Мудрый Юрист

Дознание на судах, находящихся в плавании *

<*> Aleksandrov M.S. Inquiry in the ships on the sea.

Александров М.С., аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета.

Впервые на страницах журнала молодой ученый в процессе исследования вопросов теории и практики проведения дознания на судах, находящихся в плавании, высказал довольно оригинальные авторские концептуальные приемы и способы дознания, которые вполне опираются на действующее законодательство, а многие его предложения, как, например, об упрощенном расследовании, не только упростят этот процесс, но и оперативно повысят раскрываемость преступных деяний.

Ключевые слова: уголовный процесс, дознание, УПК РФ, капитаны морских и речных судов, возбуждение дела, следственные действия, обыски (выемки), допросы, свидетели, потерпевший, подозреваемый (обвиняемый).

For the first time on the pages of this journal the young scientist in the process of study of issues of theory and practice of carrying out inquiry in the ships on the sea showed original author's conceptual methods and means of inquiry based on the current legislation; a lot of his proposals, for example "on simplified investigation" will not only simplify this procedure but also raise exposure of criminal actions.

Key words: criminal procedure, inquiry, Criminal Procedure Code of the RF, captains of sea and river vessels, initiation of a case, investigation actions, search, interrogations, witnesses, suffered, suspect (accused).

Уголовно-процессуальным кодексом РФ <1> (далее - УПК РФ) капитаны морских и речных судов отнесены к лицам, наделенным правами возбуждать уголовное дело в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполнять неотложные следственные действия на подведомственной им территории - судне в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ и иным законодательством.

<1> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. N 249. 22 дек.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ, принятого Государственной Думой 31 марта 1999 г. (далее - КТМ РФ <2>), в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан судна выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

<2> См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Российская газета. 1999. 1 - 5 мая.

Иначе полномочия капитана изложены в ч. ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <3> (далее - КВВТ РФ): в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

<3> См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // Российская газета. 2001. N 50. 13 марта.

В Уставе службы на судах рыбопромыслового флота РФ <4> в пп. (05) п. 30 указано, что капитан имеет право: в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния, произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям (схожая норма была в Уставе службы на судах Флота рыбной промышленности Союза ССР 1961 г. в ст. 113), данная норма противоречит п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ.

<4> Приказ Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140 "Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации" // Российские вести. 1995. N 209. 2 нояб.

При этом обращает внимание тот факт, что в п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ говорится о "капитане морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании", а в указанных нормативных актах - о "капитане на судне, находящемся в плавании" и отсутствует в законодательстве определение понятия "капитан судна" <5>.

<5> Поэтому под данным термином мы будем понимать должностное лицо, являющееся представителем судовладельца или грузособственника, на которого возложено управление судном, в том числе судовождение, а также иные полномочия в соответствии с законодательством РФ, именуемое в зависимости от типа, класса и назначения судна капитаном, капитаном-директором, шкипером, старшиной, старшиной-мотористом, багермейстером или кронмейстером.

А.Р. Михайленко указывает: "Это не означает, что капитан морского судна является органом дознания вне зависимости от района плавания" <6>.

<6> См.: Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975. С. 103 - 104.

Л.А. Захожий, А.И. Чучаев не разделяют мнение А.Р. Михайленко, считающего, что только капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания. Аргументируя свою точку зрения, он ссылается вообще на Уставы службы на судах морского флота СССР и флота рыбной промышленности СССР, где, по его мнению, речь идет о морских судах, находящихся только в дальнем плавании. Но в приведенных выше статьях тех же Уставов речь идет просто о судах, находящихся в плавании. В данном случае ссылка автора на эти акты без указания конкретных норм неубедительна. Кроме того, А.Р. Михайленко, рассматривая этот вопрос, опускает ст. 59 КТМ СССР, которая имеет первостепенное значение для правильного ответа на вопросы, кто и при каких условиях может проводить дознание на судах. См.: Захожий Л.А., Чучаев А.И. Дознание на судах СССР, находящихся в плавании // Правоведение. 1979. N 2. С. 98.

По мнению И.В. Шабетя, в соответствии с КТМ РФ на капитана судна распространяются полномочия по производству неотложных следственных действий, поскольку специальным законом или соглашением не установлено иное. Таким законом является УПК РФ, в котором говорится о капитане судна, находящегося в дальнем плавании <7>.

<7> См.: Шабетя И.В. Процессуальная деятельность капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, начальников геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических и консульских учреждений РФ за рубежом // Ученые записки: Сб. научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. С. 304.

Тем самым капитан судна, находящийся в малом плавании или прибрежном плавании, проводить дознание не может, поскольку на данные воды распространяется юрисдикция территориальных органов. Следовательно, круг субъектов, наделенных правом производства дознания, ограничен.

М.А. Тай отмечает, что в настоящее время иностранные законодательства вообще, как правило, не содержат определения судна, включая его физические характеристики, и тем более такого универсального, которое могло бы быть использовано применительно к любым отношениям в судоходстве, то же можно сказать и о современных нормативных актах России. Кроме того, в юридической литературе оставляется вопрос о толковании термина "морское судно" без внимания, а в современном российском праве в понятие "морское судно" не включены суда, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ <8>. При этом отсутствуют четкие критерии по разграничению дальнего <9> и малого плавания <10>.

<8> См.: Тай М.А. Морское судно в системе объектов вещных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 20, 21, 28.
<9> Термин "судно дальнего плавания" означает любое судно, кроме судов малого плавания. См.: ст. 12 Конвенции Международной организации труда N 109 о заработной плате, рабочем времени на борту судов и составе судового экипажа (пересмотренной в 1958 г.) (Женева, 14 мая 1958 г.).
<10> Термин "судно малого плавания" означает судно, используемое исключительно для рейсов, во время которых оно не удаляется от страны отправления дальше, чем находятся ближние порты соседних стран, в географических пределах, которые: i) ясно определены национальным законодательством или коллективным договором между организациями судовладельцев и моряков; ii) единообразны в отношении применения всех положений этого раздела настоящей Конвенции; iii) были указаны членом организации при регистрации его документа о ратификации в заявлении, приложенном к этому документу; iv) были установлены по консультации с другими заинтересованными членами организации. См.: Там же.

Б. Безлепкин, наоборот, считает, что капитаны морских и речных судов не только не обладают правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, но, что примечательно, не относятся даже к органам дознания <11>.

<11> См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к УПК РФ: постатейный. М., 2002. С. 63.

Д. Турчин, в свою очередь, указывает на необходимость отнесения к органам дознания капитанов всех судов, независимо от района плавания, с которыми именно затруднено либо невозможно сообщение и соответственно участие в расследовании правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование, что устранит зависимость возбуждения дознания от того обстоятельства, в каком плавании (каботажном или дальнем) находится судно <12>.

<12> См.: Турчин Д. Дознание на морских судах // Социалистическая законность. 1969. N 8. С. 35.

Ранее в Инструкции о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании (утв. Генеральным прокурором СССР по согласованию с Министром морского флота СССР и Министром рыбного хозяйства СССР 7 августа 1974 г. <13>), содержалась норма, что капитан судна не только вправе сам провести дознание, но и может назначить для этой цели любое подготовленное должностное лицо из судового экипажа, т.е. делегировать ему свои полномочия.

<13> Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 августа 1998 г. N 52 настоящая Инструкция признана недействующей.

В ст. 73 КТМ РФ указано: "В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна". Аналогичная норма содержится в п. 7 ст. 32 КВВТ РФ: "В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца". Наконец, в п. 32 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ данная норма изложена более подробно, а именно: в случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которые угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись.

Тем самым выполнять данную функцию кроме капитана судна может и лицо командного состава судна в качестве органа дознания или дознавателя, назначенного капитаном судна, сохраняя полномочия органа дознания за капитаном судна. При этом правами органа дознания необходимо наделить и руководителя флота, при условии пребывания его в плавании вместе с подчиненными ему судами (начальник промысла, каравана, экспедиции).

В ч. 2 ст. 52 КТМ РФ к командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.

К командному составу судна согласно ч. 2 ст. 26 КВВТ РФ относят капитана судна, командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощников, механиков и электромехаников, помощников механиков и электромехаников, радиоспециалистов и врачей.

Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ к командному составу относит: капитана, помощников капитана, механиков, радиоспециалистов, врачей, мастера, руководителей практики и других лиц, занимающих инженерно-технические должности (ст. 19).

Кроме того, нахождение на судне во время плавания (в командировке или в качестве туриста) компетентного лица должностного лица правоохранительного органа не устраняет капитана либо иное должностное лицо судна от производства дознания при совершении на судне преступления.

Вместе с тем капитан судна либо иное должностное лицо не должны пользоваться правами органа дознания, в случаях, когда преступление было совершено на судне хотя и в открытом море, но об этом стало известно после прихода этого судна в наш порт, либо совершено, когда судно находилось в порту или месте стоянки, где имеются правоохранительные органы.

Так, А.С. Арутюнова пишет, что "в отличие от УПК РСФСР, в новом законе отсутствует норма, которая прямо бы указывала на невозможность проведения следственных действий до возбуждения уголовного дела" <14>.

<14> См.: Арутюнова А.С. Особенности возбуждения уголовных дел по УПК РФ: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002. С. 121 - 122.

В свою очередь, В.Н. Григорьев указывает, что "если осмотр места происшествия может быть произведен до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, то освидетельствование, назначение судебной экспертизы, другие следственные действия в случаях, указанных в ч. 4 ст. 146 УПК РФ, - в любом случае лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела" <15>.

<15> См.: Григорьев В.Н. О согласии прокурора на возбуждение уголовного дела: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002. С. 123.

С мнением В.Н. Григорьева согласиться нельзя, поскольку до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела дело считается невозбужденным, проводить какие-либо следственные действия, кроме осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы, допускается, поскольку может возникнуть ситуация отсутствия связи, что исключает получение согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, при этом непроведение следственных действий до возбуждения уголовного дела может привести к потере вещественных доказательств, и в УПК РФ, как верно отмечает А.С. Арутюнова, в отличие от УПК РСФСР, отсутствует норма, прямо указывающая на невозможность проведения следственных действий до возбуждения уголовного дела. В данном случае капитан судна или иное должностное лицо, наделенное функциями органа дознания, сообщает прокурору порта приписки о совершении на его борту преступления, возбуждении уголовного дела и начале производства следственных действий незамедлительно при появлении для этого реальной возможности любыми средствами связи, таким же путем осуществляется и обратная связь.

Согласно ч. 2 ст. 69 КТМ РФ капитан судна вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, до передачи его компетентным органам в первом порту РФ, в который зайдет судно.

В ч. 4 ст. 31 КВВТ РФ указано, что в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

Подпункт (05) п. 30 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ предписывает задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям.

Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ содержать лицо более трех часов (если его задержание никак не оформлено), даже если оно подозревается в совершении преступления, недопустимо. Также следует подчеркнуть наличие проблемы, связанной с исчислением соответствующих процессуальных сроков, а именно с уведомлением прокурора о задержании подозреваемого, сроков содержания под стражей задержанного подозреваемого, особенно когда при долговременном морском плавании при пересечении линии границ дат (линии смены дат) на судне в календаре пропускается один день. Как и предоставление материалов дела прокурору и получение необходимых санкций. Таким образом, в УПК РФ не предусмотрена специальная форма для применения мер пресечения в особых условиях.

Поэтому из сказанного вытекает, что данная ситуация может быть разрешена введением ареста без ордера (так называемый гражданский арест без решения суда) при соблюдении условий, указанных в ст. 91 УПК РФ, до доставления задержанного правоохранительным органам порта приписки или властям прибрежного государства. Постановление об аресте выносится капитаном судна или другим лицом, выполняющим функции органа дознания.

Н.П. Смотряева указывает, что во время пребывания судна в иностранном порту все находящиеся на судне члены экипажа и пассажиры подпадают под действие законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию, если иное не оговорено специальным законом или соглашением РФ с другим государством. Если же между Россией и прибрежным государством заключено соглашение, предусматривающее неприменение при отдельных правонарушениях, совершенных на борту судна, юрисдикции прибрежного государства, капитан осуществляет возложенные на него функции органа дознания. Таким образом, капитан судна либо иное должностное лицо в иностранном порту может воспользоваться предоставленными ему функциями органа дознания не всегда, а только при наличии соглашения <16>. Эта позиция не совсем верна: преступления, совершенные на борту невоенного судна во время прохода через территориальные воды, подпадают под юрисдикцию прибрежного государства, так как последнее осуществляет полный суверенитет в этих водах. Следует при этом разграничивать случаи, когда судно просто пересекает территориальные воды другого государства, не заходя в его внутренние воды, и когда такой заход осуществляется. В первом случае уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена (ст. 19 Женевской конвенции о территориальном море 1958 г. <17>). Осуществление ее не допускается, если: 1) последствия преступления не распространяются на прибрежное государство; 2) совершенное преступление не нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; 3) капитан или консул страны флага не обращается к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) нет необходимости пресечь незаконную торговлю наркотиками.

<16> См.: Смотряева Н.П. Правовое положение капитана судна при осуществлении функций органов дознания // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 67 / Редкол.: Е.А. Белый, О.И. Ильинский, Е.Д. Катульский, В.К. Криворученко; сост., науч. ред. Б.А. Ручкин. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. С. 26.
<17> См.: Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.). СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1960 г. с оговорками. Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 43. Ст. 467.

При этом прибрежное государство (согласно указанной Конвенции о территориальном море) не может осуществлять уголовную юрисдикцию в своих территориальных водах по отношению к ряду преступлений, считающихся особо опасными, борьба с которыми ведется в международном масштабе. К ним относятся не только незаконная торговля наркотиками, но и работорговля, торговля женщинами и детьми и др.

Приведенный перечень в ст. 19 Женевской конвенции о территориальном море не является исчерпывающим. Учитывая требования многосторонних договоров о борьбе с уголовными преступлениями, прибрежные государства вправе осуществлять свою уголовную юрисдикцию также и в отношении указанных в этих договорах правонарушений во всех случаях нахождения иностранного невоенного судна в их территориальных водах. В случае же, когда иностранное судно заходит во внутренние воды, прибрежное государство может принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или производства расследования на борту иностранного судна. Тем самым государство, в чей порт зашло судно, имеет право производить на иностранных торговых судах аресты в тех случаях, когда преступление совершено частично или полностью на берегу или когда последствия этих преступлений могут вызвать серьезные осложнения на берегу.

Таким образом, необходимо внести изменения в УПК РФ и отнести к органам дознания капитанов всех судов независимо от района плавания, с которыми именно затруднено либо невозможно сообщение и, соответственно, затруднено либо невозможно участие в расследовании правоохранительных органов и лиц, на которых может быть возложено дознание на судне, как это было в ст. 117 УПК РСФСР. Также следует устранить разночтения в нормативных актах, регламентирующих производство дознания капитаном или должностным лицом командного состава судна, в КТМ РФ, КВВТ РФ и Уставе службы на судах рыбопромыслового флота РФ, приведя к единому содержанию, а функции, детально регламентирующие действия капитана или должностного лица командного состава судна, проводящего дознание на судне, определить в новой Инструкции.

Кроме того, выделить в отдельную главу дознание "упрощенное расследование" для указанной категории органов дознания в части проведения предварительного следствия, сбора доказательств и следственных действий и направления уголовного дела прокурору.