Мудрый Юрист

Участие руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия следственной группой

Меретуков Гайса Мосович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики Кубанского государственного аграрного университета.

Соотношение деятельности руководителя следственного органа и руководителя следственной группы заключается в том, что они способствуют решению одних задач, но различными средствами, методами и с разных позиций. Кроме того, эти задачи для каждого из них представляют различную степень первоочередности. Достигая своих целей, надзор и контроль руководителя следственного органа и процессуальный контроль руководителя следственной группы решают общую задачу: обеспечение законности и оптимальности расследования. Эти и другие проблемы, предусмотренные в ст. ст. 38, 39 и 163 УПК РФ, автор рассматривает с позиции процессуального положения, с учетом мнений известных ученых - процессуалистов и криминалистов.

Ключевые слова: предварительное следствие, руководитель следственного органа, следователь, производство расследования, материалы уголовного дела, организация расследования, постановление следователя, оперативно-розыскные подразделения, процессуальный надзор и контроль руководителя следственного органа, следственная группа.

The correlation to activity of the leader of the investigation organ and leader of the investigation group is concluded in that that they promote the decision of one problems, but different facility, methods and with miscellaneous position. Besides, these problems for each of they present the different degree first. Reaching their own integer, control and checking the leader of the investigation organ and processual checking the leader of the investigation group solve the general problem: provision to legality and optimality investigations. These and the other problems author considers with positions processual positions, provided in cl. 38, 39 and 163 UPK RF with provision for opinions known scientist processual and criminalist.

Key words: preliminary effect, leader investigation organ, coroner, production of the investigation, material of the criminal deal, organization of investigations, resolution of the coroner, operative-investigative under-division, processual control and checking the leader investigation extinguished, investigation group.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ внес существенные изменения в функции прокурора, руководителя следственного органа по надзору за расследованием преступлений. Большинство из них изъяты из ведения прокурора и переданы руководителю следственного органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г.) руководитель следственного органа уполномочен:

  1. поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  2. проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  3. давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
  4. давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  5. разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  6. отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  7. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
  8. продлевать срок предварительного расследования;
  9. утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  10. давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;
  11. возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  12. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа имеет другие полномочия, предусмотренные ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 39 УПК РФ. Например, в ч. 2 ст. 39 УПК РФ законодатель предусматривает, что "руководитель следственного органа при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными настоящим Кодексом". В ч. 3 ст. 39 УПК РФ зафиксировано, что "указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа", а ч. 4 этой же статьи предусматривает, что "руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями".

Осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ, следует рассматривать как процессуальные полномочия руководителя следственного органа, позволяющие ему непосредственно вмешиваться в расследование на любом его этапе, оценивать данную деятельность с точки зрения как ее законности, так и целесообразности, не только предупреждать, но и самому устранять любые нарушения закона, независимо от того, кем из участвующих в расследовании лиц они допущены, принимать окончательное решение по делу. Отличительной чертой руководителя следственного органа по надзору за предварительным следствием, осуществляемым следователем или группой следователей, является то, что он может самостоятельно решать по существу любые процессуальные вопросы, возникающие в ходе расследования любого преступления.

При анализе процессуальных полномочий прокурора необходимо обратить внимание на то, что новый УПК РФ ничего не говорит о праве прокурора проверять материалы уголовных дел, документы, материалы и другие сведения о совершенных преступлениях; контролировать ход расследования по делам, расследуемым органами предварительного следствия. Однако это не означает, что прокурор не вправе осуществлять данные действия. Очевидно, что контроль прокурора за процессуальной деятельностью органов расследования не может осуществляться без проверки соответствующих материалов уголовного дела, хотя бы на стадии утверждения обвинительного заключения. В п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ законодатель уполномочивает руководителя следственного органа проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Таким образом, ознакомление с материалами дела является необходимой предпосылкой правильного использования имеющихся у руководителя следственного органа надзорных полномочий. Требование о проверке материалов уголовных дел руководитель следственного органа может предъявить в любой момент расследования по любому делу. Следственная практика показывает, что проверка дела приобретает особую важность в основном при избрании меры пресечения, в случаях получения судебного решения, при предъявлении обвиняемому материалов предварительного следствия, при составлении обвинительного заключения, при представлении прокурору для утверждения обвинительного заключения.

Проверка материалов уголовного дела непосредственно в процессе самого производства по делу на стадии возбуждения уголовного дела и на ранней стадии предварительного следствия - наиболее эффективный способ ознакомления с расследованием. Однако руководитель следственного органа не всегда в состоянии непосредственно знакомиться с делом. Это объясняется тем, что во многих субъектах РФ образованы межрегиональные (районные и городские) следственные отделы следственного комитета при прокуратуре, расстояния между районами достаточно велики, в некоторых городах у руководителя следственного органа в подчинении находятся несколько десятков следователей, а у руководителя нет заместителя руководителя, курирующего следователей, хотя бы при проверке сообщений о преступлении, т.е. для проверки материалов на стадии возбуждения уголовного дела. Эти и другие причины не способствуют реализации полномочий руководителя следственного органа в объективной проверке материалов уголовного дела на ранней стадии предварительного следствия. Поэтому необходимо установить порядок, в соответствии с которым по делу, находящемуся в производстве следователя, руководитель следственной группы вел так называемое "надзорное" производство, которое отражало бы важнейшие следственные и процессуальные действия следователя по делу. К надзорному производству следует приобщить копии основных процессуальных документов следователя (постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, о применении меры пресечения, о прекращении или приостановлении уголовного дела и др.), все письменные указания руководителя следственного органа по делу, копии постановлений по жалобам на действия следователя, а также копии приговора или определений суда. Наличие надзорного производства позволяет руководителю следственного органа в любой момент проверить основные решения и действия следователя, проконтролировать и оценить ход расследования. Наличие надзорного производства будет дисциплинировать следователя, повышать его ответственность за принимаемые процессуальные решения. Таким образом, следователь будет за каждым своим процессуальным действием и решением осуществлять самонадзор.

Возможна иная форма контроля руководителя следственного органа. Он может вести журнал (реестр), где не только учитываются уголовные дела, но и движение каждого дела по этапам: возбуждение дела, предъявление обвинения, избрание меры пресечения, направление дела в суд. Эта форма более простая, но менее удобная для руководителя следственного органа.

Одним из способов ознакомления с материалами уголовного дела служит также личный доклад следователя, руководителя следственной группы о проделанной по делу работе и о планируемых следственных действиях.

Основным средством устранения выявленных в ходе проверки материалов дела нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных следователем, является отмена руководителем следственного органа незаконных и необоснованных постановлений. При этом особое внимание обращается на постановления, влияющие на движение уголовного дела: о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о прекращении дела или приостановлении расследования. Совершенно правы А. Александров, С. Белов, А. Кухта, которые считают, что "в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ руководитель следственного органа вправе отменять постановления следователя о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела" [1. С. 69].

Действительно, по смыслу содержания третьего предложения ч. 1 ст. 214 УПК РФ (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87) постановление следователя о прекращении уголовного дела или о признании уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет его производство по уголовному делу. Такая деятельность осуществляется руководителем следственного органа по постановлению прокурора согласно п. 3 ст. 37 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 214 УПК РФ, если он согласен с ним, либо п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ по собственной инициативе.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 УПК РФ указания даются в письменном виде, должны быть мотивированными, содержать основания для отмены постановления следователя, а также даются с предписанием, какие действия следует предпринять следователю для исправления допущенной ошибки. Указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Вместе с тем следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Анализ положений п. п. 3 и 4 ч. 1, ч. ч. 3 и 4 ст. 39 УПК РФ позволяет высказать мнение о том, что они соприкасаются, но имеют различные процессуальные значения в полномочиях руководителя следственного органа. Поэтому автор научной статьи не в полной мере разделяет мнение А. Александрова, С. Белова и А. Кухта, которые считают, что "указания руководителя следственного органа, приведенные в п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, подпадают под действие ч. 3 ст. 39 УПК РФ" [2. С. 70].

В пункте 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ законодатель уполномочивает руководителя следственного органа давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

В данном случае под направлением расследования, с учетом мнений специалистов уголовно-процессуального права и криминалистики [3. С. 37 - 39; 114 - 116; 445; 16 - 19], автор понимает "организационно-управленческую деятельность по выявлению криминалистически значимой информации и неиспользование доказательств следователем и на их основе построение версий и алгоритм действий следователя по делу в установлении фактов, изобличающих лиц в совершении либо сопричастности в преступлении; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением, принятие процессуального решения о признании потерпевшим, гражданским истцом либо ответчиком и т.п."

Что касается производства отдельных следственных действий, руководитель следственного органа может участвовать в составлении планов расследования и с учетом ранее определенных направлений расследования в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий следователем, в определении первоначальных (первоочередных) следственных и иных процессуальных действий следователем.

Руководитель следственного органа также уполномочен дать указания следователю о привлечении лица в качестве обвиняемого. Видимо, такое указание возможно, если при проверке материалов уголовного дела выявлены многоэпизодность совершенного деяния, по одному или нескольким эпизодам виновность подозреваемого доказана, а по остальным эпизодам преступления следует продолжить расследование или следователем несвоевременно принято такое процессуальное действие. Что касается избрания в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, очевидно, речь здесь идет о случаях несоблюдения следователем положений норм ст. 97 УПК РФ и не принято никаких мер пресечения, предусмотренных в ст. 98 УПК РФ.

Вопрос квалификации преступления и объема обвинения может быть решен в случаях выявления новых обстоятельств, дающих основание переквалификации содеянного. И в результате это может повлиять на объем обвинения. Объем обвинения может быть изменен и в случаях тщательного определения в совокупности имеющихся доказательств по делу.

Руководитель следственного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ должен дать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Порядок отмены решения об избрании меры пресечения регламентирован ст. 110 УПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 110 УПК РФ, мера пресечения, избранная следователем с согласия руководителя следственного органа, может быть отменена или изменена только с его согласия. Данное положение также распространяется на руководителя следственной группы при производстве предварительного следствия следственной группой. В соответствии с ч. 1 ст. 67 и п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе разрешить отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы. Вопрос об отводе или самоотводе самого руководителя следственного органа разрешается вышестоящим руководителем следственного органа или согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ - Генеральным прокурором РФ, а также согласно ч. 5 ст. 39 УПК РФ - Председателем Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, он же первый заместитель Генерального прокурора РФ.

Одной из форм процессуальной деятельности руководителя следственного органа является рассмотрение им жалоб на действия и решения следователей (ст. 124 УПК РФ). Обжаловать действия следователя могут не только лица, участвующие в процессе, но и всякое другое лицо, считающее, что следователь ущемил или нарушил его права. Жалобы могут быть поданы на любые действия или решения следователя или руководителя следственной группы, они рассматриваются и разрешаются руководителем следственного органа или прокурором либо вышестоящим руководителем следственного органа. Жалоба представляет собой важный источник сведений о нарушениях законности в расследовании, поэтому руководитель следственного органа должен внимательно изучать каждую поступившую к нему жалобу. При рассмотрении жалобы руководитель следственного органа или прокурор может ознакомиться с материалами дела, потребовать объяснения от следователя или опросить лицо, подавшее жалобу. Решение, вынесенное по жалобе, оформляется в виде мотивированного постановления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 39 УПК РФ одной из важных задач является обеспечение требований закона, касающихся сроков расследования. По общему правилу расследование должно быть закончено в двухмесячный срок. Однако при наличии определенных обстоятельств, не позволяющих закончить расследование в установленный срок, этот срок может быть продлен руководителем следственного органа. Данный вопрос рассматривается с обязательным изучением уголовного дела, при необходимости - с участием следователя, а при продлении срока расследования вышестоящим руководителем следственного органа - с участием руководителя следственного органа. При изучении уголовного дела выясняется, в связи с какими обстоятельствами дело не было окончено в срок и имеется ли необходимость в его продлении. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа также проверяет качество выполнения необходимых следственных и других процессуальных действий, причины их невыполнения или некачественного выполнения, а также выясняет, принимались ли следователем или руководителем следственной группы в связи с этим соответствующие меры, направленные на устранение этих негативных явлений.

Проверив уголовное дело и обнаружив нарушения закона, руководитель следственного органа возвращает его следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Указания руководителя следственного органа должны быть мотивированными, конкретными, содержать ссылки на нормы уголовно-процессуального закона, нарушенные в ходе расследования, предложения о восполнении пробелов в расследовании. Такими полномочиями в соответствии с п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 37 УПК РФ и ч. 4 ст. 146 УПК РФ обладает и прокурор.

Прокурор, согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может принять решение о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому либо от органа дознания следователю (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Решение прокурора о передаче дела должно быть изложено в письменной форме и направлено заинтересованным лицам - начальнику органа дознания и руководителю следственного органа, с указанием мотивов и оснований такой передачи. Аналогичные полномочия предусмотрены в п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК РФ и для руководителя следственного органа: "отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса". Решение, кому конкретно передается дело для дальнейшего расследования, руководитель следственного органа может принять только в отношении подчиненных ему следователей в пределах административной деятельности. Возможно, если дело подсудно вышестоящему суду, то такое дело может быть направлено вышестоящему руководителю следственного органа, или если на этом этапе возникла необходимость создания группы следователей, то он их создает.

Уголовно-процессуальный закон момент передачи дела не связывает с каким-либо определенным этапом расследования. Такая необходимость может возникнуть как в начале расследования, так и на более поздних его этапах, что зависит от инициативы руководителя следственного органа и прокурора, а также от наличия обстоятельств, которые делают нецелесообразным или невозможным расследование дела конкретным следователем. Такими обстоятельствами могут быть: перегруженность, неопытность, недостаточно высокая квалификация следователя; необходимость создания следственной или следственно-оперативной группы, отстранение следователя от дальнейшего ведения расследования, удовлетворение заявления об отводе или самоотводе следователя; наличие указаний прокурора или руководителя следственного органа и др.

При передаче дела следователь не лишается права расследовать другие дела, имеющиеся у него в производстве. Отстранение следователя от дальнейшего ведения расследования происходит в случае нарушения им закона при расследовании дела и не означает его отстранения от расследования вообще всех дел до выяснения причин допущенных нарушений. Как правило, отстранение следователя от всех уголовных дел, находящихся в его производстве, происходит, когда его деятельность приводит к привлечению его самого к уголовной или иной ответственности.

Передача дела оформляется письменным указанием, в котором содержится предписание вновь назначенному следователю принять дело к производству и приступить к расследованию. При необходимости даются также указания о направлении следствия и о выполнении тех или иных следственных действий.

Руководитель следственного органа может отстранить следователя от дальнейшего ведения расследования, если им допущено нарушение закона, однако для этого необходимы достаточные основания и достоверно установленные факты. В большинстве случаев такими основаниями являются: необъективное, предвзятое ведение расследования, невыполнение письменных указаний руководителя следственного органа или прокурора, неоднократное нарушение установленных законом правил производства расследования, нарушение прав участников процесса. При необходимости руководитель следственного органа может потребовать объяснения от следователя либо истребовать для изучения все необходимые материалы дела. Решая вопрос об отстранении следователя, руководитель следственного органа должен выяснить мотивы допущенных нарушений, их причины и принять необходимые меры к недопущению подобных нарушений в будущем.

Руководитель следственного органа должен принимать своевременные меры для защиты процессуальной самостоятельности следователей и пресекать всякое незаконное воздействие на них, выраженное в любой форме, с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу решения.

С появлением Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, ростом количества его сотрудников процессуальное и организационно-управленческое руководство следователями перешло от прокурора к руководителю следственного органа. Именно он обязан осуществлять организационно- управленческое процессуальное руководство подчиненными ему следователями, следственными либо следственно-оперативными группами наиболее быстро, полно и эффективно.

Основное содержание соотношения процессуального руководства руководителя следственного органа заключается в том, что руководитель следственного органа осуществляет процессуальное руководство подчиненными ему следователями в полном объеме.

На практике, как правило, при возникновении необходимости, производство предварительного следствия следственной группой, процессуальное и организационное руководство берет на себя руководитель следственной группы. Следственные группы создаются по наиболее сложным или актуальным делам либо по некоторым категориям дел, имеющим социальную и политическую значимость. В данном случае обязательное вмешательство руководителя следственного органа в расследование носит эпизодический характер и происходит в случаях, определенных законом. В остальных случаях осуществление процессуального контроля определяется усмотрением руководителя следственного органа.

Процессуальное руководство тесно связано с организацией расследования, так как руководитель следственного органа является одним из его субъектов. В силу своего положения руководитель следственного органа занимает особое место в организации расследования. Отмена руководителем следственного органа незаконных и необоснованных постановлений следователей, руководителей следственных групп и его указания о дальнейшем производстве расследования влекут изменение созданной следователем структуры расследования. Высокий профессиональный уровень руководителя следственного органа и хорошее знание им материалов дела позволяют ему активно участвовать в решении различных вопросов организации расследования. Как представляется автору, аналогичной компетенцией должен обладать и руководитель следственной группы. Руководитель следственного органа и руководитель следственной группы должны осуществлять координацию деятельности следователей с органами оперативно-розыскных подразделений в борьбе с преступностью, что позволит ему быть центральной фигурой взаимодействия следователей с оперуполномоченными различных ведомств. Руководитель следственного органа и руководитель следственной группы должны осуществлять надзор за содержанием и полнотой взаимодействия следователя и органа дознания, за качественной координацией следователем всех действий в расследовании; оказывать следователю необходимую помощь по вопросам взаимодействия, разрешать возникающие противоречия в случае появления затруднений в реализации процессуальных полномочий. Руководитель следственного органа в необходимых случаях должен реализовать свои полномочия через вышестоящего руководителя следственного органа, вплоть до председателя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, который является одновременно первым заместителем Генерального прокурора РФ. По логике вещей, в субъектах РФ руководители следственных органов одновременно должны быть первыми заместителями прокурора субъекта РФ, которые обладали бы полномочиями прокурора для осуществления надзора.

Как видно из изложенного, соотношение деятельности руководителя следственного органа и руководителя следственной группы заключается в том, что они способствуют решению одних задач, но различными средствами, методами и с разных позиций. Кроме того, эти задачи для каждого из них представляют различную степень первоочередности. Достигая своих целей, надзор и контроль руководителя следственного органа и процессуальный контроль руководителя следственной группы решают общую задачу: обеспечение законности и оптимальности расследования.

Таким образом, процессуальный надзор и контроль руководителя следственного органа и процессуальный контроль руководителя следственной группы - это взаимосвязанные, взаимопересекающиеся сферы деятельности, которые имеют один и тот же объект: деятельность следователя по расследованию преступлений. Вместе с тем это в определенном смысле различные виды деятельности, так как осуществляются за различными сферами деятельности следователя либо в различном объеме. Тем не менее эти виды контроля близки, взаимно дополняют друг друга, находятся в диалектическом единстве. Однако процессуальные функции, полномочия руководителя следственной или следственно-оперативной группы нуждаются в серьезных изменениях. Они создадут дополнительные условия для качественной организационно- управленческой деятельности в производстве предварительного следствия следственной или следственно-оперативной группой.

Литература

  1. Александров А. и др. Реформа предварительного расследования // Уголовное право. 2007. N 5. С. 69.
  2. Александров А., Белов С., Кухта А. Указ. соч. С. 70.
  3. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С. 37 - 39; Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973. С. 114 - 116; Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3-х т. М., 1997. Т. 2. С. 445; Зеленский В.Д. Организационные функции субъектов расследования преступлений. Краснодар, 2005. С. 16 - 19; и др.