Мудрый Юрист

Реформа правил трансфертного ценообразования: эффективность организации финансового планирования при использовании новых правил трансфертного ценообразования *

<*> Radzhabov R.M. Reform of the rules of transfer price formation: efficiency of organization of financial planning in the use of new rules of transfer price formation.

Раджабов Р.М., старший налоговый консультант "Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В." (филиал в г. Москве).

На основании анализа законопроекта по трансфертному ценообразованию описываются наиболее вероятные последствия для налогоплательщиков на процесс планирования финансовых результатов деятельности компаний. Приводятся рекомендации в отношении необходимых действий в сфере финансового планирования по трансфертному ценообразованию и временных рамок для их осуществления, что является крайне востребованным для налогоплательщика. Также рассматриваются наиболее проблемные положения законопроекта по трансфертному ценообразованию в части предлагаемых требований по расчету рыночного интервала рентабельности и даются предложения по их устранению.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, интервал рентабельности, законопроект, методология, контролируемые сделки, взаимозависимые лица, источники информации, методы, риски, документация по трансфертному ценообразованию, административная нагрузка.

On the basis of analysis of draft law on transfer price formation the author describes the most possible consequences for tax payers, process of planning of financial results of activity of companies; gives recommendations related to necessary actions in the sphere of financial planning on transfer price formation and time limits for execution thereof which is important for a tax payer. The author also considers the most controversial provisions of draft law on transfer price formation in the part of proposed requirements related to calculation of market interval of efficiency and makes proposals with regard to elimination thereof.

Key words: transfer price formation, interval of efficiency, draft law, methods, controlled transactions, interdependent persons, sources of information, methods, risks, documentation on transfer price formation, administrative burden.

Критерием эффективности финансов любого предприятия, в том числе международных корпораций, является организация эффективных процессов финансового планирования. На современном этапе экономического развития страны особое место в системе финансового планирования начинает занимать один из наиболее ключевых инструментов финансового планирования - трансфертное ценообразование. Данная тенденция обусловлена предстоящими изменениями в законодательстве по трансфертному ценообразованию.

Законопроект о трансфертном ценообразовании был одобрен нижней палатой российского парламента в первом чтении 19 февраля 2010 г. Текст законопроекта остался прежним с момента его внесения в Государственную Думу 25 декабря 2009 г. Предполагается, что законопроект может быть утвержден в окончательной редакции уже в течение весенней сессии Думы для того, чтобы налогоплательщики имели в своем распоряжении достаточный промежуток времени для подготовки к новым правилам трансфертного ценообразования. Дата вступления в силу законопроекта запланирована на 1 января 2011 г.

Как отмечалось выше, новые правила трансфертного ценообразования будут оказывать прямое влияние на процесс финансового планирования. Так, в новых правилах в отношении ряда категорий налогоплательщиков <1> будет предусмотрено обязательство по ведению анализа финансовых результатов их деятельности, расчету целевого интервала рентабельности, подтверждающего рыночный характер деятельности компании в течение года, отражению этих данных в документации по трансфертному ценообразованию и предоставлению данной информации в налоговые органы.

<1> Правила трансфертного ценообразования распространяют свое действие в отношении налогоплательщиков и осуществляемых ими сделок, которые подлежат контролю со стороны налоговых органов. Критерии налогового контроля перечислены в ст. 105.15 законопроекта по трансфертному ценообразованию.

С учетом существенности ожидаемых изменений в законодательство по трансфертному ценообразованию и объема действий в отношении подготовки к новым правилам неудивительно, что налогоплательщики обеспокоены тем, что нехватка времени и ресурсов не позволит им подготовиться к изменениям в законодательстве в срок. В этой связи особенно актуальной является своевременная разработка и выполнение последовательных действий в сфере трансфертного ценообразования при финансовом планировании, а также понимание следующих ключевых аспектов:

Разработка методологии по трансфертному ценообразованию

Разработка и внедрение методологии по трансфертному ценообразованию являются наиболее важным этапом при подготовке к изменениям в законодательстве по трансфертному ценообразованию, так как используемая методология отражается в уведомлениях по контролируемым сделкам, а также в документации по трансфертному ценообразованию. Таким образом, основной задачей налогоплательщика до вступления в силу новых правил по трансфертному ценообразованию является разработка такой методологии, которая учитывала бы следующее:

Расчет рыночного уровня интервала цен/рентабельности

Этот этап является одним из наиболее ключевых при финансовом планировании в компании. При осуществлении данного этапа законопроект предусматривает возможность расчета таких экономических показателей, как валовая рентабельность продаж, валовая рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность затрат, валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов, рентабельность активов. В процессе данного этапа производится анализ соответствия применяемых налогоплательщиком цен рыночному уровню на основании одного или нескольких методов, предусмотренных в законопроекте по трансфертному ценообразованию на основании финансовой информации налогоплательщика. Для этого проводится проверка попадания установленных цен и рентабельности по сделкам в расчетный рыночный интервал цен/рентабельности, определенных на сопоставимом рынке. В зависимости от выбранного метода, подтверждение может быть основано на анализе и последующем сопоставлении как финансовой информации на внешнем рынке, так и внутренней информации самого налогоплательщика. В случае если фактическая цена/рентабельность налогоплательщика по результатам анализа попадает в рассчитанный таким образом "коридор" рыночных цен/рентабельности, предполагается, что корректировка цен для целей налогообложения не требуется.

В случае отклонения цены/рентабельности налогоплательщика от рыночного расчетного интервала налогоплательщик будет иметь возможность обосновать отклонение фактической цены по сделке от "коридора" рыночных цен, основываясь на любых экономических и бизнес факторах, которые повлияли на формирование окончательной цены по сделке. Такими факторами могут являться, в частности, стратегия ведения бизнеса, маркетинговая политика и иные аналогичные факторы. Несмотря на то что на сегодня не ясно, как на практике будут применяться указанные принципы и как будет работать процедура согласования позиций, исходя из общего духа и формулировок существующего законопроекта можно сделать вывод о том, что у налогоплательщика будет достаточно инструментов и возможностей для обоснования соответствия фактических цен рыночным при наличии разумного экономического обоснования.

Постоянный контроль соотношения фактических цен/рентабельности с обозначенными целевыми показателями

Одним из наиболее важных процессов для налогоплательщика является осуществление контроля над фактическими ценами/рентабельностью налогоплательщика с учетом обозначенных целевых показателей. В связи с этим рекомендуется внедрить эффективный механизм внутреннего контроля, который позволял бы в режиме реального времени отслеживать соотношение данных показателей. Этот механизм позволит налогоплательщику проводить своевременную необходимую корректировку трансфертных цен для того, чтобы годовая фактическая рентабельность соответствовала обозначенным целевым показателям, или определить и документально подтвердить причины таких отклонений, а также включить эти данные в документацию по трансфертному ценообразованию.

Законопроектом не предусмотрены требования по обязательному мониторингу соотношения фактических и целевых цен/рентабельности на протяжении календарного года. Однако в случае запроса документации по трансфертному ценообразованию со стороны налоговых органов налогоплательщик может предоставить информацию о действующем механизме внутреннего контроля и тем самым продемонстрировать налоговым органам, что с его стороны были предприняты попытки достичь обозначенных целевых показателей. Данные меры могут укрепить позицию налогоплательщика в случае споров с налоговыми органами и в суде.

Требования к документации по трансфертному ценообразованию, отражающей финансовые результаты деятельности компании

Как отмечалось в предыдущих разделах, результаты финансового планирования при трансфертном ценообразовании будут отражаться в документации по трансфертному ценообразованию.

В соответствии с новыми правилами, налогоплательщик обязан иметь подготовленный комплект документов по трансфертному ценообразованию, отражающий финансовые результаты компании к 1 апреля года, следующего за годом совершения контролируемых сделок, и в случае запроса таких документов со стороны налоговых органов представить их в налоговую инспекцию в течение 10 дней с момента запроса. Основным негативным последствием за несвоевременно поданную документацию будут даже не штрафные санкции, а повышенный интерес со стороны налоговых органов к подобному налогоплательщику, который, не имея документации по трансфертному ценообразованию в течение года, косвенно подтверждает отсутствие регулярного анализа своей коммерческой деятельности на предмет соответствия правилам трансфертного ценообразования.

В отношении информации, которая должна содержаться в документации по трансфертному ценообразованию, предусмотрены определенные требования. Однако в конечном итоге документация по трансфертному ценообразованию является объемом данных, который должен быть представлен в свободной форме, что позволяет налогоплательщику привести наиболее уместные и удобные для самого налогоплательщика обоснования примененных трансфертных цен. Документация по трансфертному ценообразованию должна будет содержать следующую информацию:

Первостепенной задачей документации по трансфертному ценообразованию является подтверждение факта того, что налогоплательщик совершает сделки на уровне рыночных цен. В случае если налогоплательщик может подтвердить, что цены в его контролируемых сделках находятся в пределах интервала рыночных цен, налоговые органы, вероятно, не будут производить корректировки налогооблагаемого дохода, если они принимают подход и условия определения интервала рыночных цен налогоплательщиком.

В случае если цены по контролируемым сделкам налогоплательщика выходят за пределы определенного интервала рыночных цен, высока вероятность того, что налоговые органы попытаются скорректировать его налогооблагаемый доход. У налогоплательщика есть возможность обосновать расхождения, если в его распоряжении имеются весомые аргументы, обосновывающие такие отклонения в течение непродолжительного периода. Однако до сих пор не ясно, будут ли рассмотрены и приняты налоговыми органами такие аргументы налогоплательщика, или ему придется отстаивать свои права в суде.

В случае если налогооблагаемый доход налогоплательщика будет скорректирован, налоговые органы вправе применить штрафные санкции в размере 40% от дополнительно начисленного налога в тех случаях, когда налогоплательщик не предоставил необходимую информацию или такая информация была признана недостоверной.

Выводы

Ожидаемые правила трансфертного ценообразования окажут прямое влияние на процесс финансового планирования налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые сделки с точки зрения налогового законодательства. Финансовое планирование при трансфертном ценообразовании будет являться не только инструментом, позволяющим максимально соответствовать интересам предприятия за счет достижения конечной цели любой предпринимательской структуры - получения максимальной прибыли. Изменения в правилах трансфертного ценообразования предполагают увеличение административной нагрузки на процесс финансового планирования налогоплательщика в части планирования и подтверждения устанавливаемых цен в контролируемых сделках рыночному уровню, в процессе которого формируется рыночный уровень рентабельности компании по итогам года. Основная часть административной нагрузки будет особенно ощутима в течение первых лет после вступления в силу новых правил трансфертного ценообразования, когда налогоплательщик должен будет разработать и внедрить новые требования в процесс финансового планирования в виде методологии по трансфертному ценообразованию, механизмов внутреннего контроля соотношения фактических и целевых рыночных цен/рентабельности, а также своевременно подготовить документацию по трансфертному ценообразованию, отражающую результат финансового планирования в компании.

Следование новым правилам трансфертного ценообразования обернется для налогоплательщиков увеличением административного бремени, в частности при финансовом планировании. С другой стороны, в новых правилах трансфертного ценообразования будет предусмотрена необходимая детализация и ясность в отношении их использования, что в результате обеспечит эффективность реализации процесса финансового планирования при использовании новых правил трансфертного ценообразования.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
  3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: проект федер. закона N 305289-5. URL: http:// www.duma.gov.ru/ faces/ lawsearch/ gointra.jsp?c= 305289-5.
  4. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations OECD Committee on Fiscal Affairs, 27.06.1995. Paris.