Мудрый Юрист

Банковский кризис: причины и антикризисные меры

Неляпина Ю.В., соискатель кафедры гражданского права ВГНА.

Кризис стал глобальным и охватил множество стран, включая Великобританию, Германию, Францию, Австралию, Индию, Россию и другие рынки. Оглядываясь назад и пытаясь оценить, что произошло, важно понять природу и основные причины глобального кризиса. Причины кризиса можно разделить на две группы. Первая группа включает макроэкономические факторы, связанные со становлением и падением периода "великого спокойствия". Вторая группа факторов связана с невероятным развитием секьюритизации и расширением кредитного сектора.

Главная причина кризиса - замедление роста экономики США, являющейся крупнейшей экономикой мира, усложненное угрожающе высокими значениями таких ключевых показателей, как дефицит платежного баланса и государственный внешний долг.

В Россию кризисные волны пришли позднее, чем в развитые страны. Однако скорость и масштаб распространения кризиса впечатляют. Так, падение фондовых индексов началось еще весной, однако осенью падение стало катастрофическим и сопровождалось периодическими приостановками торгов на российских биржах. Инвесторы активно уводили капитал с российского рынка. К отрицательной динамике фондового рынка добавился фактор падения цен на сырьевые ресурсы. Закрытие внешних рынков капитала, подорожание ресурсов на фоне негативных новостей с фондового рынка привели к возникновению кризиса ликвидности, разразившегося в банковском секторе России так же, как и в развитых странах, выражаясь в форме недоверия контрагентов друг к другу, ростом ставок межбанковского кредитования и нехваткой финансовых ресурсов. Ослабление рубля стало реальностью. Еще один негативный фактор в экономике РФ, который многократно озвучивался еще до наступления кризиса, - внешняя задолженность российских компаний перед иностранными кредиторами. Большая часть внешнего долга состоит из обязательств российских корпораций и банков. Величина иностранных обязательств банковского сектора во II квартале 2008 г. превысила в 4 раза тот же показатель 2005 г. Таким образом, в России кризис явился результатом воздействия как внешних факторов, так и внутренних проблем, для решения которых необходимы серьезные структурные преобразования в экономике, стимулирование развития конкурентоспособного производства, формирование внутреннего инвестиционного спроса и соответствующих механизмов для его реализации.

Антикризисные меры

В первую очередь усилия государственных органов нацелены на устранение шоков ликвидности и предотвращение массового банкротства финансовых институтов. С момента возникновения первых проблем на финансовых рынках регуляторы обеспечивают финансовые рынки дополнительной ликвидностью. Модель финансового регулирования, сложившаяся в развитых странах, стремительно трансформируется из свободного либерализма в преобладающее государственное регулирование. Антикризисные меры в России направлены на предотвращение резкой девальвации рубля, обеспечение ликвидностью банковского сектора, спасение банков-банкротов и помощь крупным корпорациям в погашении иностранных кредитов. Представители Министерства финансов, ЦБ и Правительства своими выступлениями пытаются предотвратить массовую панику и приостановить отток вкладов населения из банковской системы. Вместе с тем недостаток ликвидности и изъятие депозитов наблюдается в большинстве банков, ипотечные программы и автокредиты приостановлены, финансовые и производственные компании снижают издержки и сокращают штат.

Правительство РФ предлагает десять первоочередных мер, которые должны помочь предотвратить наиболее опасные угрозы и последствия текущей активной стадии кризиса. Предполагается, что практическая реализация рекомендаций позволит России легче справиться с сопутствующими проблемами кризиса и реализовать долгосрочную стратегию развития России до 2020 г.

  1. Введение ответственности для государственных служащих и общественных деятелей за распространение необдуманной и недостоверной информации, а также произвольных оценок, способствующих развитию страхов и паники среди населения. Панические или алармистские заявления официальных лиц во время кризиса наиболее опасны, так как усугубляют его. Они создают основания для общественной паники, которая, в свою очередь, подрывает не только банковскую систему, но и доверие граждан к государству, а также социально-политическую стабильность.
  2. Оживление межбанковского кредитования. Целесообразно рассмотреть возможность мер, стимулирующих межбанковское кредитование. Одной из возможных мер может быть введение государственных гарантий межбанковского кредитования для банков, внесенных в соответствии с критериями надежности в специальный пул, аналогичный таковому в системе АСВ (Агентства по страхованию вкладов).
  3. Безусловное выполнение всех существующих кредитных программ для реального сектора экономики государственными банками. Продолжение кредитования постоянных клиентов этих банков. Недопустимо замораживание программ кредитования для добросовестных клиентов, так же как и экономически необоснованное завышение стоимости кредита и ужесточение условий кредитования для этих клиентов.
  4. Расширение контрольных полномочий правоохранительных органов и специальных служб в банковской сфере, по контролю за деятельностью профильных министерств и ведомств, а также Центрального банка. Федеральная служба безопасности, Следственный комитет при Генеральной прокуратуре, Федеральная служба по финансовому мониторингу должны иметь достаточные возможности для пресечения финансовых преступлений и нецелевого расходования средств - в особенности нецелевого использования получаемых в соответствии с новыми антикризисными законами кредитов без обеспечения по погашению долгов перед зарубежными кредиторами. Крупные банки должны осознавать свою ответственность за стабильность финансовой системы и текущее состояние российской экономики.
  5. Создание комиссии по экономической безопасности при Правительстве РФ под руководством Председателя Правительства РФ. В комиссии должны принимать участие руководители МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета при Генеральной прокуратуре, Министры финансов и экономического развития, Председатель ЦБ РФ. Предпочтительная регулярность проведения заседаний комиссии - 2 недели. Функция комиссии - оперативное реагирование на нецелевое использование средств в финансовой системе, создание системы мер по предотвращению распространенных экономических и финансовых преступлений, обнаружение экономических и финансовых преступлений, в т.ч. коррупционной направленности, в профильных министерствах и Центральном банке РФ. Предпочтительно проведение совместных заседаний с Комиссией при Президенте РФ по финансовым рынкам - два упомянутых органа составляли бы единую антикризисную комиссию под руководством Президента и Председателя Правительства РФ. Такой формат позволял бы осуществлять оперативное управление во время активной фазы кризиса.
  6. Организация добровольного соглашения российских банков о "максимуме условий" по кредитованию предприятий и организаций и выполнение этого соглашения. Данное соглашение сделает банковскую систему более прозрачной для бизнеса. В случае выполнения такого соглашения предприятия и организации смогут планировать свое развитие и рассчитывать на получение кредита. Данная мера увеличит доверие бизнеса к банковской системе.
  7. Недопустимость реструктуризации или сокращения персонала в крупнейших государственных банках (Сбербанк, ВТБ) в период активной фазы кризиса. Увольнения и кадровые перестановки в этих банках могут привести к осложнениям в текущей работе, недопустимым в период кризиса. Планы по оптимизации кадровой и управленческой структуры следует отложить до окончания активной фазы кризиса. По различным оценкам, это середина - конец 2009 г.
  8. Понижение ставки рефинансирования с текущих 12% до 10%.
  9. Диверсификация золотовалютного резерва и постепенное повышение в нем доли евро и золота с одновременным понижением долларовой составляющей. Рост курса доллара вызван временной необходимостью расчета банков с иностранными кредиторами. Следовательно, повышенный спрос на доллары носит технический, а не объективный макроэкономический характер.
  10. Дедолларизация внешнеэкономических расчетов. Поддержание продолжения начатого Правительством РФ курса на дедолларизацию расчетов по отдельным видам товаров. Проводя в жизнь антикризисную политику, правительства активно тратят деньги налогоплательщиков и направляют их на спасение неликвидных финансовых институтов. С одной стороны, такие меры направлены на восстановление финансовой стабильности и предотвращение распространения проблем на другие финансовые институты и сектора экономики. С другой стороны, налогоплательщики фактически расплачиваются за высокорискованные спекулятивные операции с производными инструментами, недостатки существующей системы регулирования, мошенничества финансовых посредников и другие операции рыночных игроков. По сути, по счетам платят в первую очередь обычные люди, которые теряют работу, не могут заплатить по закладной и страдают от других неприятных событий.

Несмотря на впечатляющий объем уже предпринятых мер, назрела необходимость стратегических изменений к подходам регулирования финансовых рынков и управления рисками. Кредитный кризис показал, что регуляторам нужно пересмотреть общие подходы к государственным и корпоративным финансам, скорректировать регулирование отдельных групп участников рынка (инвестиционных компаний, банков, рейтинговых агентств и прочих) в соответствии со спецификой их деятельности, пересмотреть раскрытие информации о сложных финансовых инструментах и взглянуть на экономику через призму недавних событий. Похоже, глобальное общество потребления столкнулось с необходимостью критически пересмотреть сложившийся уклад жизни. Все уроки кризиса необходимо учесть, не переборщив с государственным вмешательством, а сделать это совсем непросто.

Литература

  1. Глоссарий терминов ипотечного финансирования и секьюритизации. Совместный проект IFC и Moody's. 2007.
  2. Астраханцева М., Лещинский М. Секьюритизация по-американски, или С какими иллюзиями нам придется расстаться? // Рынок ценных бумаг. 2008. N 12 (363).
  3. Национальный доклад Финансовой академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия".
  4. URL: www.cbonds.ru.
  5. URL: www.cbr.ru.
  6. URL: www.investfunds.ru.
  7. URL: www.vedomosti.ru.