Мудрый Юрист

Специфика регистрации средства массовой информации

А.В. ДОЛГОВА

Долгова Анастасия Васильевна, юрист, ООО "Деловой Город (юриспруденция)".

Статья отвечает на вопрос: как юридически верно провести процедуру регистрации средства массовой информации: журнала, газеты и т.д.?

  1. Обязанность регистрации средства массовой информации.

Прежде всего, необходимо понимать, что определенная (не вся!) издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после ее регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Такое понятие, как "иная форма периодического распространения массовой информации", законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.

Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать объект в качестве средства массовой информации:

  1. объект - это печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  2. предназначение объекта для неограниченного круга лиц;
  3. наличие постоянного названия;
  4. определенная периодичность выхода в свет (эфир) (не реже одного раза в год).

Теперь попробуем сформулировать более доступное для понимания лиц, не обремененных глубокими познаниями в области юриспруденции, определение. Итак, средство массовой информации - это сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, публикуемые в любой форме при условии определенной периодичности.

Например, к средствам массовой информации не относится выпуск таких печатных изданий, как книга. Но в то же время если это серия книг, выпускаемых под единым названием, и планируемая к изданию с определенной периодичностью (не реже одного раза в год), то в совокупности такая серия формально приобретает все признаки средства массовой информации. В то же время, если эта печатная серия предназначена для распространения по "закрытой" подписке среди заранее известного и ограниченного списка лиц, объект вновь перестает быть средством массовой информации.

  1. Какие средства массовой информации не требуют регистрации.

В соответствии со статьей 12 Закона о СМИ не требуется регистрация:

  1. средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  2. периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
  3. радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченных помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов;
  4. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Тот факт, что законодатель отказывает перечисленным СМИ в регистрации, не освобождает их от самого статуса средства массовой информации и, соответственно, от соблюдения всех сопутствующих этому статусу обязанностей.

  1. Уполномоченный орган при регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации и/или за ее пределами, подается в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

На сегодняшний день указанный орган переименован. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" уполномоченная служба именуется как "Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)".

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта России или территории муниципального образования, подается в соответствующие территориальные органы Роскомнадзора.

  1. Требования, предъявляемые к учредителю СМИ.

В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

  1. гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
  2. объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  3. гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Также в соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Роскомнадзором государственной функции "Регистрация средств массовой информации", утвержденного Приказом данной Службы от 22 октября 2007 г. N 315 (далее - Административный регламент), учредителем (соучредителем) СМИ может быть также и орган местного самоуправления. Административный регламент также устанавливает и дополнительные ограничения. В соответствии с подпунктом 13.4 Регламента не могут выступать учредителем СМИ:

Здесь следует отметить, что в соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Следовательно, Закон о СМИ имеет большую юридическую силу, чем Административный регламент.

Административный регламент является нормативным правовым актом, издаваемым на основе и во исполнение закона. Он может конкретизировать нормы закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должен соответствовать и не противоречить закону. Он являются средством реализации законодательных норм, а значит, положения, устанавливающие дополнительные требования к учредителям СМИ, незаконны и недействительны.

Тем не менее здесь и далее дополнительные требования Административного регламента будут нами указываться, так как сотрудники Роскомнадзора, как и любые чиновники России, склонны исполнять указания вышестоящего органа без анализа их правомерности.

  1. Документы, необходимые для регистрации средства массовой информации.

5.1. Документы, которые требуются в соответствии с нормативными актами.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляются в следующем составе: заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. В противоречие статье 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, в соответствии с пунктом 31 Административного регламента:

  1. заявитель - юридическое лицо представляет:
  1. заявитель - индивидуальный предприниматель:
  1. заявитель - физическое лицо:
  1. заявитель - иностранное юридическое лицо:
  1. в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, представляется доверенность.

5.2. Дополнительные документы.

Как показывает практика работы нашей компании с регистрирующим органом, чиновники также требуют представить следующий комплект документов:

для учредителя - юридического лица:

Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ - она должны быть датирована не позднее, чем за один месяц до даты представления.

Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.

В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется представить документ, подтверждающий право на товарный знак.

Для средств массовой информации эротического характера необходимо представить оригинал-макет предполагаемого издания.

Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:

  1. письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции;
  2. письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: "Российская Федерация", "Россия", "российский" и их производных (при их наличии в названии СМИ);
  3. письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них);
  4. письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).
  5. Что должно быть указано в заявлении на регистрацию средства массовой информации.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

  1. сведения об учредителе (соучредителях);
  2. название средства массовой информации;
  3. язык (языки);
  4. адрес редакции;
  5. форма периодического распространения массовой информации;
  6. предполагаемая территория распространения продукции;
  7. примерная тематика и (или) специализация;
  8. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
  9. источники финансирования;
  10. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Данный перечень сведений представлен и в форме заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой к представлению уполномоченным органом.

В соответствии с требованием пункта 4 статьи 13 Закона о СМИ название регистрируемого средства массовой информации должно быть уникальным для указанной заявителем формы распространения СМИ.

Статьей 2 Закона о СМИ определены следующие традиционные формы периодического распространения средства массовой информации:

  1. периодические печатные издания в виде газеты, журнала, бюллетеня, альманаха, сборника;
  2. радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа.

Как уже говорилось выше, перечень форм периодического распространения СМИ остается открытым. Практика применения законодательства о СМИ ввела в оборот следующие понятия: электронное периодическое издание (веб-сайт), информационное агентство.

При заполнении графы "Тематика и (или) специализация" регистрирующий орган предлагает руководствоваться следующим тематическим списком: информационная (с уточнением характера информации), специализированная информационная (данная тематика и (или) специализация в настоящее время используется только для эротических и рекламных СМИ), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, детская, спортивная, музыкальная, развлекательная, художественные (игровые) кинофильмы, религиозная, рекламная, эротическая.

Данный перечень носит рекомендательный характер, возможен выбор двух и более тематик и (или) специализаций.

По требованию регистрирующего органа в заявлении о регистрации СМИ, которые не специализируются на рекламных сообщениях, дополнительно указывается объем рекламы (в процентном соотношении). Так, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" объем рекламы для периодических печатных изданий должен составлять не более сорока процентов объема одного номера периодического печатного издания (статья 16), в отношении телепрограммы - не более пятнадцати процентов (пункт 3 статьи 14), в отношении радиотрансляции - не более пятнадцати процентов (пункт 8 статьи 15).

  1. Государственная пошлина за регистрацию средства массовой информации.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ к заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В соответствии с порядком регистрации (перерегистрации) СМИ, принятым в Управлении разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, приложить необходимо именно оригиналы платежных документов с отметкой банка об оплате госпошлины. Платежный документ должен содержать точное указание названия и формы распространения средства массовой информации, за регистрацию которого производится оплата.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее - НК РФ) за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

    Форма распространения СМИ:     
      Территория распространения:    
    два и более   
субъекта РФ, за
пределами РФ
(пункт 11 части 1
статьи 333.33 НК
РФ), руб.
 один субъект РФ, 
район, город, иной
населенный пункт,
район в городе,
микрорайон
(пункт 12 части 1
статьи 333.33
НК РФ), руб.
периодическое печатное издание     
       4000       
       2000       
информационное агентство           
       4800       
       2400       
иное средство массовой информации  
       6000       
       3000       

При этом в соответствии с частью 3 статьи 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

  1. при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
  2. при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
  3. при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.
  4. Срок регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ и пунктом 27 Административного регламента регистрация СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Ускорение данного срока не предусмотрено.

  1. Причины отказа в регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 13 Закона о СМИ отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

  1. если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации;
  2. если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  3. если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Это означает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (абзац 1 статьи 4 Закона о СМИ);
  4. если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Указанная статья также определяет, что заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата в следующих случаях:

  1. если заявление подано с нарушением требований подачи в соответствующий регистрирующий орган или в заявлении не указаны необходимые сведения, установленные законодательством о средствах массовой информации;
  2. если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
  3. если не уплачена государственная пошлина.
  4. Процедура регистрации СМИ, принятая в Роскомнадзоре.

Регистрация СМИ осуществляется в несколько этапов. В соответствии с приложением N 9 Административного регламента процедура регистрации СМИ выглядит следующим образом:

  1. заявитель собирает и подает документы на регистрацию СМИ;
  2. в приемной при подаче документов выдают уведомление о поступлении пакета документов;
  3. регистрация пакета документов - 2 дня;
  4. назначение ответственного за регистрацию СМИ - 3 дня;
  5. проверка комплектности и правильности заполнения документов - 15 дней;
  6. проверка повтора или сходства названия - 1 день.

Если недостатки не выявлены, то:

  1. подготовка документов для оформления свидетельства;
  2. заявление на заключение и контрольный экземпляр свидетельства;
  3. подготовка свидетельства о регистрации СМИ - 3 дня;
  4. свидетельство;
  5. подписание свидетельства;
  6. свидетельство подписано;
  7. получение свидетельства заявителем.
  8. Какие формы распространения СМИ наиболее популярны?

Если рассматривать СМИ, зарегистрированные нашей компанией за последних три года (а их более ста), можно выявить следующую тенденцию: за регистрацией периодичных печатных изданий обращаются в большинстве случаев (67% обращений), на втором месте по популярности - электронные СМИ (23%), далее идут иные виды СМИ (чаще всего это телепрограммы).

                      -----------¬        --------------------------------¬
¦//////////¦ ¦ --¬ ¦
¦//////////¦ ¦ ¦/¦ Периодические ¦
¦//////////¦ ¦ L-- печатные издания ¦
¦//////////¦ ¦ ¦
¦//////////¦ ¦ --¬ ¦
¦//////////¦ ¦ ¦+¦ Электронные ¦
¦//////////¦ ¦ L-- периодические издания ¦
-----------+//////////¦ ¦ ¦
¦++++++++++¦//////////¦ ¦ ¦
¦++++++++++¦//////////¦ ¦ --¬ ¦
¦++++++++++¦//////////¦ ¦ ¦*¦ Телепрограмма ¦
-----------+++++++++++¦//////////¦ ¦ L-- ¦
¦**********¦++++++++++¦//////////¦ L--------------------------------
¦**********¦++++++++++¦//////////¦
¦**********¦++++++++++¦//////////¦
¦**********¦++++++++++¦//////////¦
¦**********¦++++++++++¦//////////¦
L----------+----------+-----------
10% 23% 67%

Таким образом, можно констатировать, что наиболее распространенной формой СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы).