Мудрый Юрист

Административно-правовой статус финансовых разведок государств - участников СНГ: сравнительный анализ *

<*> Drakin А.А. Administrative-law status of financial intelligence services of the states - participants of the CIS: comparative analysis.

Дракин А.А., аспирант кафедры "Финансовое и предпринимательское право" ОрелГТУ.

Подразделения финансовой разведки - принципиально новые государственные органы, находящиеся в центре реализации национальных программ борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Среди государств СНГ Россия первой создала подразделение финансовой разведки - Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая участвует в процессе создания ПФР в государствах - участниках СНГ. В статье дан сравнительный анализ административно-правового статуса финансовых разведок государств - участников СНГ.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовая разведка, отмывание доходов, финансирование терроризма, административно-правовой статус.

Subdivisions of financial intelligence service are principally new state agencies which are in the center of realization of national programs of struggle with money laundering and financing of terrorism. Among the states of the CIS Russia was the first country which created a subdivision of financial intelligence service - the Financial Service of Financial Monitoring which participates in the process of creation subdivisions of financial intelligence service in the states - members of the CIS. The article contains comparative analysis of administrative-law status of financial intelligence services of the states-participants of the CIS.

Key words: financial monitoring, financial intelligence service, revenue laundering, financing terrorism, administrative-law status.

Создание принципиально новых государственных органов - подразделений финансовой разведки (ПФР) стало реакцией государств на масштабы легализации преступных доходов и их проникновения в легальную экономику <1>. Эти подразделения находятся в центре реализации национальных программ борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, так как обеспечивают обмен информацией между финансовыми учреждениями и правоохранительными органами. С 1995 г. ПФР стали работать вместе в неформальной организации, известной как Группа "Эгмонт" (The Egmont Group) <2>, в которую входят финансовые разведки более 100 государств, в том числе России. Эксперты Группы "Эгмонт" выделяют два различных подхода к созданию подразделений финансовой разведки - создание такой службы в существующей силовой структуре государственного аппарата либо выделение подразделения, занимающегося исключительно сбором и оценкой финансовой информации <3>.

<1> Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 226.
<2> URL: http://www.egmontgroup.org.
<3> Information Paper on Financial Intelligence Units and the Egmont Group. P. 2. URL: http://www.egmontgroup.org.

Эксперты Мирового банка выделяют четыре организационных типа ПФР:

  1. ПФР административного типа, не относящиеся к системе правоохранительных или судебных органов. Основная цель - сбор и анализ информации, выявление подозрительных операций с финансовыми активами и передача информации об этом в правоохранительные органы. ПФР такого типа созданы в большинстве государств и, в частности, во Франции, Израиле, России, Испании, США;
  2. ПФР правоохранительного типа в виде структурного подразделения силового министерства. Материалы, подготовленные ПФР, пригодны для использования в виде доказательств в ходе расследования и в процессе судебного разбирательства, их используют в работе другие силовые структуры. ПФР этого типа созданы, в частности, в Австрии, Германии, Швеции и Великобритании;
  3. ПФР судебного или прокурорского типа, функционирующие под юрисдикцией министерства юстиции или прокуратуры. Схема работы подразделений предполагает, что прокуратура уведомляется о подозрительных финансовых операциях и может немедленно приступить к расследованию. ПФР такого типа функционируют на Кипре и в Люксембурге;
  4. ПФР смешанного типа, наделенные как административными функциями, так и полномочиями осуществлять следствие. Примеры - Дания, Норвегия <4>.
<4> См.: Степанков Д.В. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности: Проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 90 - 95; Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. С. 289 - 291.

К основным отличиям в правовом статусе подразделений финансовой разведки относят: статус самостоятельного государственного органа или структурного подразделения одного из государственных органов; статус правоохранительного органа, предполагающий в том числе право заниматься оперативно-розыскной деятельностью; либо статус государственного органа, не относящегося к правоохранительным, как правило, под эгидой Министерства финансов; наличие либо отсутствие права приостанавливать подозрительные финансовые операции; наличие либо отсутствие надзорных функций, в том числе права проведения проверок соблюдения финансовыми институтами положений специального законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем <5>. Кроме того, в качестве критериев для сравнения используется наличие либо отсутствие территориальных органов, порядок доступа к базе данных ПФР у компетентных правоохранительных органов, порядок получения информации из финансового сектора <6>.

<5> Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 232.
<6> Тарасов А.Ю. Финансовый мониторинг и развитие его институтов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2008. С. 13 - 14.

Среди государств СНГ Россия первой создала подразделение финансовой разведки - Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является полноправным членом Группы "Эгмонт" с июня 2002 г. Росфинмониторинг участвует в процессе создания ПФР в государствах - участниках СНГ в соответствии с предоставленным Группой "Эгмонт" мандатом по содействию в учреждении ПФР в странах евразийского региона. Во многом благодаря усилиям Росфинмониторинга в странах СНГ созданы подразделения финансовой разведки: в Республике Беларусь - Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля <7> - структурное подразделение высшего органа финансового контроля Республики Беларусь, в Кыргызстане - Служба финансовой разведки <8>, которая в своей деятельности подотчетна Президенту Кыргызской Республики, в Республике Молдова - Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией <9>, который является специализированным правоохранительным органом, подотчетным Правительству, в Республике Армения - Центр финансового мониторинга <10> - структурное подразделение Центрального банка Армении, в Республике Казахстан - Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан <11>, в Республике Узбекистан - Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов <12> - самостоятельный специализированный правоохранительный орган при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, в Азербайджане - Служба финансового мониторинга при Национальном банке Азербайджана, в Украине - Государственный комитет финансового мониторинга <13> - центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, в Таджикистане - Департамент финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана.

<7> URL: http:// www.kgk.gov.by/ monitoring-dept/.
<8> URL: http:/ www.sfr.kg/.
<9> URL: http:// ru.cccec.md.
<10> URL: http:// www.cba.am/ CBA_SITE/ fmc.
<11> URL: http:// www.minfin.kz/ index.php?uin= 1120644544&la ng=rus.
<12> URL: http:// department.uz/ head.html.
<13> URL: http:// www.sdfm.gov.ua/.

В Туркменистане в стадии подготовки находится базовый закон о ПОД/ФТ, который должен стать основой для создания ПФР.

Как видим, статус самостоятельного государственного органа имеют ПФР Кыргызстана, Украины и Молдовы. ПФР Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана входят в структуру одного из государственных органов. Большинство ПФР в странах СНГ создано по "административному типу" и не имеют статуса правоохранительного органа, так же как принадлежащий к этому типу Росфинмониторинг. Исключение составляют финансовые разведки Узбекистана ("прокурорского" типа) и Молдовы ("правоохранительного" типа), входящие в систему правоохранительных органов.

Все ПФР, созданные в странах СНГ, наделены правом принятия решений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 5 дней в случае, если хотя бы одной из сторон, участвующих в этих операциях, является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической деятельности. Более того, ПФР Беларуси, Кыргызстана, Армении, Узбекистана наделены еще и правом приостановления операций по подозрению в связи с легализацией доходов, полученных преступным путем. Все ПФР наделены правомочиями информационного обмена с аналогичными зарубежными структурами.

В большинстве базовых национальных законов о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) закреплены минимальные сроки предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных (подозрительных) операциях в ПФР - не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции (Беларусь, Кыргызстан), в день совершения операции (Узбекистан), не позднее чем в течение трех рабочих дней (Украина). Законом о ПОД/ФТ Республики Молдова предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно информировать ПФР о любой сомнительной деятельности или операции, находящейся в процессе подготовки, совершения или уже совершенной в срок, не превышающий 24 часов.

Таким образом, финансовые разведки государств, входящих в состав Содружества Независимых Государств, по основным функциям, полномочиям, организационной структуре и технологии работы соответствуют принятому Группой "Эгмонт" определению подразделения финансовой разведки. Все они нормативно наделены основными, характерными для ПФР функциями централизованного получения и хранения информации из финансового сектора, ее аналитической обработки и дальнейшей передачи в правоохранительные органы, а также предоставления правомочным органам других государств. ПФР наделены правом запрашивать и получать в установленном порядке информацию у государственных органов и иных организаций, необходимую для выполнения возложенных задач.

Кроме того, за ПФР ряда государств нормативно закреплены функции реализации государственной политики в сфере ПОД/ФТ (Россия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Украина), координации деятельности иных органов исполнительной власти в сфере ПОД/ФТ (Россия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан), осуществления международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ, создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному контролю (Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Украина), применения мер административной ответственности к юридическим и физическим лицам, нарушившим законодательство о ПОД/ФТ (Беларусь, Украина).

Финансовые разведки имеют в своем распоряжении достаточно большой арсенал законодательных и оперативных механизмов, использование которых позволяет обеспечить реализацию задач выявления и пресечения незаконных действий и противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма.