Мудрый Юрист

Правовая культура субъектов власти как фактор утверждения достоинства личности

Цыбулевская О.И., доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов).

Власова О.В., кандидат юридических наук, доцент Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск).

Основой концепции конституционного строя России является гуманистическая идея ценности человеческой личности, ее достоинства. Конституция РФ провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2); "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ч. 1 ст. 21).

Включение нормы об уважении достоинства личности в Основной Закон России свидетельствует о том, что оно в первую очередь является правовой обязанностью всех представителей государственных структур. Поэтому самая высокая степень ответственности за сохранность человеческого достоинства, за соблюдение принципа уважения личности и недопустимость унижения человека возложена на власть. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции, подчеркивает Б.С. Эбзеев, налагают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод <1>.

<1> См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 114.

Создание механизма защиты достоинства личности требует от власти соответствующего уровня правосознания, адекватной правовой культуры, исполнения обязательств и ответственности перед личностью. Уважение человека, признание его достоинства во многом зависят от состояния существующей в обществе правовой культуры. Н.А. Придворов справедливо подчеркивает, что правовая культура "является неотъемлемой частью гарантий реализации достоинства личности" <2>.

<2> Придворов Н.А. Достоинство человека как основа права и демократической государственности. Гл. XIII // Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 томах / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 1: Теория государства. М., 1998. С. 331.

Культуре в обществе вообще принадлежит важная роль. От уровня зрелости политико-правовой, нравственной культуры зависит уровень развитости демократии, гражданского общества. "Правовая культура способствует выработке ценностно-нормативной ориентации в области права и законности, регулирует поведение личности. Она оказывает существенное воздействие на все сферы государственно-правовой деятельности" <3>. Уровень культуры, степень ее развитости определяют успех модернизации Российского государства и общества.

<3> Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 6.

Правовая культура тесно связана с нравственностью. О влиянии моральных норм на формирование правовой культуры, на поддержание стабильного правопорядка рассуждали многие мыслители, давая оценку действиям людей через призму понятий "хорошо - плохо", "благородно - подло", "достойно - недостойно", "честно - нечестно", "должно - недопустимо". Ф. Бэкон писал: "Если устои государства крепки и здоровы, законы принесут немало пользы, в противном случае они мало могут помочь гражданам... Эта цель будет достигнута, если благочестие и религия поставят законы на правильный путь, если будут процветать достойные нравы" <4>. Нравственная культура как совокупность исторически складывающихся принципов, взглядов, оценок, убеждений имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Второй аспект нравственной культуры - конкретные формы внешнего проявления указанных качеств, ибо мораль не может быть сведена исключительно к принципам.

<4> Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1971 - 1972. С. 507 - 508.

Правовая культура призвана содействовать согласованию общественных и личных интересов, вознести человека в центр общественного развития, создать для него достойные условия жизнедеятельности, обеспечить справедливость, свободу и возможность всесторонней реализации. Все это отвечает интересам правового государства, где существуют ответственная власть, эффективные правовые и нравственные гарантии таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора, правопорядок и законность обеспечиваются высоким уровнем правосознания и правовой культуры. Задача нравственно-правового воспитания, стоящая перед обществом, состоит в том, чтобы достичь такого уровня правовой культуры, когда каждый его член соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения. В идеале правомерное поведение не должно быть обусловлено никакими иными мотивами, кроме нравственной потребности <5>.

<5> См.: Сальников В.П. Правовая культура. Глава XIV // Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 3. М., 2002. С. 363.

Следует признать, что и сегодня в России неразвитость чувства гражданского достоинства, неумение отстаивать его цивилизованным образом порождают ситуации, когда вполне добропорядочные граждане, видя отсутствие в большинстве случаев ответственности представителей публичной власти за нарушение прав и свобод человека, низкий уровень их правовой культуры, слабую эффективность правозащитных государственных механизмов, решают свои жизненные вопросы за рамками юридического поля, зачастую с помощью криминальных структур.

Пассивная реализация одними субъектами своих законных прав создает благоприятные условия для возможного неисполнения своих обязанностей другими субъектами, парализует действие всей системы правовой ответственности. С одной стороны, человек всегда был робок перед властью, к этому он привыкал столетиями, с другой - с органами власти люди связывают свои надежды на милосердие и помощь, на справедливость закона. Они полагают, что представители властных структур знают их нужды, беспокоятся о благополучии граждан, несут ответственность за качество человеческой жизни. Только честный, справедливый, искренний, уважающий свое достоинство человек нравственно вменяем и предрасположен к надлежащему самоограничению в пределах высоких ценностей и достойной жизни. Такой человек может сохранить свое достоинство, только уважая чужое.

Однако чиновники, которые должны следовать закону, принципу недопустимости унижения человека, исповедовать идеалы чести и достоинства, нередко толкуют нормы права в угоду своим личным интересам. Незащищенность населения от неправомерных действий должностных лиц является серьезной угрозой становления правовой культуры в России, формирования нового отношения к власти и государству в целом. Многие граждане сами признают правомочность ущемления своих прав государством <6>.

<6> См.: Русанова Н.М. Правовые установки и правовое поведение россиян // Социология и общество: Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". СПб., 2000. С. 103.

Правовая культура - это система и результат социально-правовых отношений между государством и обществом. Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов - государства и общества. Однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа. И.А. Ильин справедливо подчеркивал, что государство держится только правосознанием граждан и власти. Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своих граждан.

Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти. Будучи достижением человеческой цивилизации, культура влияет на способы осуществления власти. Именно политико-правовая культура советской политической системы явилась ее ахиллесовой пятой <7>.

<7> См.: Кабышев В.Т. Психология власти в системе конституционного строя России: конституционное измерение // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2010. Вып. 10. С. 16 - 17.

Специфика деятельности должностных лиц определяет особые черты их правовой культуры. Она отличается от правовой культуры других граждан прежде всего содержанием. Представители государственно-властной системы должны быть проводниками справедливости, обладать высокой степенью ответственности, более полными правовыми знаниями, готовыми целеустремленно, последовательно и решительно воплощать эти требования в жизнь в процессе повседневной практической деятельности, культивировать в себе убежденность в необходимости усвоения и соблюдения правовых и нравственных принципов.

Моральные обязательства государственных служащих в отношении исполняемой ими должности состоят в безукоризненном выполнении требований профессиональной этики, включая заботу о личном достоинстве и чести, что позволяет преодолевать соблазны пребывания у власти. Между тем, как верно подмечено, создается впечатление, что эти лица забыли о собственной совести, элементарной человеческой чести и достоинстве <8>. Проведенное Институтом социологии РАН исследование "Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов" показало, что граждане на первое место из предложенных 15 характерных качеств государственного служащего поставили равнодушие к людям (63,7%); на второе - продажность чиновников (58,5%); на третье - безразличие к интересам страны (41,1%); 32% отметили безответственность чиновников; 31% указали на их низкие деловые качества и некомпетентность. Шестое место - 25,9% голосов россиян - заняли необразованность, бескультурье и грубость чиновников. Первая положительная аттестация ("деловитость, компетентность") оказалась только на седьмой позиции <9>. Все это свидетельствует о низком уровне нравственно-правовой и профессиональной культуры властных субъектов. В условиях демократии и свободы власть должна учиться разговаривать с человеком на равных, относиться к нему с почтением, уважать права и достоинство каждого индивида. Аморальность поведения лиц, осуществляющих государственные функции, заставляет напомнить об этичности государства.

<8> См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. Правовое государство. М., 2003. С. 156.
<9> См.: ...как руки брадобрея // Литературная газета. 2006. 15 - 21 марта.

Принцип уважения достоинства личности должен пронизывать функционирование всех ветвей власти. Законодатель не может принимать законы, умаляющие человеческое достоинство, не согласующиеся с правами человека, исполнительная власть должна создавать все условия для их реализации, а судебная - гарантировать права и достоинство личности, в том числе от возможных покушений на них законодательной и исполнительной власти.

Российский опыт показывает, что при низком уровне правовой культуры и правосознания чиновников, при отсутствии ответственной государственной власти не может быть эффективной защиты прав и свобод человека <10>, реального верховенства обязательных для всех законов. В нынешней правовой системе нормативное регулирование правозащитной функции государственных органов осуществляется слабо: не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране основных прав и свобод личности. Граждане, как правило, плохо информированы о своих правах на предмет обращения в органы власти, а также об обязанностях чиновников. Проблемы во взаимоотношениях людей с властными структурами связаны не только с незнанием гражданами своих прав, но и с нежеланием органов исполнительной власти информировать население о путях и возможностях их реализации. Чиновник порой умышленно скрывает подобную информацию.

<10> Только за период 2007 г. было возбуждено свыше тысячи уголовных дел в отношении должностных лиц, каждая вторая жалоба, поступившая в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 г., касается фактов нарушения прав человека, совершаемых должностными лицами (см.: Современное состояние правовой жизни и правовой политики в Российской Федерации // Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 15).

Важную роль в исправлении сложившейся ситуации призваны сыграть недавно принятые Федеральные законы "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "О противодействии коррупции". Необходимо ускорить доработку и принятие Административного процессуального кодекса РФ, предметом которого должен стать порядок принятия индивидуальных правовых актов управления, затрагивающих права и обязанности субъектов, не входящих в структуру и систему государственного органа, издающего этот акт.

Для создания многозначной, многофункциональной системы защиты целесообразно принять Федеральный закон "Основы правозащитной деятельности государственной власти в Российской Федерации". В таком законе можно было бы определить роль государства и степень его ответственности за правовую защищенность граждан, стратегию законодательной и исполнительной властей в этой сфере. Помимо прочего, закон снял бы разногласия по многим вопросам, которые сейчас весьма существенны и ощутимы под воздействием рыночных отношений. Наглядным примером может послужить проблема с оплатой коммунальных услуг, когда при отсутствии надежного юридически оформленного механизма государственного контроля и надзора людей заставляют оплачивать, порой последними деньгами, запредельные тарифы, упрекая их же в социальной пассивности, безответственности и отсутствии должных экономических знаний. Между тем государственная власть для того и существует, чтобы представлять и обеспечивать интересы всех слоев населения.

Ведомственный правовой нигилизм, коррупция, злоупотребления полномочиями, аксиологический вакуум - вот далеко не полный перечень деформаций правовой культуры и правосознания российского чиновника. Современное Российское государство, отмечает А.С. Бондарев, должно в первую очередь серьезно заняться правовым воспитанием собственных служащих, начиная с высшего эшелона, ибо правовой нигилизм в их среде не только наносит урон локального характера, но и существенно бьет по праву в целом. "Правовой нигилизм крупных государственных чиновников, подобно крупным камням, сбрасываемым в водоемы, попадая в массовое правосознание российского общества, формирует в нем долго не затухающие круги неуважительного отношения к праву" <11>. Можно только добавить, что именно представители властных структур не отличаются высокой исполнительской дисциплиной, строгим следованием предписаниям закона.

<11> Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность - стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. СПб., 2008. С. 146.

Правосознание чиновников как идейно-ценностная основа правового нигилизма характеризуется как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся, отличающееся фрагментарностью, противоречивостью. Ведомственный правовой нигилизм есть закономерное следствие рассогласованности потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций в правовой, политической и моральной сферах. Опасность ведомственного правового нигилизма состоит в его способности самовоспроизводиться, приспосабливаться к обстановке. Этому способствует и сама административная среда.

Крайним проявлением ведомственного правового нигилизма служит высокий показатель коррумпированности правоохранительных структур - 80 - 90%, которая, по оценкам экспертов, приобрела системный характер, стала нормой поведения должностных лиц <12>. О масштабах коррупции, поразившей российское общество, говорят цифры, приведенные в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. Только за шесть месяцев 2009 г. рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Привлечены к ответственности 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. Безнаказанность и безответственность властных субъектов не могут не сказываться на достоинстве человека, не защищенном от посягательств государственно-бюрократической машины.

<12> См.: Современное состояние правовой жизни и правовой политики в Российской Федерации // Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 14 - 15.

Показателем низкого уровня правовой культуры, основным препятствием в реализации правового принципа уважения достоинства личности являются не только коррумпированность и злоупотребление властью, но и непрофессионализм правоприменителя. Эксперты EIU - исследовательского подразделения британского журнала Economist - отмечают, что коррупция в российских регионах становится "управляемой". Одним из факторов малой эффективности государственного аппарата является не коррупция, а некомпетентность чиновников <13>. Именно от этого в наибольшей степени страдает общество.

<13> См.: Яковлев А. Лечить болезнь, а не симптомы // НГ-сценарии. 2009. 27 окт.

Низкий уровень правовой культуры субъектов публичной власти не может не сказываться и на состоянии законности в нашем государстве. Н.И. Матузов верно отмечает, что понятие законности сегодня размыто и почти забыто. Сам термин "законность" даже не упоминается в официальных речах лидеров, государственных деятелей, руководителей Правительства, государства <14>.

<14> См.: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. N 4. С. 32.

Традиционно законность трактуется как "строгое неуклонное соблюдение и исполнение норм закона", однако новые подходы к праву требуют более широкого понимания законности. Например, в одном из современных исследований автор выделяет правовую законность, развернуто определяя ее как "такую правовую категорию жизни гражданского общества, при которой в первую очередь обеспечиваются права и свободы человека и гражданина цивилизованного государства, достойность бытия личности, позитивное развитие социального и правового статуса каждого члена либерально-демократического общества в условиях действительного действия правовой свободы, которая неразрывно связана с процессом реализации права, основанного на его реальном выражении в правовых законах и нормативно-правовых актах правового государства" <15>. Под законностью, на наш взгляд, следует понимать обязанность государства предоставлять юридические гарантии прав, которые обеспечивают достоинство личности.

<15> Теткин Д.В. Законность как реальное выражение права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 19.

Правоохранительная политика в сфере защиты достоинства человека не будет эффективной без обеспечения законности и правопорядка, высокой результативности деятельности органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями, и в особенности с должностной преступностью. Российская правоохранительная политика способна полноценно осуществляться, если постоянно будет "подпитываться" правовой культурой властвующих субъектов, их адекватным правосознанием, опираться на принципы и нормы основополагающих международно-правовых актов, которые не только содержат рекомендации государствам, но и возлагают на них юридические обязанности по обеспечению и защите человеческого достоинства. Введение правового мониторинга за деятельностью органов публичной власти позволит реально оценить состояние законности в этой сфере, постоянно анализировать ситуацию с соблюдением чиновниками прав человека, выявлять случаи их нарушения и привлекать к ответственности должностных лиц. Конституционные нормы об ответственности государства за признание, соблюдение и защиту прав и достоинства личности, за нарушение их со стороны власти не всегда воспринимаются чиновниками как императив, требование, обладающее высшей юридической силой и имеющее прямое действие на всей территории Российского государства.

Высокий уровень правосознания и правовой культуры органов власти предполагает заботу о материальном благополучии граждан, прочное осознание того, что в условиях нужды достоинство не находит себе применения, оно несовместимо с положением имущественной нищеты. Субъективное право на достоинство налагает на государство дополнительные обязательства по обеспечению права каждого на достойное человеческое существование. В. Соловьев считал, что говорить о правах и свободах человека, лишенного элементарных условий достойной жизни, вряд ли возможно <16>. Государство, неспособное к эффективной социальной политике, нарушает достоинство человека. Ответственность государства за обеспечение достойного жизненного уровня его граждан должна стать фактором стабильности в условиях духовного и экономического кризисов, многочисленных угроз для безопасности человека. Государственной властью должен быть разработан эффективный механизм правового регулирования, обеспечивающий реализацию права на достойную жизнь, на достойное человеческое существование. Это обусловливает необходимость конституционно-правового наполнения категории "достойная жизнь", а также разработки и принятия конкретных законодательных и экономических мер. Вместе с тем государство не может подавлять свободное использование человеком своих способностей для трудовой деятельности, сковывать инициативу и предприимчивость своих граждан. Оно не должно брать на себя функцию некоего "доброхота, финансируя жизнь каждого гражданина" <17>. Подобная деятельность государства может перерасти в чисто патерналистский подход, что также чревато ущемлением человеческого достоинства.

<16> Соловьев В.С. Собр. соч. СПб., 1911 - 1913. Т. 7. С. 355.
<17> Старшова У.А. Достойная жизнь человека как воплощение идеи социального государства в России // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2010. Вып. 10. С. 76 - 77.

Проблема формирования социального государства подразумевает проведение реформ по совершенствованию системы предоставления государственных услуг населению. В современном Российском государстве существенным недостатком регулирования оказания государственных услуг выступает как бессистемность, отсутствие единых требований к государственным услугам, так и трудность контроля институтов гражданского общества за их качеством. И все же именно качество услуг является в настоящее время одним из ключевых факторов, определяющих доверие граждан к органам государственной власти и способствующих в конечном итоге укреплению достоинства личности.

Подведем некоторые итоги. Правовая культура - это состояние общественного сознания и социальной практики, сложившееся на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования и взаимодействия различных социальных норм (права, морали, традиций, обыкновений и т.п.).

Правовая культура, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, его правовой защищенности, "вынуждает" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость. В современной России, где лишь закладываются основы правового государства, подлинной демократии, главным принципом бытия власти должна стать идея, утверждающая самоценность личности, - идея утверждения достоинства человека. Человеческое достоинство, если оно надлежащим образом защищено, - это опора демократии и правовой государственности, исходное начало всякого правопорядка. Если государство не признает и не защищает достоинство каждого человека, то никакие меры не обеспечат его прочный фундамент.

Сегодня в России общечеловеческий принцип уважения достоинства во многом остается провозглашенным "на бумаге". Реалии таковы, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется на практике. Так, XXVIII Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца (2003 г.), посвященная теме "Защита человеческого достоинства", в своей резолюции прямо отметила повсеместное отсутствие уважения к человеческому достоинству и правам человека. Причиной ослабления чувства достоинства в российском обществе является не какой-то отдельный фактор, а их совокупность. Один из них - деформированность нравственного и правового сознания, падение общей культуры и понижение порога нравственных требований.

Государство должно взять на себя роль гаранта достоинства личности в том смысле, который вкладывают в нее граждане России. Большую роль в этом мог бы сыграть Федеральный закон "Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство" <18>, который стал бы систематизирующей основой для существующих отраслевых норм, направленных на защиту чести и достоинства личности. Помимо законодательного признания абсолютного права человека на достоинство нужна координированная система гарантий его осуществления. Вся трудность возможной эффективной политики заключается в нахождении опосредующего звена между идеей, законодательством и реальной правовой жизнью.

<18> Проект Закона был внесен в конце 90-х годов на рассмотрение в Государственную Думу РФ, да так и не обрел жизнь в своем окончательном варианте, потонув в пучине обсуждений и дискуссий (см.: Лазарев В.В. Декларировать ли утверждение чести и достоинства россиянина? // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2001. N 1(39). С. 7 - 8).

Конечно, не все проблемы можно решить, создав соответствующие законы. Многое здесь зависит от культуры общества, в первую очередь нравственной и правовой. Да и возможности государства в проведении социальных преобразований не безграничны. Однако последовательно стремиться к тому, чтобы индивидуальное достоинство личности стало принципом государственного устройства, главной целью функционирования всех ветвей власти, необходимо. Необходимо выработать потребность уважения человеческого достоинства. Декларирование - это начальный и необходимый этап правовой политики. Формирование соответствующих стереотипов массового сознания происходит при одном условии: для того, чтобы находиться в сфере восприятия актуализированных представлений, права человека должны подкрепляться определенными успехами в деле их осуществления <19>.

<19> См.: Шугуров М.В. Права человека, российская правовая политика и международное сотрудничество // Философская и правовая мысль: альманах. Вып. 5. Саратов - Санкт-Петербург, 2003. С. 31.

Данная концепция может быть использована в системе правового образования и воспитания, в формировании у чиновника, правоприменителя нравственно-юридического мировоззрения, имеющего аксиологическим ядром одну из высших ценностей - достоинство личности.

В законодательной и правоприменительной практике только начинает складываться традиция уважения человеческого достоинства, его прав и свобод. Одним из условий успешного решения этой проблемы является обеспечение неразрывной связи между принципами права и нравственными ценностями в жизни общества, исключительное уважение к человеку, к личности, ее правам, духовной природе. Преодоление безответственности чиновников, ведомственного правового нигилизма, коррупции связано с переосмыслением значения многих нравственно-правовых категорий: свободы, справедливости, достоинства личности.

Важнейшим средством формирования культурно развитой, полноценной личности являются нравственное и правовое воспитание. Необходима четко выстроенная государственная программа повышения уровня правовой культуры в сфере власти. Растет потребность в разработке такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. В ходе противодействия деструктивным проявлениям со стороны чиновников не следует делать упор только на репрессивные методы. Значительное место должно отводиться кропотливой воспитательной работе, поскольку затронуты глубинные процессы, протекающие в правовом сознании. Главное в том, чтобы в воспитательную работу были включены закономерности нравственного формирования личности государственного служащего.

Задача подготовки не просто квалифицированных, но и высоконравственных чиновников должна стать одним из приоритетов государственной политики в сфере воспитания управленческих кадров. В процессе обучения следует интенсивно внедрять углубленные образовательные программы по правам человека, создавать эффективную систему учебно-методического обеспечения данного направления, развивать у государственных служащих стремление к устойчивой потребности гуманного отношения к человеку, толерантности. Нельзя забывать, что эффективная подготовка профессионалов в этой области предполагает прежде всего формирование у них нравственных ориентиров и гражданских позиций, особо нуждающихся в гуманистической направленности. Система переподготовки государственных служащих призвана способствовать повышению как нравственного, так и правового сознания государственных служащих <20>.

<20> В России есть специальные учебные заведения (академии государственной службы, Академия народного хозяйства, Финансовая академия при Правительстве РФ), укомплектованные высокопрофессиональными преподавателями, но они работают в основном вхолостую. Проблема заключается в том, что поучившиеся гражданские служащие (в основном из молодежи), набравшись некоторого опыта, стремятся "нырнуть" в какую-либо коммерческую структуру (см.: Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М., 2009. С. 458).

Формирование высоких моральных качеств чиновников в условиях становления гражданского общества должно опираться на рекомендации ученых. Необходимы специальные издания, подробно и постоянно рассматривающие означенные проблемы. Подобные начинания уже есть <21>.

<21> В Саратовском юридическом институте МВД России с 2006 г. выходит журнал "Правовая культура". Особое внимание на его страницах уделяется культуре правоприменителей, в том числе правоохранительной деятельности. См. также: Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. А.С. Мордовца. Саратов, 2007.

Важная роль в повышении нравственной и правовой культуры принадлежит средствам массовой информации. Однако этот потенциал не используется в полной мере. СМИ - сильнейший общественный инструмент формирования как правовой культуры, так и правовой антикультуры. К сожалению, следует согласиться с высказыванием о том, что российские СМИ вносят большую лепту в формирование у всего населения, и у властных субъектов в том числе, неуважительного отношения к законам. Они, по сути, каждый серьезный закон встречают и долго сопровождают большой долей скепсиса, высвечивая скрупулезно через мощнейшее "увеличительное стекло", соревнуясь друг с другом, малейшие изъяны в нем <22>.

<22> См.: Бондарев А.С. Указ. соч. С. 118.

Одной из форм правового воспитания является юридическое образование. Проблемы юридического образования в полной мере касаются всех субъектов права, в том числе наделенных властными полномочиями. Они затрагивают и чиновников, и предпринимателей, и военных - всех без исключения российских граждан, поэтому начатая реформа юридического образования должна осуществляться с учетом фактора решения задачи повышения правовой культуры общества.

Придется формировать российское правосознание в современных условиях, восстанавливать практически разрушенную систему правового воспитания. Иными словами, речь должна идти о правовом всеобуче - о профессиональном юридическом образовании и о массовом юридическом воспитании и "ликбезе". Особая роль в решении данной непростой задачи должна принадлежать юридической общественности, в частности Ассоциации юристов России, другим институтам гражданского общества.

Сегодня на первый план должны выходить такие грани правовой культуры служащих, как ответственность перед обществом. Имеет смысл говорить о должном уровне правовой культуры российского чиновника лишь тогда, когда он научится уважать достоинство человека.