Мудрый Юрист

К вопросу об эволюции конституционализма в России *

<*> Mamitova N.V. To a question on constitutionalism evolution in Russia.

Мамитова Наталия Викторовна, заведующая кафедрой государственно-правовых и гуманитарных дисциплин Института управления, бизнеса и права, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена основным тенденциям формирования конституционализма в России, историческим предпосылкам и современным особенностям. В ней рассматриваются основные ценности конституционализма, которые закреплены в основных положениях Конституции РФ, такие как приоритет прав человека, верховенство права, народовластие, разделение властей и другие.

Ключевые слова: конституционализм, конституционное развитие, законодательство, Конституция, юридическая практика, история, демократия, традиция, преемственность, эволюция.

The article is devoted by the basic tendencies of formation by the constitutionalism in Russia, historical reasons and contemporary peculiarities. The basic values of constitutionalism are considered in this article, which are fixed in peculiarity locations of the Constitution of the Russian Federation, such as a priority of human rights, leadership of the right, democracy, division of the authorities, etc.

Key words: the constitutionalism, constitutional development, the legislation, the constitution, the juridical practice, the history, the democracy, traditions, succession, the evolution.

Формирующийся в настоящее время конституционализм составляет ядро, стержень политической и правовой основы Российского государства. В свою очередь, его стержнем и фундаментальной основой является Конституция как основополагающий документ. Именно в Конституции - Основном Законе страны закрепляются фундаментальные положения взаимосвязи власти и общества, государства и личности, права и свободы, человека и гражданина.

На протяжении последнего десятилетия в истории российской государственности проблема выбора пути конституционного развития является доминирующей. Принятие Конституции РФ 1993 г. - один из этапов широкомасштабной правовой реформы. Огромное значение имеет теоретическое осмысление взаимосвязи таких фундаментальных категорий, как "конституция" и "конституционализм", поскольку их оценка является определяющей в раскрытии реального творческого потенциала Основного Закона России.

Поскольку понятие "конституционализм" является производным от понятия "конституция", необходимо выяснить, какое содержание вкладывалось представителями различных общественных течений и политических партий в термин "конституция" и "конституционализм". В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дается следующее определение: "Конституция - учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обыкновенно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на начале народного представительства" <1>. В начале 20-х годов в советских изданиях конституционализм рассматривался как политическая система, "при которой власть монарха в государстве ограничена народным представительством (парламентом)" <2>.

<1> Энциклопедический словарь (Брокгауз и Ефрон). Т. 16. СПб., 1895. С. 87.
<2> Самодержавие и либералы в революции 1905 - 1907 годов. М.; Л., 1925. С. 151.

В России теория конституции и конституционализма разрабатывалась в основном либеральными государствоведами: В.М. Гессен, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин и другие связывали понятие "конституционализм" с теорией правового государства <3>. Жизненность идей конституционалистов о правовом государстве, контроле представительных учреждений над администрацией и т.д. не подлежит сомнению. В то же время конституционное движение в России столкнулось с таким уровнем правовой культуры, который не позволил реализовать все конституционные идеи представителей данного направления.

<3> Гессен В.М. О правовом государстве (к реформе государственного строя России). СПб.: Изд. Б.Г. Глаголева. Б.г. 62 с.; Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Изд. Башмаковых, 1912. 306 с.

Вместе с тем, если применять категорию "конституционализм" для характеристики конституционной истории России, то можно выделить несколько относительно устойчивых периодов, в рамках которых эволюционировало понятие российского конституционализма.

Период XVIII - XIX вв. можно охарактеризовать как период дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение первых конституционных идей и проектов об ограничении власти монарха (М.М. Сперанский, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев). Ни один из этих конституционных проектов не был реализован на практике.

В начале XX в. произошло оформление российского конституционализма как политического течения, выразившегося в идеях либерального направления партии кадетов (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.М. Гессен) и реформировании государственного строя России.

Октябрьская революция оказалась поворотной вехой в истории российской государственности, положившей начало новому этапу формирования конституционализма в России, который можно охарактеризовать как "советский конституционализм".

Современный этап российского конституционализма начался после принятия Конституции РФ 1993 г. Многие конституционные принципы пока не нашли последовательного воплощения в отраслевом законодательстве и судебной практике, поэтому текущий этап российского конституционализма требует особого внимания исследователей для его эволюционных возможностей и перспектив развития. Также необходимо отметить, что конституционализм, происходящий от термина "конституция", не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в юридическом, историческом и политическом процессах.

Но в любом случае определение конституционализма включает в себя суждение об очевидных ценностях. Эти ценности были определены американским профессором права А.Е. Дик Ховардом: согласие народа, открытое общество, ограниченное правительство, неприкосновенность личности, судебный надзор, преемственность конституционного развития <4>. Эти ценности являются неоспоримыми и сегодня.

<4> Дик Ховард А.Е. Конституционализм // Верховенство права. М.: Прогресс, 1992. С. 53 - 80.

Любая конституция должна приниматься на основе общественного договора, согласия главных политических сил государства об основах создаваемого конституционного строя. Если Основной Закон введен в действие без опоры на базовый консенсус, то можно оспаривать конституционный характер такого государства, а легитимность самой Конституции представляется более чем сомнительной. Б.А. Кистяковский в начале XX в. сформулировал принципиальное положение о том, что современное конституционное государство основано на компромиссе. Этот вывод особенно важен и актуален в настоящее время. Б.А. Кистяковский писал: "Но если современное конституционное государство оказывается часто основанным на компромиссе даже по своей социальной организации, то тем более оно является таковым по своей политической и правовой организации" <5>. Именно такой подход позволяет в настоящее время совместно работать различным партиям и политическим силам над законопроектами.

<5> Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. С. 118.

Особенно хотелось бы обратить внимание на тезис о преемственности в конституционном развитии. Для России данная проблема является особенно актуальной. Российская модель конституционализма отличается от западных (классических) аналогов, что предопределило неизбежность выработки качественно отличной от Запада стратегии развития вообще и другой концепции политических сил и тактики реформ в частности. Основным носителем конституционной программы в России выступала не буржуазия, а скорее само государство в лице чиновной бюрократии, что предопределяло преимущественное использование принудительных методов государственного управления и правового регулирования.

Конституционализм как политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления, в полной мере не был реализован на практике в России. Возникновение многопартийной системы и принятие Основных Законов 1906 г. не сопровождалось выработкой конституционных "правил игры" и их признанием политическими партиями, а методы осуществления государственной власти сохраняли авторитарные черты.

В условиях длительной традиции существования монархической власти в России система монархического конституционализма оказывалась единственно возможной в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Однако после февраля 1917 г. возобладала революционная линия развития российской государственности. Советские конституции сформировали определенную преемственность в политико-правовом развитии страны, послужили нормативной основой для создания теории советского государственного права и советского строительства. В них закреплялись социалистические ценности, отражалось социалистическое правосознание, которые не вмещали идеалов правового государства и гражданского общества. Несмотря на это, главный принцип конституционализма - верховенство Конституции - выражался, закрепляя доктрину социалистической законности. Декларирование в советских конституциях цели демократизации общественной жизни создавало предпосылки увеличения роли Конституции в правовом регулировании общественных отношений. Но реального воплощения в правовой системе страны принцип верховенства Конституции не получил.

В действующей Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 4) принцип верховенства Конституции впервые в истории конституционного развития России получил юридическое закрепление. Этот принцип призван показать место Конституции в правовой системе страны, в иерархии правовых актов. Если Конституция является важнейшим источником права, нормы которого лежат в основе всей системы правового регулирования, следовательно, и сама Конституция должна быть сложноорганизованной системой.

Действующую Конституцию Российской Федерации с точки зрения ее внутреннего структурирования можно охарактеризовать в качестве единой, организационной, сложной, ценностно ориентированной, иерархической, информационной системы, которая создает предпосылки эволюционного типа развития права, государства, общества <6>. Это эволюционное развитие возможно проследить через основные ценности конституционализма, которые закреплены в основных положениях Конституции РФ, таких как приоритет прав человека, верховенство права, народовластие, разделение властей и другие.

<6> Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999. С. 10.

Таким образом, конституционализм - это специфическое политико-правовое явление, включающее в качестве составных структурных элементов идейную доктрину, действующее законодательство и юридическую практику. Обобщая конституционную историю России в XX в., необходимо отметить более демократичный характер Конституции России 1993 г. по сравнению с ее предшественницами как по способу принятия, так и по содержанию ключевых положений. Несомненно, что она сочетает в себе универсальные принципы конституционализма, характерные для современного этапа мирового конституционного развития.

Список использованной литературы

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД, Сашко", 2000. 528 с.
  2. Гессен В.М. О правовом государстве (к реформе государственного строя России). СПб.: Изд. Б.Г. Глаголева. Б.г. 62 с.; Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Изд. Башмаковых, 1912.
  3. Ведерников В.В. Конституционный вопрос в русской либеральной публицистике 60 - 80-х гг. XIX века. Магистр, 1997.
  4. Еллинек Г. Конституции, их история и значение в современном праве. СПб.: Голос, 1905.
  5. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост. А.В. Гоголевский. М.: Гардарики, 2000. 624 с.
  6. Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. политологии и правоведения; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2000.
  7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М.: Типография "Мысль", 1915.
  8. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XX в.). М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.
  9. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004.