Мудрый Юрист

Правовой иммунитет как исключение из правил: историко-правовой аспект *

<*> Sumenkov S.Yu. Legal immunity as an exception to the rule: historical and legal aspect.

Суменков Сергей Юрьевич, доцент Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук.

Статья С.Ю. Суменкова посвящена историко-правовому анализу категории "иммунитет". Автор считает иммунитет особым правовым исключением из общих правил привлечения к ответственности. Такое исключение объясняется необходимостью дополнительной защиты лица, выполняющего важные для государства и общества функции. Объективность данной категории доказывается на исторически длительном периоде ее существования.

Ключевые слова: исключение, иммунитет, неприкосновенность, ответственность, статус.

The article of S.Yu. Sumenkov is devoted to historical and legal analysis of such a category as "immunity". The author considers immunity as an special legal exception to the general rules of bringing to responsibility. This exception is explained by necessity of additional protection of the person exercising functions which are important for the state and society. The objectivity of this category is proved for the historical continuous period of its existence.

Key words: exception, immunity, inviolability, responsibility, status.

Правовой иммунитет - это особая материально-процессуальная привилегия, распространяющаяся на строго указанные в нормах международного права конституции, законы субъектов, регламентирующая их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами при привлечении к юридической ответственности или выполнении определенных обязанностей.

Безусловно, иммунитет представляет собой правовое отклонение от принципа равенства граждан перед законом и судом. При этом за основу берется то, что равенство граждан в нормативном смысле с точки зрения закрепления существует в двух основных видах: равенство граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19) и равноправие граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции России") <1>.

<1> Капранова Ю.В. Конституционные основы равноправия граждан Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. С. 15.

Наличие исключений в сфере реализации правосудия свидетельствует об особом правовом положении субъекта. Так, например, находящиеся на территории России иностранные граждане - главы и сотрудники иностранных дипломатических и консульских представительств, а также другие лица имеют особый правовой режим. Их статус складывается из привилегий и иммунитетов, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ <2>.

<2> См., напр.: Федеральный закон от 11 июня 2002 г. "О ратификации Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества" // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2002. N 24. Ст. 2252; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2252; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и Протокола к нему" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 775 и др.

Восприятие иммунитета отдельных категорий лиц далеко не однозначно. Иммунитет представляет собой исключение из общего порядка привлечения к ответственности, выполнения каких-либо процессуальных действий.

Существование такого исключения детерминировано, как уже было сказано, статусом лица, важностью выполняемых им функций и, как следствие, необходимостью особой защиты данного лица, в том числе от необоснованного применения мер административной либо уголовной ответственности.

Иммунитет предоставляется государством вследствие заинтересованности последнего в наличии иммунитета в составе специального статуса субъекта, по причине какого-либо особого рода положения (при свидетельском иммунитете - родство с обвиняемым, подозреваемым) или важности, уникальности деятельности такого субъекта.

Парламентский иммунитет, например, основан на том, что депутаты выполняют исключительно значимую роль в современном обществе. Депутаты наряду с государственными интересами выражают интересы избирателей, т.е. народа, являющегося единственным носителем суверенной власти.

Более того, от иммунитета в некоторых случаях нельзя отказаться, ибо иммунитет не является личной привилегией гражданина, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. "Необходимо подчеркнуть, - отмечает О.Е. Кутафин относительно депутатского иммунитета, - что депутат не может отказаться от своего права на неприкосновенность, поскольку оно не является его субъективным правом, а представляет один из основных элементов статуса парламентария, важнейшую правовую гарантию его деятельности" <3>. Подобное положение, как думается, присуще иным обладателям правового иммунитета - судьям, дипломатическим представителям, аудиторам Счетной палаты РФ и др.

<3> Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве России. М., 2004. С. 325.

Тем самым иммунитет - категория, объективно необходимая государству и обществу. Подобное доказывается хотя бы длительностью существования данного правового института.

Начиная со времен римского права к лицам, обладающим иммунитетом, относятся послы иностранных государств. Так, еще по словам Тита Ливия, неприятельские послы, даже замеченные в неприязненных действиях, считались римлянами неприкосновенными из уважения к той охране, которая обеспечивается за ними богами и международным правом <4>.

<4> Александренко В.И. Международное право Рима // Древнее право. 1999. N 1 (4). С. 212.

Для периода феодализма присуще расширительное толкование самого понятия "иммунитет". В феодальном праве стран Западной Европы иммунитет обозначал особый правовой институт. Его содержание составляла совокупность государственных прав и функций, которой располагал феодал в своем владении.

При этом, несмотря на достаточно широкую трактовку термина "иммунитет", суть его, так же, как и в римском праве, остается неизменным - полное или частичное освобождение отдельных субъектов от определенных обязанностей (например, налоговый и судебный иммунитет духовенства во Франкском государстве) либо особые условия привлечения к юридической ответственности. Наглядным примером последних выступает ряд статей Великой хартии вольностей 1215 г., принятой в результате окончания длительной гражданской войны в Англии. В частности, ст. 21 предусматривала подсудность графов и баронов только суду "равных", изымая их тем самым из-под действия королевских судов присяжных <5>.

<5> См.: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 133 - 137.

Именно в Англии правовые предписания, обеспечивающие неприкосновенность тех или иных категорий лиц, получают наибольшее значение и развитие. "Как об этом свидетельствуют древние юридические памятники, как судьям, так и королевским советникам предоставлены особая защита и королевский мир. Таким образом, древнеанглийское право реципировало исконные нормы, а с возникновением парламента поставила в особое привилегированное положение его членов и лиц, их сопровождающих" <6>. Исторически сложилось так, что палата общин сразу получила значение силы, противостоящей королевской власти. Необходимость иммунитета детерминировалась недоверием к беспристрастности и независимости судебной власти. Уже в 1403 г. палата общин формулирует свои притязания, главным из которых было изначальное недопущение ареста или другого способа лишения депутатов свободы в период работы парламента. Что касается членов верхней палаты лордов - то они пользовались иммунитетом пожизненно.

<6> Шалланд Л.А. Иммунитет народных представителей. Т. 1. Юрьев, 1911. С. 119.

В России, вместе с усилением центральной государственной власти, роль иммунитетных грамот, характерных для периода феодализма, начинает все больше ограничиваться. В ряде норм Соборного уложения 1649 г. закреплялось требование "несудимые грамоты оставить". С изменением общественной жизни институт правового иммунитета трансформировался в совершенно иное юридическое средство - в инструмент, освобождающий от определенных обязанностей и юридической ответственности отдельных субъектов. Одним из начальных моментов новой роли иммунитета в политической и правовой жизни России можно считать установленную законом неприкосновенность священнослужителя за неразглашение сведений, полученных во время исповеди. Более того, Номоканон при требнике 1662 г. "воспрещал открывать тайну исповеди, грозил за это тяжкою карой" <7>. Поэтому нельзя не признать то, что история развития свидетельского иммунитета самым тесным образом связана прежде всего с религиозными чувствами, вероисповеданием и обрядами.

<7> Скопинский А.В. Свидетели по уголовным делам: Пособие для практиков. М., 1911. С. 29.

Устав уголовного судопроизводства 1864 г. гарантировал полную неприкосновенность священников по поводу признаний, сделанных им на исповеди (п. 2 ст. 93 и п. 2 ст. 704 Устава 1864 г.). Светский закон тем самым пришел в соответствие с нормами религии <8>.

<8> Квачевский А.А. О вызове и допросе свидетелей на предварительном следствии. М., 1869. С. 7.

С учреждением, под влиянием событий первой русской революции, выборного представительного органа, появилась необходимость в юридических гарантиях безопасности депутатов Государственной Думы, что было особенно актуально в условиях самодержавного государства. Депутат, хотя и оставался подданным монарха, все же привлекался к отправлению публичных функций, носивших представительный характер. Данное обстоятельство объективно должно было обеспечивать ему известную меру свободы и независимости - ту меру, без которой ему невозможно было бы исполнять лежавшую на нем обязанность защищать своих избирателей.

Иммунитет не утратил своего значения и после установления советской власти.

В первых советских законодательных актах (Положении о полковых судах 1919 г. (п. 75) <9>, Положении о военных следователях 1919 г.) <10> предусматривалось право свидетеля не отвечать на вопросы, уличающие его в совершении какого бы то ни было преступного деяния. Также принимается ряд законов, где решается вопрос о "правах и преимуществах" лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (например, Положение о дипломатических представителях иностранных государств при рабоче-крестьянском правительстве РСФСР, утвержденное Декретом СНК РСФСР от 30 июня 1921 г." <11>, предписывающее особый порядок производства следственных действий в отношении иностранных дипломатов).

<9> СУ. 1919. N 31 - 32. Ст. 326.
<10> Сборник приказов РВСР 1919 г.
<11> СУ. 1921. N 52. Ст. 303.

Наличие иммунитета в специальном статусе отдельных субъектов признавалось на всем протяжении советской истории, хотя предпринимались попытки отвергнуть особое правовое положение отдельных лиц, как не соответствующее официальной идеологии пролетарского государства. В частности, в учебнике для юристов "Судоустройство в СССР", вышедшем в 1936 г., А.Я. Вышинский писал: "Когда мы отрицаем принцип независимости судей в пролетарском государстве, то мы отрицаем их независимость от пролетарского государства, от рабочего класса, от его общегосударственной политики. Мы отрицаем тем самым возможность существования в государстве какой-то особой судебной политики в отличие от общей политики, мы отрицаем возможность существования судей, которые в качестве работников государственного аппарата отличались бы особой неприкосновенностью, имели бы какой-то особый иммунитет, освобождающий их от ответственности перед своим государством, перед своим правительством, перед своим классом..." <12>.

<12> Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск, 2000. С. 63 - 66.

Значительно возросла роль иммунитета в годы проведения так называемых демократических реформ. 14 марта 1990 г. был принят Закон СССР "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" <13>.

<13> Ведомости СССР. 1990. N 12. Ст. 189.

Конституция была дополнена новой главой (глава 15.1), в которой определялись основные черты и особенности организации и функционирования президентской власти в СССР и указывалось, что главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР (ст. 127).

В новой главе содержались положения о том, что Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР (ст. 127.8). Подобное решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съезда народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Таким образом, Президент СССР не был полностью безответствен. Однако он нес ответственность не за все свои действия, а только за нарушение им Конституции и Законов СССР.

Поэтому не стоит рассматривать иммунитет как средство создания особой "касты неприкасаемых". Размер иммунитета находится в тесной связи с условиями социальной и политической жизни каждой конкретной страны.

Привилегированное положение находит свое оправдание лишь постольку, поскольку это безусловно необходимо для беспрепятственного отправления своих обязанностей.

Нельзя не отметить также целый ряд положительных моментов в деле развития правового иммунитета.

Так, впервые на конституционном уровне закреплен свидетельский иммунитет (ст. 51 Конституции РФ). В свою очередь, УПК РФ 2001 г. содержит определение данного понятия, детализирует его применительно к уголовному судопроизводству и, что немаловажно, существенно расширяет круг его обладателей по сравнению с УПК РСФСР 1960 г.

Заслуживает одобрения и Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. <14>, устранивший наиболее одиозные положения прежнего закона, касавшиеся полной и безоговорочной неприкосновенности судей от мер административной и уголовной ответственности.

<14> Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4834.

Весьма важное значение имеет ФЗ от 12 февраля 2001 г. "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" <15>. Несмотря на то что данный Закон вызывает целый ряд критических замечаний, нельзя не признать его роль как гарантии, впервые в российской истории обеспечивающей неприкосновенность бывшего главы государства и, соответственно, легитимную передачу власти.

<15> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 1. Ст. 617.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.

Правовой иммунитет - особое исключение из общих правил привлечения к ответственности.

Подобное исключение служит гарантией того, что лицо, им обладающее, будет защищено от необоснованного уголовного или административного преследования.

Однако нельзя не согласиться с тем, что чрезмерные преграды для привлечения чиновников к ответственности делают зачастую невозможным расследование, что, в свою очередь, не способствует формированию уважительного отношения у населения к закону и власти.

Установление границы между необходимостью защиты лица, выполняющего важные для государства и общества функции, и недопущением безнаказанности данного лица в случае совершения им правонарушений представляется весьма важной и актуальной задачей.