Мудрый Юрист

Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие

Чикин И.Е., директор юридического департамента ООО "СП Бизнес Кар", соискатель кафедры гражданского права МГЮА.

Глобализация российской и мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России. В этой связи уместно привести цитату из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который сказал, что "прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги" <*>. Поэтому, на наш взгляд, успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг.

<*> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 2002. 19 апреля.

Однако следует отметить, что, несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие "потребительский рынок" давно уже вошло в юридическую (экономическую) лексику, применяется во многих значениях в хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах ученых-правоведов исследовано не в достаточной степени. При этом надо учитывать и такие обстоятельства:

а) сложность самого механизма "потребительский рынок Российской Федерации";

б) его социально-экономическую значимость в условиях рыночного хозяйствования;

в) наличие понятия "потребитель" в Законе "О защите прав потребителей";

г) употребление указанного термина (определения) "потребительский рынок" не только в обычном обиходе, но и в правовом смысле в гражданском обороте России;

д) а также и тот факт, что к указанному вопросу все чаще и чаще обращаются молодые ученые.

Терминология "потребительский рынок", конечно же, в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" нового субъекта данных отношений - "потребителя". И здесь, очевидно, необходимо дать в первую очередь само понятие "потребитель", представленное законодателем в преамбуле (вводной части) Закона РФ "О защите прав потребителей". "Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (абзац представлен в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 г. Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ).

Здесь же сразу следует оговорить особые "полномочия" государственных органов в правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей. Пункт 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" гласит о том, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Укажем и на то, что данный пункт изложен в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 г. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ. Характерно, что абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" законодатель сужает сферу издания правовых актов определенными субъектами РФ в области защиты прав потребителей, сведя их круг до федерального уровня. Так, как усматривается из вышеизложенного, правовые акты в этой области могут применяться в силу норм ГК, Законом РФ "О защите прав потребителей", иными федеральными законами, Правительством РФ. Причем Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Отсюда можно сделать следующее умозаключение, как определенный вывод. Государство довольно "трепетно" относится к защите прав потребителей и в целях недопущения дополнительного дублирования нормативных актов по защите прав потребителей не дает полномочий субъектам Российской Федерации издавать в указанной сфере никаких законодательных нормативных актов, поставив тем самым законотворчество в этой области под одну "крышу" - на федеральный уровень. Очевидно, что это положение в "переходный" период рыночной экономики в стране оправданно, ибо позволяет федеральному центру держать законодательство в этой сфере под своим строгим контролем. Кроме того, этим же подчеркивается и важность "твердого" и устойчивого положения потребителя на товарном рынке.

Но рассмотрим все же изначально точки зрения правоведов на понятие "потребительский рынок". Анализируя основную массу работ, посвященных проблеме и понятию "потребительский рынок", мы увидим, что их авторы рассматривают проблему как бы с двух сторон (плоскостей). Авторы рассматривают вопрос прежде всего с плоскости административно-правового регулирования потребительского рынка. При этом рассматриваемое понятие преломляется и анализируется через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. Второй момент: большинство авторов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что второй подход, как взгляд на понятие "потребительский рынок", сужает и несколько искажает сущность понятия "потребительский рынок". Но указанную проблему надо рассмотреть в обозначенной выше последовательности.

Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение относительно потребительского рынка и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли" <*>.

<*> См.: Таскаев Н.Н. Организационно-правовые вопросы деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке. Автореф. дис... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 10.

Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н. Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что "потребительский рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг" <*>, акцентируя внимание на то, что "к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции" <**>.

<*> См.: Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка. Правовая политика и жизнь. 2001. N 3. С. 70.
<**> См.: Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. 2001. N 3. С. 68.

Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая, анализируя административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает закрепить в законодательстве следующее понятие потребительского рынка: "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг" <*>.

<*> См.: Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с право нарушениями в сфере потребительского рынка. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.

В данном определении автор, исследуя отношения на потребительском рынке, выделяет только два его субъекта: потребителя и продавца, не включая сюда и таких важных субъектов, как изготовитель и исполнитель. Однако все же Г.Б. Царева относит к объекту данных правоотношений "выполнение работ, оказание услуг". К тому же из определения выпадают и такие важные процессы, как производство, и примыкающие к нему процессы, неотделимые от потребительского рынка: проектирование, безопасность эксплуатации и т.п. Следует полагать, что такое разъяснение определения "потребительской рынок" является довольно узким и требует более расширительной трактовки.

Другой правовед, В.М. Безденежных, дает определение потребительскому рынку как "социально-экономическим отношениям, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потребителям" <*>.

<*> См.: Безденежных В.М. Выявление и пресечение милицией общественной безопасности административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка: Учебное пособие. М., 1998. С. 10.

Очевидно, для того чтобы осознать, оценить и понять значимость такого определения, как "потребительский рынок", а затем и вывести его "устойчивое" определение, необходимо рассмотреть хотя бы в обобщенном виде и такие определения, как экономические и правовые категории: "потребление", "потребности", "потребительский рынок" и просто значение слова "рынок", а также и "потребительское право", о существовании которого все чаще говорят современные правоведы. Следует рассмотреть и этимологию слов "потребитель" и "рынок". Исследуем эти вопросы в обозначенной последовательности.

Что такое потребление? "Потребление - это использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. В зависимости от вида потребляемых благ различаются потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом. Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь, потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие" <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. (Гл. ред. А.М. Прохоров.) Изд. 4-е, исправленное и дополн. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. С. 1059.

Как видим, энциклопедический словарь "расчленяет" процесс "потребления" на своеобразные "виды" потребления: личное, непроизводственное и производственное. В контексте привязки различных "видов" потребления к определению "потребительский рынок" необходимо дать понятие и указанным выше видам потребления, тем более что они фигурируют в тексте самого понятия "потребление".

"Потребление личное - это использование населением потребительских благ в материально-имущественной форме, а также в форме личных услуг для удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании, культуре, отдыхе и т.п. " <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. Там же. С. 1059.

"Потребление непроизводственное - использование материальных благ и услуг населением (личное потребление), учреждениями и организациями непроизводственной сферы (управление, наука, оборона)" <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. Там же. С. 1059.

"Потребление производственное - потребление средств производства и рабочей силы человека в процессе производства. Результат процесса производства - готовая продукция" <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. Там же. С. 1059.

Очевидно, что для полного уяснения проблемы "потребительский рынок" надо рассмотреть и такие понятия, как "потребности" и "покупательная способность". Что же такое "потребности"? "Потребности - нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животному и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Существуют потребности общества, и прежде всего экономические. Потребности, как основа общественного производства, объективны. Осознанные обществом, классами и индивидами. Потребности, которые в классовом обществе различны, выступают как их интересы..." <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. Там же. С. 1059.

О потребности сказано было давно. Например, основой для развития производства потребительских товаров, совершенствования работ и услуг являлось понятие "потребность", имеющее глубокие экономические и правовые корни. Еще К. Маркс писал: "Без потребности нет производства" <*>.

<*> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М., 1979. Т. 12. С. 718.

"Покупательная способность - это количество товаров и услуг, которые можно купить на определенную сумму денег... Речь идет о покупательской способности некоторой суммы денег, дохода или части дохода (зарплата и т.д.). Например, покупательная способность зарплаты рабочего может измеряться количеством часов, которые он должен отработать, чтобы купить килограмм хлеба или пальто. Эволюция покупательной способности зависит одновременно от эволюции доходов и изменения цен на товары и услуги; они оцениваются, таким образом, ссылкой на индекс цен" <*>.

<*> См.: Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. Том. 11. М.: Межд. Отношения, 1994. С. 371.

Мы специально в несколько расширенном виде рассмотрели вышеуказанные понятия так, как они преподносятся в правовой, экономической и финансовой литературе, для того, чтобы еще раз убедиться в многогранности, многоплановости и усложненном понятии "потребительский рынок".

Теперь рассмотрим этимологию слов "потребитель" и "рынок". С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова толкуют понятие "потребитель" "как лицо или организацию, потребляющую продукты чьего-нибудь производства" <*>, а понятие "рынок" как "сферу товарного обращения" <**>.

<*> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 1999. С. 572.
<**> Там же. С. 689.

Экономисты (финансисты) рассматривают понятие "рынок" несколько экстравагантно. Так, "рынок - место встречи спроса и предложения товаров, услуг и капиталов". Затем это понятие уточняется в широком смысле слова: "Совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, где происходит товарообмен" <*>.

<*> См.: Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения, 1994. Т. 11. С. 172 - 173.

Имеется и иное определение "рынка". "Рынок - сфера товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок). Рынком также называется определенное место, где происходит торговля" <*>.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь. (Гл. ред. А.М. Прохоров.) М.: Сов. Энциклопедия, 1989. С. 1165.

И все же В.И. Даль справедливо указывает, что "потребитель в народном хозяйстве противостоит производителям, хотя каждый относительно есть и то и другое" <*>. Иначе говоря - при купле-продаже интересы продавца и потребителя хотя и противоположные, но тем не менее они "совпадают": продавец желает получить деньги за продаваемую вещь, а потребитель желает ее приобрести и уплатить определенную цену. Напротив, другой автор, Л. Лопатников, трактует понятие "рынок" в другой интерпретации - как "пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага и способ этого взаимодействия" <**>. Следовательно, из жизни современного общества невозможно исключить такие понятия, как "рынок", "потребление", "потребительский рынок", "процесс производства".

<*> См.: Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., 2002. С. 527.
<**> См.: Лопатников Л. Словарь современной экономики. М., 2000. С. 239.

Конечно же, потребительский рынок появился задолго до принятия Закона РФ "О защите прав потребителей", ибо сама сфера потребления имеется в любом государстве, причем, естественно, независимо от государственного устройства и от любого политического режима и социально-экономического уклада. И тут необходимо сказать о существовании потребительского права, сделав при этом исторический экскурс.

"Потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан" <*>.

<*> См.: Российская юридическая энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 735. Ст. 2190.

Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве. В дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность. "В начале 30-х гг. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло "белые списки" предпринимателей, которые соблюдают определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право быть услышанным и право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта 1961 г. ежегодно отмечают Всемирный день защиты потребителей.

Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникло в РФ в начале 90-х гг. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства <*>.

<*> См.: Российская юридическая энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 1999. С. 736.

В советский период потребительский рынок в силу администрирования в плановой экономике в подавляющем большинстве был монополизирован государством. Однако все-таки от этого его правовая сущность в интересующем нас аспекте не менялась. Поэтому становится понятен и очевиден некий "социалистический" взгляд О.А. Галичева. Он, например, считал рост потребностей "мотивом перехода к более высокому качеству производства одних изделий и прекращению выпуска других, главным побудительным мотивом развития производства" <*>. Однако В.Я. Белобрагин еще ранее О.А. Галичева подчеркивал то обстоятельство, что "потребление служит источником информации для управления качеством продукции на стадиях проектирования и производства" <**>. Иначе говоря - указанные авторы несколько сужали значимость понятия "потребности". Тем не менее отсюда можно сделать минимально два вывода.

<*> См.: Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. М., 1981. С. 35.
<**> См.: Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе: системный анализ проблем и опыт внедрения территориального управления. М., 1976. С. 79.

Первый. Побудительным мотивом развития производства как в советский период, так и в настоящее время является удовлетворение потребностей, то есть насыщение потребительского рынка.

Второй. Потребительский рынок - понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства.

Этот же принцип распространяется и на выполнение работ как на элемент потребительского рынка, его можно разделить на следующие стадии: а) подготовка к выполнению работы, в которую входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и материалов, объекта работ и др.; б) непосредственно процесс выполнения работы и получение конечного овеществленного продукта (товара, результата), то есть все те же стадии, что и при производстве товаров. Заключительная стадия процесса производства - продажа (реализация) товара, ибо не бывает производства без потребления, и наоборот. В этой связи правоведы относят к сфере потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ. Поэтому было бы совершенно неосновательным и необоснованным исключение из него такого элемента, как производство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ - это конкретное лицо, при производстве товара - неопределенный круг лиц.

Как было уже нами отмечено, при рассмотрении сферы торговли как элемента потребительского рынка делаются попытки сузить ее, ограничив только реализацией товаров. Но именно такая тенденция находит свое отражение при трактовке понятия "потребительский рынок" не только среди ученых, она просматривается и в позиции законодателя. Так, например, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <*> закреплено положение о том, что в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Однако Я.Е. Парций совершенно справедливо и верно отмечает, что "закон не дает определение стадии обращения продукции" <**>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 11). Ст. 5140.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст Постатейного комментария к Закону "О техническом регулировании" (Парций Я.И.) включен в информационный банк по состоянию на 01.01.2004.

<**> Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О техническом регулировании" // Хозяйство и право. Приложение. 2003. N 8. С. 68.

Несколько рассуждений о понятиях "оборот" и "обращение". В гражданском законодательстве, как правило, используется термин "оборот" <*>. Термин же "обращение" не использовался законодателем ранее, а поэтому не может быть его однозначного толкования. Поскольку "оборот" связывается законодателем с реализацией товаров, работ, услуг, термин "обращение" толкуется государственными контрольно-надзорными органами по аналогии с ним.

<*> См., напр.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. П. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 9. Ст. 773; N 34. Ст. 4026; 2001. N 21. Ст. 2063; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, ст. 14.9 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2002. N 30. Ст. 3029; N 44. Ст. 4295; 4298; 2003. N 1. Ст. 2; N 27. Ст. 2700 (ч. 1); N 27 (ч. 2). Ст. 2708; N 27 (ч. 2). Ст. 2717; Федеральный закон от 11 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 30. Ст. 3774; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

Отсюда мы можем сделать завершающий вывод о необходимости ввести в нормативно-правовые акты понятие "потребительский рынок". Попытаемся представить его редакцию.

Потребительский рынок - это общественно-правовые отношения, возникающие между государством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг.

В качестве субъекта потребительского рынка мы указываем на "потребителя-гражданина". При этом мы считаем, что целесообразно в указанном определении рассматривать данный субъект только с позиции закона о защите прав потребителей в качестве исключительно гражданина, использующего товары (работы, услуги) для личных, бытовых нужд. Целью Закона "О защите прав потребителей" является защита слабого субъекта рынка - гражданина путем создания ему наиболее благоприятных условий, что, на наш взгляд, является безусловно важным направлением государственного регулирования.

С нашей позиции, до определенного момента (он наступит тогда, когда рынок станет не таким криминогенным, а более цивилизованным) существование Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего для более слабой стороны - физического лица определенные льготные условия защиты его нарушенных прав, необходимо и оправданно.