Мудрый Юрист

Правовые основы действия социального государства в ФРГ: политика в сфере труда и социальных отношений *

<*> Chilkina K.V. Legal grounds of social act in FDR: politics in the labour and social relations sphere.

Чилькина Ксения Владимировна, доцент кафедры истории государства и права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.

В статье идет речь о социальном государстве в ФРГ, понятии социального государства, его функциях, правовых основах социальной политики ФРГ на современном этапе.

Ключевые слова: социальное правовое государство, законодательство, Германия, социальный кодекс, социальное страхование.

The article deals with the problems connected with social state Federal German Republic, the definition "social state", its functions, legal grounds in social sphere nowadays.

Key words: social legal state, legislation, Germany, social code, social insuarens.

Сегодня социально ориентированная экономика ФРГ переживает кризис <1>, возникают проблемы и неэкономического характера <2>, но тем не менее специалисты не спешат коренным образом изменять существующий порядок жизни государства и законодательство, апробировавшее себя на протяжении нескольких десятилетий. Проблема исследуется на различных уровнях, и существует предположение, что причины кризиса следует искать не в несовершенстве систем управления, а в природе человека, которому свойственно переживать конфликты. Таким образом, политико-правовая теория Германии во главу угла ставит антропологический вопрос, на который может ответить государство социальное. И в законодательстве Германии ясно прослеживается отношение законодателя к индивиду как к цели. Иллюстрацией может послужить содержание § 1 книги I Социального кодекса Германии, где идет речь о социальной помощи: "Человек, находящийся в положении, когда он не может самостоятельно оплачивать расходы на жизнь, или в особо трудной жизненной ситуации и не имеет достаточной помощи из другого источника, имеет право на персональную и экономическую помощь, которая соответствует его потребности. Оказанная помощь должна давать возможность принимать участие в жизни общества и гарантировать проживание в условиях, достойных человеческой личности", а также норма, где речь идет о задачах социальной помощи (§ 1 книги XII Социального кодекса) - задачами социальной помощи является правомерная работа, состоящая в управлении жизнью с гарантиями человеческого достоинства <3>.

<1> См.: Сабов З.А. Кризис системы социальной защиты в Германии: финансовый аспект // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 1. С. 64 - 73.
<2> См.: Антропов В.В. Социальная защита в странах ЕС: современные тенденции, проблемы и перспективы // Труд за рубежом. 2005. N 4. С. 48, 49.
<3> URL: http://www/ socialgesetzbuch-sgb.de/ sgbi/ 9.html. 17.03.2010.

Германия заявлена и функционирует с 1949 г. как демократическое социальное правовое государство. Государство социальное видится современным ученым как "особый тип государственного патернализма, который направлен на всех граждан государства, какое бы социальное положение они ни занимали. Специфика государственной политики социального государства заключается в создании условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и развитие человека" <4>. Политико-правовая теория и хозяйственная практика ФРГ уже не одно десятилетие подтверждают назначение социального государства.

<4> См.: Сафонов П.А. Понятие социального государства // Закон и право. 2008. N 3. С. 49.

Теория "демократического социализма" в ФРГ призвана способствовать разработке модели политических институтов, которые должны не только "снимать напряжение, возникающее в самом человеке, но и создавать условия для его ориентации на новые гуманные этические ценности..." <5>. В трудах одного из ведущих теоретиков ФРГ, Р. Дарендорфа, демократия предстает как метод поиска истины и механизма принятия решения и как наиболее достойный, "человеческий" способ бытия человека в социальном мире, благодаря которому у него появляется шанс к полной самореализации через конфликт идей, интересов и устремлений. Правовая государственность знаменует собой величайший политический прогресс <6>.

<5> См.: Куркин Б.А. Антропологизм политико-правовой теории в ФРГ // Правоведение. 1984. N 2. С. 56.
<6> См.: Там же. С. 59.

Представляется необходимым исследовать правовое содержание политики социального государства в ФРГ. Касаясь этой темы, следует обратить внимание на ключевое понятие "социальный рыночный порядок", основывающийся на принципе ведения социального рыночного хозяйства. Экономист и канцлер ФРГ, проводивший политику социального рыночного хозяйства, Эрхард говорил: "Социальное рыночное хозяйство - основополагающий принцип порядка, на котором построена экономическая жизнь в Федеративной Республике, оно было предпосылкой нынешнего исключительно мощного хозяйственного подъема, который за границей часто неверно обозначают как "экономическое чудо". Суть данного рыночного хозяйства состоит главным образом в том, что экономический процесс, т.е. производство и распределение материальных ценностей и доходов, управляется не рычагами принуждения, находящимися в руках ведомств, а действием свободных цен и свободным соревнованием за оптимальный результат, этим мотором системы, в общих рамках, заданных экономический политикой. Свобода, возможность каждому отвечать за себя и личная инициатива в выборе профессии, работы и потребления, которая позволит каждому производителю и потребителю воспользоваться экономическими шансами, а также распределение доходов по реальному личному вкладу - это те движущие силы, которые в рыночной экономике приводят к высшим рубежам в производстве и к повышению благосостояния всего населения" <7>.

<7> См.: Эрхард Л. Благосостояние для всех (репринт. воспр.) / Пер. с нем.; вступ. ст. Б.Б. Багаряцкого, В.Г. Гребенникова. М., 2001. С. 131.

Сегодня социальный рыночный порядок означает общество, где "в число общественных целей входят свобода экономического развития и экономическое самоопределение, в котором отдельные личности и социальные группы должны иметь максимальную свободу действия, защищенную от вмешательства государства, в котором ищется взвешенное равновесие различающихся между собой интересов общества и индивида, социальных групп и индивида, а политическая и экономическая власть должны быть рассредоточены" <8>. Здесь ограничивается экономическая и тем самым политическая власть государства по отношению к своим гражданам, хозяйствующие субъекты обладают официальной и фактической свободой (когда выполняются определенные условия, касающиеся стартовых шансов хозяйственных субъектов и распределения доходов), обеспечиваются права на политическую и личную свободу (свобода печати, свобода волеизъявления, свобода перемещения, свобода отправления религиозных культов) и децентрализация экономической власти.

Политический, государственный, правовой и экономический порядок взаимообусловливают друг друга и являются различными измерениями и компонентами единого жизненного порядка <9>. Одно из важнейших направлений деятельности социального государства - обеспечение порядка в сфере труда и социальных отношений. Необходимо отметить, что в законодательстве других отраслей действуют гарантии, позволяющие государству осуществлять свои социальные функции. Так, в Германии подразумевается, что социальное правовое государство должно действовать только в условиях рыночной экономики со свободной конкуренцией с наименьшей долей вмешательства в экономику, разделения властей и при активном участии земель в финансовом и правовом обеспечении свобод человека и гражданина. Но именно деятельность государства по обеспечению порядка в сфере труда и социальных отношений отражает наиболее ярко сущность государства социального, политика которого направлена на обеспечение комфортного существования не общества в целом, а каждого индивида. Одна из основных теоретических идей, воплощенных в законодательстве Германии, состоит в том, что труд из необходимости должен стать деятельностью, воплощающей свободу (согласно теории Р. Дарендорфа) <10>.

<8> См.: Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1994. С. 32.
<9> См.: Там же. С. 16.
<10> См.: Немецкая социология / Отв. ред. Р.П. Шпакова. СПб.: Наука, 2003. С. 495.

Законодательство социального государства Германии обеспечивает защиту работающих по найму, нормирование в отношении учредительных документов хозяйствующего субъекта, нормирование в области рынка труда.

Законодательно оформленная система социального страхования гарантирует страхование от несчастного случая, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Правовая политика социального государства предполагает оказание социальной помощи, проведение мероприятий в сфере жилищного строительства, помощь семьям, помощь в получении образования, обеспечение деятельности трудовых и социальных судов. Представленные направления деятельности социального правового государства Германии отражены в Основном законе ФРГ в самом сконцентрированном виде. Основной закон ФРГ 1949 г. не содержит широкого перечня социально-экономических прав и свобод, а лишь ограничивается регулированием школьного дела (ст. 7), свободой выбора профессии и запрещением принудительного труда (ст. 12), условиями реализации права собственности и наследования, обобществления земель, природных богатств и средств производства (ст. ст. 14, 15) <11>.

<11> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001.

Кроме Основного закона ФРГ, действует еще Социальный кодекс (Soziale Gesetzgebuch - SGB), состоящий их 12 книг. Каждая из книг регулирует целый комплекс отношений индивида с государством. Книга I носит описательный характер, раскрывает задачи данного нормативно-правового акта, ключевые употребляющиеся категории, такие как социальное страхование, социальная помощь и т.д.). Книга II регламентирует правила страхования лиц, имеющих работу. Книга III содержит нормы безопасности труда, гарантирующие продолжительность рабочего дня, времени отдыха и пр. В книге IV зафиксированы общие правила социального страхования, в V - ключом успеха социального государства признаются солидарность и личная ответственность (§ 1 книги V Социального кодекса Германии). Книга VI - регламентация правил страхования по старости; книга VII - страхование от несчастного случая; книга VIII - помощь детям и подросткам; книга IX - реабилитация и помощь людям с ограниченными возможностями; книга X - процесс социального управления и защита социальных данных; книга XI - социальное страхование людей, нуждающихся в уходе (или социальное страхование рисков необходимости ухода), книга XII - социальная помощь.

Действует также обширная правовая база, на которую опирается политико-правовая теория. Так, в ФРГ действует Промышленный устав, который регламентирует правила безопасности труда, гарантии в отношении длительности рабочего времени дают Положения о рабочем времени, Закон "О защите рабочей молодежи", Закон "О защите работающей матери", Федеральный закон "Об отпусках". Принцип гарантированности рабочего места закреплен в Законе "О защите от увольнений", Законе "О содействии трудовой занятости". Закон "Об уставе предприятия" закрепляет право работников создавать производственный совет и таким образом реализовываться в качестве администраторов на предприятии, где они работают, независимо от его организационно-правовой формы. Также действует Федеральный закон "О представительстве рабочих и служащих в государственных учреждениях" 1974 г.

Серьезной гарантией в деле обеспечения оптимальных условий занятости для всех желающих и способных трудиться является Закон "О тарифном договоре", причем отмечается обязательность нормативной части договора для его участников.

В Германии придерживаются взгляда, что лучшее средство борьбы с безработицей - это политика полной занятости. Конечно, экономические, политические и миграционные процессы (рост народонаселения, политика международной нефтяных картелей в области политики цен на нефть и т.д.) не всегда позволяют в полной мере проводить такую политику, и тогда социальное государство берет на себя ответственность по обеспечению безработных, в том числе путем выплаты пособия по безработице, последующего финансирования взносов в социальное страхование, организации и проведения мероприятий по обеспечению трудоустройства, по профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

Собственно, систему социального страхования можно охарактеризовать как совокупность мер, призванных обеспечить экономическое и социальное существование определенных социальных групп перед такими общими опасностями для жизни, как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца. Система социального страхования Германии включает в себя страхование от несчастного случая, страхование на случай болезни (регламентируется пятой книгой социального законодательства), пенсионное страхование (регламентируется шестой книгой социального законодательства), пенсионное страхование лиц, не работающих по найму - ремесленников, занятых в сельском хозяйстве, лиц свободных профессий.

Правовой основой для оказания социальной помощи является принятая в 1987 г. новая редакция Федерального закона "О социальной помощи".

Согласно § 1 Закона цели социальной помощи определяются следующим образом:

"(1) Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах.

(2) Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству".

Социальная помощь имеет целью в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. При этом он должен полагаться прежде всего на собственные силы.

Необходимо отметить следующие принципы:

  1. Существует юридическое право на получение социальной помощи. Претендовать на это право могут и не немцы, т.е. иностранцы и лица, не имеющие гражданства, которые оказались в сфере действия Федерального закона о социальной помощи не только для того, чтобы воспользоваться правом на получение социальной помощи. Однако в отношении не немцев Закон предусматривает определенные ограничения в выплатах.
  2. Через оказание социальной помощи ее получатель должен быть реинтегрирован в сообщество людей. Помощь призвана обеспечить содействие получателю поскорее стать от нее независимым: через предоставление работы, через приобщение к труду не выработавших в себе привычку трудиться или отлынивающих от работы людей или же через восстановление работоспособности путем попечительства и лечения.
  3. В сфере оказания социальной помощи также утвердился профилактический подход. Такая практика имеет место для полного или частичного преодоления критической ситуации.
  4. В основе социальной помощи лежит принцип субсидиарности, т.е., во-первых, получатель помощи при его реинтеграции в сообщество людей обязан сам проявить активность и, во-вторых, рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере законодательной, договорной или нравственной.
  5. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.

Законодательство Германии также является основой для проведения мероприятий в сфере жилищного строительства, оказания помощи семьям, помощи в получении образования, обеспечения деятельности трудовых и социальных судов. Таким образом, ФРГ является одним из немногочисленных государств, где в числе законодательных основ достойного уровня жизни граждан представлен Социальный кодекс - нормативно-правовой акт, где, во-первых, предусмотрены все возможные случаи, способные дезактивировать личность и исключить ее из нормальной жизни общества, и, во-вторых, подробнейшим образом регламентированы отношения человека и государства по обеспечению первого условиями, соответствующими человеческому достоинству.