Мудрый Юрист

Международный арбитражный суд Icc: взгляд изнутри

Жукова Г., советник, руководитель отдела Секретариата Международного арбитражного суда Международной торговой палаты по работе с Восточной Европой, Россией и странами СНГ, доцент Рижской Высшей школы права (Латвия) <1>.

<1> Точка зрения автора на вопросы, затронутые в этой статье, не является официальной позицией Секретариата, Международного арбитражного суда либо Международной торговой палаты. Автор благодарит за помощь в подготовке статьи магистранта Стокгольмского университета (Швеция, право международного коммерческого арбитража) и Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Украина; международное право) К. Корюкалову.

Международный арбитражный суд ICC при Международной торговой палате является одной из наиболее известных в мире институций в сфере арбитражного урегулирования международных коммерческих споров.

Статья дает общее представление о Суде ICC и его работе с точки зрения работника организации. В статье затронуты вопросы истории, состава и порядка работы Суда и его Секретариата; рассматриваются отличительные черты Арбитражного регламента ICC и виды деятельности Суда и Секретариата на каждом этапе арбитражного урегулирования спора - от принятия и регистрации заявления об арбитраже до проверки и одобрения арбитражного решения, подготовленного составом арбитража. В заключение автор делится опытом работы Суда ICC со сторонами арбитражных дел из стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.

Ключевые слова: арбитраж, Международный арбитражный суд ICC, Международная торговая палата, ICC, состав Суда ICC, порядок работы Суда ICC, Секретариат, Регламент ICC, состав арбитража, Акт о полномочиях арбитров, арбитражное производство, аванс на арбитражные расходы, решение об арбитражных расходах, арбитражное решение, проверка арбитражного решения, Арбитражная комиссия ICC.

Международный арбитражный суд (далее - Суд; Суд ICC) Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce; далее - ICC) является одной из наиболее известных в мире организаций в сфере арбитражного урегулирования международных коммерческих споров.

Следует отметить, что Суд ICC не является судом в традиционном значении этого слова. Так, рассмотрение споров по Арбитражному регламенту ICC (далее - Арбитражный регламент; Регламент) производится не судьями, а составом арбитража, специально создаваемым для каждого конкретного дела, а все решения по сути дела принимаются арбитрами без участия или влияния Суда.

Суд осуществляет административное содействие в рассмотрении споров, в том числе принимает решения о prima facie существовании, действительности или объеме арбитражного соглашения; назначает арбитров и утверждает кандидатуры арбитров, выдвинутых сторонами; рассматривает вопросы об отводе и/или замене арбитров; устанавливает место арбитража, если оно не было выбрано сторонами; производит контроль над финансовыми аспектами дела, а также проверку проектов арбитражных решений и т.д.

Задача настоящей статьи - дать общее представление о Суде и его работе. Так, в первом разделе затронуты такие вопросы, как история, состав и порядок работы Суда, а также дана общая информация о Секретариате Суда и главных отличительных чертах Арбитражного регламента ICC. Во втором разделе рассмотрены основные виды деятельности Суда и Секретариата на каждом этапе арбитражного урегулирования спора. В заключительных разделах анализируется опыт работы Суда ICC со сторонами арбитражных дел из стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУДЕ ICC История

Суд был создан в 1923 году при основанной четырьмя годами ранее ICC <2>. Его штаб-квартира, как и штаб-квартира ICC, находится в Париже. В то же время Суд является самостоятельным органом и выполняет свои функции независимо от ICC и ее учреждений.

<2> ICC in 2010: achievements, goals and leadership [Electronic resource] / Intern. Chamber of Commerce. Paris, 2010 (http:// www.iccwbo.org/ uploadedFiles/ ICC/ ICC_Home_Page/ pages/ ICC_in_2010.pdf, дата посещения - 27.05.2010).

Членами ICC (а это коммерческие предприятия и организации из разных стран) в большинстве этих стран созданы так называемые Национальные комитеты, которые служат связующим звеном между ними и штаб-квартирой ICC в Париже (независимо от Китайского национального комитета работает только "группа", представляющая Гонконг, что является исключением из общего правила) <3>.

<3> Craig W.L. International Chamber of Commerce Arbitration / W.L. Craig, W.W. Park, J. Paulsson. 3d ed. Dobbs Ferry: Oceana Publ., 2000. XVI, 952 p.

Сегодня в мире действуют 92 Национальных комитета ICC <4>. В контексте арбитража ICC они выполняют важную функцию - предлагают Суду кандидатуры для назначения арбитрами в соответствии с п. 3 и 6 ст. 9 Арбитражного регламента.

<4> Список Национальных комитетов по регионам мира и их контактная информация [Электронный ресурс] / International Chamber of Commerce, The world business organization: http://www.iccwbo.org/id100/index.html; сайт Российского национального комитета: http://www.iccwbo.ru (дата посещения - 05.04.2010).

За первые пять лет существования Судом было принято 260 заявлений об арбитраже, 233 из которых подавались на основании арбитражных соглашений, заключенных уже после возникновения спора <5>. Правда, по ним было открыто всего 28 арбитражных производств <6>. Во время Второй мировой войны и в последующие годы (1940 - 1947 гг.) в Суд было подано только 23 заявления об арбитраже <7>. На настоящий момент Секретариатом Суда зарегистрировано более 17 000 заявлений об арбитраже, в том числе за последние 20 лет приблизительно 10 000 заявлений.

<5> Kuckenburg J. Die Rolle des Sekretariats des Internationalen Schieldsgerichtshofes in ICC-Schieldsverfahren / J. Kuckenburg // Festschrift fur Ottoarndt Glossner zum 70. Geburtstag / Hrsg.: A. Plantey [et al.]. Heidelberg: Verl. Recht und Wirtschaft, 1994. S. 178.
<6> Ibid. S. 178.
<7> Ibid. S. 179.

Со времени своего образования Суд постоянно находится в авангарде развития и продвижения арбитражного метода разрешения коммерческих споров <8>. Основатели были уверены, что, популяризируя арбитраж как альтернативный метод урегулирования споров, возникающих между участниками международной торговли, ICC сможет эффективно выполнять свою главную миссию, ради которой она была создана сразу после окончания Первой мировой войны, - способствовать поддержанию мира между странами посредством развития мировой торговли <9>.

<8> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 9.
<9> Kelly D. The International Chamber of Commerce / D. Kelly // New Polit. Economy 2005. Vol. 10. N 2. P. 259.

Состав и принципы формирования

Суд работает как коллегиальный орган. В его состав входят Президент, Вице-президенты, члены и заместители членов (англ. - alternate members) <10>.

<10> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 2.

Президент избирается высшим руководящим органом ICC - Всемирным Советом - по рекомендации Исполнительного комитета ICC <11>.

<11> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 3 (1).

В настоящее время Президентом Суда является Джон Бичи (John Beechey) из Великобритании, который вступил в должность в январе 2009 года. Ранее Президентами Суда были такие выдающиеся профессионалы в сфере арбитража, как, например, швейцарец Роберт Бринер (Robert Briner) - с 1997 по 2006 год, его соотечественник Пьер Терсье (Pierre Tercier) - с 2006 по 2008 год и Карл Саланс (Carl Salans) - 2008 год.

Членами и заместителями членов Суда являются специалисты в области арбитража, назначаемые на должность Всемирным советом по предложениям Национальных комитетов ICC (но в своей работе независимые от Национальных комитетов) <12>. Сейчас Суд состоит из 125 членов и заместителей членов из 86 стран <13>. От Российской Федерации членом Суда с 2002 года является профессор Н.Г. Вилкова.

<12> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 3 (3) и ст. 1 (3).
<13> Список членов Суда на сайте ICC [Электронный ресурс] / ICC Russia: http://www.iccwbo.ru/news/0/177; http:// www.iccwbo.org/ court/ arbitration/ id4086/ index.html (дата посещения - 05.04.2010).

Вице-президенты Суда назначаются Всемирным Советом ICC из числа членов Суда и других лиц <14> на основании предложений Президента Суда. В нынешнем составе Суда работают 15 Вице-президентов из 16 юрисдикций (Алжир, Австралия, Бельгия, Китай, Франция, Маврикий, Швеция, Германия, Индия, Италия, Мексика, Россия, Швейцария, Бразилия, Великобритания, США). Среди них из России - партнер и руководитель российского отдела по разрешению споров московского офиса юридической фирмы "Baker & McKenzie" В.В. Хвалей (был назначен на эту должность в 2009 году).

<14> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 3 (2).

Члены Суда получают номинальное вознаграждение за свою работу <15>. Срок полномочий всех членов Суда, включая Президента, Вице-президентов и заместителей членов, составляет три года, но может быть продлен решением Всемирного Совета <16>.

<15> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 10.
<16> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 3 (5).

В отношении членов Суда действует ряд ограничений. Так, они не могут быть назначены Судом арбитрами в делах, которые рассматриваются по Арбитражному регламенту ICC. Это не означает тем не менее, что по делам, рассматриваемым в Суде ICC, члены Суда не могут выступать в качестве арбитров, если их кандидатуры выдвинуты сторонами, либо, в случае выдвижения соарбитрами, председателя Состава арбитража. Кроме того, если член Суда непосредственно или иначе (например, через один из региональных офисов его фирмы) вовлечен в дело, выносимое на рассмотрение Суда, он не имеет доступа к документам, связанным с делом, и не может принимать участие в обсуждении или принятии каких-либо решений по делу. Он обязан покинуть зал заседания Суда во время обсуждения дела <17>. Таким образом осуществляется строгий контроль за соблюдением конфиденциальности при рассмотрении дел по Арбитражному регламенту ICC.

<17> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 11.

Стоит также отметить, что при Суде созданы две арбитражные группы для обсуждения перспектив и путей развития арбитража в странах соответствующих регионов и обмена опытом между участниками - Латиноамериканская и Европейская. Кроме того, при ICC работает Арбитражная комиссия <18>. Она создает различные проектные (англ. - task force), а также рабочие группы, такие, например, как Проектная группа по сокращению сроков и расходов в арбитраже, результатом деятельности которой является пособие "Методы контроля за сроками и расходами в арбитраже" <19>. Члены Арбитражной комиссии назначаются Национальными комитетами.

<18> The ICC Comission on Arbitration [Electronic resource] / ICC. The world business organization: http:// www.iccwbo.org/ policy/ arbitration/ id2882/ index.html (дата посещения - 05.04.2010).
<19> Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration. Report from the ICC Commission on Arbitration. ICC Publication 843-Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration // The ICC Comission on Arbitration [Electronic resource] / ICC. The world business organization: http:// www.iccwbo.org/ policy/ arbitration/ id2882/ index.html (дата посещения - 05.04.2010).

Порядок работы Суда ICC

Суд работает сессионно. Каждый месяц проводится Пленарная сессия Суда, на которую приглашаются все его члены, однако заседание является правомочным в случае присутствия шести и более членов <20>.

<20> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 4.

Как правило, на Пленарных сессиях присутствует от 25 до 50 членов Суда, рассматриваются наиболее важные вопросы, возникающие в процессе администрирования рассмотрения споров по Регламенту Суда. Их можно разделить на три основные группы:

  1. рассмотрение отводов арбитров;
  2. проверка и утверждение арбитражных решений по особо сложным делам (например, по делам на большие суммы или с участием государств); а также
  3. проверка и утверждение решений в случаях, когда один из арбитров подал особое мнение, не согласившись с большинством Состава арбитража.

На Пленарной сессии рассмотрение каждого дела начинается с доклада, подготовленного одним из членов Суда. В докладе кратко излагается суть дела и выделяются вопросы, на которые Суду стоит обратить внимание.

Решения на Пленарных сессиях принимаются большинством голосов. Президент имеет право решающего голоса при одинаковом количестве голосов членов Суда <21>.

<21> Арбитражный регламент ICC, приложение I "Устав Международного арбитражного суда", ст. 6.

Помимо ежемесячных Пленарных сессий каждую неделю проходит сессия Комитета Суда, где рассматривается основная масса вопросов по администрируемым делам и принимается большая часть решений. В состав Комитета входят три члена Суда, включая Президента либо одного из Вице-президентов. Персональный состав Комитета Суда для каждой еженедельной сессии на следующий месяц назначается на Пленарной сессии Суда в конце предыдущего месяца.

На сессиях Комитета Суда рассматриваются и принимаются решения по следующим основным вопросам: продолжения производства по делу в случаях, если ответчик не направил отзыв на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения; определения места арбитража и количества арбитров, если эти вопросы не были согласованы сторонами; консолидации дел и присоединения новых сторон (англ. - joinder); утверждения кандидатур арбитров, выдвинутых сторонами, предложенных Национальными комитетами либо назначаемых непосредственно Судом, как, например, в случае множественности ответчиков и/или истцов; выбора Национального комитета, которому предстоит предложить кандидатуру единоличного арбитра, председателя Состава арбитража или соарбитра в случае неучастия стороны в производстве; регулирования финансовых аспектов дела; проверки и утверждения арбитражных решений и решений об арбитражных расходах.

Если вопрос, требующий решения, является особо сложным, он может быть вынесен на Пленарную сессию Суда.

Важно отметить, что деятельность Суда носит конфиденциальный характер, который должен соблюдаться и членами Суда, и сотрудниками Секретариата. Согласно Регламенту ни арбитры, ни Суд и его члены, ни ICC и ее сотрудники, ни Национальные комитеты не несут ответственности за упущения в связи с арбитражным производством <22>.

<22> Арбитражный регламент ICC, ст. 34.

Секретариат

Секретариат Суда - это вспомогательный орган, на который возлагается выполнение текущей работы по администрированию арбитражных дел. Официально Секретариат был создан в соответствии с Регламентом ICC 1955 года <23>.

<23> Kuckenburg J. Die Rolle des Sekretariats des Internationalen Schieldsgerichtshofes in ICC-Schields-verfahren / J. Kuckenburg // Festschrift fur Ottoarndt Glossner zum 70. Geburtstag / Hrsg.: A. Plantey [et al.]. Heidelberg: Verl. Recht und Wirtschaft, 1994. S. 177 - 192.

Секретариатом руководят Генеральный Секретарь, его Заместитель и Генеральный Советник <24>.

<24> Арбитражный регламент ICC, приложение II "Внутренний регламент Международного арбитражного суда", ст. 5.

С 1947 по 1973 год Генеральным Секретарем был Фредерик Айсман (Frederic Eisemann) <25>. С мая 2007 года Генеральным Секретарем является Джейсон Фрай (Jason Fry) из Новой Зеландии. Функции его Заместителя исполняет австралиец Саймон Гринберг (Simon Greenberg), назначен в ноябре 2007 года. Генеральный Советник Суда - француз Эммануэль Жоливэ (Emmanuel Jolivet), вступил в должность в июле 2000 года.

<25> Фредерика Айсмана связывает с ICC долгая история. Он начал свою работу в ICC в 1937 г.; в 1947 г. был назначен Генеральным Секретарем Арбитражного суда ICC, в 1969 г. стал директором юридического отдела ICC, а в 1975 г. - Почетным Генеральным Секретарем Арбитражного суда и Советником при Банковской комиссии ICC.

В Секретариате создано восемь отделов, каждый из которых отвечает за работу по делам, в которые вовлечены стороны из определенного региона мира (например, Северная Америка, Азия, Латинская Америка, Франция, Ближний Восток и т.д.). Состав специалистов в отделах, как правило, одинаков: один руководитель, два или три заместителя руководителя и два или три помощника.

Руководство Секретариатом и семь из восьми его отделов расположены в штаб-квартире Суда в Париже. Восьмой отдел Секретариата - Гонконгский - был открыт в ноябре 2008 года. В связи с его открытием в приложение II к Арбитражному регламенту были внесены изменения: в ст. 5 (3) приложения II Секретариат наделен полномочиями учреждать филиалы вне штаб-квартиры ICC.

Необходимо отметить, что отдельный (седьмой) отдел в Секретариате был создан в связи со значительным ростом количества дел со сторонами из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Он также начал свою работу в ноябре 2008 года.

На данный момент сотрудники Секретариата (а это около 80 человек, половина из которых - юристы) представляют более 25 стран и могут вести работу по администрированию дел более чем на 20 языках. Тем не менее рабочими языками Секретариата являются английский и французский. Переписка со сторонами ведется также на испанском и немецком и - в исключительных случаях - на других языках.

Студентам Суд предоставляет возможность стажировки в Секретариате продолжительностью, как правило, 2 месяца.

Регламент ICC: история, особенности, перспективы развития

Суд занимается администрированием арбитражного разрешения споров исключительно в том случае, если стороны договорились о применении Арбитражного регламента ICC.

Регламент содержит нормы, регулирующие основные процессуальные вопросы арбитражного производства: начало производства на основании арбитражной оговорки или соглашения об арбитражном урегулировании уже существующего спора, формирование Состава арбитража, арбитражное разбирательство, одобрение арбитражного решения Судом, расходы.

Сама идея об арбитражном регламенте появилась в начале 1920-х годов, вскоре после основания ICC. В октябре 1920 года Совет ICC принял решение о необходимости изучения вопросов международного коммерческого арбитража, для чего был образован специальный комитет. Этот комитет поручил итальянскому ученому Роберто Поцци подготовить доклад по теме, в котором тот предложил, в частности, создание арбитражного регламента. Его предложение было одобрено, и после нескольких лет работы над текстом Арбитражный регламент официально вступил в силу 19 января 1923 года. Первый вариант Арбитражного регламента уже содержал в себе основные отличительные черты арбитражной системы ICC, такие, как правило о составлении акта о полномочиях Состава арбитража и обязательность проверки арбитражных решений Судом. За первым Арбитражным регламентом последовали еще десять версий этого документа (1927, 1931, 1933, 1935, 1939, 1947, 1955, 1975, 1988 и 1998 годов), отображавшие изменения, которые претерпевал арбитраж при ICC на протяжении 75 лет существования <26>.

<26> Tercier P. ICC Rules of Arbitration: a decade of use / P. Tercier // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2008. Vol. 19. N 1. P. 34 - 35.

Арбитражный регламент в нынешней редакции <27> вступил в силу 1 января 1998 года (не так давно отмечалось его десятилетие). Однако в свете динамики развития и совершенствования международной торговли и инвестиций усложняются и споры в международном арбитраже, что влечет необходимость внесения корректировок и дополнений в Арбитражный регламент. С этой целью в 2009 году была создана специальная рабочая группа по пересмотру Регламента ICC, в которую включены юристы, назначенные Национальными комитетами.

<27> В частности, что в ней принято во внимание возрастание количества дел с участием более двух сторон и включен ряд положений, регулирующих такие "нестандартные" ситуации (напр., ст. 10 "Множественность сторон").

В новой редакции предполагается внести изменения в положения о многостороннем арбитраже и спорах из множественных договоров (так называемые multi-party и multi-contract арбитражные дела); об участии в производстве третьих лиц; о процедуре отзыва дел; о расходах в арбитраже, а также отобразить применение в производстве современных технологий, таких, как электронная почта и электронная система подачи и обмена документами. Планируется, что новый Арбитражный регламент вступит в силу в 2011 году.

Нужно признать, что невозможно предугадать все ситуации, которые могут возникнуть в ходе международного арбитражного разбирательства. Поэтому Регламент предусматривает, что по всем вопросам, прямо в нем не урегулированным, Суд и Состав арбитража действуют в духе Регламента и прилагают все усилия для того, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимым <28>.

<28> Арбитражный регламент ICC, ст. 35.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА ICC

С момента подачи заявления об арбитраже и до направления решения арбитров сторонам Секретариат и Суд работают сообща для выполнения задач, возложенных на них Арбитражным регламентом. Ниже будет рассмотрено, каким образом они исполняют свои функции на каждом этапе арбитражного урегулирования спора. Особенности урегулирования финансовых аспектов дела по Арбитражному регламенту будут рассмотрены далее отдельно.

Предварительный этап: до передачи дела Составу арбитража

Когда новое заявление об арбитраже поступает в Секретариат, Генеральный Секретарь определяет, какой из восьми отделов будет ответственен за работу по делу. При этом учитываются такие факторы, как национальная принадлежность сторон, место и язык арбитража, а также применимое право. Выбор делается в пользу того отдела, специалисты которого имеют наиболее подходящее образование, владеют соответствующими языками и лучше других знакомы с национальными и культурными традициями сторон дела <29>. Каждый из отделов Секретариата одновременно работает приблизительно по 170 - 210 делам, и эта цифра постоянно растет.

<29> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 11.

Получив заявление об арбитраже, сотрудники Секретариата знакомятся с документами и, если заявление подано в достаточном количестве экземпляров, а истцом уплачен требуемый аванс (на данный момент в размере 3000 долларов США), направляют копии заявления и приложенных к нему документов ответчику <30>.

<30> Арбитражный регламент ICC, ст. 4 (5).

С момента получения заявления ответчиком ему дается 30 дней для подготовки отзыва. Этот срок может быть продлен по его ходатайству при условии, что в нем содержатся пояснения ответчика относительно числа арбитров и их выбора, а также о выдвижении кандидатуры арбитра (если это требуется) <31>.

<31> Арбитражный регламент ICC, ст. 5 (1, 2).

До того, как Состав арбитража будет сформирован и дело передано арбитрам, Секретариат выступает главным адресатом сторон по всем вопросам, связанным с процессуальными аспектами урегулирования спора, исполняя роль связующего звена между сторонами и Судом. Все вопросы, которые могут возникнуть на предварительном этапе производства по делу (возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, назначение арбитров, определение места или языка арбитража и т.д.), направляются в Секретариат. В каждом случае, когда Суд должен принять решение по тому или иному вопросу, сотрудники Секретариата готовят краткое изложение фактов и процессуальной истории дела, вопросов, по которым требуется решение Суда, свои рекомендации по сути будущего решения <32>. Суд принимает решения на основании всех заявлений, поданных сторонами.

<32> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 12.

Исключительно важное значение имеет решение Суда относительно продолжения производства по делу в случаях, когда ответчик не направил отзыва на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения. Тогда Суд в соответствии со ст. 6 (2) может принять решение о продолжении производства, если он prima facie убедится в том, что арбитражное соглашение, предусматривающее применение Арбитражного регламента, может существовать между сторонами <33>.

<33> Арбитражный регламент ICC, ст. 6 (2).

Важно отметить, что Регламент не предписывает Суду убедиться в наличии арбитражного соглашения, а только в возможности его существования. Так, например, если сторона спора является преемником прав и обязанностей одной из сторон договора (например, в случае заключения договора цессии либо если компанию представляет ликвидатор в случае ее банкротства), а другая сторона спора подает возражения, то Суд проверяет только возможность существования арбитражного соглашения. Окончательное же решение по этому поводу принимается уже самим Составом арбитража. В случае положительного решения о продолжении производства любое решение о компетенции Состава арбитража принимается самими арбитрами - Суд не обладает полномочиями предрешать вопрос о допустимости или обоснованности возражений сторон <34>.

<34> Арбитражный регламент ICC, ст. 6 (2).

Если одна из сторон не принимает участия в арбитраже, то арбитражное производство может продолжаться несмотря на ее неучастие <35>. В этом случае Суд принимает решение о продолжении производства, а Состав арбитража - о своей компетенции рассматривать спор в соответствии со ст. 6 (2).

<35> Арбитражный регламент ICC, ст. 6 (3).

Одной из ключевых функций Суда является утверждение и назначение арбитров <36>. Кандидатуры арбитров, выдвинутые сторонами или иными лицами в соответствии со специальными соглашениями сторон, утверждаются Судом или Генеральным Секретарем <37>. Последний может утвердить арбитров только при условии, что они представили заявление о независимости без каких-либо оговорок либо если сделанные оговорки не вызывают никаких возражений сторон <38>. В отличие от некоторых других арбитражных институций Суд не назначает арбитров из заранее сформированного и утвержденного списка кандидатов. Поэтому арбитры, назначаемые Судом, не состоят членами "закрытого клуба" и шанс получить назначение есть у каждого специалиста в определенной области, обладающего нужной квалификацией и хорошей профессиональной репутацией. Арбитру не обязательно (хотя желательно) иметь юридическое образование. Так, например, в случае строительных споров нередки ситуации, когда один из арбитров - инженер.

<36> Вопросы назначения и утверждения арбитров детально освещены в недавней статье Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря Суда: Fry J. The Arbitral Tribunal: applications of Articles 7 - 12 of the ICC Rules in recent cases / J. Fry, S. Greenberg // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2009. Vol. 20. N 2. P. 12 - 23.
<37> Арбитражный регламент ICC, ст. 9 (1, 2).
<38> Арбитражный регламент ICC, ст. 9 (2).

Если сторона или стороны не воспользовались своим правом назначения арбитров, их назначает Суд. При назначении арбитра от имени стороны Суд обращается за предложением относительно кандидатуры арбитра в Национальный комитет государства, к которому принадлежит эта сторона <39>. Если же речь идет о назначении Судом единоличного арбитра или председателя состава арбитража, то оно производится в соответствии с предложением того Национального комитета, который выберет Суд <40>.

<39> Арбитражный регламент ICC, ст. 9 (6).
<40> Арбитражный регламент ICC, ст. 9 (3).

При утверждении или назначении арбитров Суд и Генеральный Секретарь принимают во внимание гражданство арбитра, его местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны и другие арбитры, а также занятость арбитра и его/ее возможности вести арбитражное разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом <41>. О важности для Суда меры занятости кандидата на должность арбитра и его возможности предоставить необходимое время свидетельствует то обстоятельство, что в 2009 году Суд утвердил новую форму о согласии кандидата, помимо формы о его независимости от сторон, заполнить форму о наличии у него времени на рассмотрение дела (англ. - availability), заполнить которую должен каждый кандидат <42>. Заполненные формы предоставляются для ознакомления сторонам до утверждения арбитров. Таким образом, у каждой стороны есть возможность высказать возражения против утверждения кандидатуры арбитра на основе оправданных сомнений в его/ее независимости или чрезмерной занятости.

<41> Арбитражный регламент ICC, ст. 9 (1).
<42> Introduction of new Statement of Acceptance, Availability and Independence for arbitrators // International Court of Arbitration [Electronic resource] / ICC. The world business organization: http:// www.iccwbo.org/ court/ arbitration/ index.html?id=34688 (дата посещения - 04.06.2010).

В случае многостороннего арбитража со стороны истца либо ответчика и если спор подлежит рассмотрению тремя арбитрами, то каждая сторона, независимо от количества лиц, должна совместно выдвинуть кандидатуру арбитра для утверждения Судом либо Генеральным Секретарем. Если такого совместного выдвижения кандидатуры не состоялось, а также если стороны не могут согласовать между собой порядок формирования Состава арбитража, Суд уполномочен назначить каждого члена Состава арбитража, а одного из них назначить председателем <43>.

<43> Арбитражный регламент ICC, ст. 10 (1, 2).

Еще одним важным полномочием Суда является принятие решений об установлении места арбитража, если оно не было согласовано сторонами <44>. Необходимо отметить, что местом арбитража должен выступать город, а не страна. Во всех случаях Суд пытается выбрать нейтральный город, всегда, однако, руководствуясь пожеланиями сторон.

<44> Арбитражный регламент ICC, ст. 14 (1).

Выбор места арбитража сторонами либо его определение Судом не означают, что все слушания и встречи арбитров должны происходить только в этом месте. После консультаций со сторонами Состав арбитража может принять решение о проведении слушаний и заседаний в любом месте, которое посчитает подходящим <45>. Но последнее слово в этом вопросе остается за сторонами: если они договорятся о том, что заседания должны проходить только в месте арбитража, Состав арбитража обязан следовать их соглашению. Что же касается проведения внутренних совещаний Состава арбитража, то они могут проходить в любом подходящем для арбитров месте <46>. При этом арбитражные решения считаются вынесенными в установленном месте арбитража <47>.

<45> Арбитражный регламент ICC, ст. 14 (2).
<46> Арбитражный регламент ICC, ст. 14 (3).
<47> Арбитражный регламент ICC, ст. 25 (3).

Нередко стороны в арбитражной оговорке не реализуют свое право согласовать язык арбитражного производства и право, применимое к существу спора, а после возникновения спора они зачастую уже просто не могут прийти к компромиссу по данным вопросам. В таких случаях Суд не имеет полномочий определять язык либо право. Соответствующие решения являются компетенцией Состава арбитража, который принимает их только после того, как сторонам была дана возможность высказать свое мнение по данным вопросам <48>.

<48> Арбитражный регламент ICC, ст. 16 и 17.

Основной этап: после передачи дела Составу арбитража

После того, как Состав арбитража сформирован, и при условии оплаты предварительного аванса для покрытия арбитражных расходов Секретариат направляет материалы дела арбитрам <49>.

<49> Арбитражный регламент ICC, ст. 13.

Их первоначальной задачей является составление акта о полномочиях арбитров - документа, который определяет полномочия арбитров по делу и содержит, кроме прочего, наименования и описания сторон, краткое изложение их требований, а также решений, которые они желают получить, перечень вопросов, подлежащих разрешению, и детали относительно применимых процессуальных правил <50>.

<50> Арбитражный регламент ICC, ст. 18 (1). См. также: Lazareff S. Terms of reference / S. Lazareff // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2006. Vol. 17. N 1. P. 21 - 32.

Общие процессуальные правила, применимые к арбитражному разбирательству, содержатся в Регламенте ICC. Однако по вопросам, в нем не урегулированным, они могут быть установлены сторонами. Если стороны не установили такие правила, их может определить Состав арбитража со ссылкой или без на процессуальные нормы национального законодательства, которое применяется к арбитражу <51>.

<51> Арбитражный регламент ICC, ст. 15 (1).

Состав арбитража обязан направить Суду Акт о полномочиях арбитров, подписанный им и сторонами, в течение двух месяцев с момента передачи ему дела Секретариатом. Однако этот срок может быть продлен Судом по мотивированной просьбе Состава арбитража либо по собственной инициативе Суда <52>.

<52> Арбитражный регламент ICC, ст. 18 (2).

Стороны принимают непосредственное участие в составлении акта о полномочиях арбитров. На практике Состав арбитража, как правило, предоставляет сторонам заранее согласованный арбитрами проект документа, предлагая самостоятельно заполнить свою часть, где речь идет об их позициях и требованиях.

Подписание акта о полномочиях арбитров может осуществляться либо при непосредственном участии сторон и членов Состава арбитража, либо заочно (т.е. по почте).

Если одна из сторон отказалась участвовать в составлении акта о полномочиях арбитров либо его подписании, этот документ утверждается Судом <53>. В таком случае, в соответствии с практикой Секретариата, его сотрудники проверяют проект акта о полномочиях арбитров, разработанный арбитрами, до его подписания, что позволяет выявить в нем ошибки и несоответствия Арбитражному регламенту. Например, при неучастии одной стороны необходимо избегать ссылок на соглашение сторон (например, что стороны не оспаривают компетенцию Состава арбитража), т.к. таковое соглашение не может существовать при неучастии одной из сторон.

<53> Арбитражный регламент ICC, ст. 18 (3).

Во время либо сразу после составления акта о полномочиях и после консультаций со сторонами Состав арбитража разрабатывает ориентировочный график производства по делу, где устанавливает, в какие сроки стороны должны подать полное исковое заявление (англ. - Statement of Claim), отзыв на иск (англ. - Statement of Defence) и другие документы, когда будут проводиться слушания и приблизительно в какой срок стоит ожидать вынесения арбитражного решения. График помогает лучше структурировать производство по делу, а также мотивирует арбитров и стороны совершать все процессуальные действия вовремя. Он направляется сторонам и Суду, как и любое его изменение <54>.

<54> Арбитражный регламент ICC, ст. 18 (4).

Еще одной важной функцией Суда является принятие решений об отводе арбитров и их замене. В соответствии со ст. 11 Арбитражного регламента каждая сторона имеет право заявить требование об отводе арбитра, если у нее есть мотивы утверждать, что арбитр не является независимым <55>, либо другие. Отвод должен быть направлен стороной в течение 30 дней с момента получения уведомления о назначении или утверждении арбитра либо в течение такого же срока с момента, когда она узнала о фактах или обстоятельствах, на которых базируется требование. Свое требование сторона подает в Секретариат в виде письменного заявления, в котором указываются основания для отвода.

<55> Whitesell A.M. Independence in ICC Arbitration: ICC Court Practice concerning the Appointment, Confirmation, Challenge and Replacement of Arbitrators / A.M. Whitesell // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2008. Spec. Suppl. 2007: Independence of arbitrators. P. 26.

Прежде чем принять решение относительно требуемого отвода, Секретариат предоставляет возможность арбитру, против которого он заявлен, другой стороне спора и другим членам Состава арбитража прокомментировать ситуацию. Поскольку вопрос об отводе арбитра является нестандартной ситуацией, которая в любом случае серьезно влияет на дальнейший ход производства по делу, каждое требование об отводе рассматривается на Пленарной сессии Суда. Решение принимается членами Суда после ознакомления с докладом по делу, подготовленным одним из них <56>, и согласно ст. 7 (4) Регламента мотивы такого решения не сообщаются. Следует отметить, что Суд в своей работе не связан Руководящими принципами Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже <57>.

<56> Вопросы отвода и замены арбитров были детально освещены в недавней статье Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря Суда: Fry J. The Arbitral Tribunal: applications of Articles 7 - 12 of the ICC Rules in recent cases / J. Fry, S. Greenberg // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2009. Vol. 20. N 2. P. 23 - 32.
<57> Руководящие принципы Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже / Одобрены Советом Международной ассоциации юристов 22.05.2004 // IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration [Electronic resource] / International Bar Association: http:// www.ibanet.org/ Publications/ publications_ IBA_ guides_ and_ free_ materials.aspx (дата посещения - 31.05.2010). См. также: Greenberg S., Feris J.R. References to the IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration ("IBA Guidelines") when Deciding on Arbitrator Independence in ICC Cases / S. Greenberg, J.R. Feris // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2009. Vol. 20. N 2. P. 33 - 40.

Когда Суд удовлетворяет требование об отводе арбитра, а также в случае самоотвода арбитра встает вопрос о его замене. Кроме того, замена требуется в случае смерти арбитра, на основании просьбы сторон спора либо если Суд пришел к выводу, что арбитр de jure или de facto не способен выполнять свои обязанности, не выполняет их в соответствии с Арбитражным регламентом или в установленные сроки <58>.

<58> Арбитражный регламент ICC, ст. 12 (1, 2).

После принятия решения о необходимости замены арбитра Суд также решает, нужно ли повторять процедуру выдвижения кандидата стороной (если она имела место ранее) или арбитр будет назначен непосредственно Судом <59>. Вновь сформированный Состав арбитража может принять решение о полном или частичном повторении производства по делу, чтобы дать новому арбитру возможность в достаточной мере ознакомиться с делом <60>.

<59> Арбитражный регламент ICC, ст. 12 (4).
<60> Арбитражный регламент ICC, ст. 12 (4).

Заключительный этап: проверка и одобрение арбитражного решения

Проверка решений, вынесенных арбитрами в соответствии с Арбитражным регламентом, является наиболее отличительной составляющей "пакета услуг", предоставляемых Судом ICC участникам международной торговли. Проверка решений является обязательным требованием Регламента, и стороны не вправе отказаться от нее. В своем недавнем интервью изданию "Global Arbitration Review" нынешний Генеральный Секретарь Суда Джейсон Фрай (Jason Fry) отметил, что процедура проверки арбитражных решений, предусмотренная ст. 27 Арбитражного регламента, находится "в сердце арбитража при ICC" <61>.

<61> Fry J. The ICC under scrutiny: [an interview with Jason Fry, 27 Oct. 2009] / J. Fry, interview by A. Ross // Global Arbitration Rev. [Electronic resource], 2009. Vol. 4. Iss. 5 (28 Oct.): http:// www.globalarbitrationreview.com/ news/ article/ 19206/ the- icc- scrutiny- interview- jason- fry/ (дата посещения - 20.04.2010).

Процедура проверки проходит следующим образом. После составления проекта арбитражного решения (будь то предварительное, частичное, окончательное решение либо решение на согласованных условиях) <62> Состав арбитража направляет его в отдел Секретариата, ведущий дело. Как правило, первичная проверка решения проводится руководителем этого отдела. После этого проект направляется Генеральному Секретарю либо лицу, его замещающему. Далее проект решения и его подробное описание представляются Суду для рассмотрения на еженедельной сессии Комитета Суда либо на ежемесячной Пленарной сессии. Как уже отмечалось ранее, на Пленарное заседание выносятся все дела с участием государств, дела, в которых один из арбитров подал особое мнение, а также особо сложные дела. В процессе подготовки к Пленарной сессии один из членов Суда внимательно изучает решение и составляет письменный доклад по его содержанию, в который включаются выводы и рекомендации докладчика <63>.

<62> Арбитражный регламент ICC, ст. 2 (iii) и 27.
<63> Tercier P. ICC Rules of Arbitration: a decade of use / P. Tercier // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2008. Vol. 19. N 1. P. 44.

При рассмотрении проекта решения у Суда есть три варианта: "одобрить проект", "не одобрить проект" и "одобрить проект с рекомендацией внести определенные коррективы". Подавляющее большинство решений принимается с условием, что они будут соответствующим образом исправлены.

Суд может рекомендовать внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы Состава арбитража в принятии решения, обратить его внимание на вопросы относительно сути дела <64>. Регламент не оговаривает, что подразумевается под "формой" и "сутью" дела. Однако, например, правильное указание сторон дела, необходимость принятия решения о компетенции Состава арбитража в случае, если по этому вопросу одной из сторон было высказано возражение, ответ арбитров на все поставленные перед ними вопросы, а также правильность указания процентных ставок и математических вычислений, безусловно, понимаются как "комментарии по форме". К тому же Суд проверяет, чтобы каждое решение Состава арбитража было мотивированным <65>, если только стороны не договорились о наделении арбитров полномочиями amiable compositeur <66>.

<64> Арбитражный регламент ICC, ст. 27.
<65> Арбитражный регламент ICC, ст. 25 (2).
<66> Арбитражный регламент ICC, ст. 17 (3).

После одобрения проекта Судом решение подписывается Составом арбитража и направляется Секретариату, который рассылает его сторонам <67>.

<67> Арбитражный регламент ICC, ст. 28 (1).

Какие преимущества дает процедура обязательной проверки проекта каждого арбитражного решения Секретариатом и Судом? Они многочисленны. В процессе проверки с проектом работают опытные юристы, никоим образом не заинтересованные в исходе дела. При внимательном изучении документа они могут выявить такие ошибки, как, например, несоответствие определенных положений решения Арбитражному регламенту. Замечания и комментарии Секретариата и Суда способствуют улучшению качества решений, а также повышают их устойчивость к попыткам их отмены и отказу в признании и приведении в исполнение <68>.

<68> Kirby J. The ICC Court: a behind-the-scenes look / J. Kirby // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2005. Vol. 16. N 2. P. 16.

Кроме того, важно отметить, что у сторон есть право ходатайствовать об исправлении описок, ошибок в подсчетах и опечаток либо других аналогичных ошибок, допущенных в арбитражном решении, а также о толковании арбитражного решения Составом арбитража. В соответствии со ст. 29 (2) Регламента ICC заинтересованная сторона имеет 30 дней с момента получения ею арбитражного решения на то, чтобы подать такое ходатайство в Секретариат. Ходатайство передается Составу арбитража, который предоставляет другой стороне время (как правило, не более 30 дней) для подготовки своего комментария относительно сложившейся ситуации.

Независимо от того, решит Состав арбитража внести исправления или дать толкование арбитражного решения либо не делать этого, он должен представить проект своего решения Суду не позднее 30 дней с момента истечения срока предоставления комментариев другой стороной или в течение другого срока, установленного Судом. Если Состав арбитража вносит исправления или предоставляет толкование арбитражного решения, то его решение по этому поводу оформляется как дополнение и является частью вынесенного ранее арбитражного решения <69>. Соответственно, Суд обязан осуществить проверку и одобрить решение в соответствии со ст. 27 Регламента ICC. Это же относится и к решению Состава арбитража не вносить исправления и/или не предоставлять толкования арбитражного решения.

<69> Арбитражный регламент ICC, ст. 29 (3).

Финансовый аспект

Одним из существенных преимуществ институционального арбитража по сравнению с арбитражем ad hoc является контроль арбитражной институции над расходами в ходе арбитражного производства. В Арбитражном регламенте ICC финансовому аспекту уделяется особое внимание. Контроль над расходами в соответствии с Арбитражным регламентом включает в себя четыре основных этапа.

Во-первых, Регламентом установлен аванс, подлежащий уплате истцом при подаче заявления о возбуждении арбитражного производства, сумма которого является фиксированной и составляет на данный момент 3000 долларов США <70>. Эти средства не возмещаются истцу и зачисляются в его долю в авансе на административные расходы.

<70> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 1 (1). См. новые изменения, вступившие в силу с 1 мая 2010 года: ICC announces revision of arbitration costs // International Court of Arbitration [Electronic resource] / ICC. The world business organization, 2010: http:// www.iccwbo.org/ court/ arbitration/ index.html?id=35955 (дата посещения - 02.06.2010).


Во-вторых, после того как заявление об арбитраже получено Секретариатом, Генеральный Секретарь устанавливает предварительный аванс. Предварительный аванс уплачивается, как правило, истцом <71>, и его уплата является условием, без выполнения которого Секретариат не передаст дело сформированному Составу арбитража. Предварительный аванс устанавливается в объеме, необходимом для покрытия административных расходов Суда ICC, гонораров и расходов членов Состава арбитража до момента составления акта о полномочиях арбитров. Если цена иска не указана, предварительный аванс на данном этапе определяется по усмотрению Генерального Секретаря <72>.

<71> Арбитражный регламент ICC, ст. 30 (1).
<72> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 1 (2).

В-третьих, вскоре после установления предварительного аванса Генеральным Секретарем Суд определяет предположительный бюджет арбитражного производства, именуемый авансом на арбитражные расходы. Суд устанавливает сумму аванса, которая была бы достаточной для покрытия как гонораров и расходов арбитров, так и административных расходов ICC <73>. При определении размера аванса на арбитражные расходы Суд исходит из суммы спора, количества арбитров, которые буду рассматривать спор <74>, а также предполагаемых расходов арбитров <75>.

<73> Арбитражный регламент ICC, ст. 30 (2).
<74> Порядок расчета административных расходов и гонораров арбитров отображен в шкале, которую можно найти в приложении III к Арбитражному регламенту ICC "Арбитражные расходы и гонорары".
<75> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 2 (1).

Чтобы заранее рассчитать приблизительный размер аванса, который может быть установлен для их дела, сторонам достаточно воспользоваться услугой "калькулятор" на сайте Суда (http://www.iccwbo.org/court). Для этого нужно ввести только сумму спора и указать количество арбитров. Следует подчеркнуть, что рассчитанная таким образом сумма может отличаться от размера аванса, который будет впоследствии установлен Судом, т.к. не включает в себя предварительной суммы предполагаемых расходов арбитров.

Обычно Суд устанавливает общий аванс на всю сумму спора. В то же время Суд обладает полномочиями устанавливать и отдельные авансы для требований и встречных требований, если какая-то сторона заявит такую просьбу <76>. В таком случае каждая из них обязана уплатить отдельный аванс, установленный для ее требований или встречных требований.

<76> Арбитражный регламент ICC, ст. 30 (2).

Если аванс не уплачен сторонами либо стороной, то после обсуждения вопроса с Составом арбитража Генеральный Секретарь имеет право предложить арбитрам приостановить работу над делом и установить срок не менее 15 дней для выполнения сторонами своих обязательств по уплате аванса. Если стороны или сторона не выполнят требования об оплате в установленный срок, в том числе если одна из сторон не пожелает оплатить долю аванса другой не уплатившей стороны, то соответствующие требования или встречные требования считаются отозванными <77>. Отзыв требований не лишает заинтересованную сторону права предъявить их позднее в другом производстве <78>.

<77> Арбитражный регламент ICC, ст. 30 (4).
<78> Там же.

Суд может скорректировать сумму аванса на арбитражные расходы на любой стадии производства по делу <79>. Причинами такой корректировки могут быть разные факторы: изменение суммы спора, изменения в суммах предполагаемых расходов арбитров либо выявленные сложности в рассмотрении дела <80>.

<79> Арбитражный регламент ICC, ст. 30 (2).
<80> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 1 (10).

Последним, четвертым, этапом контроля Суда над финансовым аспектом дела является принятие решения об арбитражных расходах. Общая сумма арбитражных расходов включает гонорары и расходы арбитров, административные расходы ICC, а также разумные расходы на представителей сторон и иные расходы, которые стороны понесли в ходе производства по делу <81>, как, например, гонорары и расходы экспертов, назначенных Составом арбитража. Когда производство по делу завершается (например, при одобрении Судом проекта окончательного решения Состава арбитража или Арбитражного решения на согласованных условиях (англ. - award by consent) либо в случае отзывы дела (англ. - with drawal)), Суд утверждает окончательную сумму гонораров и расходов арбитров, а также административных расходов ICC <82>. Суд устанавливает гонорары арбитров в соответствии со шкалой административных расходов и гонорара арбитра или по собственному усмотрению, если сумма спора не указана <83>.

<81> Арбитражный регламент ICC, ст. 31 (1).
<82> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 2 (1, 2, 3).
<83> Арбитражный регламент ICC, приложение III "Арбитражные расходы и гонорары", ст. 2 (1).


Решение о том, какая из сторон должна нести арбитражные расходы, установленные Судом, и в какой пропорции, а также относительно оплаты расходов на представительство сторон и иных расходов, как, например, гонорары и расходы экспертов, назначенных Составом арбитража и т.д., принимается непосредственно Составом арбитража в его окончательном решении по делу <84>. Нередко Состав арбитража решает применить принцип "Расходы следуют за событием" (англ. - costs follow the event) и предписывает проигравшей стороне нести большую часть - если не всю сумму - арбитражных расходов.

<84> Арбитражный регламент ICC, ст. 31 (3).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА В ЦИФРАХ: КЛЮЧЕВАЯ СТАТИСТИКА

Суд прилагает большие усилия для предоставления качественных услуг по администрированию урегулирования коммерческих споров. Поэтому не удивительно, что количество дел, регистрируемых Секретариатом, растет с каждым годом. Правда и в том, что прирост дел в 2009 году можно частично объяснить общей кризисной ситуацией в мировом бизнесе.

Так, в 2009 году в Секретариат поступило 817 заявлений об арбитраже, по сравнению с 663 заявлениями, поданными в предыдущем 2008 году <85>. Количество сторон-участниц по вновь поступившим делам за один год возросло с 1758 до 2095.

<85> Facts and Figures on ICC Arbitration - 2009 Statistical Report [Electronic resource] / ICC. The world business organization: http:// www.iccwbo.org/ court/ arbitration/ index.html?id=34704 (дата посещения - 05.04.2010); 2008 Statistical Report // ICC Intern. Court of Arbitration Bull. 2009. Vol. 20. N 1. P. 5. Перевод на русский язык см.: Статистический отчет Международного арбитражного суда МТП за 2008 г. // Третейский суд. 2010. N 2. С. 134 - 152.

В 2009 году Секретариат зарегистрировал споры со сторонами из 128 стран и независимых территорий, что говорит о глобальной популярности арбитража по Регламенту ICC. В 9,5% зарегистрированных в 2009 году дел стороной выступало государство либо государственное предприятие. Официальным местом арбитража по Регламенту ICC в 2009 году стали 53 страны. Арбитры 73 национальностей были утверждены либо назначены членами Состава арбитража в соответствии с Регламентом.

За год было вынесено 415 арбитражных решений. По официальной статистике предыдущего 2009 года наиболее часто регистрировались новые дела по спорам в таких отраслях, как строительство (15,5%), энергетика (9,8%), финансы и страхование (9,4%), телекоммуникации и информационные технологии (7,7%), транспорт (6,0%), общая торговля и поставки (5,6%), продажа промышленного оборудования (5,3%).

АРБИТРАЖ ПО РЕГЛАМЕНТУ ICC В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИИ И СНГ

Центральная и Восточная Европа, Россия и страны СНГ - регион, очень перспективный с точки зрения развития международного коммерческого арбитража. В силу различных обстоятельств популярность арбитража по Регламенту ICC в странах этого региона еще не настолько высока, как, например, в Северной и Западной Европе, однако статистические показатели говорят о положительных тенденциях.

К примеру, в 2009 году 12,8% сторон по новым арбитражным делам были из стран Центральной и Восточной Европы, 268 лиц, зарегистрированных в этих странах, выступили истцами или ответчиками. Это более чем на 60 больше по сравнению с предыдущим 2008 годом. Для сравнения: Северная и Западная Европа в 2009 году были представлены 40,9% сторон (857 лиц), а Латинская Америка и Карибский регион - 11,5% (241 лицо).



Нужно отметить, что споры с участием сторон из стран Центральной и Восточной Европы имеют определенную специфику. Так, вследствие пребывания экономик этих стран на этапе переходного периода в последние десятилетия нередки споры, касающиеся проектов, финансируемых международными фондами (например, займы, предоставляемые структурными фондами Европейского союза, ЕБРР, Всемирным Банком, МВФ и другими организациями под строительные проекты), а также вытекающие из приватизационных проектов.

Вследствие роста популярности арбитража по Регламенту ICC в этом регионе осенью 2008 года было принято решение о создании отдела Секретариата, ориентированного на работу по делам со сторонами из стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ. Юристы отдела имеют качественное профильное образование и большой опыт работы в сфере международного коммерческого права и арбитража. Они могут общаться со сторонами и арбитрами на английском, испанском, итальянском, латышском, немецком, русском, румынском и французском языках.

В заключение отметим, что на протяжении более чем 85 лет со дня своего основания Суд ICC был и остается ведущей арбитражной институцией. В чем секрет его стабильного успеха на мировом рынке услуг альтернативного урегулирования коммерческих споров? Возможно, в том, что деятельность и принципы работы Суда и Секретариата соединяют в себе несочетаемые на первый взгляд черты: приверженность традициям, но в то же время умение адаптироваться к новым реалиям и постоянное стремление к обновлению для того, чтобы отвечать возрастающим запросам участников международной торговли.

Именно потребности пользователей услуг Суда - коммерческих организаций из различных регионов мира, а также государств и государственных предприятий - являются ключевым фактором и стимулом его развития и совершенствования.

Так, в ответ на растущие нужды бизнес-сообществ в 2008 году при Палате был создан специальный Центр для проведения арбитражных слушаний и мирового разрешения споров <86>. Инициатива организации Центра пользуется большим успехом, что задает дальнейшую положительную динамику его развития. Кроме того, в ICC имеется богатая библиотека, материалы которой посвящены разрешению споров. ICC предоставляет онлайн доступ к различным документам, включая выдержки и сводки из более чем 450 арбитражных решений, и возможность проконсультироваться в соответствии с Руководством по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений, принятым в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года <87>.

<86> ICC Hearing Centre [Electronicresource]. Paris: http://www.icchearingcentre.org/ (дата посещения - 04.06.2010).
<87> The ICC Dispute Resolution Library [Electronic resource] / ICC. The world business organization: http://www.iccdrl.com/ (дата посещения - 04.06.2010).

Суд постоянно совершенствуется, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. Одной из наиболее важных современных задач является борьба за привлечение новых видов арбитражных споров, в первую очередь - инвестиционных. Поэтому в рамках Арбитражной комиссии ICC создана Рабочая группа по арбитражу с государствами и государственными предприятиями. Параллельно работу ведет проектная группа, разрабатывающая Методические рекомендации по проведению экспертных слушаний в арбитражах ICC (Guideliens for ICC expertise proceedings), а также проектная группа по подготовке пособия Предоставление документов в электронном виде в арбитраже (Production of Electronic Documents in Arbitration).



Чтобы успешно разрешать эти и другие проблемы, ICC ведет работу над усовершенствованием своего Арбитражного регламента, новая версия которого должна вступить в силу уже в следующем году.