Мудрый Юрист

Административно-правовое регулирование ведомственного финансового контроля в системе МВД России как средство противодействия коррупции. Часть 2

муниципальное право", 2010, N 6)

Костенников Михаил Валерьевич, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Куракин Алексей Валентинович, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Кузнецов Вячеслав Николаевич, соискатель Московского университета МВД России.

В статье рассматриваются правовые и организационные основы финансового контроля в системе МВД России, раскрываются формы и методы финансового контроля в системе МВД России, а также принципы реализации финансового контроля.

Ключевые слова: контроль, финансы, финансовая деятельность, ведомственный финансовый контроль, ревизия, проверка, коррупция, финансовые ресурсы, бюджет, органы внутренних дел.

Administrative and legal regulation of the official financial control in the system of the Ministry of internal affairs of Russia as an anti-corruption mean (Part 2, Final)

M.V. Kostennikov, A.V. Kurakin, V.N. Kuznetsov

The article is devoted to the legal and organizational grounds of a financial control in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author described the forms and methods of a financial control as well as the principles of its realization.

Key words: control, finances, financial activity, official financial control, revision, inspection, corruption, financial resources, budget, internal affairs agencies.

Виды финансового контроля в системе МВД России могут быть самые разнообразные. Общий и специальный контроль. При общем контроле осуществляется проверка подразделений органов внутренних дел по всем направлениям их деятельности, при специальном - только по определенному, специальному кругу вопросов. В основу данной классификации положен один критерий: круг контролируемых видов деятельности. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Предварительный контроль осуществляется за правильностью или целесообразностью какого-либо решения на стадии подготовки последнего, то есть до его принятия и реализации. Он имеет профилактическое значение, поскольку при этом преследуется цель предупредить принятие подконтрольным органом неверных или недостаточно обоснованных решений. В то же время предварительному контролю присущи и недостатки: он ведет к излишней опеке и подмене руководителей и сотрудников подконтрольных органов, к снижению их инициативы и активности, вызывает необходимость в дополнительных согласованиях, что, в свою очередь, порождает волокиту в принятии решений. Текущий финансовый контроль проводится на стадии исполнения решений. Как отмечает Н.А. Ковалева, "текущий финансовый контроль сопутствует финансово-хозяйственным операциям, неотделим от них, поэтому его называют еще оперативным. В сочетании с предварительным контролем он способен предотвратить или свести к минимуму нарушения финансовой дисциплины, хищения собственности" <1>.

<1> См.: Ковалева Н.А. Понятие и классификация финансового контроля // Вопросы административного и финансового права в свете решений XXVI съезда КПСС. М., 1983. С. 89.

Организующая роль текущего финансового контроля состоит в том, что он позволяет оперативно выявлять и исправлять недостатки в реализации решений, вносить в них соответствующие коррективы, а также предложения по своевременному и качественному их выявлению. Последующий финансовый контроль заключается в проверке того, что сделано подконтрольным органом по выполнению предыдущих рекомендаций проверяющих и какой результат достигнут при этом, а также в проверке любых других вопросов по усмотрению контролирующего органа.

По характеру взаимоотношений, складывающихся между подконтрольным и контролирующим органами, контроль подразделяют на внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним принято понимать контроль, осуществляемый органом в отношении органа, в систему которого контролирующий орган не входит, в частности, такой финансовый контроль осуществляет Счетная палата РФ. Внутренний (внутриведомственный) контроль проводится исключительно в отношении подчиненных органов данного ведомства, в частности, такой контроль осуществляет Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России. Как отмечает А.П. Опальский, "внутренний контроль представляет собой систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности внутренними структурными частями, организованную с целью объективной оценки законности, эффективности и целесообразности принятых управленческих решений и результатов их выполнения" <2>.

<2> См.: Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 1996. С. 4.

В зависимости от субъекта, выступающего в роли контролирующего, различают следующие виды контроля: государственный контроль; внутренний; внешний, а также аудиторский контроль. Эти виды контроля составляют единую систему контроля в системе МВД России. Органы общей и специальной компетенции в пределах предоставленных им полномочий осуществляют финансовый контроль в сфере деятельности органов и учреждений системы МВД России.

Подводя итог рассмотрению форм реализации финансового контроля в системе МВД России, необходимо отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ применяются следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий. Названные виды финансового контроля самым непосредственным образом взаимообусловлены.

В этой связи Е.А. Карандина верно констатирует, что предварительный, текущий и последующий финансовый контроль взаимосвязаны между собой. И зачастую результаты предварительного и текущего контроля являются основанием для проведения последующей документальной проверки. Подчеркнем, что без взаимного дополнения всех видов финансового контроля в хорошо продуманной и стройно организованной системе, которая должна являться, по сути, замкнутой цепью, может произойти разрыв и повлечь за собой массу серьезных правонарушений <3>.

<3> См.: Карандина Е.А. Ведомственный финансовый контроль и его развитие в Российской Федерации // Право и современность. Саратов, 2006. С. 283.

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций и направлен на предупреждение финансовых нарушений законодательства. Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых смет и планирования расходов и других аналогичных операций учреждений и организаций. Текущий, или оперативный, контроль проводится в момент проведения финансовых операций. Его целью является предотвращение возможных денежных потерь, неэффективного направления денежных средств на какие-либо нужды учреждения или предприятия. Как отмечает Н.А. Ковалева, при всем разнообразии форм осуществления функций финансового контроля их объединяет единая цель - создание таких условий, при которых достигается максимально эффективное использование государственных и общественных фондов денежных средств <4>.

<4> См.: Ковалева Н.А. Правовые основы финансового контроля в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 4.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения соответствующей финансовой операции. Последующий финансовый контроль осуществляют:

Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России - комплексные документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России в соответствии с планом, утверждаемым Министром внутренних дел РФ, а также внеплановые ревизии и проверки по указанию Министра внутренних дел РФ, по поручению органов предварительного расследования и прокуратуры.

Ревизионные подразделения Главного командования внутренних войск, округов и соединений внутренних войск МВД России - в отношении подведомственных ГКВВ МВД России или непосредственно подчиненных им воинских частей и учреждений.

Ревизионное подразделение Федеральной миграционной службы МВД России - в отношении подведомственных или непосредственно подчиненных ей подразделений.

Ревизионное подразделение Главного управления внутренних дел на режимных объектах СОБ МВД России - в отношении подведомственных или непосредственно подчиненных ему подразделений.

Ревизионные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ - в отношении подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и подчиненных им органов и подразделений.

Ревизионные подразделения УВДТ МВД России - в отношении подчиненных им органов и подразделений.

Ревизионные подразделения окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД России:

Так, А.П. Опальский в механизме осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов выделяет предварительный финансовый контроль. В ходе данного контроля осуществляются: проверка сметно-расчетных документов, проверка расчетных и платежных документов до их оплаты; утверждение штатной численности, контроль в ходе подготовки договоров.

Текущий финансовый контроль в механизме осуществления финансово-хозяйственной деятельности в системе МВД России включает в себя: проверку выполнения условий договоров, проверку авансовых отчетов, инвентаризацию, периодические проверки мест хранения денежных средств и товарно-материальных ценностей. Последующий финансовый контроль в механизме осуществления финансово-хозяйственной деятельности в системе МВД России включает в себя: ревизию финансово-хозяйственной деятельности, проверку отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, проверку выполнения предписаний по акту ревизии, проверку финансовой и бухгалтерской отчетности <5>.

<5> См.: Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 1996. С. 17.

Финансовый контроль в системе МВД России осуществляется в различных формах:

Как показывает практика, в настоящее время большое внимание уделяется мониторингу. Он, как правило, проводится одновременно по нескольким направлениям. Ознакомление с финансовой деятельностью учреждения или организации уже на этой стадии позволяет выявить слабые и сильные места контролируемого объекта в этой сфере деятельности.

При обследовании изучаются конкретные финансовые показатели учреждения или организации. Проверка финансовой деятельности осуществляется путем изучения балансовых, отчетных и расходных документов для выявления и устранения финансовых нарушений. Приобретает особую актуальность анализ финансовой, бухгалтерской, налоговой и другой отчетности. С его помощью можно оценить финансовое состояние организации, эффективность использования финансовых средств. Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия - это наиболее действенная форма последующего контроля.

Приказом МВД России от 16 августа 2002 г. N 740 утверждено Положение "О ведомственном финансовом контроле в системе МВД России" <6>, которое определяет, что ревизия (или комплексная документальная ревизия) представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, обоснованности и правильности их отражения в бухгалтерском, налоговом учете, а также действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых, в соответствии с нормативными правовыми актами, возложена ответственность за их осуществление.

<6> См.: Документ официально опубликован не был.

Как отмечает Э.Э. Понтович, "...ревизия есть ближайшее, производимое компетентным органом, изучение действий подотчетных учреждений и должностных лиц, совершенных ими в определенный момент или в определенный период времени. Ревизия есть контроль, рассматриваемый в его осуществлении" <7>.

<7> См.: Понтович Э.Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М., 1927. С. 60.

Е.Ю. Грачева также считает, что основным методом финансового контроля является ревизия, т.е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте <8>.

<8> См.: Грачева Е.Ю. Правовое регулирование финансового контроля и его использование в борьбе с организованной преступностью. М., 1994. С. 20.

Основная цель ревизии - изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Законодательством предусматривается периодичность проведения ревизий, в связи с чем они носят системный и обязательный характер. В процессе ревизии проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации за ревизуемый период.

Ревизии могут проводиться как вышестоящими организациями, так и своими силами. Они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и тематическими, документальными. Положение о ведомственном финансовом контроле в системе МВД России, утвержденное Приказом МВД России от 16 августа 2002 г. N 740, подробно регламентирует порядок проведения ревизий. Как отмечал в свое время неоднократно упоминавшийся нами Э.Э. Понтович, "...метод действий финансового контроля есть метод ревизии. Финансовый контроль только тогда будет контролем, если проводимая им ревизия даст ему совершенно точную характеристику. Ревизия должна быть поставлена так, чтобы в результате ревизии были точные данные. Проблема методов финансового контроля есть, таким образом, проблема надлежащей постановки контрольной ревизии" <9>.

<9> См.: Понтович Э.Э. Указ соч. С. 56.

Э.А. Вознесенский к методам контроля относит конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций. Методами финансового контроля (по его мнению) является и счетная проверка балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, документальная ревизия, каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные, относительно "мелкие" задачи <10>.

<10> См.: Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. С. 69.

Периодичность, сроки и порядок проведения ревизий подразделений системы МВД России устанавливаются с учетом специфики и объема деятельности ревизуемых подразделений. Однако они должны проводиться не реже 1 раза в 2 года. Плановые ревизии финансовой и хозяйственной деятельности проводятся на основании годовых планов проведения ревизий, составляемых с разбивкой по кварталам и утверждаемых руководителем, в подчинении которого находится контрольно-ревизионный аппарат. Проводятся ревизии ревизорами и другими лицами, которые могут быть привлечены к участию в ней в соответствии с Положением о ведомственном контроле в системе МВД России. Внеплановые ревизии проводятся по указанию руководителя, в подчинении которого находится контрольно-ревизионное подразделение, а также по решению органов прокуратуры.

Для проведения ревизий в каждом случае ревизорам и другим лицам, привлекаемым к проведению ревизий, выдается предписание на ее проведение, которое подписывается лицом из числа руководящего состава МВД России, иным должностным лицом, обладающим правом назначения ревизии. Предписание является юридическим основанием для последующих действий ревизора. Срок проведения ревизии определяется исходя из объема ревизии и характера деятельности ревизуемого подразделения. Предельный срок проведения ревизии установлен в 40 дней. Этот срок может быть увеличен с разрешения руководителя подразделения, назначившего ревизию, а при проведении ревизии по решению органов прокуратуры - с их согласия. Ревизии пенсионных подразделений системы МВД России проводятся, как правило, в течение 14 дней, что, по нашему мнению, явно недостаточно для глубокой всесторонней проверки расходов на пенсионное обеспечение в системе МВД России.

По прибытии в ревизуемое подразделение старший ревизионной группы ревизор предъявляет руководителю подразделения предписание на право проведения ревизии, задание с изложением перечня проверяемых вопросов, информирует о порядке, сроках проведения ревизии, о подведении итогов ревизии, представляет членов ревизионной группы. Руководитель ревизуемого подразделения по требованию ревизора обязан организовывать и проводить проверки, инвентаризации, контрольные обмеры объемов выполненных работ и другие виды контрольных и проверочных действий.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах может проводиться сплошным или выборочным способом. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Кассовые и банковские документы проверяются только сплошным способом, применение выборочного способа проверки для этих документов не допускается. При выборочном способе объем проверки определяется ревизором в зависимости от характера проверяемой операции. При выявлении фактов серьезных нарушений и недостатков, злоупотреблений должностных лиц, проверка документов производится сплошным способом за весь ревизуемый период и период, охваченный предыдущими ревизиями.

В ходе проведения ревизии проверяются правомерность и целесообразность совершения хозяйственных и финансовых операций, их достоверность, то есть устанавливается соответствие документальных данных, отраженных в первичных материалах, фактически совершенным операциям.

При проведении ревизии разрешается привлекать к проверке специалистов (работников) ревизуемого подразделения и подчиненных ему подразделений. Привлечение их к проверке кассовых операций и банковских документов не допускается. При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины, злоупотреблений должностных лиц ревизором устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушений и лица, по вине которых совершены нарушения. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается старшим ревизионной группы, руководителем проверяемого подразделения и начальником его финансовой службы (главным бухгалтером). В соответствии с Положением "О ведомственном финансовом контроле в системе МВД России", руководитель и начальник финансовой службы (главный бухгалтер) проверяемого подразделения не вправе отказаться от подписания акта ревизии. При несогласии с результатами ревизии в целом или с отдельными ее фрагментами возражения руководителя проверяемого подразделения письменно фиксируются в акте ревизии, после чего акт ревизии подписывается.

В акте ревизии отражаются только проверенные ревизором и документально подтвержденные факты. Не допускается включение в акт ревизии субъективной оценки ревизором действий должностных и материально ответственных лиц. Значительную роль в достижении результативности ведомственного финансового контроля и укрепления законности при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности органами внутренних дел играет норма Положения о ведомственном контроле в системе МВД России, согласно которой реализация материалов ревизии должна осуществляться уже в ходе ее проведения по мере выявления нарушений и недостатков. При их устранении делается в акте ревизии соответствующая запись. При анализе поступающих в Финансово-экономический департамент МВД России актов ревизий можно сделать вывод, что в своем большинстве все выявленные нарушения устраняются до окончания проведения ревизии. Исключение составляют нарушения, которые сотрудники кадровых, финансовых, юридических и пенсионных подразделений не могут устранить по объективным, не зависящим от них причинам (документы находятся в судебном разбирательстве, отсутствует лицо, дополнительные документы с которого нужно истребовать, не поступили необходимые сведения из архива и т.д.).

Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр после подписания направляется ревизором в контрольно-ревизионное подразделение, назначившее ревизию; второй - остается в проверенном подразделении; третий экземпляр направляется руководителю подразделения, вышестоящему по отношению к проверенному. Для информирования о результатах проведения ревизии иных подразделений системы МВД России акт ревизии может составляться в большем количестве экземпляров.

Акты ревизий поступают в Финансово-экономический департамент МВД России. По распоряжению руководства МВД России с 2006 г. введена практика заслушивания руководителей финансовых и тыловых подразделений по результатам ревизий в Финансово-экономическом департаменте МВД России. Это дало положительные результаты.

О выполнении указания об устранении выявленных недостатков и нарушений и о возмещении причиненного ущерба руководитель в установленный срок представляет донесение. В случае выявления фактов нарушения финансовой дисциплины, недостач, злоупотреблений должностных лиц, причинивших значительный ущерб, ревизор немедленно докладывает о выявленных нарушениях руководителю контрольно-ревизионного подразделения для решения вопроса об информировании о данных фактах, представляет подразделение собственной безопасности. Если имеются основания для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, материалы ревизии в установленном порядке передаются в органы прокуратуры. К методам финансового контроля относят и надзор. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение установленных правил и нормативов.

Для того чтобы финансовый контроль, осуществляемый в системе МВД России, был максимально эффективным, необходимо, чтобы он был надлежащим образом организован. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, внешняя деятельность органов управления находится в прямой зависимости от уровня внутриорганизационной работы, которая оказывает непосредственное влияние на эффективность системы, как бы "материализует" ее потенциальные возможности, обнаруживает ее активные свойства <11>.

<11> См.: Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978. С. 236.

Н.Д. Погосян заметил, что "...организация и осуществление контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми средствами, ибо такое управление влечет ответственность перед обществом. Осуществляемый финансовый контроль может быть реализован либо со стороны компетентных структур законодательной власти, либо в порядке административного (внутреннего) контроля по вертикали" <12>.

<12> См.: Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. 1998. N 2. С. 103.

По мнению Э.А. Вознесенского, "...функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методического порядка: определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля и др. Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления" <13>.

<13> См.: Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973. С. 25.

К.С. Чекалин считает, что "...контрольная функция настолько отлична от других управленческих функций, что позволяет обособить ее не только в научном, но и в организационном плане. Характер управленческого воздействия контроля остается принципиально одинаковым в любой сфере или отрасли управлении, на любом управленческом горизонте. И если есть разница в объеме содержания и границах использования этой функции отдельными органами, то объясняется она положением контролирующего субъекта в общей системе государственного механизма, в которой каждое вышестоящее звено имеет больший объем прав, в том числе и на осуществление контроля" <14>.

<14> См.: Чекалин К.С. Контроль деятельности советской милиции. М., 1976. С. 16.

Анализируя вышеизложенное, становится понятно, что исследование организационных основ финансового контроля в системе МВД России возможно лишь на основе тщательного изучения правовой природы элементов организации контроля.

По содержанию контрольная функция включает в себя несколько относительно самостоятельных "рабочих операций" или стадий.

Среди них выделяются:

В свою очередь, каждую стадию можно условно разбить на более мелкие операции. В начальной стадии можно выделить, например:

Заметим при этом, что тщательное выполнение перечисленных и некоторых других операций, свойственных данной стадии, позволяет управляющему (контролирующему) субъекту сосредоточить внимание на главных, решающих вопросах деятельности подконтрольных объектов.

Для второй стадии характерны:

Из приведенного анализа содержания контрольной функции следует сделать вывод, что он включает в себя как чисто организационные (не юридические), так и правовые, вызывающие юридические последствия действия. К числу последних относятся: принятие решения о производстве контроля; определение программы проверки; принятие мер к наказанию виновных. Решение о производстве контроля порождает у лиц, назначенных для проверки, обязанность выполнить предписание управляющего субъекта. При этом последний вправе принять меры административного или дисциплинарного воздействия к тем, кто не выполнил такое предписание. У подконтрольных органов вследствие этого акта возникает обязанность предоставить в распоряжение проверяющих всю нужную им информацию по теме проверки и т.д.

В программе контроля указывается круг задач, тема проверки, за рамки которых проверяющий может выйти только по специальному разрешению. Так, в случае, если в ходе контроля возникает необходимость проверить работу органа по вопросам, не указанным в плане, контролер должен обратиться за разрешением на это к должностному лицу, утвердившему первоначальную программу проверки. Что же касается действий по наказанию виновных по результатам проверки, то их правовой характер не вызывает сомнений.

Поскольку финансовый контроль в системе МВД России включает в себя правовые и организационные действия, формы, в которые он облекается, являются правовыми либо организационными. Так, осуществлению контроля предшествует письменное решение (например, приказ) полномочного лица о проведении проверки, которое представляет собой юридическую форму осуществления руководителем контрольной функции, влекущую правовые последствия. Здесь правовая форма (решение о проведении контроля) предшествует организационной (осуществлению контроля в непосредственном, узком смысле). Случается и наоборот, по окончании непосредственной проверки могут быть изданы предписания об устранении обнаруженных недочетов или приказ о наказании виновных в допущенных недостатках - акты, каждый из которых является определенной формой юридического воздействия на подконтрольный объект, но использование этих форм стало возможным только на базе осуществления контроля в непосредственном, узком смысле, то есть благодаря действиям, являющимся по своей форме чисто организационными (неюридическими).

Характеристика содержания контрольной функции была бы неполной без указания еще на один веский аргумент, позволяющий рассматривать контроль в качестве неотъемлемой составной части управления. Дело в том, что контроль является не просто частью целого, каким предстает все управление, но и "работающей" частью каждой в отдельности функции этого управления - процесса, представляющего собой сложнейшее явление, в котором все функции находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, неразрывно связаны, заходят друг за друга, накладываются, переплетаются <15>.

<15> См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. С. 167.

В настоящее время назрела насущная необходимость совершенствовать правовые и организационные механизмы финансового контроля в системе МВД России. Как отмечает В.В. Ковязин, "...в настоящее время появилась острая необходимость изыскания внутренних резервов и источников самофинансирования для удовлетворения необходимых потребностей органов внутренних дел. Решению этой проблемы в определенной мере может способствовать участие органов внутренних дел в деятельности, приносящей доходы. Однако в целях недопущения злоупотреблений в данной сфере указанная деятельность должна находиться под строгим контролем, как руководителей, так и соответствующих подразделений самих органов внутренних дел, в целях предупреждения и пресечения нецелевого или неполного использования финансовых средств" <16>.

<16> См.: Ковязин В.В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящей доходы // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998. С. 100.

Финансовый контроль в системе МВД России, как мы уже отмечали, осуществляют различные субъекты как общей, так и специальной компетенции. К специальным субъектам финансового контроля в системе МВД России относится Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России. Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел находится в оперативном подчинении организационно-инспекторского департамента МВД России.

Центр обеспечивает организацию и непосредственное осуществление финансового контроля по основным направлениям деятельности органов внутренних дел. В состав Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России входят:

Основными задачами Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел являются: проведение проверок соблюдения подразделениями системы МВД России финансового и налогового законодательства, целевого и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, соблюдения имущественных прав и интересов МВД России, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятие мер по возмещению причиненного Министерству внутренних дел материального ущерба.

Проведение проверок правильности документального оформления хозяйственных операций, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Разработка предложений по более эффективному использованию финансовых и материальных ресурсов, сокращению непроизводительных расходов и потерь. Оказание практической помощи органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, правильному применению законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и МВД России по вопросам, относящимся к компетенции Центра проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел.

В настоящее время как никогда актуальна проблема эффективной организации финансового контроля, как в целом в государстве, так и в системе МВД России. Связано это с тем, что из бюджета выделяются большие денежные средства на переоснащение органов внутренних дел, на внедрение в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел современных форм и методов деятельности. Далеко не всегда денежные средства, выделяемые на это, расходуются целевым образом. Нецелевому использованию денежных средств в системе МВД России способствует, в частности, и неэффективное административно-правовое регулирование финансового контроля. Поэтому именно сегодня крайне важно совершенствовать административно-правовое регулирование финансового контроля в системе МВД России.

Одним из основных субъектов финансового контроля в системе МВД России являются: Финансово-экономический департамент МВД России, Расчетно-кассовый центр Министерства внутренних дел РФ, Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел МВД России.

В соответствии со своей компетенцией Центр проведения ревизий и проверок деятельности органов внутренних дел выполняет следующие функции:

Финансово-экономический департамент Министерства внутренних дел РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, обеспечивающим и осуществляющим функции МВД России по реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области бюджетного планирования и финансирования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы, организации экономической деятельности подразделений МВД России, а также выполняющим иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Основными функциями Финансово-экономического департамента МВД России являются:

Финансово-экономический департамент МВД России для осуществления своих задач и функций имеет право:

Какие же конкретные задачи стоят перед финансовым контролем в системе органов внутренних дел в современный период?

Вот так, по нашему мнению, должен выглядеть блок первостепенных задач финансового контроля в системе МВД России:

Именно так, непрерывно совершенствуя деятельность субъектов финансового контроля, по нашему мнению, можно добиться значительного повышения уровня "прозрачности" и эффективности использования выделяемых на реформирование системы МВД России бюджетных средств, а также предупредить различные коррупционные риски в финансовой деятельности органов внутренних дел.

Библиографический список:

  1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
  2. Богушев С.И. Проверка проведения инвентаризации // Экономический журнал МВД России. Тыл. Финансы. Право. 2009. N 12.
  3. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973.
  4. Грачева Е.Ю. Правовое регулирование финансового контроля и его использование в борьбе с организованной преступностью. М., 1994.
  5. Герасимов А.С. Финансовый контроль в Вооруженных Силах РФ (правовые вопросы организации): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
  6. Горин Е.В. Особенности финансового контроля в системе МВД России. Домодедово, 2005.
  7. Финансовое право / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006.
  8. Ковалева Н.А. Понятие и классификация финансового контроля // Вопросы административного и финансового права в свете решений XXVI съезда КПСС. М., 1983.
  9. Ковязин В.В. Организация контроля за деятельностью органов внутренних дел, приносящей доходы // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. М., 1998.
  10. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000.
  11. Коренев А.П. Административное право. М., 2000.
  12. Карандина Е.А. Ведомственный финансовый контроль и его развитие в Российской Федерации // Право и современность. Саратов, 2006.
  13. Митрофанов В. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности промышленных предприятий. М., 1965.
  14. Макаров А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009.
  15. Опальский А.П. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России (организационно-экономический аспект): Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 1996.
  16. Понтович Э.Э. Казна и контроль. Государственно-правовая характеристика финансового контроля. М., 1927.
  17. Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. 1998. N 2.
  18. Ровинский Н.Н. Финансовый контроль в СССР. М., 1947.
  19. Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.
  20. Савинов С.В. Эффективность финансового и ведомственного контроля, осуществляемого в системе МВД России // Право и современность. Саратов, 2006.
  21. Соколова Э.Д. Правовое регулирование ведомственного финансового контроля в системе МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. N 10.
  22. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978.
  23. Тимофеева И.Ю. Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2005. N 1.
  24. Чекалин К.С. Контроль деятельности советской милиции. М., 1976.
  25. Чмырев С.Н. Виды и организация внутриведомственного контроля в деятельности ОВД // Административное право и процесс. 2009. N 6.