Мудрый Юрист

Проблемы развития и становления института выдачи (экстрадиции) в России: историко-правовой аспект

Марченко А.В., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Статья посвящена актуальной проблеме историко-правового исследования развития института экстрадиции в России. Проведенный в статье анализ нормативно-правовых актов и научной литературы дает возможность показать предпосылки формирования института экстрадиционного права в нашем государстве.

Ключевые слова: экстрадиция, институт выдачи (экстрадиции).

The article is devoted to the actual problem of historical-legal research of the institution development of an extradition in Russia. The performed article's analysis of the normative-legal regulations as well as scientific literature gives the opportunity to show the prerequisites of the institute formation of the extradition law in our state.

В современных условиях институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью. Историческая и историко-правовая наука, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок. В нашей статье мы бы хотели рассмотреть развитие такой правовой системы, как экстрадиция. Нас прежде всего интересуют конкретные политические и правовые явления развития указанного института, исследование которых необходимо для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций в развитии отечественного экстрадиционного процесса.

Следует отметить, что нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственном уровне еще далеко не сложилось. Оно, как и экстрадиционная практика в целом, переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международному сообществу со стороны преступности и терроризма. Российская Федерация, как известно, вносит в этот процесс свою посильную лепту. В настоящее время продолжается работа над нормативными документами с участием России по вопросам экстрадиции на международном уровне. Движение в этом направлении подкрепляется договорной работой как на региональном, так и на межрегиональном уровнях. Вместе с тем от внимания ускользают такие важные обстоятельства, как историко-правовые аспекты формирования экстрадиции в самостоятельный институт современного права, смена общей концепции экстрадиционной деятельности, перерастание экстрадицией узких рамок выдачи <1>.

<1> См.: Романов А.К., Лысягин О.Б. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика // Право и политика. 2005. N 3.

Правовое регулирование международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью имеет глубокие исторические корни и может быть отнесено к истокам возникновения государства и права <2>. Интересы борьбы с преступностью издавна обязывали государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь. Начало становления международного сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции относится ко времени утверждения на национальном уровне идеи о территориальном верховенстве государства, в соответствии с которой в пределах каждого государства должна господствовать единая и самостоятельная карательная власть, которой обязаны подчиняться все лица, находящиеся на его территории. Первоначально различные государства руководствовались правилом forum delicti commissi, означавшим, что для преследования и наказания преступников компетентен исключительно суд места совершения преступления <3>.

<2> Более подробно см.: Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2002. С. 52 - 57.
<3> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. Т. II. СПб., 1883. С. 214.

В силу этого первым известным правовым институтом в сфере международного сотрудничества, который впоследствии стал непосредственно связан с уголовно-правовыми дисциплинами, явился институт экстрадиции (выдачи лиц, совершивших преступление).

Таким образом, история экстрадиции восходит к глубокой древности, когда еще не было ни стройной системы норм международного права, ни развернутого учения о нем, но уже возникли первые признаки формальной дипломатии. По мнению известного юриста Ф.Ф. Мартенса, в ней выделялось три периода <4>, которые были также исследованы и дополнены американским ученым Шерифом Бассиони <5>.

<4> См.: Мартенс Ф.Ф. Указ. соч. С. 383 - 393.
<5> Bassiouni Cherif M. International extradition and world public order. N 3. Y., 1974. P. 4.

Необходимо отметить, что в древности выдача допускалась только тогда, когда иностранец совершал преступление против другого иностранца в той самой стране, где он нашел убежище, но для выдачи иноземному государству собственного гражданина необходимо было, чтобы преступление его против последнего было достаточно велико, чтобы выдача преступника могла служить удовлетворением чувства мести обиженного народа.

Исторические памятники России эпохи Древнего мира не содержат доказательств существования практики выдачи лиц хотя бы в виде единичных фактов. В связи с этим Древний мир из российского процесса развития института экстрадиции выпадает <6>.

<6> См.: Бессарабов В.Г., Волобуев В.П. Процесс экстрадиции в Соединенном Королевстве и Российской Федерации (сравнительное исследование). М.: Изд. "Юрлитинформ", 2006. С. 7.

Историю России по вопросам выдачи можно разделить на пять условных периодов.

Первый начинается с Договора киевского князя Олега с греками (Византией) 911 г. до Отечественной войны России с Францией 1812 г.

Второй период: от 1815 г. (год окончательной победы над французской армией Наполеона Бонапарта) до 1864 г. - года проведения в России Судебной реформы.

Третий период: от 1865 г. до принятия Россией Закона 1911 г.

Четвертый период - экстрадиция в эпоху существования СССР.

Пятый период - современная экстрадиция в Российской Федерации (с 1992 г.).

Историю экстрадиции в России отечественные авторы начинают с эпохи раннего Средневековья - с Договора о мире и дружбе, заключенного в 911 г. киевским князем Олегом с Византией (греками).

В XVIII в. и первой половине XIX в. Россия заключила всего пять договоров и практически во всех речь шла о выдаче дезертиров: два - с Австрией, два - с Пруссией и один с Саксонией, последние по времени были заключены в 1815 г. - с Австрией, в 1816 г. - с Пруссией, в 1834 г. - с Австрией и Пруссией. Следующий договор Россией был подписан только в 1866 г. с Данией.

К.С. Родионов подчеркивает, что во второй половине XIX в. "Россия довольно быстро смогла ликвидировать отставание от европейского процесса развития экстрадиции. Сделать это ей удалось путем заключения договоров практически со всеми странами Западной Европы, кроме Франции, дипломатия которой практически до конца XIX в. отметала всякую возможность заключения с Россией каких-либо договоров. С 1866 г. до принятия Закона 1911 г., т.е. за 45 лет, Россией было заключено 24 договора о выдаче с 17 странами" <7>.

<7> См.: Родионов К.С. Закон Российской империи 1911 г. Об экстрадиции // Государство и право. 2003. N 7. С. 81.

Российский Закон 1911 г. "О выдаче преступников по требованиям иностранных государств" содержал всего 25 статей, составивших в Своде законов Российской империи отдельную главу, включенную в Устав уголовного судопроизводства под тем же названием, что и сам Закон, и получивших соответственно двойную нумерацию (от ст. 852/1 до ст. 852/25). Он полностью соответствовал не только всей экстрадиционной практике, существовавшей в мире в XIX в., но и такой же практике наших дней.

Новый тип международных отношений по оказанию правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства между социалистическими государствами и капиталистическими нашел свое выражение в сложившейся за краткий исторический срок (1917 - 1991 гг.) системе договоров и соглашений.

Советский Союз заключил свыше 40 договоров СССР с иностранными государствами о правовой помощи, в которые отдельными разделами входили вопросы экстрадиции. В Основах уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик, принятом в октябре 1924 г., указывалось, что выдача лиц, привлеченных к следствию и суду, а также осужденных судебными учреждениями иностранных государств, допускается только в случаях и в порядке, установленных договорами, соглашениями Советского Союза с иностранными государствами, а также на основании специальных законов, издаваемых в порядке общесоюзного законодательства.

Продолжается процесс развития экстрадиционного права и в современный период. Но если в уголовном и уголовно-процессуальном праве на смену прежним законоположениям вскоре пришли законы иной формации, то по вопросам экстрадиции за весь советский период и по сегодняшний день так и не было принято нового закона <8>.

<8> См.: Якубович Н., Быкова Е., Коротеев Б. Проект Федерального закона "О выдаче (экстрадиции)" // Уголовное право. 2000. N 3. С. 58 - 62. Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М.: ООО Изд-во "Юрлитинформ", 2002. С. 160 - 184.

В итоге, несмотря на то, что вопрос о необходимости закрепления института выдачи на уровне федеральных законов в отечественной доктрине ставился неоднократно <9>, сделано это было лишь с принятием Конституции России (ч. 1 ст. 61) <10>, а затем Уголовного кодекса РФ 1996 г. (ст. 13) <11>.

<9> Курс советского уголовного права (часть Общая): В 5 т. Т. 1 / Отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1968. С. 140 - 141.
<10> Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.
<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Следующим шагом в законодательной регламентации экстрадиции стал УПК РФ, часть пятая которого полностью посвящена международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, а специальная гл. 54 данной части - выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора <12>.

<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4921.

Определенный шаг в регламентации вопросов выдачи применительно к конкретному договору сделан в Федеральном законе РФ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго Дополнительного протокола к ней" 1999 г. <13>.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5129.

Серьезным событием в плане констатации факта завершенности формирования современного института экстрадиции преступников могла бы стать ратификация принятого в июле 1998 г. Римского статута Международного уголовного суда <14>. Включенная в него часть девятая "Международное сотрудничество и судебная помощь", состоящая из семнадцати статей, представляет собой систему международного сотрудничества в области уголовного правосудия.

<14> Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако еще не ратифицировала его и, таким образом, государством - участником Международного уголовного суда не является. См.: Текст Римского статута, распространенного в качестве документа А/CON F. 183/9 от 17 июля 1998 г., с изменениями на 16 января 2002 г. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. // Creative Commons Attribution/Share-Alike.

Вследствие этих обстоятельств концепция выдачи преступников как концепция экстрадиции постепенно уточняется и модифицируется. Она приобретает иной вид. Новую концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определить как концепцию правовой помощи, стремящуюся обеспечить не только наказание преступника, но и справедливость уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и тем самым повысить эффективность международных усилий в борьбе с преступностью и в сфере уголовного судопроизводства.

Принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение в практике международной борьбы с преступностью стал фактором, толкающим государства к сотрудничеству, заключению договоров, принятию законов, выработке средств и методов противостояния преступности, ее предупреждению. Именно институт экстрадиции создает все необходимые условия для привлечения совершивших преступные деяния лиц к уголовной ответственности и играет ключевую роль в обеспечении неотвратимости наказания.