Мудрый Юрист

Саморегулирование - инструмент против чиновничьего произвола и коррупции

Федосеев Виктор Викторович, председатель Московской муниципальной коллегии адвокатов, член Федерального союза адвокатов России.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации.

Данный механизм был заимствован из зарубежной практики. Саморегулируемые организации возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате роста самосознания участников экономических отношений, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным.

По замыслу пионеров создания СРО саморегулирование - это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах мира механизм саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственного регулирования (государственного лицензирования). Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в СРО; в отношении членов применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, может образовывать третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями; представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления; организует профессиональное обучение, аттестацию работников организаций-членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг).

СРО существует за счет поступлений от членов организации (вступительные, членские и целевые взносы), добровольных имущественных взносов и пожертвований, доходов от оказания различных видов деятельности - образовательной, информационной, реализации товаров, услуг, размещения денежных средств на банковских депозитах, других не запрещенных законом видов деятельности.

Самый распространенный и наиболее проблематичный вид саморегулируемой организации - это саморегулируемая организация строителей, основной задачей которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Главная цель существования саморегулируемых организаций - взять на себя стандартизацию той или иной профессиональной или предпринимательской деятельности. В первую очередь это должно произойти в тех видах предпринимательской деятельности, которые регулируются государством. Во вторую очередь речь пойдет о становлении стандартов для тех организаций, отношения которых государство не считает нужным регулировать. Практика показывает, что механизмы госрегулирования через лицензирование совершенно безответственны и неэффективны.

Например, любая строительная компания имеет лицензию, которая не является гарантией соответствия деятельности организации лицензионным требованиям. Существующая форма государственного лицензирования не в состоянии обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в сфере строительства. В цивилизованном мире основными институтами регулирования являются не государственные органы, а ассоциации строителей - саморегулируемые организации. По замыслу инициаторов создания СРО в России механизм саморегулируемых организаций создаст инструмент репутационного, материального воздействия самой СРО на ее членов, который в любом случае гораздо эффективнее, чем надзор со стороны чиновников.

Надо сказать, что у СРО сегодня много как сторонников, так и противников. Как показывает практика, последние - это в основном те, кто просто не разобрался в механизме действия СРО. Но есть и "идейные" противники, например чиновники, которые прекрасно понимают, что с внедрением саморегулирования их полномочия функционально резко уменьшаются. Еще хуже - часть предпринимателей, являющихся недобросовестными участниками рынка, например строительные компании, которые, работая с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, ликвидируются по завершении строительства.

Процесс появления СРО отнюдь не был быстрым и безболезненным. Оправдают ли они возложенные надежды? Ведь прежде всего введение СРО затеяно с расчетом на оптимизацию современного строительного процесса, налаживание диалога бизнес-аудитории с властными структурами и повышение качества конечного продукта при минимизации издержек в итоге. Лицензирование не смогло гарантировать надлежащее исполнение этих пунктов, наоборот, нареканий в плане бюрократизированности госмашины, подверженности коррупции, возможностей для мошенничества было предостаточно. Но почему-то то же самое строительное сообщество, так отрицательно высказывавшееся о существующей практике лицензирования, теперь упорно за него цепляется.

Мы находимся в начальной стадии проработки процесса саморегулирования. Эта непроработанность дает основания полагать, что не исключены попытки махинаций в этой сфере. До тех пор пока не будет определен механизм страхования и гражданской ответственности, вероятно появление "пирамид-однодневок", созданных исключительно для получения прибыли, главной целью которых является внесение компаниями-участниками денежных средств по уставу, после чего учредители исчезают вместе с компенсационным фондом. И тогда к обманутым дольщикам присоединятся обманутые строительные компании, что вряд ли "оптимизирует современный строительный процесс".

Для малого бизнеса, по статистике составляющего до 80% строительной отрасли, в СРО тоже много противоречивых моментов. Лицензии оформлялись один раз в пять лет, их стоимость была доступна. А членство в СРО дорого и вечно. Однако, может быть, это позволит оградить рынок от недобросовестных его участников, заинтересованных лишь в скором получении прибыли, ведь увеличенный размер "входного" капитала якобы должен подтвердить серьезность намерений застройщика.

Таким образом, при практической реализации системы саморегулирования еще долгое время будут возникать вопросы. Например, для тщательной проверки каждой компании, претендующей на вступление в СРО, на предмет качества работ и квалификации сотрудников потребуется немалое время. Единственный выход - допускать компании в СРО без проверок, в противном случае большая часть из них останется не у дел. В сложившейся ситуации о высоком качестве предоставляемых компаниями услуг речь идти не может, так как без надлежащей проверки в СРО без труда попадут недобросовестные строительные компании. С другой стороны, потеряв большое количество участников, рынок не сможет нормально функционировать или вообще остановится.

С помощью СРО любая компания, внеся свою денежную лепту, может свободно функционировать на рынке России, переходя из одной в другую СРО в случае возникновения проблем с предыдущей.

Не исключены случаи фальсификации сертификатов СРО, допускающих к работе. Некоторые недобросовестные юридические фирмы могут способствовать вступлению компаний в СРО в обход закона.

Злоупотребления возможны и со стороны местных администраций, которые могут стимулировать формирование местных СРО. Последние, находясь под полным контролем властей, смогут рассчитывать на преимущество при распределении госзаказов. Эта ситуация является вариацией монополизма, вероятность которого весьма велика в условиях саморегулирования.

Появление специализированных СРО исключает возможность выполнения работ повышенной сложности (железнодорожных, автомотостроительных, электромонтажных и подземных) компаниями, не входящими в их ряды. С одной стороны, всем понятно, что не любая организация сможет выполнить такие работы, с другой - отрицательным моментом является то, что, испортив по каким бы то ни было причинам отношения с СРО, компания полностью теряет выход на рынок услуг.

Отмена гослицензирования вполне способна привести к появлению монополий нескольких крупных частных или государственных компаний. Они будут стремиться к созданию подконтрольных им СРО, что приведет к монополизации распределения рынка работ и проектных услуг.

На сегодняшний день в России уже существуют следующие саморегулируемые организации (СРО):