Мудрый Юрист

Порядок предоставления росимуществу и его территориальным органам сведений из реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ

Вавулин Денис Александрович.

Начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.

Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Автор ряда научных статей.

Федотов Вячеслав Николаевич.

Генеральный директор ОАО "Тульская инвестиционная компания". Кандидат экономических наук, кандидат технических наук. Специалист в области управления обновлением технологического оборудования на машиностроительных предприятиях, фондового рынка, антикризисного управления.

Родился 16 сентября 1957 г. в г. Карачеве Брянской области. В 1980 г. окончил Тульский политехнический институт.

Автор ряда научных трудов.

В течение 2009 г. ФСФР России проводила целенаправленную работу по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей порядок учета прав собственности Российской Федерации. Очередным шагом в этом направлении стало утверждение Положения о порядке предоставления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом сведений из реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этими обществами ("золотая акция") (утв. Приказом ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-47/пз-н). В статье подробно рассмотрены основные его положения.

Ключевые слова: акционерное общество; реестр владельцев ценных бумаг; учет прав собственности Российской Федерации в реестре.

Providing data from registers of owners of securities of joint-stock companies to Federal agency on state property management and its territorial bodies

D.A. Vavulin, V.N. Fedotov

Throughout the year 2009 FFMS has worked on the legal basis for accounting the property rights of the Russian Federation. One of the steps is the adoption of the Order which established the procedure of providing to Federal agency on state property management the data from registers of owners of securities of joint-stock companies the shares of which are owned by the Russian Federation became and (or) towards which the Russian Federation has a special right to participate in the management of these entities (a "golden share"). In this article substantive provisions of this act are considered in detail.

Key words: joint-stock company; the register.

В течение 2009 г. ФСФР России проводила целенаправленную работу по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей порядок учета прав собственности Российской Федерации.

Первым шагом в данном направлении явилось принятие Приказа ФСФР России от 7 июля 2009 г. N 09-25/пз-н, определившего особенности учета прав собственности Российской Федерации в реестре владельцев именных ценных бумаг. Этот нормативный правовой акт вступил в силу с 16 октября 2009 г. Его положения были подробно рассмотрены авторами в журнале "Право и экономика" N 12, 2009.

Следующим шагом стало принятие Приказа ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-47/пз-н. Им утверждено Положение о порядке предоставления Федеральному агентству по управлению государственным имуществом сведений из реестров владельцев ценных бумаг акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этими обществами ("золотая акция").

Основные положения Приказа ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-47/пз-н

Держатели реестра (реестров) <1> предоставляют Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его территориальным органам, которым предоставлено право управления акциями, находящимися в собственности Российской Федерации (уполномоченные органы), следующие сведения из реестра владельцев ценных бумаг:

<1> По российскому законодательству держателем реестра владельцев ценных бумаг могут быть специализированные регистраторы или непосредственно сами эмитенты ценных бумаг. В частности, п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" таким правом наделяет те акционерные общества, у которых число акционеров (владельцев акций всех категорий и типов) не превышает 50.

об изменении количества ценных бумаг на лицевом счете Российской Федерации в лице уполномоченного органа;

об изменении процентного соотношения общего количества принадлежащих Российской Федерации в лице уполномоченного органа ценных бумаг к уставному капиталу эмитента и общему количеству ценных бумаг данной категории (типа);

об изменении номинальной стоимости, вида, категории (типа), государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, аннулировании (погашении) выпуска ценных бумаг;

об обременении обязательствами, блокировании ценных бумаг на лицевом счете Российской Федерации в лице уполномоченного органа;

о составлении списка владельцев приобретаемых (выкупаемых) ценных бумаг, составляемого в связи с получением эмитентом добровольного или обязательного предложения, адресованного акционерам - владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого акционерного общества либо требования о выкупе ценных бумаг, направляемого владельцам выкупаемых ценных бумаг, с указанием даты составления указанного списка, а также основания для его составления;

о поступлении добровольного или обязательного предложения, адресованного акционерам - владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого акционерного общества (представляет эмитент, являющийся держателем реестра ценных бумаг);

о получении уведомления, адресованного владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, о наличии у них такого права (представляет эмитент, являющийся держателем реестра ценных бумаг);

о получении эмитентом требования о выкупе ценных бумаг, направляемого владельцам выкупаемых ценных бумаг (представляет эмитент, являющийся держателем реестра ценных бумаг);

о блокировании операций по всем лицевым счетам в реестре владельцев ценных бумаг эмитента, в том числе в случаях, предусмотренных п. 8 ст. 84.7 и ст. 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах";

о наложении ареста на определенный выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг либо на все ценные бумаги эмитента;

о передаче судебным приставом-исполнителем на хранение определенного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг либо всех ценных бумаг эмитента, на которые наложен арест;

об утрате регистрационного журнала и данных лицевых счетов, зафиксированных на бумажных носителях и (или) с использованием электронных баз данных;

о расторжении договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг и передаче реестра владельцев ценных бумаг другому регистратору (эмитенту ценных бумаг) либо расторжении договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг без передачи реестра другому регистратору или эмитенту и осуществлении хранения реестра.

Указанные сведения предоставляются держателем реестра в течение 5 рабочих дней после внесения соответствующих изменений в реестр владельцев ценных бумаг либо наступления соответствующих событий. Сведения направляются в адрес уполномоченного органа почтовым отправлением или курьерской службой на бумажном носителе.

Предоставление держателем реестра (реестров) уполномоченному органу иной информации из реестра (реестров) владельцев ценных бумаг, предоставляемой зарегистрированным лицам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отметим, что порядок предоставления информации из реестра определяет п. 7.9 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27. Держатель реестра (реестров) владельцев ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за своевременность, полноту и достоверность информации.

Держатель реестра (реестров), являющийся специализированным регистратором, вправе взимать плату за услуги по предоставлению уполномоченному органу информации из реестра. При этом размер оплаты таких услуг не может превышать (за сообщение о каждом событии) размера оплаты, установленного нормативными актами Российской Федерации, за предоставление регистратором выписки с лицевого счета зарегистрированного лица в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. Отметим, что п. 10.8 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России, определяет, что плата, взимая за предоставление выписок из реестра, составляет 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения к регистратору (трансфер-агенту). Оплата за предоставление информации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно по предоставлению специализированным регистратором счета на оплату услуг регистратора.

Возможность взимания платы за услуги по предоставлению уполномоченному органу информации из реестра для держателей реестра ценных бумаг, являющихся эмитентом ценных бумаг, не предусмотрена. При этом п. 2.5 Приказа ФСФР России от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н прямо запрещает акционерным обществам, самостоятельно ведущим реестры своих ценных бумаг, взимать плату за предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

В заключение необходимо отметить важное требование, которое установлено п. 2 Приказа ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-47/пз-н. В соответствии с ним держатели реестра (реестров) владельцев ценных бумаг обязаны в месячный срок с даты вступления в силу указанного нормативного правового акта <2> проинформировать уполномоченный орган о наличии в реестре (реестрах) владельцев ценных бумаг лицевого счета (счетов) Российской Федерации либо использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении обществом (обществами) ("золотой акции") путем направления уведомления, содержащего следующие данные:

<2> На момент подготовки статьи Приказ ФСФР России N 09-47/пз-н не был официально опубликован и не вступил в силу. Чтобы своевременно исполнить указанное требование, заинтересованным лицам необходимо отслеживать дату вступления этого нормативного правового акта в силу.

полное наименование эмитента, местонахождение эмитента, наименование органа, осуществившего регистрацию эмитента;

номер лицевого счета Российской Федерации в лице уполномоченного органа (при наличии);

вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете Российской Федерации в лице уполномоченного органа, с указанием количества ценных бумаг, обремененных обязательствами, и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций (при наличии);

полное официальное наименование, местонахождение и телефон регистратора (эмитента).

Уведомление должно быть заверено печатью и подписью уполномоченного лица держателя реестра.