладателей изображений стадионов) возлагается на клубы.

При подписании лицензионного соглашения следует дополнительно обратить внимание на вопросы государственной регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности, а также налоговые обязательства, возникающие в связи с получением доходов от передачи прав на объекты интеллектуальной собственности по лицензионному договору, в том числе в свете российских международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Заключение

Развитие российских профессиональных лиг, прежде всего футбольной и хоккейной, а также перспектива проведения Олимпиады-2014 вкупе с потребительским рынком, соизмеримым с Японией и Соединенным Королевством, несомненно, способствуют росту коммерческой привлекательности российского спорта, что подтверждается существующим интересом издателей компьютерных игр к российским клубам.

Хотелось бы надеяться, что увеличение прибыльности российских спортивных лиг и клубов будет способствовать новым спортивным достижениям и упрочению российских позиций в мировом спорте.