Мудрый Юрист

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Валеев Д.Х., кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета.

Автор анализирует источники современного процессуального и материального права, регулирующие подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

Ключевые слова: источники права, гражданское судопроизводство, подведомственность.

The author analyzes the sources of modern procedural and substantive law, reguliruyushie jurisdiction of civil cases to courts of general jurisdiction.

Key words: sources of law, civil procedure, jurisdiction.

Современный ГПК РФ, в отличие от ранее действовавшего ГПК РСФСР 1964 года, предусматривает единственную специальную норму, посвященную вопросу подведомственности, - ст. 22. Однако законодательство, регулирующее данную область гражданского судопроизводства, достаточно обширно, поэтому для его раскрытия необходимо комплексное исследование источников как процессуального (Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе), ГПК РФ), так и материального (ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.) права.

Основополагающие начала о подведомственности дел судам содержатся в Конституции РФ и принятых в развитие ее положений федеральных конституционных законах. Так, в Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В гражданском законодательстве конкретизируются возможные способы защиты: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной или ничтожной и применение последствий ее недействительности (ничтожности); признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом (ст. 12 ГК РФ). В данном случае и Конституция РФ, и отраслевое законодательство устанавливают приоритет судебной защиты гражданских прав. В ст. 46 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а в ст. 11 ГК РФ отмечается, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть в любом случае обжаловано в суде.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Согласно ст. 4 последнего в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 22 ГПК РФ перечислены те категории дел, которые относятся к компетенции указанных выше судов общей юрисдикции. При этом законодатель, выделяя шесть пунктов, фактически закрепляет шесть основных видов гражданского судопроизводства: исковое; приказное; по делам, возникающим из публичных правоотношений; особое; по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; по делам об оспаривании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. На наш взгляд, существует еще один, дополнительный, вид гражданского судопроизводства, непосредственно не обозначенный в указанной статье, - судопроизводство по разрешению некоторых вопросов, возникающих в исполнительном производстве.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Обращает на себя внимание то, что законодатель отказался от традиционного принципа определения подведомственности дел искового производства судам. Здесь имеется в виду правило п. 1 ст. 25 ГПК РСФСР, согласно которому судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Отсутствие подобного правила в ГПК РФ объясняется тем, что уровень и качество существующего законодательства позволяют более исчерпывающе определять исключительную подведомственность различных государственных и негосударственных органов организаций, в том числе судов.

Вместе с тем в иных нормативных актах сохраняется правило о субъектном составе. Например, в соответствии с п. 2 ст. 104 НК РФ исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

Гражданские правоотношения регулируются гражданским законодательством (ГК РФ, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и др.), которое по своему составу достаточно обширно. В отдельных нормативных актах, в той или иной степени регулирующих гражданские правоотношения, предусмотрен судебный способ защиты. Примерами этому могут служить статьи 17, 40 - 46 Закона о защите прав потребителей, статьи 136 - 142 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" <1>, статьи 15 - 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьи 14 - 18 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", статьи 37 и 38 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и др.

<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". - Ред.

К подведомственности судов общей юрисдикции относятся также дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Согласно ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

Судебной практике известны вопросы, связанные с рассмотрением дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ. По этому поводу Пленум ВС РФ дал особые разъяснения в Постановлении от 20.11.2003 N 17 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ".

Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе (статьи 11, 273 - 281, 391 ТК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 22 и подраздел II ГПК РФ, пункты 4 и 5 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

Кроме того, необходимо учитывать, что в ст. 292 ТК РФ установлены сокращенные сроки исковой давности обращения в суд за решением индивидуального трудового спора. Работник имеет право обратиться в суд за решением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

Другой обширной группой дел, рассматриваемых в судах, являются споры, связанные с семейными правоотношениями. Согласно п. 1 ст. 8 СК РФ защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Необходимо учитывать, что судебный способ защиты является общим и универсальным по отношению ко всем другим.

К подведомственности судов общей юрисдикции относятся дела: о расторжении брака при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (п. 1 ст. 21 СК РФ); об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ); об оспаривании отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ); о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 125 СК РФ); о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ); об отмене усыновления (п. 1 ст. 140 СК РФ); о разделе между супругами совместно нажитого имущества (ст. 38 СК РФ); о признании брака недействительным (ст. 27 СК РФ); о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора (ст. 80 СК РФ); о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей (ст. 87 СК РФ); о взыскании алиментов на супруга с другого супруга (ст. 89 СК РФ). Суды могут рассматривать и некоторые другие дела, связанные с семейными правоотношениями.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела по требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства. Некоторое сходство можно усмотреть с упрощенным производством в арбитражном судопроизводстве (гл. 29 АПК РФ). Однако упрощенное производство по своей сути - это разновидность процессуального порядка рассмотрения дела в исковом производстве. В свою очередь, приказное производство представляет собой самостоятельный вид гражданского судопроизводства, предусмотренный только в гражданском процессуальном законодательстве. Судебный приказ - это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. В частности, судебный приказ выдается тогда, когда требование основано на нотариально удостоверенной сделке; на сделке, совершенной в простой письменной форме; на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; когда заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; когда органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов заявлено требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

К компетенции судов общей юрисдикции относятся также дела, возникающие из публичных правоотношений (п. 3 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). При этом в ст. 245 ГПК РФ содержится перечень таких дел: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих дел не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; иные категории дел, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Однако здесь необходимо учитывать вопросы подведомственности дел административного судопроизводства арбитражным судам и Конституционному Суду РФ.

Например, согласно ст. 56 Таможенного кодекса РФ решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Указанный перечень не является исчерпывающим, так как федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В пунктах 5 и 6 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ выделяются новые категории дел и виды судопроизводства, не имевшие специального нормативного регулирования в ГПК РСФСР. Это дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI ГПК РФ); дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. При этом указанные граждане, лица и организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также могут выступать в качестве ответчиков, если для этого нет никаких ограничений. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (ст. 398 ГПК РФ).

Вместе с тем необходимо учитывать, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ст. 401 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают гражданские и иные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК РФ). Анализ действующего арбитражного процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в арбитражном процессе существуют два основных массива дел: связанные с тем или иным спором и бесспорные дела, которые при этом связаны с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. По характеру спор должен вытекать из гражданских, административных и иных публичных правоотношений (статьи 28 и 29 АПК РФ).

Необходимо учитывать, что в ст. 33 АПК РФ предусмотрены новые правила специальной подведомственности дел арбитражным судам. Специфика данного вида подведомственности заключается в том, что здесь не действует правило о субъектном составе. Исключительно в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

КС РФ уделил внимание вопросам подведомственности дел в части разграничения компетенции между самим КС РФ и судами общей юрисдикции. Например, в Постановлении от 16.06.1998 N 19-П, где дано толкование ст. 127 Конституции РФ, говорится следующее. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции РФ суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в пунктах "а" и "б" ч. 2 и в ч. 4 ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Поэтому суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в КС РФ с запросом о проверке его конституционности. Обязанность обратиться в КС РФ с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

Однако статьи 125, 126 и 127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (пункты "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ.

Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом при условии закрепления в нем видов нормативных актов, подлежащих проверке судами; правил о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел; субъектов, управомоченных обращаться в суд с требованием о проверке законности актов; обязательности решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам. Иначе суды не вправе признавать перечисленные в ст. 125 (пунктах "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ акты незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. По ГПК РСФСР 1964 года в случае связанности требований дело подлежало рассмотрению исключительно в суде общей юрисдикции.