Мудрый Юрист

Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с противоправным поглощением юридических лиц *

<*> Prozherina A.N. Criminal-law characteristics of crime related to illegal acquisition of juridical persons.

Прожерина А.Н., адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России.

В статье раскрываются основные типы преступлений, связанных с осуществлением противоправного поглощения юридических лиц (юридических активов). Предлагаются варианты решений понятийного обозначения видов криминального бизнеса.

Ключевые слова: рейдерство, противоправное поглощение, юридические лица, активы юридического лица, мошенничество, злоупотребление полномочиями, хищение, фальсификация документов, уголовно-правовая политика.

In article the basic types of the crimes connected with realisation of illegal absorption of legal bodies (legal actives) reveal. Variants of decisions of a conceptual designation of kinds of criminal business are offered.

Key words: aggression, illegal absorption, legal bodies, actives of the legal person, swindle, abusing powers, plunder, falsification of documents, the criminally-legal policy.

Современная Россия столкнулась с глобальной проблемой криминализации экономики страны, связанной с новейшим этапом передела собственности во всех отраслях промышленности, на рынке недвижимости Российского государства. Активное реформирование собственности связано с комплексом мероприятий по разгосударствлению экономики и приватизации предприятий государственного сектора.

Процесс приватизации в России, активно проходивший в 90-х годах, носил беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по технологии, где в полной мере были задействованы механизмы манипуляции, заключающиеся в сокрытии от общества истинных целей приватизации, распространении дезинформации относительно доходов от приватизации, которые должны были пополнить государственный бюджет и создать финансовую базу для эффективного проведения реформ.

Наряду с легальными формами присвоения собственности были широко распространены нелегальные: безвозмездная передача государственного имущества на баланс негосударственных структур; скупка приватизационных чеков на средства, выделявшиеся государством на развитие производства; покупка за бесценок принадлежащей государству недвижимости; открытие на государственных предприятиях нескольких расчетных счетов, позволяющих скрывать прибыль, и др.

К настоящему времени процесс приватизации практически завершен, подлежит приватизации ряд государственных унитарных предприятий, в основном это аптеки и дирекции по эксплуатации зданий. Однако данный процесс не прошел для нашего государства бесследно. Кардинальные изменения, происходящие в экономике России в период приватизации, способствовали изменению сущности и структуры экономической преступности, возрастанию ее корыстной направленности, появлению новых, ранее неизвестных, методов и способов совершения преступлений против собственности.

Основным способом передела, а фактически изъятия собственности стало противоправное поглощение юридического лица/его активов, как правило, с последующим уничтожением бизнеса (путем его расчленения и продажи активов по частям).

Сформировавшийся околокриминальный бизнес требует значительных первоначальных затрат, но отличается высокой рентабельностью (до 500% и выше) и быстрой окупаемостью вложений.

Согласно информации из открытых источников только в 2005 - 2006 гг. на территории города Москвы объектами противоправного поглощения стали более 70 юридических лиц. Как правило, это предприятия промышленности, строительного комплекса, транспорта, торговли и бытового обслуживания <1>.

<1> См.: Зимин А.В. Разграничение уголовно и гражданско-правовых аспектов корпоративных конфликтов, целью которых является недружественное поглощение. Аналитические материалы. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 1.

Особенностью противоправного поглощения юридического лица/его активов является то, что предметом посягательства в большинстве случаев является не сам бизнес, а объекты недвижимого имущества и земельные участки, находящиеся в собственности и/или аренде юридического лица.

Процесс противоправного поглощения юридического лица/его активов можно понимать по-разному. Точно сформированного определения данного понятия ни в научной, ни в правовой терминологии не существует. Но какое бы определение процесса противоправного поглощения юридического лица (активов юридического лица), как и, впрочем, самой дефиниции данного процесса ("рейдерство", "недружественный захват", "враждебное поглощение", "экономический терроризм" и др.), ни считать наиболее правильным, такие его черты, как противоборство между акционером/участником или группой акционеров/участников и другой группой акционеров/участников или менеджментом юридического лица с целью получения выгод корпоративного управления и/или получения актива/активов юридического лица, все равно будут присутствовать.

На наш взгляд, под противоправным поглощением юридического лица (активов юридического лица) следует понимать установление контроля над юридическим лицом с применением противоправных методов и средств, сопровождающихся завладением активом/активами юридического лица против воли его настоящих собственников.

С криминологической точки зрения противоправное поглощение - это инструмент недобросовестного завладения собственностью. В любой развитой стране слияние и поглощение является одним из инструментов естественного процесса реструктурирования экономики. Однако в российских условиях поглощение юридического лица (его активов) стало самостоятельным видом криминального бизнеса.

На сегодняшний день проблема противоправного поглощения юридического лица (активов юридического лица) стоит достаточно остро и требует принятия скорейших и действительных мер по декриминализации экономики в сфере передела собственности.

Криминальные завладения чужой собственностью, по определению мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова, являются не чем иным, как "экономическим терроризмом" <2>.

<2> Вожич В. Экономический терроризм: новая форма "поглощения". URL: http://www.ma-journal.ru/monitor/2481.

Проблему противоправного поглощения юридического лица/его активов нельзя рассматривать исключительно как спор хозяйствующих субъектов, она гораздо шире. Степень общественной опасности противоправного поглощения определяется несколькими факторами, а именно:

  1. силовой и коррупционный переделы собственности связаны с коррумпированными правоохранительными органами и коррумпированными органами судов;
  2. противоправное поглощение юридического лица/его активов:

Данные и иные обстоятельства, как надо полагать, и предопределили включение усиления мер контроля со стороны Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и начальника Следственного комитета при Министерстве внутренних дел РФ за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся противоправного поглощения юридического лица/его активов, в комплексную систему антикоррупционных мер, разработанных под руководством Президента Российской Федерации <3>.

<3> См.: Стенографический отчет о совещании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросам снижения административных барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса. 5 августа 2009 г., Московская область, Звенигород. URL: http://news.kremlin.ru.

Осуществление комплекса мероприятий по противодействию противоправным поглощениям отнесено Правительством РФ к числу основных государственных направлений до 2012 г. <4>.

<4> См.: Итоги заседания Правительства РФ 30 июля 2009 г. URL: http://government.ru/docs/7718/#.

В настоящее время при правительстве города Москвы действует межведомственная рабочая группа по противодействию силовым захватам предприятий, а в следственной части ГСУ при ГУВД г. Москвы - следственная группа для расследования уголовных дел по фактам незаконных "враждебных поглощений". В целях координации действий по борьбе с противоправными поглощениями российские предприниматели объединились в "Ассоциацию по противодействию недружественным поглощениям и применению офшорных и рейдерских схем" (АПНП).

Тем не менее будет несправедливым сказать, что ситуация вообще не улучшается. Там, где преступникам ставят законодательный заслон, они находят все новые способы его обойти, создавая качественно иные технологии противоправного поглощения.

Проведенный анализ следственной практики по расследованию уголовных дел, связанных с противоправным поглощением юридического лица/его активов, указывает на их комплексный, хорошо спланированный и организованный характер, заключающийся в цепи действий, проводимых с целью противоправного отчуждения актива (активов) юридического лица и легализация его (их) через третьих лиц - законных правоприобретателей.

Исследования более ста обвинительных заключений по уголовным делам, связанным с противоправными поглощениями юридических лиц/их активов, показали, что более 70% таких преступлений квалифицируется по ст. 159 УК РФ (мошенничество), 12% - по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), остальные 18% в небольших соотношениях как отдельно, так и в совокупности со ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения) в незначительном количестве по нисходящей: по ст. 158 УК РФ (кража); ст. 330 УК РФ (самоуправство); ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата); ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств); ст. 185 УК РФ (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием); ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности); ст. 176 УК РФ (незаконное получение кредита); ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп); ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств); ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) и некоторыми другими статьями УК РФ <5>.

<5> См.: Бобков А.В., Клейменов И.М., Федоров А.Ю. Криминальное банкротство и рейдерство (криминологическая характеристика и противодействие): Монография. Омск, 2009. С. 18 - 19.

В большинстве случаев органы предварительного расследования и суды квалифицируют противоправное поглощение юридических лиц (активов юридического лица) по ст. 159 УК РФ как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).

При наличии фактов подделки учредительных и правоустанавливающих документов, заявлений со стороны акционеров/участников и руководителя предприятия о причинении им ущерба, отчуждения принадлежащих им долей в уставном капитале без их ведома, т.е. при наличии явных признаков хищения, действия преступников действительно следует квалифицировать по ст. 159 УК РФ.

Так, по данной статье были квалифицированы действия генерального директора ОАО "Кристина" Шамбир К.А. и ее заместителя Ружьева А.А., которые, приняв на себя юридическое обеспечение хозяйственной деятельности ОАО "Мытищинский электромеханический завод" и войдя в доверие к руководству завода, сфальсифицировали договор купли-продажи контрольного пакета акций, протокол собрания акционеров, на котором генеральный директора ОАО якобы был переизбран.

По документам генеральным директором стал Дулетов, председателем совета директоров - Ружьев А.А., а членом Совета директоров - Шамбир К.А.

Втайне от руководства завода они представили в налоговую инспекцию Мытищинского района пакет подложных документов, свидетельствующих об изменении единоличного исполнительного органа.

Получив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о том, что именно они являются полномочными руководителями завода, и заключив с частным охранным предприятием договор, они организовали вторжение сотрудников ЧОПа на территорию завода, вытеснив законную охрану и взяв завод под свой контроль. Все закончилось хищением оборудования, имеющего стратегическое назначение, и распродажей материальных ценностей предприятия <6>.

<6> См.: Зимин А.В. Указ. соч. С. 10.

Доказательством совершения хищения будет служить переход права собственности на имущественный комплекс и другие активы юридического лица к самим подозреваемым или подконтрольным (аффилированным) организациям. Также доказательством хищения будут факты распродажи или другие способы перевода активов юридического лица в собственность других лиц, сворачивание производства, сдача аренды или отчуждение недвижимого имущества юридического лица.

Один из главных элементов объективной стороны состава данного преступления - обман или злоупотребление доверием законных собственников юридического лица, выражающиеся в фальсификации правоустанавливающих документов, регистрации их под видом подлинных в органах исполнительной власти, юридическом лице, осуществляющем регистрацию прав акционеров (регистраторе).

Формы хищений, которые используются при противоправном завладении активом/активами юридического лица, достаточно разнообразны.

Это могут быть присвоения или растраты, если субъектами являются лица, осуществляющие доверительное управление. Вполне возможны и тайные хищения активов юридического лица.

Не исключены открытый и насильственный способы завладения активами юридического лица, при этом не только в результате хищений, но и посредством иных посягательств на собственность, в том числе путем выдвижения требований незаконной передачи имущества под угрозой применения насилия. Такие действия следует квалифицировать как вымогательство (ст. 163 УК РФ).

В случае выявления фактов использования подложных документов следует обращать внимание на две особенности.

Подделка документа и его использование преследуются по ст. 327 УК РФ в том случае, если этот документ содержит необходимые признаки (является официальным и предоставляет права или освобождает от обязанностей).

Если документ подделан и использован с целью совершения мошенничества, квалификации по ч. 1 указанной статьи подлежит только сам факт подделки, а использование поддельного документа охватывается диспозицией ст. 159 УК РФ. Если поддельный документ изготовлен и использован в суде в качестве доказательства по гражданскому делу, то данное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 303 УК РФ.

Действия руководителя коммерческой организации, выразившиеся в неправомерном отчуждении активов, незаконном перераспределении финансовых потоков, формировании искусственной кредиторской задолженности, а также иные действия, направленные во вред интересам организации и причинившие такой вред, совершенные с целью защиты от противоправного поглощения либо после поглощения, могут быть квалифицированы по ст. 201 УК РФ, если имеются документы, устанавливающие полную материальную ответственность руководителя, - по ст. 160 УК РФ. Если в результате его действий возбуждена процедура банкротства юридического лица, ему может быть инкриминировано преступление, предусмотренное ст. 196 УК РФ, а если вывод активов связан с переводом денежных средств за границу в офшорные компании - преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ.

Вытеснение акционеров - сторонников прежнего руководства может производиться путем так называемого размывания пакета акций, т.е. регистрации дополнительной эмиссии акций и размещения ее среди своих единомышленников, в результате чего процентное соотношение акций изменяется в пользу последних. Представление подложных протоколов, учредительных и иных документов при регистрации проспекта эмиссии акций может быть квалифицировано как злоупотребление при эмиссии ценных бумаг, т.е. как преступление, предусмотренное ст. 185 УК РФ.

Физическое вторжение на территорию захватываемого юридического лица, сопряженное с нанесением телесных повреждений обороняющейся стороне, повреждением имущества, применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, если в таких действиях содержатся признаки нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, образует состав преступления, предусмотренный ст. 213 УК РФ (хулиганство). Имеют место случаи квалификаций органами прокуратуры действий по захвату предприятия по ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки).

При наличии решения суда, вынесенного надлежащим лицом с соблюдением процессуальных требований, действия по реализации этого решения вопреки установленному порядку (например, без возбуждения исполнительного производства) являются самоуправством и наказываются по ст. 330 УК РФ. Если при возбуждении исполнительного производства судебный пристав превысил свои полномочия, в отношении его может быть возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ.

Часть преступлений квалифицируется органами предварительного расследования или судом по ст. 183 УК РФ. Диспозиция указанной статьи предусматривает ответственность, в том числе и за неправомерный доступ к содержащейся в реестре акционеров информации для ее использования в преступных целях. Причем субъектом преступления по данной статье могут быть как лица, осуществляющие незаконным способом сбор сведений, составляющих коммерческую тайну (по ч. 1), так и лица, незаконно разгласившие такие сведения, которые доверены или известны им по службе или работе (по ч. 2). В число таких лиц входят сотрудники и руководители фирмы-регистратора.

В качестве примера можно привести расследовавшееся СУ при УВД по ЮАО г. Москвы уголовное дело по факту разглашения сведений, содержавшихся в реестре АОЗТ "Москомплектмебель". Результатом доступа к реестру стала скупка акций АОЗТ у физических лиц и последующая попытка захвата предприятия, "отбитая" силами трудового коллектива <7>.

<7> См.: Бут Н.Д., Викторов И.С. и др. Противодействие недружественным поглощениям: Научно-практическое пособие. М., 2006. С. 146 - 148.

Приведенные выше аналитические данные показывают, что принимать решение о внесении в Уголовный кодекс России специальной статьи, посвященной совершению рейдерских действий, не следует впопыхах. Возможно, совершенствование предупреждения, борьбы с этими криминальными явлениями лежит в области не уголовно-правового регулирования, а в сфере экономического законодательства, в реорганизации административных механизмов, контролирующих рыночные процессы.