Мудрый Юрист

Рента и развод

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

В 2004 г. моя жена заключила со своим братом договор пожизненного содержания с иждивением. В 2008 г. мы развелись. В 2010 г. брат умер. Является ли квартира, переданная по договору ренты, совместно нажитым имуществом? Жена считает, что нет, так как я не был стороной по договору ренты. Могу ли я по суду претендовать на 1/2 доли?

С.Лавров, г. Москва

По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц) (ч. 1 ст. 601 ГК РФ). Таким образом, такой договор является всегда:

Поэтому в 2004 г. квартира должна была перейти в собственность жены - плательщика ренты. Но, так как эта квартира была получена женой по возмездной сделке, правила ч. 1 ст. 36 СК РФ, предусматривающей, что имущество, полученное супругом по безвозмездной сделке, является его личным имуществом, применяться не будут. Более того, несмотря на то что второй супруг не выступал стороной в договоре пожизненного содержания, расходы по данному договору (платежи) (до 2008 г.) все равно производились за счет общих доходов супругов. А в соответствии с ч. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, считается их совместной собственностью.

Таким образом, недвижимое имущество, приобретенное на основании договора пожизненного содержания с иждивением, будет являться совместной собственностью супругов (см. вопрос N 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2004 г., Постановление Президиума Московского областного суда от 19.03.2008 N 225).

Что касается определения доли супруга в данной квартире, то необходимо отметить следующее. По общему правилу доли супругов считаются равными. Согласно ч. 2 ст. 39 СК РФ суд может отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи. Думается, что вопрос о том, вправе ли супруга рассчитывать на большую долю в имуществе, так как именно она несла обязанность по договору ренты, должен разрешаться в совокупности с иными обстоятельствами дела. Судом может быть учтен и тот факт, что после развода бывшая супруга несла обязанности по договору ренты два года уже за счет личных средств.